Техники дыхания и дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения Для чего нужны дыхательные упражнения

В загазованном, экологически грязном мире просто невозможно дышать полной грудью. А когда мы выезжаем за город и пытаемся подышать свежим воздухом, то наши непривыкшие к такой роскоши легкие просто отказываются воспринимать такое чистое «питание» – сразу начинает кружиться голова, вместо оздоровления некоторые получают кислородное отравление. Но справиться с такой несправедливой ситуацией помогут дыхательные упражнения – они «раскроют» вашим легким.

Зачем нужны дыхательные упражнения

Упражнения дыхательной гимнастики необходимы каждому из нас для того, чтобы :

— задействовать в процессе дыхания большую часть легких, чтобы в кровь поступало как можно больше кислорода;
— придать бодрости;
— улучшить самочувствие;
— научиться успокаиваться с помощью правильного дыхания, управлять своими негативными эмоциями;
— снизить утомляемость;
— сконцентрировать внимание, «освежить» мозги и с новыми силами приняться за свои дела;
— развивать связки, мышцы грудной клетки;
— побороть бессонницу, которая вызвана переутомлением и стрессами.

Для того чтобы комплекс дыхательных упражнений дал свой положительный результат, как и в , каждое действие необходимо выполнять, придерживаясь таких правил :

— каждое ваше упражнение должно делаться с удовольствием, а не «из-под палки», иначе они принесут вам не радость и пользу, а очередной стресс;
— не старайтесь каждый раз вдохнуть как можно глубже – у каждого упражнения есть своя глубина вдоха, о которой не стоит забывать;
— дышите медленно, чтобы в организм поступило как можно больше кислорода;
— отвлеченные мысли, события вокруг не должны вас волновать, когда вы делаете дыхательные упражнения – сконцентрируйтесь только на том, что вы делаете;
— дышать нужно только носом (за исключением упражнений, где оговорено дыхание ртом);
— перед тем, как начать занятие, необходимо хорошенько проветрить квартиру или вовсе выполнять упражнения на свежем воздухе обязательно в свободной одежде, которая не будет нигде вас ограничивать.

Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой

Людей, которые не повинуются общепринятым нормам, обычно недолюбливают, но Стрельникову коснулось это лишь издалека – её рекомендации в свое время прогремели на весь Советский Союз, удивляя граждан своей парадоксальностью и эффективностью. На сегодняшний день дыхательные упражнения Стрельниковой имеют множество почитателей, многие люди благодарны им за свое укрепившееся здоровье.

Парадоксальность данного комплекса упражнений в том, что вдох делается там , где все привыкли делать выдох , например, при сжимании грудной летки. Эта система в первую очередь тренирует диафрагму, легочную ткань, мышцы носоглотки и гортани.

В системе Стрельниковой отмечены 2 самых главных упражнения: наклон с одновременно коротким и резким вдохом, руки согнуты в локтях, поставлены на уровне плеч перед грудью, еще один активный короткий вдох.

Упражнения Стрельниковой помогают при таких заболеваниях:
хронический бронхит;
— бронхиальная астма;
— грипп;
— хроническая пневмония;
— аритмия;
— хронический ринит;
— гипертония;
— хронический гайморит;
— сердечная недостаточность;
— болезни голосового аппарата;
— заикание.

Среди всего комплекса упражнений выделяют основные дыхательные упражнения Стрельниковой:

«Насос ». В руках должна быть палка или свернутая газета, которую нужно представлять как рукоять насоса, вы как будто накачиваете шину. В крайней точке наклона вдохните, когда наклон закончится – выдохните. Разгибаться нужно не до конца, но сразу же. Голову при этом поднимать не нужно — смотрите вниз на воображаемый насос.
«Кошка ». Поставьте ноги на ширине плеч и сделайте движения, которые кошка делает во время охоты – поворачивайтесь в стороны, немного присев (при этом тяжесть тела переносите с одной ноги на другую). В темпе шагов нужно шумно нюхать воздух.
«Обними плечи ». Руки согните в локтях, поднимите их до уровня плеч, ладонями к себе поставьте руки перед грудью, немного ниже шеи. Руки необходимо бросать навстречу друг другу, чтобы обнять ими себя. Шумно коротко вдыхайте, когда руки сходятся теснее всего.
«Большой маятник ». Это упражнение соединяет в себе «насос» и упражнение «обними плечи», делая их поочередно: когда наклоняетесь вперед, руки должны тянуться к земле – сделали вдох. При наклоне назад руки обнимают плечи, делаем еще один вдох.

