Акробатика. Методические рекомендации по обучению технике упражнений


Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………… …... 3
Глава 1. Роль акробатических упражнений на уроках физической культуры
1.1. История возникновения акробатики……………………………….. 6
1.2. Классификация акробатических упражнений, используемых в школе…………………………………………………………… ……. 9
1.3. Анатомо-физиологические особенности учащихся начальной школы………………………………………………………………… 12
Глава 2. Методика обучения акробатическим упражнениям
2.1. Особенности проведения занятий по акробатике в школе……….. 15
2.2. Наиболее эффективные средства и методы обучения акробатическим упражнениям…………………………………….. 22
Заключение…………………………………………………… ……. 31
Список литературы……………………………………………….. . 32

Введение

Проблема начального физкультурного образования со временем не только не утрачивает своей актуальности, но и вызывает новые вопросы, решать которые необходимо с помощью современных научных методов в соответствии с требованиями средней школы.
Этап начального физкультурного образования охватывает 1-4 классы, решает задачи приобщения младших школьников к физической культуре, прививает интерес к уроку “физическая культура”, создает основы двигательных умений и навыков, развития физических качеств.
В практике начальной школы акробатические упражнения используются почти во всех разделах учебного материала по физической культуре. Следовательно, акробатические упражнения являются основой, базисом для формирования двигательных умений и навыков различных видов спота. Таким образом, акробатика, как “ядро” двигательной активности и координационной подготовки младших школьников, способствует созданию и обогащению двигательного фонда учащихся 1-4 классов.
В начальной школе, как правило, для развития физических качеств используются, в основном, общеразвивающие упражнения, а средства акробатики применяют лишь для формирования двигательной культуры младших школьников. Таким образом, физическая подготовка, как составная часть всего учебного процесса по физической культуре, основанная на акробатических упражнениях, является актуальной.
Известно, что учащиеся младшего школьного возраста имеют различные исходные уровни развития физических качеств, неодинаковые темпы прироста показателей физической подготовленности в процессе учебного года. Следовательно, разработка учебной программы начального физкультурного образования с дифференцированным развитием физических качеств средствами акробатики для учащихся 1-4 классов становится современной.
Не будет откровением утверждение, что многие учителя физической культуры не жалуют акробатику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоопасность плюс некоторые другие моменты, из-за которых не используется с достаточной эффективностью это ценнейшее средство разностороннего воздействия на занимающихся.
Между тем, необходимо придавать акробатике большое значение и отводить этому разделу учебной программы почетное место. И это естественно, поскольку в ее арсенале такие упражнения (искусственно выделенные из различных сфер человеческой деятельности и специально придуманные), которые позволяют в ходе уроков тонко регулировать нагрузки занимающихся, избирательно включать в работу практически любые группы мышц и суставы.
Объект исследования - процесс обучения учащихся на уроках физической культуры.
Предмет исследования – методика обучения учащихся акробатическим упражнениям на уроках физкультуры.
Цель работы – выявить эффективную методику обучения акробатическим упражнениям на уроках физической культуры в начальной школе.
В соответствии с целью были поставлены задачи исследования :

    Выявить основную роль акробатических упражнений для детей начальной школы.
    Выявить эффективные методы обучения акробатическим упражнениям.
Гипотеза исследования : акробатические элементы могут быть освоены качественнее и всеми учащимися класса, если широко использовать подготовительные и подводящие упражнения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования :
        анализ научно-методической литературы;
        изучение передового педагогического опыта;
        наблюдение.
Структура работы состоит введения, двух глав, заключения, библиографии (25 источников).

Глава 1
Роль акробатических упражнений на уроках физической культуры

1.1. История возникновения акробатики
Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Изображения на сохранившихся памятниках, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен в Древнем Египте за 2300 лет до н. э.
Занимались акробатическими упражнениями и в Древней Греции. На Крите наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая и различными церемониями, проводились игры с быками, составной частью которых были акробатические упражнения.
Акробатические упражнения с быками в XIX в. встречались также у африканского племени фульбе в северной Нигерии (западная Африка), у племени мораван в южной Индии. Такие игры с быками русский профессор Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в Пиринейских горах.
Подобные игры с быками, по-видимому, существовали в древности и у народов нашей страны: до сих пор в таджикской борьбе сохранилось название «бычий перекат». В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали странствующие артисты – «циркуляторы», которые наряду с этими упражнениями показывали и другие виды искусства: хождение по канату, дрессировку и т. п.
В 420 г. до н. э. была распространена пляска на вертящемся гончарном круге, сочетаемая с акробатическими упражнениями. Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Имеются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость (1).
В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т. е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пирамиду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров.
Впервые технику акробатических упражнений попытался описать в специальном руководстве для акробатов-профессионалов Тюккаро. В конце XIX в. Стрели написал книгу «Акробатика и акробаты», в которой охарактеризовал различные жанры профессиональных артистов и описал технику ряда акробатических упражнений.

