Гигиенические требования к физкультурно-спортивной зоне общеобразовательных учреждений и спортивным залам. Санитарно-гигиенические требования к школьному спортивному залу Правила проектирования школьных спортивных залов

Размещение спортзала желательно на первом этаже в отдельном блоке с наличием отдельного выхода на открытую спортивную зону. Планировка спортивного зала имеет общепринятую структуру (2 душевые, 2 раздевалки, 2 туалета, комната для оборудования, для преподавателя), все должно располагаться таким образом, чтобы школьники, переодевшись для занятия, не встречались с посторонними людьми, чтобы не нарушать настрой на занятия и сохранить чистоту спортивного сооружения.

Размеры школьного спортзала и их количество определяется числом учащихся в школе. При наличии 8-20 классов в школе должен быть зал площадью 162 метров квадратных; 20-30 классов - 288 метров квадратных; 40 классов - 2 зала (144 и 288метров квадратных); 50 классов (144 и 450 метров квадратных). Зал площадью 144 метров квадратных используется для занятий начальных классов (табл. 25).

Известно, что достаточные размеры зала обеспечивают необходимую площадь для спортивных занятий, оптимальный объем воздуха для занимающихся и безопасность занятий.

Поэтому очень важно также соблюдать гигиенические рекомендации по количеству детей, одновременно занимающихся в зале. Эта цифра должна определяться из расчета не менее 4 метров квадратных площади зала и не менее 18-20 м3 объема помещения на ученика.

Зал должен быть обеспечен вентиляцией с трехкратным обменом воздуха в течение часа, так чтобы на учащегося приходилось не менее 40-60 м3 чистого воздуха. Приток должен преобладать над вытяжкой.

Если размеры помещения малы, вентиляция недостаточна, то уже через 4 часа занятий содержание углекислоты в воздухе достигает 3,5 процентов (нормируется не более 0,1 процентов, оптимальная величина 0,03-0,04 процентов), содержание пыли резко возрастает (норма - не более 0,15 г/м3), содержание микробов - 26 тыс./м3.

Окна в зале желательно расположить по двум длинным сторонам, что не только создает условия для достаточного освещения, но и позволяет проводить сквозное проветривание зала в перерывах между занятиями через форточки (фрамуги) и кроме того позволяет проводить физкультурные занятия при открытых окнах (или фрамугах) в теплое время года для усиления закаливающего эффекта.

Допускается совмещение естественного и искусственного освещения. Последнее может быть представлено лампами накаливания или люминесцентными лампами, чтобы обеспечить 300 люксов на поверхности пола и 100 люксов - на баскетбольном щите, сетке; 200 люксов - на снарядах при занятиях гимнастикой. Оно должно быть равномерным по всей поверхности зала, обеспечить принятую норму независимо от времени суток, не создавать бликов, т. е. обеспечивать оптимальную работу органов зрения школьников. Оконные стекла, лампы необходимо оградить сетками или решетками для безопасности занимающихся.

Отопительные приборы должны быть утоплены в стену и закрыты решетками для создания безопасности. Оптимальный вариант - лучистое отопление потолочно-напольное.

Воздушно-тепловой режим школьных спортивных помещений подлежит гигиеническому нормированию, поскольку оказывает существенное влияние на теплообмен занимающихся (один из факторов, лимитирующих их физическую работоспособность). Оптимальная влажность - 30-50 процентов, движение воздуха - 0,06-0,25 метров в секунду (в южных районах - 0,6 метров в секунду), температура 15-17 °С в зависимости от климатической зоны.

Оборудование зала должно учитывать поло-возрастные особенности школьников, быть исправным. Исключается захламленность зала лишним оборудованием, которое увеличивает травмоопасность занятий.

Важно наличие душевых установок, водные процедуры после урока физкультуры прививают навыки личной гигиены и способствуют закаливанию.

Дополнительные сведения - пункт 4.5 "Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию мест занятий физкультурой и спортом в школе".

САНПИН 2.4.2.2821-10 Спортивные залы

III. Требования к территории общеобразовательных организаций

3.2. На территории общеобразовательной организации выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.

При организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.

3.3. Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами.

Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета "Физическая культура", а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.

Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.

Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.

3.4. Для выполнения программ учебного предмета "Физическая культура" допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи учреждения и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими

IV. Требования к зданию

4.2. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы.

При размещении спортивного зала, на 2-м этаже и выше, должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия.

Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательной организации и его вместимости.

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

4.14. При спортивных залах в существующих общеобразовательных организациях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

4.15. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов площадью не менее 4,0 м2; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты площадью не менее 8,0 м2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °C ; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 °C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °C, душевых - 25 °C.

6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 °C и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 °C и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 - 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами - 5 - 10 минут.

При достижении температуры воздуха плюс 14 °C проветривание в спортивном зале следует прекращать.

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1.4. В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк , в рекреациях (на полу) - 150 лк.

IX. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций, размещенных в приспособленных зданиях

9.4. При отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал следует использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи общеобразовательной организации, при условии соответствия их требованиям к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

Тренажерные залы могут быть мини-формата до 150 квадратов и макро-формата от 150 квадратов и более. Какой бы вариант вы ни избрали, нужно подбирать сооружения с высоким потолком, и большими оконными проемами. Предварительно вам следует рассчитать пропускную способность вашего заведения согласно требованиям 5 м 2 на посетителя или 6 м 2 на единицу оборудования. При этом нужно предусмотреть свободное пространство для разминочных занятий.

