World of skills региональный чемпионат. WorldSkills - чемпионат рабочих профессий

КАЗАНЬ, 28 авг - РИА Новости. Чемпионат мира по профессиональному мастерству WorldSkills 2019 завершился во вторник в Казани торжественной церемонией вручения медалей победителям и призерам. В неофициальном общекомандном зачете российская сборная заняла второе место, завоевав 14 золотых медалей, четыре серебряных и четыре бронзовых. Первое место – у сборной Китая, на счету которой 16 золотых, 14 серебряных и пять бронзовых медалей. Третье место – у Кореи, конкурсанты которой завоевали семь золотых, шесть серебряных и две бронзовых медали.

В торжественной церемонии принял участие президент России Владимир Путин.

Президент РФ Владимир Путин во время встречи с российской сборной молодых профессионалов после церемонии закрытия 45-го мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019

По признанию ребят российской сборной, "родных стен", которые обычно помогают, было не всегда достаточно – конкуренция была жёсткой, эксперты - строгими, а волнение зашкаливало.

Золотые медали за первое место получили участники сборной WorldSkills Russia по компетенциям "Администрирование отеля", "Визуальный мерчендайзинг", "Изготовление прототипов", "Изготовление изделий из полимерных материалов", "Информационная безопасность", "Лабораторный химический анализ", "Печатные технологии в прессе", "Поварское дело", "Ремонт и обслуживание легковых автомобилей", "Сварочные технологии", "Сухое строительство и штукатурные работы", "Флористика", "Холодильная техника и системы кондиционирования" и "Ювелирное дело".

Вторые места и серебряные медали завоевали конкурсанты по компетенциям "Информационные кабельные сети", "Обслуживание авиационной техники", "Парикмахерское искусство" и "Электромонтаж". Бронзовыми медалями наградили за третье место участников сборной России по компетенциям: "3D-моделирование для компьютерных игр", "Мобильная робототехника", "Облицовка плиткой" и "Экспедирование грузов".

Главный приз

Россиянка Анастасия Камнева из Ярославля, представившая страну в компетенции "Лабораторный химический анализ" и завоевавшая золотую медаль, набрала и самое большое количество баллов и стала обладательницей премии имени основателя мирового чемпионата WorldSkills Альберта Видаля. Награду победительнице вручили президент движения WorldSkills International Саймон Бартли и дочь Альберта Видаля Палома Видаль.

/ Анастасия Камнева (Россия), завоевавшая золотую медаль в компетенции "Лабораторный химический анализ" и награду Альберта Видаля "Лучший в нации" на церемонии награждения 45-го Мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 в Казани

Анастасия Камнева (Россия), завоевавшая золотую медаль в компетенции "Лабораторный химический анализ" и награду Альберта Видаля "Лучший в нации" на церемонии награждения 45-го Мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 в Казани

"Ощущения непередаваемые, до сих пор очень сильное волнение, очень много эмоций, радости. Финляндия была самым сильным соперником. Все соперники волновались, это было видно по их работе, но Финляндия держалась очень стойко и давала всем знать, что поборется за медаль", - сказала девушка журналистам сразу после награждения.

Анастасия отметила, что хотела бы дальше совершенствоваться в своем деле и помогать развитию данной компетенции в целом в движении WorldSkills. Девушка также призналась, что за время чемпионата, кажется, потеряла пару килограммов – волнение было настолько сильным, что она просто не могла есть, очень переживала.

Победа – коллективный результат

Большинство ребят признавались, что сегодняшняя их победа – результат нескольких лет сложнейшей работы и тренировок многих людей: преподавателей, тренеров, экспертов, родных, которые учили, направляли, поддерживали.

"Я выложилась на этих соревнованиях на все 100%, моя команда это почувствовала, поэтому золото было достаточно ожидаемо. Было очень тяжело, мы с нашей командой работали три года ради этой идеи, ради того, чтобы взять эту золотую медаль. Потому что на прошлых соревнованиях мы заняли 12-е место, сейчас мы наконец-то ощутили это золото в своих руках. Это очень приятно, чувствуешь, что все твои труды окупились", - призналась Елизавета Шкимбл, победившая в компетенции "Флористика".

"Спасибо всем, это была командная победа. Я готовился более трех лет. Это победа не моя личная, это победа большой команды – преподавателей, тренеров. Бесконечно много людей в этом участвовали, бесконечно благодарен всем, кто принимал участие в этом", - отметил Александр Леушин, завоевавший золото в компетенции "Холодильная техника и системы кондиционирования"

С ребятами согласилась и Лиза Степанова, победившая в компетенции "Печатные технологии в прессе".

"Не только я, мои тренеры, эксперты – все вложили труд в эту медаль. Огромный труд проделан и это результат – золотая медаль. Были серьёзные соперники со всего мира, и действительно пришлось побороться. Я готова ещё не один путь пройти, чтобы почувствовать эти эмоции ещё раз", - поделилась впечатлениями девушка.

Тем же, кто еще только планирует участвовать в движении WorldSkills, она посоветовала не сомневаться. "Тут не надо думать, надо участвовать, потому что это море эмоций, возможностей, знакомств, перед тобой открывается целый мир. И обязательно нужно идти до конца. Даже если что-то не получается, никогда не сдаваться и бороться до последней секунды, пока у тебя есть время", - сказала Степанова.

Айдар Минеев из Набережных Челнов выиграл золотую медаль в компетенции "Изготовление прототипов". Общаясь с журналистами, молодой человек отметил, что на участие в соревнованиях его вдохновил старший брат, в 2018 году ставший чемпионом Европы в компетенции "Инженерный дизайн CAD", а также завоевавший специальный медальон на мировом чемпионате WorldSkills в Абу-Даби.