Дыхательные упражнения для детей

Ребенка трудно заставить делать утреннюю зарядку, чистить зубы, и уж тем более правильно делать дыхательные упражнения для детей. Однако если вы найдете к нему свой подход, игровую форму занятий или некие небольшие поощрения , то ребенок с удовольствием будет выполнять те упражнения, которые вы ему показываете.

Упражнения для детишек 5-6 лет

Спокойная ходьба, во время которой нужно делать удлиненный вдох и выдох через нос (выдох должен быть полным). Во время ходьбы можно на 1 шаг вдыхать, на 2 следующих выдыхать, потом на 2 шага вдыхать, на 4 шага выдыхать.
Бег на месте, дыхание глубокое через нос. Бег трусцой (на 2-3 шага вдыхать, на 4 шага выдыхать).
Приседание, дыхание через нос.
Повороты туловища в стороны с резкими движениями руками, при этом вдох должен быть плавным, выдох резкий (обязательно через нос).
Закрыть левую половинку носа – вдыхать через правую, потом наоборот.
Наклоны туловища влево — вправо и вперед-назад, на выдохе произносить звуки «м» и «н».
Окончание упражнений – вдох через нос, толчкообразный выдох.

Упражнения для детишек 6-7 лет (дыхательные упражнения для детей должны выполняться только с участием их родителей )

1. Прямая посадка, носки и пятки ног вместе, руки опущены произвольно, дыхание сводное.
2. Полный выдох, большими пальцами обеих рук зажать наружный слуховой проход, обеими средними пальцами прижать крылья носа, втянуть воздух через рот резким движением, надуть щеки, губы сжать.
3. Подбородок опустить вниз, глаза закрыть и положить на веки, немного посидеть так, затем поднять голову, убрать пальцы, сделать полноценный глубокий вдох через нос.
4. Убрать пальцы от ушей, руки опустить вдоль тела.

Упражнения для детишек после ЛОР – заболеваний

На первом этапе ограничиться таким упражнением:
Руки развести в стороны на высоту плеч, отвести их назад, поднять вверх. Выдох – скрещиваем руки перед грудью, вдох – возвращаем руки в исходное положение.

На втором этапе к описанным упражнениям нужно добавить нарастающую физическую нагрузку:
Подняться на носки, развести ноги в стороны. Вдох – подтягивание, продолжительный выдох – возвращение в исходное положение.

На третьем этапе упражнения дыхательной гимнастки дополняются общими упражнениями, например, прыжками и бегом.

Вы знаете, почему вреден для здоровья углекислый газ? Разберемся, чтобы понять , для чего нужна дыхательная гимнастика выясним, что дает организму обычное дыхание. Во время дыхания легкие наполняются воздухом, из него выделяется кислород. Кислород одновременно обогащает кровь и очищает ее от углекислого газа. Углекислый газ является продуктом гниения болезнетворных бактерий, частиц, собранных кровью со всего организма. После очищения от углекислого газа и насыщения кислородом, чистая кровь поступает в сердце, мозг и другие части тела.

Профилактика или лечение:

для чего нужна дыхательная гимнастика

При недостаточном поступлении кислорода в организм, болезнетворные бактерии разносятся по всему организму и вскоре здоровье будет подорвано. Дефицит кислорода может появиться в результате неправильного дыхания. Помните, что дыхательный процесс состоит из двух этапов: вдох и выдох? Сбой может произойти на любом из них. Если вдох короткий, то поступит недостаточное количество кислорода. Если выдох будет слабым, то в легких останется углекислый газ, который снова отправится в организм.

Итак, для чего нужна дыхательная гимнастика

  • для укрепления мышц легких;
  • для увеличения объема легких;
  • для очищения легких от углекислого газа и бактерий;
  • для насыщения крови кислородом;
  • для улучшения обмена веществ.

Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики. Суть их сводится к одному: тренировка легких. Так же, как упражнения для рук, живота, бедер укрепляют мышцы тела, также и дыхательная гимнастика укрепляет мышцы грудной клетки и легких.