Нормативные акты

  1. Обустройство канализации и водопроводной системы внутри вашего зала описывается СП 30.13330.2016 (свод правил принят 17 июня 2017 года). Предыдущим документом, по которому организовывались эти системы был СП 30.13330.2012 (актуализация для СНиП 2.04.01-85*). Вероятнее всего, именно этим документом руководствовались строители при возведении/реконструкции приобретенного/арендованного вами здания. Если вы нашли сооружение, "заточенное" под фитнес-услуги (ФУ), согласуйте необходимость внесения изменений с местными органами СЭС. Возможно, они не понадобятся.
  2. Освещение нужно организовывать согласно СНиП 23-05-95 (актуализирован как СП 51.3330.2011).
  3. Шум, в вашем зале должен нивелироваться согласно своду правил 51. 13330.2011 (актуализация СНиП 23-03-2003). Действует с изменениями №1 от 06.11.17 (Приказ Минстроя №770/пр от 05.05.17). ПДК описаны в таблице №1 п. 19.
  4. СП 118.13330.2012 * - актуализация для СНиПа31-06-2009 (с Изменениями N 1, 2), содержащая описания требований к общественным сооружениям.
  5. В таком помещении, как тренажерных зал (ТЗ) обязательно потребуется система кондиционирования, хорошее отопление и качественная вентиляция. Поможет правильно провести данные системы СНиП 41-01-2003 (в актуализации СП 60.13330.2012).
  6. Взаимоотношения между клиентом и тренажерным заведением определяются ГОСТом Р 52024-2003 по ПП №80-ст от 18.03.03.

Требования СЭС (Роспотребнадзора)

Проверки РПН (Роспотребнадзора) начинаются с требований по соблюдению:

  • ГОСТаР 52024-2003 пункта 5.2.9.1.
  • Статей 9 и 10 ФЗ РФ о ЗоПП №2300-1 .

Подробнее информацию о требованиях этих документов можно прочитать в статье о правилах оформления УП (Уголка Потребителя) и вывески.

Основным требованием в этой части является информирование клиента:

  • об оказываемых услугах, их цене, правилах предоставления;
  • о медицинских противопоказаниях;
  • ФИО тренера;
  • форме и правилах расчета за услуги.

Кроме того, клиенты информируется о правилах ТБ при получении услуг тренажерного зала, и могут получить иную дополнительную информацию. Все инструктора, работающие с клиентами, должны проходить медицинский осмотр и иметь санитарные книжки.

Требования к размещению

Организации спортивного назначения размещают как в отдельно стоящих сооружениях, так и в составе оздоровительных комплексов и даже в жилых домах (цоколь, полуподвал, при надлежащей организации вентиляции, отопления и шумоизоляции).

Требования к помещению

Рекомендуемая высота тренажерного зала 4 м и более. При обустройстве в цоколе и полуподвале жилого дома можно рассмотреть минимальную высоту в 3,5 м. Для каждого клиента должно быть выделено по 5 м 2 пространства.

Набор помещений для такого зала включает:

  1. Рецепцию, если ТЗ не является элементом более крупного спортивного комплекса.
  2. Собственно зал с тренажерами.
  3. Туалетная комната и душ раздельный для мужчин и женщин. Количество туалетных комнат определяется пропускной способностью зала. В мини-"тренажерках" достаточно 2 шт. Если помещение будет по площади более 100 м 2 , санузел обустраивается не далее, чем в 75 м от основного места локализации людей.
  4. Раздевалка предусматривает раздельные комнаты для посетителей разного пола.
  5. Помещение для хранения инвентаря для уборки. Инвентарь маркируется.
  6. Помещения для хранения белья 2 штуки (чистого и грязного), например, полотенец, если это предусмотрено.

Сам зал для занятий тоже желательно зонировать на:

  • грузо-блочную часть (силовые тренажеры);
  • зона работы со свободными весами (гири, гантели, либо штанги).

Помещение ТЗ должно хорошо проветриваться/вентилироваться, иметь отделку, соответствующую санитарным нормам (разрешенную), допускающую регулярную уборку и обработку дезинфектантами:

  • материалы подобные резине, изготовленные на заводе в виде плит либо листов от 1 см толщиной;
  • рулонные материалы для спортивных залов;
  • наливные полы на основе полиуретана.

Покрытие делают в 1-2 слоя поверх бетонной заливки. Допустимы и деревянные полы, но к ним предъявляются особые требования. При этом, если в зале предусмотрены помосты для занятий с серьезными весами, их нельзя выполнять связанно с фундаментом. Полы должны быть ровными и гладкими, без щелей и повреждений.

Стены ТЗ должны быть ровными и гладкими, как минимум на высоту 1,8 метров. Их окрашивают в светлые тона и покрывают легко моющимися материалами. Потолок покрывается не осыпающимися материалами. Освещенность в тренажерном зале выдерживается порядка 150-200 лк.

Требования к микроклимату

Любые помещения, предназначенные для занятий спортом должны быть "сухими". Влажность не должна превышать 60%. Для поддержания влажности требуется провести расчет избытка тепла при тренировке в помещении.

Если глубина зала составляет 6 метров и более, учитывают:

  • количество солнечной радиации;
  • теплоизлучение искусственных осветителей в зоне, расположенной в 6 и более метрах от оконных проемах (освещенность можно принять 200 лк);
  • выделения тепла и влаги людьми.

Таблица показывает выделения тепла и влаги человеком, которые требуется учесть:

Тепло- и влаговыделения от людей

Показатели

Количество теплоты (Вт) и влаги (г/ч) при температуре, °C

Состояние покоя

Теплота явная

Теплота полная

При легкой работе

Теплота явная

Теплота полная

При работе средней тяжести

Теплота явная

Теплота полная

При тяжелой работе

Теплота явная

Теплота полная

Свежий воздух должен поступать:

  • в помещение спортзала из расчета 80 кубов/час на клиента (как минимум) с соотношением приток:вытяжка-2:3;
  • в туалетных комнатах при раздевальне - 50 м 3 /ч на 1 унитаз/писсуар.

Кратность воздухообмена в помещении раздевальни должна быть от 1,5 кубов, в душе не менее 5 кубов. Температурный режим:

  • в раздевальне и душевых в пределах - 22-25 о С;
  • в туалетных комнатах при раздевальнях - 20 о С;
  • в зале для выполнения тяжелых физических упражнений, к каковым относят и ТЗ - 16-18 о С;
  • вестибюль, рецепция - 20-22 о С.

Если зал универсален и в нем проводятся и другие виды занятий, нужно предусмотреть его прогрев в ускоренном режиме. Такие требования выдвигают серьезные запросы к вытяжке и обогреву зала.