Айдар Минеев, завоевавший золотую медаль на церемонии награждения победителей WorldSkills в компетенции "Изготовление прототипов" в рамках 45-го Мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 в Казани

"Я чувствую гордость за страну. Мой результат – это усиленные тренировки, обширная работа с экспертами и тренерами. Мне помогла родная земля, это очень мотивировало и придавало определенный темп. Я очень счастлив. Спасибо всей команде – тренерам, экспертам, всем, кто меня поддерживал. В дальнейшем я планирую связать свою жизнь с инженерией. Участникам следующих чемпионатов желаю побед, они должны ставить себе цели и делать все, чтобы их достичь", - сказал он.

Волнение мешало

Не все ребята остались довольны результатом, даже несмотря на завоеванные награды.

"У меня третье место, значит, не все получилось. Но я сделал все, что мог. Многое зависит не только от нас, но и от судей, которые нас оценивают. Испытываю потрясение, не рассчитывал, что выйду на пьедестал – знал, что выполнил работу не совсем хорошо, хоть и старался, были ошибки", - сказал Алексей Артемасов, завоевавший "бронзу" в компетенции "3D моделирование для компьютерных игр".

Анастасия Распопова, победившая в компетенции "Визуальный мерчендайзинг", также рассказала о сильном волнении.

/ Анастасия Распопова (Россия), завоевавшая золотую медаль на церемонии награждения победителей WorldSkills в компетенции "Визуальный мерчендайзинг" в рамках 45-го Мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 в Казани


Анастасия Распопова (Россия), завоевавшая золотую медаль на церемонии награждения победителей WorldSkills в компетенции "Визуальный мерчендайзинг" в рамках 45-го Мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 в Казани

"Я была просто в шоке – столько слез, эмоций. Предчувствие, конечно, было. Просто когда у тебя, на контрасте видно, что очень хорошая работа, всегда есть шанс, что тебя "завалят". Все страны понимают, ты – конкурент, и могут занижать оценки. Работа участника – это всего лишь 30% от победы, и даже если ты на 100% выложился, это ещё ничего не значит. 30% - это работа экспертов, других команд, и это все очень волнительно", - поделилась девушка.

Импульс развитию профобразования

"Наша страна завоевала рекордные 22 медали, и 14 из них – золотые. Это число чемпионов говорит об очень высоком уровне подготовки в нашей стране, о том, что среди наших экспертов и преподавателей есть носители технологий мирового уровня... Из догоняющей Россия стала опережающей страной, серьезным конкурентом вечных лидеров WorldSkills. Помимо этого у нас 25 медальонов за профессионализм, гарантия профессионального признания участника чемпионата международным сообществом. С Best of Nation и премией Альберта Видаля у России на чемпионате мира в Казани 49 наград – это серьезный импульс, который дан развитию системы профессионального образования в России", - отметил директор союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" Роберт Уразов.

Мировой чемпионат WorldSkills 2019 прошел в Казани 22-27 августа. Участниками чемпионата стали порядка 1,3 тысячи молодых людей до 22 лет (в некоторых компетенциях – до 25 лет) из 63 стран. Основной площадкой соревнований стал международный выставочный центр "Казань Экспо". Казань была выбрана городом проведения чемпионата на генассамблее WorldSkills International в Сан-Паулу в августе 2015 года. За это право она соперничала с Парижем и бельгийским Шарлеруа.

WorldSkills International – международное движение, целью которого является популяризация рабочих профессий, повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. Мировой чемпионат WorldSkills является крупнейшим в мире соревнованием профессионального мастерства. РФ вступила в международное движение WorldSkills в 2012 году. Сегодня союз "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" охватывает все регионы, 3,5 тысячи колледжей, 160 вузов, 25 крупнейших компаний.

ДВИЖЕНИЕ WORLDSKILLS

КАК WORLDSKILLS МЕНЯЕТ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФПОДГОТОВКИ В РОССИИ

К 2025 году Россия столкнётся с дефицитом кадров в 10 миллионов человек. Чтобы не потерять конкурентоспособность, до 2024 года страна должна перейти в цифровую эпоху, о которой сегодня говорят и власти, и бизнес. Ключевая проблема - острая нехватка кадров для digital-трансформации. Вырастить их в нужном количестве можно только перестроив систему профобразования.

Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» устанавливает новые стандарты современных рабочих профессий, меняет экзаменационную систему в колледжах и вузах, а также выступает связующим звеном между работодателями и молодыми сотрудниками. Как движение меняет рынок труда в России - в лонгриде РИА «Новости».

Начало. От испанских рабочих к цифровой экономике

Движение WorldSkills International (WSI) зародилось в послевоенной Испании, которая, как и многие страны в тот период, переживала нехватку рабочих рук. Чтобы возродить интерес к рабочим профессиям, один из инициаторов движения Франциско Альберт-Видаль решил провести конкурс профмастерства среди молодых специалистов. Они узнавали о соревнованиях из газет и за свой счёт отправлялись в Мадрид со всей Европы. Хотелось и себя показать, и на других посмотреть.

фото МИА "Россия сегодня"

Саймон Бартли, президент WSI

«Альберт-Видаль ставил перед собой три цели: превратить участников соревнований в ролевую модель для молодежи, организовывать встречу экспертного и профессионального сообщества из разных стран и дать молодым профессионалам возможность определить свое положение на мировом рынке труда. Все три цели остаются актуальными и сегодня»

1 / 4

Хотя основная миссия движения осталась прежней, изменения на рынке труда и развитие технологий сформировали новые вызовы. Автоматизация и переход к цифровой экономике создали потребность в рабочих кадрах нового типа, способности которых измеряются компетенциями, а не дипломами и грамотами.