Надеюсь, что вы поняли, для чего нужна дыхательная гимнастика и теперь хотите попробовать, но не знаете с чего начать? Вот несколько известных и простых упражнений:

  1. Коктейльную трубочку опустите одним концом в стакан с водой. Сделайте глубокий вдох, возьмите в рот свободный конец трубочки и выдыхайте до тех пор, пока не закончатся пузырьки.
  2. Сядьте на стол, кисть одной руки положите на грудь, другой – на живот. Во время вдоха выпячивайте живот. Выдыхая, громко произносите «ффффффффффффффф». Тяните звук до тех пор, пока есть силы.
  3. Встаньте прямо, руки опустите вдоль туловища и сделайте глубокий вдох. Во время выдоха медленно наклоняйтесь в сторону (руки скользят по бокам) и произносите «ссссссссссссс». Вернитесь в исходное положение и сделайте глубокий вдох. Повторите выдох в другую сторону.

Чтобы не терять интереса к дыхательной гимнастике, делайте ее вместе с детьми и внуками. Включите в свой комплекс игру в мыльные пузыри, задувание свечи ртом и носом, прыжки на скакалке и батуте. Систематическая зарядка органов дыхания укрепит ваши легкие и станет лучшей профилактикой

Рябова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №38 "Детский сад "Черёмушки"
Населённый пункт: город Междуреченск
Наименование материала: статья
Тема: "Для чего нужна дыхательная гимнастика"
Дата публикации: 22.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Дыхательная гимнастика для детей

Казалось бы, что-что, а дышать каждый умеет с самого рождения и тренировать тут особо нечего,

вдох-выход – что такого? Обычно подобного рода упражнениям отводится скромное место в конце

гимнастических комплексов для расслабления организма. Но на самом деле роль дыхательных

упражнений в гармоничном развитии малыша не стоит недооценивать.

снабжает

кислородом

важнейшие

растущего

организма,

головной мозг, и даже органы пищеварения, ведь для того чтобы пища в желудке переварилась и

усвоилась,

кислород.

Насыщенная

кислородом

улучшая обмен веществ.

Вспомните, как часто малыши, увлекшись игрой, начинают дышать ртом, и, как следствие

простужаются. Ох уж эти бесконечные ОРЗ, ОРВИ и прочие простуды, сколько родительских

переживаний с ними связано. А ведь одним из эффективных методов профилактики подобных

заболеваний является тот же самый комплекс дыхательной гимнастики.

Он также подойдет деткам, страдающим бронхитами и другими заболеваниями дыхательной

системы, даже такими серьезными, как бронхиальная астма. Специально разработанный комплекс

упражнений

перенесшему

воспаление

восстановить

организм.

Дыхательная гимнастика вообще может стать отличным дополнением к самым разным терапиям

– будь то гомеопатическое или медикаментозное лечение или физиотерапия.

Приучаясь дышать глубоко и размеренно, полной грудью во время упражнений, малыш и в

повседневной жизни начинает использовать такой тип дыхания, а это приводит к тому, что

постепенно увеличивается объем легких, а значит, Ваш юный чемпион сможет нырять в морские

глубины, быть самым быстрым на футбольном поле или на лыжне.

Думаете, что польза дыхательной гимнастики ограничивается только этим? Не угадали.

Дыхание играет важнейшую роль для формирования речевой системы, оно питает речевой

аппарат энергией, необходимой для хорошего и чистого произнесения слов.

А еще правильное дыхание очень полезно для нервной системы, ведь глубокий медленный

выдох помогает нам расслабиться, снять напряжение, успокоиться, перебороть раздражение или,

может быть, волнение. Как совершенно справедливо считали восточные мыслители, управляя

дыханием, ты управляешь собой. Дыхательная гимнастика может стать одним из элементов

воспитания произвольности, терпения и усидчивости.

В начале многие упражнения могут показаться ребенку сложными или даже скучными, поэтому

подавать ценные дыхательные упражнения нужно в игровой форме. Обязательно придумайте для

упражнений

шутливые

названия.

дополнять

дыхательную

гимнастику

элементами

артикуляционной, и в паузах между дыхательными упражнениями читать с малышом короткие

стихи-чистоговорки. Например:

Дубовый столб стоит столбом,

В него баран уперся лбом.

Хотя не жаль барану лба,

Но лбом не сбить ему столба.

А вдруг Ваш малыш, когда вырастет, захочет стать диктором, а может, петь на сцене? Тогда он не

раз с благодарностью вспомнит свою детскую дыхательную гимнастику.