Требования к системе отопления и вентиляция

Согласно СП 60.13330.2012 система отопления может быть:

  • воздушная (п.п. 7.1.14 ,7.1.15 и 7.1.16);
  • электрическая или работающая на газу газовая либо с температурой поверхности до 150°С (п.п. 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) либо с высокотемпературным излучателем (п.п. 5.8, 6.2.9, 6.4.11, 6.4.12);
  • водно-радиаторная, водяная с панелями, конвекторами либо гладкими трубами с температурой источника тепла до 150°С;
  • с нагревателями в полах и стенах встроенного типа, работающими как водяная система (п. п.6.3.3, 6.4.7 и 6.4.8).

Последний вариант считается лучшим. Но чаще используется обычными водяными радиаторами/конвекторами.

Все отопители (при условии, что они не вмонтированы в пол и стены) закрываются решетками для обеспечения безопасности тренирующихся.

Система вентиляции оборудуется по схеме приток-вытяжка с механическим побудителем. Организуется приток воздуха - струями "внастил". Такая система:

  • исключает обдувание приточным воздухом клиентов в период занятий и снижает риск ухудшения их здоровья и жалоб;
  • предотвращает образование зон "застоя" воздушных масс.

Это достигается равномерным распределением приточных решеток по периметру ТЗ.

Соблюдение следующих правил - не является строгим требованием СЭС, но их применение не запрещено санитарными службами и относится к категории мер экономии и энергосбережения:

  • поздней весной, летом и ранней осенью (при благоприятной погоде) можно предусматривать отключение вентиляционной системы и проветривание естественным методом (фрамуги);
  • снижение температурных показателей воздушной среды в нерабочий период с последующим поддержанием температуры на 5 о С во время функционирования.

Если последний метод взят на вооружении, то отопительную систему лучше разработать из 2 групп отопителей:

  • основной (способной поддерживать минимально-требуемую постоянную температуру);
  • компенсационной - обеспечивающей быструю "подгонку" температуры до нужных цифр.

Проектировать систему вентиляции стоит с включением возможностей удаления загрязненных воздушных масс под влиянием:

  • гравитации;
  • давление, создаваемое приточным элементом вытяжки.

Хороший результат дает возможность использования ветра, как доп. побудителя для включения механизма вентиляции.

Водопровод и канализация: основные требования

В любом ТЗ требуется обустройство внутренних систем:

  • доставки воды (холодной и обязательно горячей);
  • организации сбора стоков (канализации).

Вода должна быть питьевой и соответствовать стандартам такой воды. Расход воды рассчитывается по СП 30.13330.2012 , исходя из пропускной способности зала. Этот же свод правил определяет правила подбора диаметра труб для указанных систем.

Если ТЗ обустраивается в не канализованном районе, придется предусмотреть местные очистительные системы. Сброс неочищенных вод в окружающую среду возбраняется. При наличии канализационной сети в населенном пункте, канализация тренажерного зала врезается в эту систему.

Требования пожарной службы

Основной и спорный вопрос по требованиям - это необходимость в автоматизированных системах оповещения о пожаре, управления эвакуацией и его тушения. Очень много зависит от габаритов помещения, количества людей, которое одновременно будет принимать ТЗ и разного рода помещений. Даже если внимательно проштудировать НПБ 110-03 , трудно определиться с тем, что нужно под конкретный спортзал. Придется либо обратиться к опытным проектировщикам, и довериться им. Либо предварительно выяснить вопрос в местных органах пожарного надзора.

Однозначно можно сказать, что:

  1. Любое закрытое спортивное помещение оборудуется средствами первичного тушения пожара:
  • огнетушители не менее 2 шт.
  • пожарный щит.
  1. Систему оповещения. Если будет заниматься не 1-2 человека, а как минимум 15-20 одновременно, нужно будет организовывать и систему управления эвакуацией.

Для спортивных сооружений такого типа требуется система оповещения, независимо от их размеров. Если ТЗ крупный 500-750 м 2 и имеет несколько помещений (например, зал велотренажеров и беговых дорожек, зал силовых тренажеров, разминочная), то выбирается СОУЭ-4 типа. Весь комплекс зонируется, подбор динамиков осуществляется в зависимости от размеров каждой зоны. Проектирование и выбор оборудование остается за проектировщиком. В качестве АУПС можно использовать, при наличии денежных средств, аспирационный извещатель типа VESDA.

Обязательно должен быть выполнен в цветном исполнении план пожарной эвакуации, разработаны инструкции по ППБ и правила поведения при пожаре. Эвакуационные выходы должны открываться в сторону выхода и не должны быть загромождены. Для среднего размера ТЗ обязательно предусмотреть аварийное освещение.

Работники ТЗ должны проходить регулярные инструктажи по ППБ, знать место расположения средств тушения пожара, уметь ими пользоваться. На них возлагается ответственность за помощь при эвакуации клиентам тренажерного зала.

Материалы, которые используются для покрытия стен, полов и путей эвакуации должны быть минимально горючими и разрешенными к использованию в спортивных заведениях. Например, требования к покрытию пола регламентированы СНиП 21-01-97 (пункт 6.25).

В маленьких спортзалах ответственным за ППБ является его владелец или управляющий. В более крупных, директор может назначить такое лицо приказом.

Спортивный зал — это оборудованное определенным образом здание или часть здания, назначение которого — учебно-спортивная работа и соревнования. Проектирование спортзала должно учитывать множество факторов.

Виды спортивных залов

От назначения зала зависит его размер, форма, конструктивные особенности. Обычно выделяют два вида спортивных залов: специализированный и универсальный. Предназначение специализированного спортивного зала — конкретный вид деятельности. Наиболее распространенным типом спортивного зала является зал с оборудованием, предназначенный для занятий спортивной гимнастикой, и игровой зал с площадками для баскетбола и волейбола. Универсальные спортивные залы позволяют одновременно или попеременно заниматься несколькими видами спорта. Универсальные залы обычно бывают трех типов: большой, средний и малый. Площадь спортивного зала прямоугольной формы рассчитывается исходя из конкретных значений длины и ширины зала. Величина длины большого спортивного зала 42 м, среднего — 36 м, малого — 30 м, соответственно, значение ширины большого спортивного зала 24 м, среднего и малого — 18 м.