Теперь WorldSkills необходимо готовить не просто молодого конкурентоспособного профессионала, а адаптированного к современным реалиям специалиста, готового работать бок о бок с умными аппаратами и робототехникой, постоянно расширять свои знания.

Первые шаги. Дефицит кадров и парадоксы рынка труда

Россия присоединилась к движению WorldSkills в 2012 году. В тот период техникумы и колледжи, несмотря на попытки реформ, по-прежнему казались многим низшей образовательной ступенью, которую проходят только те, кому не удалось поступить в вуз и кто не рискнул сдавать ЕГЭ.

Реформирование системы среднего профессионального образования стало первой задачей, которая встала перед Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». В этом заключается важное отличие российской модели движения от аналогов в других странах.

Если условные SwissSkills («Ворлдскиллс Швейцария») или WorldSkills France выступают в первую очередь центром привлечения молодых профессионалов и их подготовки к чемпионатам, то российское подразделение WorldSkills стремится реформировать всю систему образования.

1 / 4

Учебные заведения в стране пока еще с трудом адаптируются к реалиям современного рынка труда. Устаревшие учебные программы, годами не менявшиеся принципы подготовки преподавателей, противоречивые стандарты и вышедшее из употребления оборудование привело к закономерному дефициту кадров.

В 1990-е многие образовательные учреждения утратили связь с предприятиями. Выпускники приобретали абстрактные навыки для абстрактного будущего, часто - из давно ушедшего прошлого. В результате, поступив на работу, вынуждены были переучиваться.

фото МИА "Россия сегодня"

Петр Некрасов, представитель IEK

«Студенты изучают монтаж при помощи картинок. Они не могут пилить, не могут монтировать. Компания столкнулась с нехваткой квалифицированных кадров в электромонтажной отрасли»

О той же проблеме говорит и генеральный директор производителя сварочных аппаратов «Кемппи Россия» Евгения Дмитриева.

фото "Кемппи Россия"

Евгения Дмитриева, гендиректор производителя сварочных аппаратов «Кемппи Россия»

«Студенты колледжей не готовы были работать с нашим сварочным оборудованием. Они просили дать им старые трансформаторные аппараты, потому что были знакомы только с такой техникой»

За 5 лет существования WorldSkills в России движение поддержали десятки партнёров. Среди них есть крупные государственные корпорации, такие как Ростех, Роскосмос и Росатом. Они не скрывают, что стремятся выйти на международный рынок и остро нуждаются в кадрах, которые отвечали бы мировым стандартам.

Таких специалистов удаётся найти среди участников региональных, национальных и международных чемпионатов WorldSkills. Также госкорпорации готовят специалистов изнутри, полагаясь на мировые стандарты профподготовки.

Другая часть партнеров - это российские представительства зарубежных компаний, например, производители робототехники Kuka и Festo. Они не только нуждаются в кадрах, но и пытаются популяризовать относительно новые отрасли среди школьников и студентов.

Для этого совместно с WorldSkills компании открывают робототехнические лаборатории в регионах. Два года назад российское представительство Kuka первым ввело компетенцию «Промышленная робототехника» в линейку WorldSkills.

1 / 3

Союз пытается наладить двусторонний контакт между учебными заведениями и компаниями.

фото МИА "Россия Сегодня"

«У нас есть традиционный разрыв между работодателем и образованием, и проект WorldSkills во многом нацелен на создание мостика между бизнесом и системой подготовки»

Подготовка молодых профессионалов к реалиям цифровой экономики - ещё одна задача, которая пока не решена. Совместно с консалтинговой компанией Boston Consulting Group в WorldSkills Russia изучили ситуацию на рынке труда в современной России. Как показал опрос, не менее 66% предприятий опасаются, что не смогут развиваться из-за нехватки квалифицированных специалистов.

По оценкам аналитиков, уже к 2025 году Россия столкнётся с дефицитом кадров в 10 миллионов человек.

Тенденция в принципе характерна для большинства учебных заведений среднего профессионального образования в мире. Исследование McKinsey выявило парадоксальную ситуацию: 50% молодых людей считают, что следующая после окончания школы ступень образования повышает их шансы на трудоустройство.

Более того, большинство образовательных учреждений (72%) считают, что их выпускники готовы к реальной работе. Однако только 43% работодателей находят специалистов с нужным уровнем квалификации.

1 / 4

Выпускники техникумов, колледжей и вузов приходят на предприятия с дипломами, оценками и разрядами, но по факту дипломированность и сертификация не подтверждаются.

фото ГК "Росатом"

Алексей Пономаренко, директор Центра по международным программам Корпоративной академии Росатома

«Пятерка, полученная в одном колледже не всегда равна оценке, полученной в другом. При этом крайне важной является возможность выполнения молодым
специалистом профильной задачи, которая часто реализуется на очень дорогом и высокоточном оборудовании. Поэтому профессиональное
образование должно готовить специалистов максимально быстро с гибкой программой и минимальными затратами»

На несовершенство системы подготовки кадров обратили внимание и руководители учебных заведений.

«Формат оценивания компетенций выпускников нужно менять, потому что разрыв с требованиями работодателей усиливается»

Несоответствие выпускников запросам работодателей замечают и вузы.

«Опросы работодателей показывают, что система высшего образования по стране хромает. Выпускники нуждаются в дополнительной подготовке и переобучении»

Запуск. Новые стандарты для реального сектора экономики

Демонстрационный экзамен

В 2014 г. требование привести российские колледжи к мировым стандартам подготовки специалистов оформилось уже на правительственном уровне.