Заниматься

дыхательной

гимнастикой

пробуждения,

подключить

избранные упражнения к привычной зарядке малыша. Если стоит хорошая сухая погода, то

дыхательной гимнастикой отлично заниматься на свежем воздухе, в парке или сквере.

Не стоит бросаться и выполнять сразу целый комплекс упражнений, особенно на первых занятиях.

Выберите несколько интересных и забавных для малыша на Ваш взгляд, а на следующем занятии

предложите другие. Так у малыша не возникнет ощущения, что дыхательная гимнастика – это

утомительное и скучное времяпрепровождение.

При всей ценности и безусловной полезности дыхательных упражнений внимательно следите,

чтобы у малыша не возникло гипервентиляции легких. Если Вы заметили, что его дыхание

учащено, он резко побледнел или покраснел или начал жаловаться на покалывания в ногах или

кистях рук, значит, Вы перестарались. В обязательном порядке прерываем занятие и делаем такое

упражнение для восстановления: ладошки складываем «ковшиком», накрываем ими лицо и 2-3

раза в них дышим, медленно и глубоко. После этого, по самочувствию малыша принимаем

решение, либо продолжаем гимнастику, либо переносим занятие на завтра.

Очень важно правильно выполнять дыхательные упражнения. Вдыхаем воздух обязательно

через нос, плечи при вдохе не поднимаются. Выдыхаем медленно, долго и постепенно. Иногда

малыши надувают щеки во время глубокого вдоха, этого делать не стоит.

Для того, чтобы малышу было интереснее и веселее заниматься, можно использовать его

любимые мягкие игрушки. Они помогут малышу расслабиться, а также запросто могут стать

компаньонами при выполнении упражнений. Можно усадить плюшевого любимца на животик

малышу, и он увидит, как зверушка поднимается во время входа и опускается при выдохе. Это

поможет малышу сделать акцент на дыхании.

Некоторые детские забавы уже, по сути, являются дыхательным упражнением. Вспомните, как

малышам нравится рисовать пальчиком на стекле, но перед этим нужно создать поверхность для

рисования. А для того чтобы стекло затуманилось, придется, как следует, подышать. Используйте

эту дыхательную игру для усиления детского интереса к дыхательной гимнастике.

А всем известные мыльные пузыри, чем не тренировка дыхания? Вдыхаем воздух носом,

складываем рот трубочкой и выдувает искрящийся на солнце шарик! Это упражнение наверняка

придется по вкусу любому дошкольнику. То же касается и белых цветков одуванчика. Какого

малыша оставит равнодушным букет из этих воздушных шариков?!

Дошкольникам также очень нравится дышать через одну ноздрю, зажав вторую пальцами, это

посостязаться,

задержит

представляя

отважными ныряльщиками.

Перед началом занятий с малышом старше трех лет выполните небольшую разминку: в течение

нескольких минут пошагайте на месте, сделайте несколько приседаний.

дыхательные

упражнения

доступны

маленьким

выполнять упражнения с малышами первых лет жизни, нужно дозировано и очень осторожно.

Для совсем крох подойдут, например, такие упражнения:

Бегемотик .Выполнять упражнение можно лежа или сидя. Кладем ручку малыша на диафрагму,

дыхание происходит через нос, дайте малышу последить, как его ладошка, то поднимается, то

опускается, а сами приговаривайте стишок (в зависимости от исходного положения):

Сели (легли) бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Воздушный шар. Малыш лежит на спине, ручки положив на животик. Вы можете составить ему

компанию. Вдыхаем воздух и надуваем животик, как шарик. Теперь задерживаем дыхание на 5

счетов, а затем постепенно сдуваем живот-шарик. И опять задерживаем дыхание. Всего нужно

надуть 5 шариков.

БашенныеЧасы .Становимся, слегка расставив ноги в стороны, руки опущены. Теперь пришло

время часам заработать: произносим «тик-так, тик-так» и машем курами вперед назад. Повторить

Ворона .Малыш стоит, ИП такое же, как и в предыдущем упражнении. С вдохом широко

разводим в стороны руки-крылья, а на выдохе громко каркаем, старайтесь, чтобы звук «р» длился,

как можно дольше.

Паровозик Чух-чух-чух .После статичных упражнений можно и немного походить. Тем более

это упражнение всем известное и малышами очень любимое. Малыш наверняка захочет быть

паровозом, а мама с папой могут стать вагончиками. Изображаем согнутыми в локтях руками

движение паровоза и приговариваем «чух-чух-чух», а когда придет время остановки, взмахиваем

г р о м к о

« т у - т у у у » .