Площадь обычного тренажерного зала рассчитывается следующим образом: на одного человека выделяется от 5-6 м², для аэробного зала — 2 м² на каждого занимающегося. Учитываются туалетные комнаты, душевые, стойки для ресепшн, помещение для персонала. Обычно минимальные габариты спортивного клуба лежат в диапазоне от 140 до 250 м², все зависит от числа потенциальных посетителей и количества тренажеров. Оптимальной площадью считается около 200 м² — на такой площади можно спокойно разместить самые популярные тренажеры. Слишком маленький размер потребует исключения некоторых тренажеров, поэтому придется более тщательно продумывать комплектацию зала. Можно продумать специализацию зала — определиться с контингентом посетителей. Обычно на один силовой тренажер расходуется от 5 м² (а лучше 7 м²), для кардиотренажера — от 9 м² (эллипсоид, беговая дорожка). Для компактного кардиотренажера — около 4 м² (велотренажер, степпер). Площадь любых фитнес-зон может быть больше, если имеется свободное пространство.

Хорошая вентиляция играет огромное значение при любой величине спортивного зала . Важно избегать застаивания воздуха для создания комфортных условий для занимающихся. Спертый воздух, сквозняк, душное помещение могут вызвать неприятные ощущения и ухудшение самочувствия. Отработанный воздух, насыщенный углекислым газом, должен удаляться, в помещение должен подаваться чистый воздух, необходимо избегать сквозняков.

Школьные спортивные залы

Школьные уроки физкультуры имеют не меньшее значение, чем любые другие предметы. Подавляющее большинство школьных предметов развивает умственные способности. Физкультура же позволяет развивать тело и дух. Ребенку требуется движение — это биологическая особенность растущего организма, которая позволяет ему нормально формироваться и развиваться. Школьные спортивные залы относятся к универсальным вследствие разнообразия форм и содержания практических занятий на уроках. Помимо физкультурно-оздоровительных занятий и тренировок универсальный спортивный зал может вмещать локальные соревнования, массовые мероприятия, танцы.

Существуют регламенты, которые прописаны в специальном документе о санитарно-гигиенических требованиях, — их необходимо учитывать во время оборудования спортивного зала. К сожалению, в России многие учебные заведения не соблюдают данные регламенты, что ставит под угрозу здоровье и безопасность учащихся.

Лучшее расположение для спортивного зала — первый этаж, где также должен быть отдельный блок с выходом на открытую спортзону. Принята следующая структура спортивного зала: по две душевые и раздевалки, два туалета, комната для оборудования, для учителя. После переодевания учащиеся должны сразу попадать на занятие, не пересекаясь с посторонними людьми.

Аренда спортивных залов в СПБ

Все залы

Размеры спортивных залов определенным образом нормируются для обеспечения наиболее эффективного учебно-тренировочного процесса и поддержания определенного физико-химического состояния воздуха. Размеры спортивного зала и их число зависят от количества обучающихся. Если число классов в школе варьируется от 8 до 20, площадь спортивного зала должна составлять 162 м². При наличии 20-30 классов — 288 м², от 40 классов — два зала (144 и 288 м²). Если в школе 50 классов, площадь большого спортивного зала должна быть 450 м², маленького спортивного зала — 144 м². Как правило, назначения маленьких спортивных залов — занятия с учащимися начальных классов.

Спортивные залы достаточных размеров обеспечивают оптимальную площадь для занятий, необходимый объем воздуха и безопасность занятий. Поэтому важно учитывать и количество занимающихся в зале: цифра рассчитывается следующим образом: от 4 м² площади помещения и от 18-20 м³ объема зала на каждого ученика. Рассчитать оптимальную высоту для спортивного зала можно исходя из общих размеров пространства, ее значение должно быть от 4,8-6 м.

В зале обязательно должна быть хорошая вентиляция. Если ее недостаточно, а размеры зала малы, то содержание углекислоты в воздухе сильно превысит норму, возрастет содержание пыли и микробов. Для воздухообмена необходимо в перерывах между уроками проветривать помещение.

В идеале окна в спортзале располагаются с двух сторон для хорошего освещения и возможности сквозного проветривания. Может совмещаться искусственное и естественное освещение. Оконные стекла обычно ограждаются сетками или решетками для того, чтобы обеспечить безопасность учащихся.

Оптимальный воздушно-тепловой режим: влажность 30-50%, движение воздуха 0,06-0,25 м/с, температура 15-17 °С. Создание оптимального микроклимата за счет грамотно подобранных габаритов спортивного зала — очень важная задача. Подбираются системы отопления и вентиляции, за счет чего можно соблюсти основные гигиенические требования.

Физкультурно-споргивная зона размещается на расстоянии не менее 25 метров от здания учреждения за полосой зеленых насаждений. Не следует располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону) оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.

Спортивный зал следует размещать на 1 этаже школьного здания и удален от учебных помещений, учительской и кабинета врача или в пристройке. При спортивном зале устраиваются раздевальные и душевые для мальчиков и девочек оборудованные вешалками для одежды.

Площади спортивных залов приняты: 9x18 м, 12x24 м и 18x30 м при высоте не менее 6 метров. Размеры и количество спортивных залов рекомендуется устанавливать из числа параллелей в школе: при наличии 2 параллелей 2 зала 9x18 ми 12x24 м; 3 и более параллелей - 2 зала 12x24 и, начиная с 4, - дополнительно зал 18x30 м. Общую площадь спортивных залов в общеобразовательных школах принимают из расчета не менее 0,9 м2 на 1 учащегося. При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные площадью 16-32 м- в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек площадью 10,5 м2 каждая; душевые площадью 9 м2 каждая; уборные для девочек и мальчиков площадью 8 м2 каждая; комната для инструктора. Учащиеся допускаются в спортивный зал только в спортивных костюмах, спортивной обуви. В ходе реализации учебно-воспитательного процесса должен быть обеспечен необходимый объем (не менее б часов в неделю) двигательной активности детей, позволяющий удовлетворить их естественную потребность в движении

Гигиенические требования к микроклимату и освещению спортивных залов

Температурный режим зависит от климатических условий и составляет в спортивных залах и комнатах для проведения секционных занятий 15-17°С, в раздевалке спортивного зала - 19-23°С, а в душевых - 25°С при относительной влажности воздуха в пределах 40-60%.

Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5°С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен при отсутствии обучающихся. При достижении в помещении температуры воздуха в 15-14°С проветривание зала следует прекращать.


В туалетных комнатах и душевых при спортивных залах оборудуется вытяжная вентиляция. Вытяжные вентиляционные решетки следует ежемесячно очищать от пыли.

Помещения, предназначенные для проведения уроков физической культуры должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале, душевые и уборные персонала, кладовые и складские помещения.

В спортивных залах обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению, предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Наименьший уровень освещенности должен соответствовать в спортивных залах (на полу): при люминесцентных лампах - 200 лк (13 Вт/кв.м), при лампах накаливания - 100 лк (32 Вт/кв.м).

Не следует использовать одновременно в спортивном зале люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Требования к санитарному состоянию и содержанию спортивного зала

Спортивный зал перед началом занятий, после каждого урока и в конце рабочего дня должен тщательно проветриваться.

Влажная уборка спортивного зала должна проводиться не менее двух раз в день. Уборочный инвентарь (ведра, тряпки, щетки) должен выделяться в соответствии с назначением помещений: спортивный зал, душевая и т.д., и храниться в специально отведенном месте. Инвентарь для мытья туалетов должен иметь сигнальную маркировку (ярким красным цветом) и храниться отдельно. Инвентарь для мытья санитарных узлов промывают с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Дезинфицирующие моющие средства, а также приготовленные рабочие растворы, хранятся в специально отведенном месте, недоступном для детей.

Наличие защитного ограждения окон и светильников от ударов мячом. Стекла окон и светильники должны быть защищены от ударов мячом сеткой.

Наличие ограждения батарей и трубопроводов отопительной системы сеткой или деревянными щитами, а также ограждения выступающих частей конструкций здания по периметру зала деревянными панелями на высоту не менее 1,8 метров. Пол спортивного зала должен быть упругим, без щелей и застругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской. Состояние раздевальных комнат. Раздевальные комнаты должны быть оборудованы шкафами или крючками для одежды и скамейками. Раздевальные комнаты для девочек и мальчиков должны быть оборудованы туалетными комнатами и душевыми кабинами, оснащенными индивидуальными смесителями холодной и горячей воды, деревянными решетками для мытья, а также полочками для туалетных принадлежностей. Полы душевых, туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой. Не должны использоваться цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

2.2. Гигиеническая оценка организация уроков физической культуры

Выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма. При проведении занятий на лыжах (уроки, экскурсии, походы, соревнования) необходимо учитывать температуру воздуха и состояние погоды (ветер, снегопад) Для учащихся 1 -4 классов предельной температурой является -17 градусов (при отсутствии ветра) и -10 градусов (при наличии ветра) Для учащихся 5-11 классов соответственно -20 градусов и -13 градусов. Соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся. Методически правильное построение с выделением отдельных структурных частей, созданием оптимальной моторной плотности занятия и физиологической нагрузки. Соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели.

Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно-математического и гуманитарного циклов. В учебном расписании физкультуры нежелательно проводить в первые и последние часы учебного дня. В недельном расписании предпочтительно их включать в дни, когда начинает снижаться работоспособность у детей (среда, четверг).

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах могут допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.

В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по всем предметам, кроме физической культуры (за исключением лыжной подготовки или плавания).

В зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности для занятий физической культурой дети делятся на три медицинские группы - основную, подготовительную и специальную.

Комплектование специальной группы (группы физической реабилитации - ГФР) имеет ряд особенностей. Оно должно проводится каждый учебный год заново на основе возраста, показателей физической подготовленности, состояния здоровья детей. Списки групп составляются к концу учебного года по данным медицинских осмотров, проведенных в апреле - мае текущего года, визируются школьным врачом и печатью детского лечебно-профилактического учреждения.

Основная - Дети без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями при достаточном физическом развитии и физической подготовленностью. Занятия по учебным программам физической культуры в полном объеме; занятия в спортивной секции; участие в соревнованиях и тестовых испытаниях соответственно возрасту.

Подготовительная - Дети с недостаточным физическим развитием, слабо подготовленные, без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия по учебным программам в полном объеме, занятия в секции ОФП. При отсутствии противопоказаний разрешаются тестовые испытания.

Специальная - «А» (ГФР «1») - дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и воспитательной работы ГФР «2» - дети - реконвалесценты любых острых заболеваний или после обострений хронических заболеваний. Занятия физической культурой га специальным учебным программам, утвержденным директором школы и согласованным с органами здравоохранения (кабинетом ЛФК, врачебно-физкультурным диспансером и др.)

«Б» - дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения физических нагрузок, допущенные к теоретическим занятиям и занятиям по реабилитации собственного здоровья. Занятия проводятся в кабинетах ЛФК местной поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера; возможны индивидуальные занятия по согласованию с лечащим врачом

Подгруппа «1» - дети, ранее отнесенные к специальной группе «А», имеющие от 3 и более функциональных изменений в организме или хронических заболеваний в стадии полной клинической ремиссии, нуждающиеся в восстановительном лечении с противопоказаниями к повышенной физической нагрузке. Наполняемость 5-7 человек, длительность пребывания в данной группе от 0,5 года и более. Перевод в подготовительную группу из данной подгруппы проводится после клинического обследования в поликлинике и разрешения участкового педиатра.

Подгруппа «2» - дети - реконвалесценты (выздоравливающие) любых острых заболеваний или после обострений хронических заболеваний. Дети, перенесшие любое острое заболевание или обострение хронического являются дезадаптированными к школьному режиму и физическим нагрузкам. До сих пор большинство этих детей освобождались от занятий по физическому воспитанию в школе на сроки от нескольких недель до нескольких месяцев, а затем начинали занятия по программе подготовительной, а чаще основной групп, что негативно сказывалось на их здоровье.