А спустя два года в России решили испытать формат демонстрационного экзамена по методике WorldSkills - новой системы государственной итоговой аттестации, которая позволяет проверить навыки выпускников в реальных производственных условиях.

Министерство образования и науки уже намекает, что скоро методику могут официально утвердить в качестве основной формы ГИА. Демонстрационный экзамен учитывает реальные требования рынка труда, а не условные стандарты.

Именно поэтому работы экзаменуемых оценивают независимые эксперты от отраслевых предприятий, которые знакомы с реальными требованиями на производстве или в офисе.

Михаил Сивцев, директор Департамента среднего профессионального образования и развития профессиональных компетенций ДВФУ

«Традиционный экзамен проводит преподаватель, который сам обучал студентов. В основном, это формат ответов на теоретические вопросы. В соответствии с методикой WorldSkills, студента экзаменуют независимые эксперты, причём проверяют его практические навыки. Конкурсное задание остаётся одинаковым для всех, поэтому исключается фактор везения»

Задания для демонстрационного экзамена действительно трудно сравнить с ответами на билеты. В течение нескольких дней студенты выполняют такие же задачи, что и участники международных чемпионатов WorldSkills. Теория сведена к минимуму - она лишь подкрепляет действия, которые нужно выполнять в реальных условиях на реальном оборудовании.

По некоторым компетенциям эта планка пока оказывается слишком высокой. Глава WSR Роберт Уразов называет эксперимент с демэкзаменом по инженерному дизайну CAD в ДВФУ «учебным харакири». Но зато такая модель позволяет студентам определить недостающие навыки - так называемые skills gaps. А учебные заведения, в свою очередь, могут скорректировать учебную программу, пока система проходит пилотные испытания.

«Демэкзамен даёт чёткую картину, на каком оборудовании нужно готовить студентов, учитывая запросы работодателя» , - отмечает Сивцев.

1 / 3

Таким образом, решается сразу несколько проблем: объективность оценки, её адекватность и разрыв между требованиями работодателей и навыками выпускников. В этих условиях выигрывают все. Учебные заведения совершенствуют систему подготовки, студенты отрабатывают навыки для реального, а не абстрактного сектора экономики, а предприятия получают доступ к базе квалифицированных кадров, которые отвечают всем установленным стандартам.

Причём компетенции подтверждаются не дипломом с оценками по предметам, а Skills-паспортом с перечислением конкретных навыков - ещё одним проектом WSR. В нём обозначены модули, которые выполнил студент. Результаты участника отражаются в графике, в котором также указаны минимальные и максимальные допустимые результаты по стандарту.

С января тестовый демэкзамен прошли уже более 14 000 выпускников колледжей и вузов. Пилотный проект по 73 компетенциям стартовал в 26 регионах России.

Около 40 компаний, в том числе Росатом, «Р-Фарм» и IEK признали Skills-паспорта инструментом независимой оценки подготовки студентов.

фото ГК "Р-Фарм"

Иван Семёнов, вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию предприятия «Р-Фарм»

«Паспорта навыков - это аналог пре-интервью, которое вместо работодателя проводит учебное заведение»

В некоторых ситуациях демонстрация навыков по международным стандартам может стоить карьеры. И вот одна такая реальная история.

Студент техникума Василий Шабаров прошёл несколько этапов чемпионатов WorldSkills. Он стал победителем по компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» на I региональном чемпионате WorldSkills Russia в Ленинградской области, а также участвовал в национальном чемпионате в Краснодаре. После защиты диплома Шабаров устроился на одно из предприятий госкорпорации Росатом. Но его ожидали рядовой уровень зарплаты и рядовая сложность задач. Никто не учёл ни грамоты, ни рекомендации техникума, ни результаты участия в движении WSR.

Виталий Манзук, заместитель директора Кировского политехнического техникума

«Мы пригласили руководство предприятия протестировать компетентность Шабарова на своей площадке в формате демонстрационного экзамена. Мы подготовили рабочее место, чтобы Шабаров смог проявить себя в полной мере. Он должен был выточить фрезерную деталь по заданию с любого международного чемпионата WorldSkills на выбор заводчан. В итоге, остановились на конкурсной детали с Чемпионата мира 2015 года в Сан-Паулу. Василий Шабаров потратил на 4 часа больше, чем позволяют стандарты WS, однако справился с заданием»

Созданную им деталь представители предприятия проверили в центральной измерительной лаборатории. Результат отличался от заданного чертежом идеала всего лишь по трём размерам из более чем 60 и всего на 3-4 микрона. Рядового сотрудника Василия перевели в другой цех с более современным оборудованием и более сложным уровнем производственных задач.

Skills-паспорт

Skills-паспорт вызывает больше доверия у международных экспертов. Выпускник Первого московского образовательного комплекса Константин Долгих прошёл демонстрационный экзамен по поварскому делу, а также принял участие в нескольких чемпионатах WorldSkills.

Сейчас повар-кондитер получает дополнительное образование технолога в кулинарной сфере и работает во французском ресторане Ladurée в Москве. Пока Долгих занимает должность повара, но в ближайшее время его должны повысить до должности деми шеф де парти (аналог бригадира смены).