Кидалки .В дыхательной гимнастике можно использовать и некоторый спортивный реквизит,

например, мяч. Становимся, руки с мячом находятся на уровне груди. На выдохе кидаем мячик

максимально далеко от себя, при этом помогаем себе голосом «уууххххх». Достаточно будет

сделать 5-6 таких бросков. Упражнение, во избежание всевозможных разрушений лучше делать на

Дерево в ветреный день .Садимся на колени или на пятки (как малышу удобнее), следим за

осанкой. При вдохе руки поднимаем над головой, а во время выдоха опускаем вниз, слегка

наклоняя туловище, совсем как ствол дерева, ветки которого качаются на ветру.

Хомячок .Какому малышу нравится симпатяга хомячок с круглыми щечками. Предложите ему

на несколько минут побыть таким щекастым другом. Помните. Как Хома в сказке переходил речку

с щеками, полными гороха. Надуваем щеки побольше, а теперь делаем несколько шагов по

комнате. Переправились на тот берег, хлопаем по щекам ладошками, и они с веселым хлопком

сдуваются. Теперь немного отдохнем и повторим.

Когда малыш освоит основные дыхательные упражнения, можно будет усложнить их за счет

введения элементов пальчиковой или глазной гимнастики или других элементов на Ваш выбор.

Найти множество идей для проведения дыхательной гимнастики можно в курсе дыхательных

упражнений А.Н. Стрельниковой, можно взять готовые варианты или немного пофантазировать и

оживить их сказочными образами.

Помимо дыхательной гимнастики очень позитивно на развитие детской дыхательной системы

влияет игра на духовых музыкальных инструментах, будь-то дудочка или губная гармошка, труба

или флейта. Главное убедитесь, что мундштук инструмента чист, а малыш не будет чересчур

сильно перенапрягаться, исполняя свои музыкальные импровизации.

Хорошего Вам, глубокого дыхания и отменного здоровья!

Вы задумывались о том, как дышите? В жизни мы используем меньше половины объёма своих лёгких, вдыхаем воздух поверхностно и учащённо. Такой неправильный подход нарушает жизнедеятельность организма и провоцирует появление многих недугов: от бессонницы до атеросклероза.

Чем чаще мы вдыхаем воздух, тем меньше кислорода усваивает организм. Без задержек дыхания углекислый газ не может накапливаться в крови и клетках тканей. А этот важный элемент поддерживает обменные процессы, участвует в синтезе аминокислот, успокаивает нервную систему, расширяет сосуды, возбуждает дыхательный центр и заставляет его работать в оптимальном режиме.

Чем опасно неправильное дыхание?

Учащённое поверхностное дыхание способствует развитию гипертонии, астмы, атеросклероза, сердечно-сосудистых и других заболеваний. Стремясь восполнить избыточную потерю углекислого газа, организм включает защитную систему. В результате возникает перенапряжение, что приводит к увеличению секреции слизи, повышению уровня холестерина, сужению кровеносных сосудов, спазмам сосудов бронхов и гладкой мускулатуры всех органов.

Как нормализовать процесс дыхания?

Обогащению крови углекислым газом способствует сон на животе, голодание, водные процедуры, закаливание, спортивные нагрузки и специальные дыхательные практики. Также важно избегать стрессов, переедания, приёма лекарственных препаратов, алкоголя, курения и перегрева, то есть вести здоровый образ жизни.

В чём польза дыхательной гимнастики?

  • Профилактика болезней бронхов (бронхиальной астмы, обструктивного, хронического бронхита).
  • Массаж внутренних органов, улучшение перистальтики кишечника и укрепление мышц живота.
  • Концентрация внимания и повышение интеллектуальной деятельности.
  • Снижение утомляемости, борьба со стрессом и .
  • Прилив энергии, бодрость и отличное самочувствие.
  • Молодая упругая кожа и даже сброс лишних килограммов.

Пять общих правил выполнения дыхательной гимнастики

  1. Начинайте с самого лёгкого, постепенно увеличивая нагрузку.
  2. Тренируйтесь на свежем воздухе (или в хорошо проветриваемом помещении) и в удобной одежде.
  3. Не отвлекайтесь во время занятий. Для достижения максимального эффекта важна концентрация.
  4. Дышите не торопясь. Наибольшему насыщению организма кислородом способствует именно медленное дыхание.
  5. Делайте упражнения с удовольствием. При появлении неприятных симптомов остановите тренировку. Проконсультируйтесь со специалистом касательно сокращения нагрузки или увеличения паузы между подходами. Единственный допустимый дискомфорт - лёгкое головокружение.