Формирование данной подгруппы зависит от сезонных факторов, уровня заболеваемости и других причин. Подгруппа «Б» в разное время может состоять от 2 до

12-15 человек. Средний срок пребывания от 14 до 22 дней, перевод в подготовительную или основную группу проводится совместно врачом и учителем физкультуры.

Специальная - «А» (ГФР «1») - дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и воспитательной работы ГФР «2» - дети - реконвалес-центы любых острых заболеваний или после обострений хронических заболеваний. «Б» - дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения физических нагрузок, допущенные к теоретическим занятиям и занятиям по реабилитации собственного здоровья

Занятия физической культурой га специальным учебным программам, утвержденным директором школы и согласованным с органами здравоохранения (кабинетом ЛФК, врачебно-физкультурным диспансером и др.)

Занятия проводятся в кабинетах ЛФК местной поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера; возможны индивидуальные занятия по согласованию с лечащим врачом

131. (+132) Требования к размещению общеобразовательных учреждений

2.1.1. Здания общеобразовательных учреждений размещаются на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 - 170 м.

2.1.2. Расположение общеобразовательных учреждений на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка учреждения до проезда с 15 до 25 м.

2.1.4. Расстояние от сооружений для хранения легковых автомобилей до общеобразовательных учреждений определяется санитарными правилами, устанавливающими размеры санитарно-защитных зон и санитарную классификацию объектов.

2.1.6. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений, расположенных во II и III строительно-климатических зонах, предусматривается не более 0,5 км пешеходной доступности: в 1 климатическом районе (I подзона) для обучающихся I и II ступени обучения - 0,3 км, для обучающихся III ступени - 0,4 км; в климатическом районе (II подзона) для обучающихся I и II ступени обучения - 0,4 км, для обучающихся III ступени - 0,5 км. Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для обучающихся I ступени обучения - 15 минут (в одну сторону), для обучающихся II и III ступени - не более 50 минут (в одну сторону).

2.1.7. В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для обучающихся I ступени обучения радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин. (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для обучающихся II и III ступеней обучения радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании - не более 30 минут. Предельный радиус обслуживания обучающихся II - III ступеней не должен превышать 15 км.

2.1.8. Транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Подвоз обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.

Остановка для транспорта оборудуется навесом, огражденным с 3 сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, имеет твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.

Для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м.

2.2.3. Территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями.

2.2.4. Озеленение участка предусматривается из расчета не менее 50% площади его территории. В целях предупреждения возникновения отравления при озеленении участка не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

2.2.5. На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.

2.2.6. Учебно-опытная зона составляет не более 25% площади участка. В городских учреждениях она может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.

2.2.7. Физкультурно-спортивная зона размещается на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не следует располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся.

2.2.8. Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она включает площадки для подвижных игр и тихого отдыха.

Площадки для подвижных игр и отдыха располагаются вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и разделены для обучающихся каждой ступени обучения.

2.2.9. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждается зелеными насаждениями и имеет самостоятельный въезд с улицы.

При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны предусматривается котельная и насосная с водонапорным баком.

Мусоросборники обеспечиваются плотно закрывающимися крышками. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).

2.2.10. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских учреждениях без канализации - к дворовым уборным покрываются асфальтом, бетоном и др. твердым покрытием. Подходы к зданию учреждения не менее чем за 100 м также имеют твердое покрытие.

2.2.11. Участок учреждения имеет наружное освещение при норме освещенности на земле - 10 лк.

2.2.12. Земельные участки сельских общеобразовательных учреждений могут расширяться за счет сооружения парников, теплиц, оранжерей, помещений для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники, садово-огородного инвентаря и др.

133. (+132) Требования к участку

2.1.1. Выбор земельных участков для строительства ДОУ, проекты зданий, привязка проектов (в т.ч. реконструкции и перепрофилирования) допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам.

2.1.2. ДОУ следует размещать в микрорайонах на обособленных земельных участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий, гаражей. Через территории ДОУ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения). Расстояния от территории ДОУ до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяют в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

При строительстве ДОУ следует учитывать радиус их пешеходной доступности: в городах - не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах одно- и двухэтажной застройки - не более 500 м.

По условиям аэрации участки ДОУ во всех климатических районах размещают в зоне пониженных скоростей преобладающих ветровых потоков, аэродинамической тени.

Уровень шума на участке для вновь строящегося ДОУ не должен превышать 60 дБА.

2.1.3. Территория участка ограждается забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений.

2.1.4. Территория земельного участка должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности участка - не менее 10 лк на земле.

2.1.5. Площадь земельного участка для вновь строящихся ДОУ с отдельно стоящим зданием принимается из расчета 40 м кВ на 1 место, при вместимости до 100 мест - 35 м кВ на 1 место; для встроенного здания ДОУ при вместимости более 100 мест - не менее 29 м кв на 1 место.

2.1.6. На земельном участке выделяют следующие функциональные зоны:

Зона застройки;

Зона игровой территории;

Хозяйственная зона.

2.1.7. Зона застройки включает основное здание ДОУ, которое размещают в границах участка. Расположение на участке посторонних учреждений, построек и сооружений, функционально не связанных с ДОУ, не допускается.

2.1.8. Здания ДОУ проектируют отдельно стоящими. При затесненной многоэтажной застройке в городах, а также при строительстве ДОУ в городах-новостройках допускается пристройка здания вместимостью до 140 мест к жилым домам при наличии отдельно огороженной территории с самостоятельным входом и выездом (въездом). Здание ДОУ следует отгородить от жилого здания капитальной стеной.

2.1.10. Зона игровой территории включает в себя:

Групповые площадки - индивидуальные для каждой группы - из расчета не менее 7,2 м кв на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 м кв на 1 ребенка дошкольного возраста;

Общую физкультурную площадку.