Константин Долгих, повар-кондитер ресторана Ladurée

«При устройстве в Ladurée у меня посмотрели резюме, результаты чемпионатов и демэкзамена. Шеф-повар ресторана француз, а у них очень развито движение WorldSkills. Когда он узнал, что я участвовал в чемпионатах и получил Skills-паспорт, ему это понравилось. Меня взяли сразу же»

фото МИА "Россия Сегодня"

Роберт Уразов, гендиректор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»

«Дипломы становятся анахронизмом. Сейчас даже в консалтинговых компаниях большой четвёрки не смотрят на диплом, а учитывают только навыки. Мы начали заниматься проектом Skills-паспортов, чтобы создать в системе образования чёткий ориентир подготовки и понятный инструмент признания навыков»

Виталий Манзук, заместитель директора Кировского политехнического техникума

«Кто такой, например, наладчик станков с ЧПУ? Оказывается, сегодня он и инженер, и рабочий, и технолог-программист, и метролог. Нам нужно уйти от противопоставления понятия «инженер-техник» к интеграции квалификаций по конкретным компетенциям»

Будущее. Футурология и цифровизация

Классификация компетенций - ещё одна проблема российской системы профподготовки. Представители многих техникумов и вузов признают, что сегодня специальности уже не имеют таких чётких границ, как раньше. Условный оператор ЧПУ-станка может сегодня управлять сразу несколькими станками на заводе и фактически руководить производственным процессом. Новый технологический уклад меняет сам формат профессий, причём большинство из них получают цифровое измерение.

WorldSkills Hi-Tech

В ноябре на IV Национальном чемпионате рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге была представлена 31 компетенция, но только в четырёх из них сохранилась исключительно аналоговая часть.

фото МИА "Россия Сегодня"

Роберт Уразов, гендиректор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»

«Даже в сварке был модуль «Роботизированная сварка». Сейчас на чемпионате рождается будущее. Проявляется картинка того рабочего места, которое возникнет через несколько лет»

FutureSkills

Параллельно с направлением Hi-Tech WorldSkills Russia создаёт и другие кластеры компетенций. Одно из направлений работы - это своего рода футурология, попытка предсказать, какие навыки и профессии потребуются специалистам в ближайшем будущем и как изменятся существующие специальности.

Сверхзадача - избежать появление класса лишних людей, чьи способности окажутся невостребованными в условиях цифровой экономики.

В этой статье я хочу рассказать о конкурсе профессионального мастерства WorldSkills Russia , который проходил в Москве 1-4 ноября на ВВЦ. Я принимала участие в компетенции «Веб-дизайн». Повествование будет с точки зрения участника.

О конкурсе
WorldSkills - это соревнование, целью которого является выявление профессионалов в конкретной области. Конкурс берет свои истоки с WorldSkills International (WSI), международной некоммерческой ассоциации.
Открытый чемпионат проходил в Москве уже 2-ой раз. Участие в конкурсе бесплатное. Возраст участников от 18 до 22 лет, учащиеся в коллежах или ВУЗах. В Москве было представлено 14 компетенций, более подробную информацию можно посмотреть на официальном сайте .
Конкурс длится 4 дня: в первой половине дня открытие, затем соревнования, в заключительный день - подведение итогов и закрытие. Главная особенность конкурса в том, что состязание проходит на площадке, открытой для просмотра всем желающим.
О компетенции веб-дизайн
Эта компетенция связана не только с веб-дизайном, но и с веб-разработкой в целом. (Я думаю это из-за перевода, с английского design переводится еще и как разработка). В компетенции принимали участие 24 конкурсанта из разных регионов России. Чтобы попасть в десятку лучших, нужно было знать: основы веб-дизайна, HTML, CSS3, PHP, JavaScript, JQuery, работа с Ajax.
Конкурсное задание было разбито на 3 модуля, каждый из них рассчитан на выполнение в течение дня и сфокусирован на отдельных особенностях и технологиях Web-разработки. Все модули не связаны между собой. Для некоторых из них предусмотрен набор исходных файлов для выполнения заданий. Подробно о модулях ниже. На каждый день соревнования (они длились 2,5 дня) было представлено новое задание, некоторые состояли из двух частей – A и B. Первая часть, по условиям, должна быть завершена до обеденного перерыва, вторая – до конца дня. После завершения выполнения модуля, работа оценивалась экспертами. Для каждого дня был предусмотрен определенный план выполнения.
Интернет был доступен на выделенном компьютере с ограничением по времени: каждый участник мог воспользоваться им не более двух раз по 5 минут за один модуль (неиспользованное время сгорало). Телефонами, тетрадками и учебными пособиями пользоваться запрещалось. Документированной информации на русском языке было мало, а обширная информация была представлена только на английском языке.
О себе
Чтобы рассказывать подробно о конкурсе, для начала немного расскажу о себе. Я студентка 4 курса московского колледжа, учусь по специальности «Прикладная информатика». В учебном плане есть дисциплина «Интернет-технологии», в котором преподают основы HTML, CSS и PHP. Те основы, которые у меня были после изученной дисциплины, мне бы не хватило пробиться даже в десятку. Так что более глубокие знания по этой дисциплине я получала самостоятельно, изучая веб-технологии по видео, руководствам и статьям.
Теперь о конкурсе
Первый день соревнования
Мы (участники) прибыли утром на площадку, прошли инструктаж по ТБ. Между конкурсантами была проведена жеребьевка рабочих мест за компьютерами. Следом, было торжественное открытие. Затем началось все самое интересное, то есть непосредственно соревнования. В этот день нужно было реализовать первый модуль. Нас познакомили с критериями оценки модуля: за каждый выполненный критерий давались баллы. В первом модуле нужно было сделать:
  • «Редизайн сайта ВВЦ, не менее 2х страниц, для главной страницы, и для страницы с функционалом;
  • Подготовить анализ старого дизайна, указать его недостатки и пути решения в новом исполнении;
    Подготовить карту сайта и применяемую палитру цветов;
  • Предусмотреть дизайн страниц для мобильных устройств с узким экраном 480px».