Виды дыхательной гимнастики

Практика йогов

Ещё много веков назад йоги обнаружили взаимосвязь дыхания с эмоциональным, физическим и умственным развитием человека. Благодаря специальным упражнениям открываются чакры и каналы восприятия. Дыхательная гимнастика оказывает благотворное влияние на внутренние органы, вы обретаете равновесие и гармонию. Йоги называют свою систему пранаямой. Во время выполнения упражнений дышать нужно только через нос.

Пранаяма - это умение сознательно контролировать дыхание и управлять энергией тела с помощью вдохов и выдохов.

Капалабхати - дыхание животом

Сядьте в удобную позу с прямой спиной. Закройте глаза и сконцентрируйте внимание на межбровье. На вдохе надуйте живот: расслабьте брюшную стенку, и воздух сам войдёт в лёгкие. На выдохе подтяните живот к позвоночнику, движение должно быть активным. Грудная клетка и верхние отделы лёгких не участвуют в процессе. Начните с 36 дыхательных циклов. Когда привыкнете, доведите до 108.

Нади шодхана - дыхание через левую и правую ноздрю

Прикройте правую ноздрю с помощью большого пальца, а через левую сделайте равномерные вдох и выдох. Выполните пять циклов (вдох и выдох считаются одним циклом), затем поменяйте ноздрю. Сделайте вдох и выдох через две ноздри - тоже пять циклов. Потренируйтесь пять дней и переходите к следующей технике.

Вдохните и выдохните левой ноздрёй, после закройте её и сделайте вдох-выдох через правую. Меняйте пальцы, прикрывая попеременно левую и правую ноздрю. Выполните 10 дыхательных циклов.

Гимнастика Стрельниковой

Эта гимнастика разработана как способ восстановления певческого голоса. Однако практика показала, что метод А. Н. Стрельниковой, основанный на газообмене, способен естественно и эффективно оздоравливать весь организм. В упражнениях задействована не только дыхательная система, но и диафрагма, голова, шея, брюшной пресс.

Принцип дыхания - быстрый вдох носом каждую секунду во время выполнения упражнений. Вдыхать нужно активно, напряжённо, шумно и через нос (при этом ноздри должны смыкаться). Выдох незаметный, он происходит сам собой. Система Стрельниковой включает множество упражнений, базовыми из них являются три.

Упражнение «Ладошки»

Встаньте, руки согните в локтях и направьте ладони от себя. Сжимайте руки в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из восьми вдохов отдохните и повторите упражнение - всего 20 циклов.

Упражнение «Погончики»

Поставьте ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы. Старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи. Сделайте восемь серий по восемь раз.

Упражнение «Насос»

Оставьте ноги в том же положении. Шумно вдохните, медленно наклонитесь и потянитесь руками к полу, не касаясь его. Затем плавно вернитесь в исходное положение, словно вы работаете насосом. Сделайте восемь серий по восемь раз.

Метод Бутейко

По мнению К. П. Бутейко (советского учёного, физиолога, врача-клинициста, философа медицины, кандидата медицинских наук), причина развития болезней - в альвеолярной гипервентиляции. При глубоких вдохах количество получаемого кислорода не увеличивается, а количество углекислого газа уменьшается.

В качестве подтверждения данной теории выступает интересный факт: объём лёгких больного бронхиальной астмой составляет 10–15 л, здорового человека - 5 л.

Цель данной дыхательной гимнастики - избавиться от гипервентиляции лёгких, что, в свою очередь, помогает справиться с такими заболеваниями, как бронхиальная астма, аллергия, астматический бронхит, стенокардия, диабет и так далее. Система Бутейко включает искусственное поверхностное дыхание, задержки, замедления и затруднения дыхания вплоть до применения корсетов.

Начальный этап тренировки

Замерьте контрольную паузу - промежуток от спокойного выдоха до желания вдохнуть (так, чтобы не хотелось дышать ртом). Норма - от 60 секунд. Измерьте частоту пульса, норма - меньше 60.