2.1.11. Групповые площадки соединяют кольцевой дорожкой шириной 1,5 м по периметру участка (для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения). Покрытие площадок следует предусматривать: травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным, в районах первой строительно-климатической зоны (с вечно мерзлыми грунтами) - дощатым.

2.1.12. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью не менее 40 м

2.1.13. Игровые площадки для дошкольных групп оборудуют с учетом высокой активности детей в играх - турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами.

Допускается устанавливать серийно выпускаемое или выполняемое по индивидуальному заказу стационарное игровое оборудование. Оно должно соответствовать возрасту и росту детей, и иметь документ, подтверждающий его качество и безопасность.

2.1.14. Площадь озеленения территории ДОУ должна составлять не менее 50%.

В площадь озеленения включают защитные от пыли, шума, ветра и др. полосы между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы;

Не менее 3 м между групповыми площадками, между групповой и физкультурной площадками;

Не менее 6 м между групповой и хозяйственной площадками, между общей физкультурной и хозяйственной площадками;

Не менее 2 м между ограждением участка и групповыми или общей физкультурной площадками.

Групповые площадки ограждают кустарником.

По периметру участка устраивают зеленую защитную полосу из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, со стороны улицы - не менее 6 м. Деревья высаживают на расстоянии не менее 15 м, кустарники - 5 м от здания ДОУ.

2.1.15. Общая физкультурная площадка состоит из:

Зоны с оборудованием для подвижных игр;

Зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами;

Беговой дорожки;

Ямы для прыжков;

Полосы препятствий.

В ДОУ вместимостью до 150 мест оборудуют одну физкультурную площадку размером не менее 250 м кв, при вместимости свыше 150 мест - две площадки размером 150 м кВ и 250 м кв.

2.1.16. Ежегодно, весной, на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводят смену песка.

2.1.17. Хозяйственную зону располагают на границе земельного участка вдали от групповых и физкультурных площадок, изолируют от остальной территории зелеными насаждениями. Она имеет самостоятельный въезд с улицы, удобную связь с пищеблоком и постирочной.

2.1.19. В хозяйственной зоне оборудуют площадку для сбора мусора и пищевых отходов. На площадке с твердым покрытием устанавливают раздельные промаркированные контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов.

2.1.22. Въезды и входы на территорию ДОУ, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора покрываются асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.

134 Здание ДОУ включает:

Групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе;

Специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами;

Сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная);

Служебно-бытовые помещения для персонала.

2.2.3. Здания ДОУ не должны превышать 2 этажей. В крупных городах из-за плотности застройки и недостатка площадей, при согласовании с Центром госсанэпиднадзора, допускается высота здания в 3 этажа. На 3-м этаже допускается располагать групповые ячейки только детей старших возрастных групп, залы и иные специализированные помещения для работы с детьми, служебно-бытовые и рекреационные помещения. Групповые ячейки для детей ясельного возраста располагают на 1-м этаже, для детей 2 лет и старше размещение групповой ячейки допускается на 2-м этаже.

2.2.4. Все основные помещения ДОУ размещают в наземных этажах. Не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах зданий ДОУ помещения для пребывания детей и помещения медицинского назначения. Использование помещений подвального и цокольного этажей должно осуществляться в соответствии с требованиями строительных норм и правил и с учетом высоты стояния грунтовых вод.

2.2.6. Высота от пола до потолка основных помещений ДОУ - не менее 3 м.

2.2.8. В планировочной структуре зданий ДОУ необходимо соблюдать принцип групповой изоляции. Групповые ячейки для детей ясельного возраста должны иметь самостоятельный вход с участка. Допускается общий вход с общей лестницей для детей ясельных групп, размещенных на 2-ом этаже, для детей дошкольного возраста -не более чем на 4 группы, независимо от их расположения в здании ДОУ.

2.2.9. В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная для детей ясельного возраста), групповая (игровая), спальня, буфетная, туалетная. В приемной для детей ясельного возраста до года выделяют место для раздевания родителей и кормления грудных детей матерями; спальню в этих группах следует разделять на 2 зоны остекленной перегородкой.

2.2.10. Площади помещений групповой ячейки:

Раздевальная (приемная) - площадью не менее 18 м кв;

Групповая (игровая) - площадью не менее 50 м кв (для ясельных групп из расчета не менее 2,5 м кв на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 м кв);

Буфетная - площадью не менее 3,8 м кв;

Спальня - площадью не менее 50 м кв (для ясельных групп из расчета не менее 1,8 м кв на 1 ребенка, для дошкольников - не менее 2,0 м кв).*

Туалетная - площадью не менее 16 м кв (для ясельных групп из расчета не менее 0,8 м кв на 1 ребенка).

Следует предусмотреть специальное помещение кладовых для хранения колясок, санок, велосипедов, лыж, игрушек, используемых на территории.

2.2.11. Питание детей организуют в помещении групповой.

Для мытья посуды в буфетной оборудуется 3-гнездная мойка с подводкой холодной и горячей воды. Допускается 2-гнездная мойка в ДОУ, построенных по старым типовым проектам.

2.2.13. Для ограничения перегрева помещений необходимо предусмотреть солнцезащиту при организации окон групповых, игровых, спален, залов, палат изолятора, кухни, заготовочных и доготовочных цехов, обращенных на азимуты 200-275° для районов южнее 60-45° с.ш. и на азимуты 91-230° для районов южнее 45° с.ш.

2.2.15. Окна в каждом групповом помещении необходимо оборудовать откидными фрамугами с рычажными приборами (не менее чем на 50% окон) или форточками и использовать их для организации проветривания во все сезоны года. Отношение площади фрамуг к площади пола составляет 1:50. Наружная часть фрамуг должна открываться снизу, а внутренняя - сверху.

2.2.17. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В зоне умывальной размещают детские умывальники и огороженный трансформируемым ограждением душевой поддон с доступом к нему с 3 сторон для проведения закаливающих процедур. В зоне санитарных узлов размещают унитазы.