На весь модуль отводилось 4 часа.
Я выполнила модуль по всем критериям, и у меня осталось время, но, к сожалению, материала для второго модуля не было, так что для меня первый этап был завершен.
Второй день соревнования
Логично предположить, сегодня нужно было реализовать второй модуль. Этот модуль делился на часть «A», которую нужно было сделать до перерыва и часть «B». На каждую часть отводилось 4 часа.
В части «A» нужно было реализовать:
  • Верстку 2-х макетов: главной и функциональной страницы;
  • Слайдер на чистом JavaScript, где не менее 3х слайдов. Оценивалась сложность перемещения слайдов.
UPD: Макеты:

Увы, здесь я успела сверстать только 2 макета.
В части «B» задание звучало так:

«К общему сожалению, предыдущий разработчик потерял файл стилей, поэтому вам необходимо воссоздать главную страницу сайта-каталога музеев столицы. По последним его записям, на сайте должен быть представлен «слайдер», таблица со статистикой посещения и меню с разделами».
Из исходных файлов давался HTML макет, пустой style.css и script.js. Можно было править только style.css и реализовать смену слайдов в script.js.
Здесь я тоже справилась со всем модулем.
Третий день соревнования
Этот день был самым изматывающим, как в эмоциональном плане, так и в физическом. В третьем модуле было 2 части, но части «A» и «B» можно было выполнять одновременно. На выполнение всего модуля отводилось 6 часов. За выполнение этого модуля давали больше всего баллов.
В третьем модуле задание звучало так:
«Вам будут предоставлены HTML и CSS файлы и различные изображения. Вашу работу не будут оценивать по критериям дизайна, HTML и CSS. Обратите внимание, что макет содержит избыточную функциональность. Вы должны оставить только те функции, которые от вас требуется реализовать.
Ваша задача – создать гибкий Фреймворк с заданной функциональностью. К обеду вы должны создать общий Фреймворк на PHP и к концу дня вы должны закончить остальные клиентские интерфейсные функции.
Описание задания:
  • Для гостей сайта
    • Просмотр статей, комментариев и перечня достопримечательностей на карте города.
    • Возможность зарегистрироваться (подтверждение по электронной почте не требуется).
  • Для зарегистрированных пользователей
    • Составление списка (маршрута) своей прогулки по Москве, «перетаскивая» достопримечательности с карты в путевой лист и обратно для удаления;
    • Ручная сортировка пунктов маршрута должна присутствовать;
    • Просмотр выбранных достопримечательностей на карте;
    • Возможность публикации комментариев к достопримечательностям;
    • Для подтверждения своего комментария посетитель обязан использовать механизм CAPTCHA.
  • Для администратора
    • Возможность авторизации при помощи логина и пароля и завершение сессии.
    • Возможность добавлять достопримечательность путем перетаскивания маркера с формы добавления на карту и удалять путем перетаскивания маркера с карты в корзину.
Обязательно используйте возможности открытых библиотек. Такие технологии как Flash, Silverlight или чистый JavaScript оцениваться не будут».

Здесь я реализовала:
  • как говорят организаторы соревнования, фреймворк;
  • сделала авторизацию и регистрацию пользователя через Ajax;
  • добавление комментарий с каптчей, тоже через Ajax;
  • добавление и удаление достопримечательностей из путевого листа перетаскиванием с помощью jQuery, тоже через Ajax.
Не успела сделать «админку» и сортировку достопримечательностей в путевом листе.
Итоги
Я не заняла призовое место, хоть и попала в пятерку. Самое главное, я расширила и систематизировала свои знания, обозначила свои слабые места и наметила дальнейшее направление совершенствования. Из-за ограничения доступа к Интернету, подготовка была тщательной, документация была изучена до такой степени, что в случае проблемы сразу знаешь куда смотреть, хотя во время соревнования интернет мне не пригодился. Я считаю, что такие соревнования нужны, в первую очередь, для студентов, чтобы повысить свои умения, узнать, на что ты способен и что стоит подтянуть, познакомиться с новыми людьми и проявить себя в деле. Может эти соревнования будут так же ценны для работодателей, которые ищут ценные кадры. Мне кажется, мало студентов, профессиональная область интересов которых не ограничена программой преподавания, и умеющих реализовать полученные знания на практике. У меня есть год для восполнения пробелов в своих знаниях. Надеюсь, в следующем году побороться за более высокое место.

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Борский агропромышленный техникум»

Организационно – методическое обеспечение

конкурсов молодых професссионалов WorldSkills .

Морозова Мила Валентиновна, методист

ГАПОУ ЛО «Борский агропромышленный техникум»

Бор

2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………………… 3

Основная часть

    Понятие и значение соревновательной педагогики в профессиональном образовании ….... 5

    Движение WorldSkills : общие сведения, цели и задачи ………………………......................... 7

    Структура подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства с использованием методики WorldSkills …………………………………………………….…. 11

    Организационно – методическое обеспечение конкурсов молодых професссионалов WorldSkills в Борском агропромышленном техникуме ……………………………………... 14

Заключение ……………………………………………………………………………………………... 20

Список используемых источников …………………………………………………………………..…21

ВВЕДЕНИЕ

Кардиальные изменения, происходящие в течение последних лет в экономической, социальной и культурной сфере общества, с каждым годом ставят всё более сложные задачи перед системой российского профессионального образования, выдвигает всё новые требования к качествам современного рабочего: достижимые мотивации работника, умение работать в команде и на благо команды, умение решать нестандартные задачи, умение брать на себя ответственность, умение и желание учиться, высокая работоспособность. В связи с этим, качество профессионального образования рассматривается не только на уровне освоения обучающимися конкретных профессиональных компетенций, но и на уровне освоения ими культуры профессиональной деятельности, постоянного профессионально – личностного саморазвития и самосовершенствования.