Сядьте на стул, выпрямите спину и посмотрите немного выше линии глаз. Расслабьте диафрагму, начиная дышать настолько мелко, чтобы в груди появилось ощущение нехватки воздуха. В таком состоянии нужно находиться в течение 10–15 минут.

Смысл упражнений по методу Бутейко заключается в постепенном сокращении глубины дыхания и сведении её к минимуму. В течение 5 минут уменьшайте объём вдоха, а затем измерьте контрольную паузу. Тренируйтесь только на голодный желудок, дышите носом и бесшумно.

Бодифлекс

Это методика борьбы с лишним весом, дряблой кожей и морщинами, разработанная Грир Чайлдерс (Greer Childers). Её неоспоримое преимущество - отсутствие ограничений по возрасту. Принцип бодифлекса заключается в сочетании аэробного дыхания и растяжки. В результате организм насыщается кислородом, который сжигает жир, а мышцы напрягаются, становясь упругими. Начните освоение гимнастики с пятиэтапного дыхания.

Пятиэтапное дыхание

Представьте, будто вы собираетесь сесть на стул: нагнитесь вперёд, опираясь руками на ноги, слегка согнутые в коленях, ягодицы отставьте назад. Ладони поставьте примерно на 2–3 сантиметра выше коленей.

  1. Выдох. Сожмите губы в трубочку, медленно и равномерно выпускайте из лёгких весь воздух без остатка.
  2. Вдох. Не открывая рта, быстро и резко вдохните через нос, стараясь наполнить лёгкие воздухом до отказа. Вдох должен быть шумным.
  3. Выдох. Поднимите голову вверх на 45 градусов. Сделайте движение губами, как будто размазываете губную помаду. Выдохните из диафрагмы с силой весь воздух через рот. Должен получиться звук, похожий на «пах».
  4. Пауза. Задержите дыхание, наклоните голову вперёд и втягивайте живот в течение 8–10 секунд. Старайтесь, чтобы у вас получилась волна. Представьте, что желудок и другие органы брюшной полости буквально помещаются под рёбра.
  5. Расслабьтесь, вдохните и отпустите мышцы брюшного пресса.

Система Мюллера

Датский гимнаст Йорген Петер Мюллер (Jørgen Peter Müller) призывает к глубокому и ритмичному дыханию без пауз: не задерживать дыхания, не делать коротких вдохов и выдохов. Цель его упражнений - здоровая кожа, дыхательная выносливость и хороший мышечный тонус.

Система состоит из 60 дыхательных движений, выполняемых одновременно с десятью упражнениями (одно упражнение - 6 вдохов и выдохов). Рекомендуем начать с лёгкой степени сложности. Выполняйте первую пятёрку упражнений медленно по шесть раз. Дышите грудной клеткой и через нос.

5 упражнений для укрепления мышечного корсета

Упражнение № 1. Исходное положение: руки на поясе, ступни рядом, спина прямая. Поочерёдно поднимайте и опускайте прямые ноги вперёд, в стороны и назад (одну ногу на вдохе, другую - на выдохе).

Упражнение № 2. Поставьте ступни на расстоянии короткого шага. На вдохе максимально прогнитесь назад (с головой), подайте бёдра вперёд, согните сжатые в кулаках руки в локтях и кистях. На выдохе наклонитесь вниз, выпрямите руки и постарайтесь коснуться ими пола. Колени при этом не сгибайте.

Упражнение № 3. Сомкните и не поднимайте пятки. На вдохе наклоните туловище влево, одновременно переводя полусогнутую правую руку за голову. Сделайте выдох и вернитесь в исходное положение. Повторите движения в правую сторону.

Упражнение № 4. Разведите ступни на максимальное расстояние друг от друга. Пятки обращены наружу, руки свободно свисают по бокам. Поверните корпус: правое плечо - назад, левое бедро - вперёд, и наоборот.

Упражнение № 5. Поставьте ноги на ширине плеч. На вдохе медленно поднимите руки перед собой. Сделайте глубокое приседание на выдохе. Выпрямитесь и опустите руки.

Противопоказания

Как ни велика польза дыхательной гимнастики, выполнять её следует осторожно. Перед началом любых занятий проконсультируйтесь с врачом. Постепенно переходите к увеличению нагрузок, чтобы избежать неприятных симптомов гипервентиляции лёгких.