Для детей младшего дошкольного возраста высота установки умывальников от пола до борта прибора составляет 0,4 м, для детей среднего и старшего дошкольного возраста - 0,5 м, для душевого поддона (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,6 м) - 0,3 м.Туалетная для групп ясельного возраста оборудуется в одном помещении, где устанавливаются: 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальная раковина для персонала, шкаф для горшков и слив для их обработки, детская ванна, хозяйственный шкаф.

В старшей и подготовительной группах - 4 детских и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза, 1 полотенцесушитель. Детские унитазы оборудуют закрывающимися кабинами без запоров. Размер кабины для детского унитаза - 1,0 х 0,75 м, высота ограждения кабин - 1,2 м (от пола), не доходящие до уровня пола на 0,15 м.

В ДОУ, построенных по старым проектам, допускается медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета и изолятора.

2.3.1. Стены помещений ДОУ должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Их окрашивают красками или используют иные отделочные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение.

2.3.4. Для отделки потолков в помещениях с обычным режимом эксплуатации используют меловую или известковую побелки. Допускается применение водоэмульсионной краски.

2.3.5. Полы помещений должны быть гладкими, нескользкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов; плинтуса - плотно прилегать к стенам и полу.

2.4.2. Приемные и раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала.

В раздевальной устанавливают специальный стеллаж для игрушек, используемых на прогулке.

2.4.4. В групповых помещениях для детей 1,5 лет и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах: 4-местные столы - для детей младшей и средней групп, 2-местные столы с изменяющимся наклоном крышки до 30° - для детей старшей и подготовительной групп.

Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей

2.4.7. При оборудовании групповой соблюдают следующие требования:

Столы для занятий устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места,

Для леворуких детей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места;

Четырехместные столы устанавливают не более чем в 2 ряда;

Двухместные столы - не более чем в 3 ряда;

Расстояние между рядами столов - не менее 0,5 м;

Расстояние первого ряда столов от светонесущей стены - 1 м;

Расстояние от первых столов до настенной доски - 2,5-3 м (угол рассматривания должен составлять не менее 45°).

Размер настенной доски - 0,75-1,5 м, высота нижнего края настенной доски над полом - 0,7-0,8 м

На занятиях детей рассаживают с учетом состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью - за первые столы, соответствующие их росту.

2.4.13. Спальни оборудуют стационарными кроватями. Кровати для детей до 3 лет должны иметь:

Длину - 120 см;

Ширину - 60 см;

Высоту ограждения от пола - 95 см;

Ложе с переменной высотой от пола - на уровне 30 см и 50 см.

2.4. 14. Длина кровати для детей 3-7 лет составляет - 140 см, ширина - 60 см и высота - 30 см. Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют.

2.4.15. Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3

2.5.1. Основные помещения ДОУ должны иметь естественное освещение.

Величина коэффициента естественной освещенности (КЕО) в групповых, спальнях, медицинской комнате, палатах изолятора, помещениях для музыкальных и физкультурных занятий, в компьютерном классе - не менее 1,5%, в раздевальной - не ниже 1,0%.

2.5.5. На подоконниках не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения. Высота цветов не должна превышать 15 см (от подоконника). Цветы рекомендуется размещать в подвесных (на стене) или напольных цветочницах высотой 65-70 см от пола и в уголках природы.

2.5.7. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Преимущество имеет люминесцентное освещение. Групповая (игровая) 300.

2.3.1. Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских общеобразовательных учреждений не должна превышать 1000 человек, сельских малокомплектных учреждений для I ступени обучения - 80 человек, I и II ступеней - 250 человек, I, II и III ступеней - 500 человек.

Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.

2.3.2. Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах здания.

2.3.3. Этажность здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство учреждений высотой в 4 этажа.

При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4-5-этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые обучающимися кабинеты.

2.3.5. Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса.

Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

2.3.7. Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного-двух-трех предметов. Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).

2.3.8. Обучающихся I ступени обучают в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.

2.3.9. Для обучающихся II-III ступеней допускается организация образовательного процесса по классно-кабинетной системе в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных.

2.3.10. Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.

2.3.11. Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв.м - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

2.3.12. Площадь и использование кабинетов информатики должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

2.3.13. Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов-парт). Он должен составлять не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступеней и не менее 45 градусов для обучающихся 6-7 лет.

2.3.14. При каждом кабинете или группе из 2-3 кабинетов организуется лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, информатики).

2.3.17. Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий. Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

Площади спортивных залов приняты 9х18 м, 12х24 м,18х30 м при высоте не менее 6 м.

При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные, площадью 16-32 кв.м в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек, площадью 10,5 кв.м каждая; душевые, площадью 9 кв. м каждая; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 кв. м каждая; комната для инструктора, площадью 9 кв.м.

В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.

2.3.18. Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 кв. м на одно место и 60% от общего количества обучающихся учреждения. При актовом зале предусматриваются артистические уборные, площадью не менее 10 кв. м каждая, кинопроекционная, площадью 27 кв.м, склад декораций и бутафории, музыкальных инструментов, площадью 10 кв.м, склад хранения костюмов, площадью 10 кв.м.

2.3.19. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях следует иметь лекционную аудиторию. Ее размеры устанавливаются по вместимости в ней возрастной параллели обучающихся, состоящей не более чем из 3 классов, из расчета 1 кв.м на одно место.

2.3.20. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

Площадь библиотеки - информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв.м на одного обучающегося.

В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек.

2.3.22. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв.м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м; кабинет психолога, площадью 10 кв.м.

При медпункте оборудуется самостоятельный санузел.

2.3.23. На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов определяется из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв. м на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел. Для обучающихся II и III ступеней обучения организуются комнаты личной гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек, площадью не менее 3 кв. м.

Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.

2.3.24. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.

2.4. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

2.4.1. В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

2.4.2. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

2.4.3. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

Между рядами двухместных столов - не менее 60;

Между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70;

Между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50 - 70;

От последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,

От первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7м;

Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

Высота нижнего края учебной доски над полом - 80-90;

Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени и не менее 45 градусов для детей 6-7 лет.

В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

2.4.7. В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условиий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в передне-заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков - не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.



Понравилось? Лайкни нас на Facebook