«Одна из принципиальных задач государства – это развитие профессионального образования. Надо повысить престиж рабочих специальностей, в целом – общественную ценность и значимость квалифицированного труда» - из выступления В.В.Путина.

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…»

В настоящее время качество профессиональной подготовки будущих специалистов в конкретной области профессиональной деятельности становится очень актуальным, прежде всего для самого специалиста, и определятся степенью его конкурентоспособности на рынке труда.

Подготовка будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности – ключевая характеристика, которая включает в себя способность к быстрой адаптации на рабочем месте, владение общими и профессиональными компетенциями, а также устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности. 1

Одним из способов решения данного вопроса могут быть конкурсы профессионального мастерства, которые помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и ____________________________________________________________________________________
1 Кокшарова М. Ю. Проведение конкурсов профессионального мастерства с использованием методики WorldSkills на примере педагогических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 192–201. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76511.htm.

креативного мышления студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.

В последнее время конкурсы профессионального мастерства стали более актуальны, т.к. являются надежным и хорошо апробированным инструментом развития профессии и повышения ее социального статуса. А с введением новых ФГОС, Профессиональных стандартов, стандартов WSR, а также созданием регионального центра компетенций, вовлечение обучающихся в международное движение WorldSkills и участие в конкурсах профессионального мастерства с использованием методики WorldSkills стали не только жизненно необходимы, но и делом чести любого профессионального образовательного учреждения.

Цель данной работы: организационно – методическое обеспечение конкурсов молодых профессионалов WorldSkills в Борском агропромышленном техникуме.

Для достижения поставленной цели потребовалось:

    раскрыть понятие и значение соревновательной педагогики в профессиональном образовании;

    изучить историю развития, основные понятия и документацию движения Worldskills;

    ознакомиться со структурой подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства

    описать опыт работы по организационно – методическому обеспечению конкурсов молодых профессионалов Worldskills в Борском агропромышленном техникуме.

1.ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Большинству людей, в том числе и подросткам, присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. Утверждение себя среди окружающих - врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми, результат которого, очень часто и определяет его статус в социуме.

Соревновательный метод – это способ, основанный на включении в образовательный процесс компонентов . Соревновательный метод предусматривает использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Определяющей чертой его является сопоставление сил в борьбе за первенство, за возможно более высокое достижение. Объектом соревновательной деятельности может быть не только результат, но и качество выполнения действия. Установка на соревновательную деятельность вызывает у обучающихся стремление максимально проявить свои силы.

Большие потенциальные возможности для повышения творческой активности, заложенные в соревновании, выделяли ещё К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, К.Н.Вентцэль.

Использование соревновательной педагогики в профессиональном образовании позволяет формировать компетенции, приближая обучение к профессиональной деятельности, активизируя формирование профессиональной мотивации. С оревнуясь между собой, обучающиеся быстро осваивают ещё и опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.

В рамках участия в конкурсах профессионального мастерства участники получают информацию, которую они в обычных условиях усваивают за недели и даже месяцы, а в некоторых случаях и вовсе не могут её получить в традиционной образовательной системе. Кроме того, конкурс - это возможность обмена неформализованными, неявными знаниями.

Конкурсная деятельность создает для ее участников уникальные педагогические условия эффективного обучения, приобретения необходимых компетенций в жестких временных рамках конкурсного отбора и обучающих программ.

Конкурсы профессионально мастерства, не только дают возможность студентам оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии, но и позволяет работодателям найти для себя талантливые «кадры».

Международное некоммерческое движение WorldSkills и проводимые им чемпионаты - это известное во всем мире и крупнейшее соревнование, в котором принимают участие как молодые квалифицированные рабочие, студенты университетов и колледжей в качестве участников в возрасте до 22 лет, так и известные профессиональны, специалисты, мастера производственного обучения и наставники – в качестве экспертов, оценивающих выполнение конкурсных заданий, на сегодняшний день, является одной из самых перспективных площадок для стажировки педагогов и профессионального роста и становления обучающегося.

Чемпионаты WorldSkills – это и площадка для профессионального сообщества, на которой лучшие эксперты-практики из разных стран обмениваются опытом и определяют направления формирования современных международных стандартов в представленных на соревнованиях областях производства и социальной сферы. Проведение чемпионатов невозможно без участия бизнес-партнеров, что обеспечивает повышение статуса компаний на международных рынках, формирует их имидж как организаций с высокой социальной ответственностью.

2.ДВИЖЕНИЕ WorldSkills : ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

WorldSkills – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

Миссия WorldSkills: «Развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха»

Региональный координационный центр . ru / techcom / opisanie - konkursnykh - zadaniy /

Блог экспертов WSR Ленинградской области : http :// expertswsrlo . blogspot . ru /

Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» – официальный оператор международного некоммерческого движения WorldSkills Internationa l, миссия которого – повышение стандартов подготовки кадров. Наш девиз: «Делай мир лучше силой своего мастерства («Improving the world with the power of skills!» ).

Раз в два года одна из 77 стран-участниц движения проводит мировой чемпионат профессионального мастерства. В 2019-м он пройдет в России (WorldSkills Kazan 2019 ).