Дыхательные упражнения противопоказаны людям после операций и с некоторыми заболеваниями. Ограничениями являются сильная гипертония, высокая степень близорукости, перенесённый инфаркт, глаукома в острой стадии заболевания на фоне гипертермии, ОРВИ, декомпенсированные сердечно-сосудистые и эндокринные патологии.

Удивительно, но факт: естественный процесс вдоха и выдоха может сильно изменить вашу жизнь. Правильно подобранная техника дыхания способна укрепить здоровье и обеспечить . Главное - это желание учиться и грамотный подход.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

« ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА»

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста Здоровьесберегающие технологии

Для чего нужна дыхательная гимнастика

  1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.
  2. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
  3. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
  4. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, болезней, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшает деятельность сердечно -сосудистой системы.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

  • нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя) ;
  • среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается) ;
  • верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть) ;
  • смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких) .

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

Воздух набирать через нос;

Плечи не поднимать;

Выдох должен быть длительным и плавным;

Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) ;

Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД, по физическому развитию и физкульт. минутках, во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

Примеры упражнений для гимнастики правильного дыхания.

  1. «ТРУБАЧ»
  • Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить: « д-у - у -у» (повторить 4-5 раз).
  1. «ЧАСИКИ»
  • И. п. Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить
  • 1-взмах руками вперёд-тик (вдох)
  • 2-взмах руками назад-так (медленный выдох) - повторить 4-5 раз.
  1. «ПЕТУХ»
  • Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны сделать «вдох», а затем медленно
  • опуская руки, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». - повторить 5-6раз.
  1. «КАША КИПИТ»
  • Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох.
  • Выдыхая, громко произносить: « ф -ф» (повторить 3-4 раза)
  1. «ПАРОВОЗИК»
  • Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая: « чух - чух - чух» . (20-30 секунд) .
  1. «НАСОС»
  • Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища (с -с-)
  1. «РЕГУЛИРОВЩИК»

*Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая

  • отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить « р-р-р-р-р-р» (5-6 раз)
  1. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
  • Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох
  • опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». (4-5 раз) .
  1. «МАЯТНИК»
  • Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, руки открыты встороны. Наклонять туловище в право и влево.
  • При наклоне—выдох, произносить: « т -у-у-у-х-х» (3-4 наклона) .
  1. «ГУСИ ЛЕТЯТ»
  • Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох, произносить: « г - у-у-у-у» .

Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Правильное дыхание.

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста - умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох - грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача - научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри - тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.

Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»

Как избавить ребёнка от кашля с помощью дыхательной гимнастики

У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка - свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится - весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 - 10 минут.

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Выполнять лучше до завтрака или после ужина. Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки - пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 - 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 - 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту - ту - ту - ту.
Как машинка гудит? Би - би. Би - би.
Как « дышит» тесто? Пых - пых - пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ .
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу-жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу - жу - жу (делает поворот влево)
Жу- жу -жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА .
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки - очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 - 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК .
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх - вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ .
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево - выдох, вправо - вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 - 4 раза.

Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.

Шагом марш!

Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6-8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Летят мячи .
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.

Эти упражнения дошкольники могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время — лучше на воздухе во время прогулки.

Курс ЛФК должен продолжаться 3-4 месяца. Приведенный комплекс упражнений назначают детям дошкольного возраста с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите не только способствует быстрому выздоровлению ребенка от недугов, но и предупреждает возникновение повторных ОРВИ и обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей.
Комплексы необходимо выполнять два раза в день, не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1, 5 часа до сна. Общая продолжительность занятия 10-15 минут.

Перед началом занятия необходимо проветрить комнату и сделать влажную уборку. Занятия проводятся при открытой форточке.

Ходьба по комнате в сочетании с движениями рук. При вдохе - руки в стороны, при выдохе - руки по швам. Дыхание через нос. Рот закрыт. Ходьба может переходить в медленный бег. При беге на 3 счета - вдох, на 3 счета - выдох.

  1. «Наклон вперед». ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
  2. «Вырасти большой». ИП - стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.
  3. «Дотянемся до пяток». ИП - Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.
  4. «Сигнальщик». ИП - сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны - вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
  5. «Пружинка». ИП - лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
  6. «Тюлень». ИП - лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
  7. «Прямая спинка». ИП - сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
  8. «Чистый носик». ИП - сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
    Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа « Не навреди!»

Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку.

Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.



Понравилось? Лайкни нас на Facebook