WorldSkills Russia проводит всероссийские чемпионаты профессионального мастерства по пяти направлениям:

  • Конкурсы профессионального мастерства между студентами колледжей и техникумов в возрасте до 22 лет. Раз в год победители региональных первенств соревнуются на Национальном финале «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia ) . Из победителей формируется расширенный состав национальной сборной для участия в мировом чемпионате WorldSkills Competition . С 2017 года появилась отдельная возрастная линейка – юниоры WorldSkills (14-16 лет).
  • Корпоративные чемпионаты, которые проводятся на производственных площадках крупнейших российских компаний. В них принимают участие молодые рабочие в возрасте от 16 до 28 лет. Победители представляют свою корпорацию на ежегодном финале WorldSkills Hi-Tech .
  • Чемпионат в сфере высокотехнологичных профессий IT-сектора – DigitalSkills . Участники – студенты профильных вузов и колледжей, а также специалисты крупнейших компаний, включая «Лабораторию Касперского», «Кибер Россию», «Ростелеком» и «Фирму «1C». Возрастное ограничение – до 28 лет.
  • AgroSkills – отраслевой чемпионат профессионального мастерства среди сотрудников компаний из сектора сельского хозяйства (возраст 18-28 лет). Соорганизатор – Министерство сельского хозяйства РФ. Проводится по трем компетенциям: «агрономия», «ветеринария», «эксплуатация сельскохозяйственных машин».
  • Межвузовский чемпионат по стандартам WorldSkills – конкурс профессионального мастерства между студентами высших учебных заведений. Победители вузовских чемпионатов встречаются в национальном финале.

Помимо организации чемпионатов, Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» занимается внедрением мировых стандартов в национальную систему средне-специального и высшего образования. В 2017 году около 14 тысяч выпускников колледжей и техникумов в 26 регионах России впервые сдали демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia . По сути, прошли через единственную в России независимую оценку практических навыков. По итогам испытания, студенты получили Skills-паспорта, а работодатели - чётко структурированную информацию о профессиональном уровне молодых специалистов.

История международного движения WorldSkills

Движение W orld S kills I nternational (WSI ) зародилось в послевоенные годы в Испании (1947 год), когда миру катастрофически не хватало квалифицированных рабочих рук. Первые чемпионаты проводились с целью популяризации рабочих профессий и повышения их престижа. Сегодня это эффективный инструмент подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и потребностями новых высокотехнологичных производств.

Под эгидой WorldSkills проводятся региональные, национальные и мировые чемпионаты, континентальные первенства. Участники совершенствуют свои навыки, соревнуясь по шести блокам профессий: строительной отрасли, информационных и коммуникационных технологий, творчества и дизайна, промышленного производства, сферы услуг и обслуживания гражданского транспорта.

За полувековую историю международного движения к WorldSkills присоединились 77 стран. Россия это сделала в 2012 году. За пять лет были проведены порядка 300 региональных, корпоративных и национальных чемпионатов. В них приняли участие более 90 тысяч конкурсантов, чьи работы оценивали 20 тысяч российских и международных экспертов. Общее число зрителей приблизилось к 1,5 млн человек.

АмГПГУ

АмГПГУ – одно из ведущих высших учебных заведений гуманитарного профиля на Дальнем Востоке России. Созданный в 1954 году как педагогический институт, сегодня он вырос в современный центр образования, науки и культуры, где обучаются более 5000 человек на разных формах и направлениях обучения, получая качественную и востребованную на рынке труда подготовку.

КГПИ – КГПУ – КнАГПУ – АмГПГУ – вот те исторические вехи в становлении университета, которые определили развитие отечественной и зарубежной теории и практики образования.

Пройдя фундаментальную профессиональную подготовку в АмГПГУ, студент становится высококвалифицированным специалистом системы гуманитарно-педагогического образования. Широкий профиль подготовки позволяют ему постоянно совершенствоваться в процессе трудовой деятельности и осваивать дополнительные специальности.

В последние годы вуз активно осваивает международное образовательное пространство. С АмГПГУ сотрудничают многие университеты и культурные центры Франции, Германии, США. Южной и Северной Кореи, Японии, КНР, Австралии и других стран. Качество образования, которое дает университет, делает его по-настоящему привлекательным не только для российских студентов, но и для зарубежных. Студенты и молодые ученые АмГПГУ имеют возможности для стажировок и обмена опытом за рубежом, для обучения в аспирантуре и докторантуре с последующей защитой диссертаций.

Образовательная среда в университете организована таким образом, что даже внеучебное, досуговое время студентов становится для многих из них временем саморазвития, самореализации, апробации знаний и инновационных идей.

Внедряя интеллектуальные и информационно-коммуникационные технологии во все сферы своей деятельности, постоянно предоставляя своим студентам и преподавателям новые возможности получения знаний, университет по праву называется инновационным и занимает лидирующие позиции среди вузов в этой отрасли.

Многогранную, яркую. Творческую, насыщенную событиями жизнь университета по-разному отражают все страницы нашего сайта.

Думаем, что знакомство с ними будет интересным для самого широкого круга пользователей – и для ученых, работающих в области тех направлений науки, которые развиваются в университете, и для менеджеров образования разного уровня, для практических вузовских работников и учителей школ, мастеров производственного обучения колледжей и ПТУ, для коллег из зарубежных вузов и образовательных центров, для работодателей, которым нужны современные квалифицированные кадры, и для наших сегодняшних студентов, и для выпускников прошлых лет, и, конечно, для наших дорогих абитуриентов. Листайте страницы , друзья читайте, знакомьтесь с нами, задавайте свои вопросы. Будем рады продолжению знакомства.



Понравилось? Лайкни нас на Facebook