На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами.
В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям.
В конце XVIII в. в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX в. акробатические упражнения начинают включаться в буржуазные национальные системы гимнастики. Таким образом, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская.
Профессиональное направление развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам. Вместо универсальных, разносторонних артистов прошлого, появляются виртуозы в одном жанре и даже в одном трюке.
Выделяются относительно самостоятельные виды цирковой акробатики: акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтижная (плечевая) акробатика, «карийские игры» и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды культивируются в цирке и по сей день. Второе направление в развитии акробатики – спортивное – связано с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России). С пола акробатические упражнения переносятся на снаряды.

В 1900 г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 г. состоялось первое выступление акробатов- любителей. Вплоть до империалистической войны 1914 г. такими выступлениями акробатов- любителей сопровождается большинство крупных спортивных вечеров. Большую роль в популяризации этого вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады, которые проходили регулярно с 1936 года. Но лишь в 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акробатике. В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые стали и первыми в мире.
С 1940 в соревнованиях по акробатике участвуют женщины. С 1951 проводятся юношеские соревнования. С 1967 Федерация спортивной акробатики СССР организует международные матчи по телевидению, с 1972 - международные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почётного президента федерации В. Н. Волкова.
В 1974 в Москве состоялся 1-й личный чемпионат мира (участвовали спортсмены Болгарии, Великобритании, Венгрии, Польши, СССР, США, ФРГ и Швейцарии). Чемпионами стали 13 советских спортсменов. В 1975 в Швейцарии проведены первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике.
1.2. Классификация акробатических упражнений, используемых в школе
Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм занимающихся. С их помощью совершенствуются ловкость, сила мышц, быстрота и точность движений, ориентировка в пространстве и чувство равновесия. Акробатические упражнения разнообразны, эмоциональны, не требуют специального оборудования. Динамические акробатические упражнения (кувырок вперед, кувырок назад и др.) должны выполняться только в одном направлении, указанном учителем). Выполнение в противоположном направлении (навстречу движению) во избежание столкновения категорически запрещается.
Для занятий используют специальные акробатические дорожки или плотно уложенные гимнастические маты. Не следует укладывать маты в одну линию по всей длине зала. Рациональнее размещать их небольшими дорожками по 2-4 мата в каждой, тогда в поле зрения учителя будут все учащиеся, и он сможет своевременно оказывать им необходимую помощь.
Обучать кувыркам вперед и назад слабых учащихся рекомендуется на наклонной плоскости, гимнастическом мостике, накрытом матом или акробатической дорожкой. Упражнение под «горку» осваивается значительно успешнее (12).
При освоении таких акробатических упражнений, как мост, стойка, целесообразно оказывать помощь вдвоем. Партнеров подбирают соответствующего роста и веса.
Кувырок лучше совершенствовать поточным способом, в направлении, указанном учителем.
Группировка - положение тела, в котором согнутые в коленях ноги хватом на голени (стопы и колени слегка разведены) сильно притянуты к груди. Спина округлена, голова наклонена вперед, локти плотно прижаты к телу. Группировка выполняется в положениях сидя на полу, в приседе, лежа на полу.
Группировка сидя на полу - согнуть ноги в коленях, ступни поставить слегка врозь, руками захватить снаружи верхние части и плотно подтянуть ноги к груди, колени врозь, голова между коленей, подбородок прижат к груди.
Группировка лежа на спине - согнуть ноги, захватить руками голени и подтянуть колени к плечам, а плечи к коленям, колени врозь, голова между коленей, подбородок прижат к груди.
Группировка из положения упора присев - из стойки ноги врозь (на ширине одной ступни), ступни параллельно, глубоко присесть и принять положение упора присев (сначала на носках, а потом на всей ступне), затем одновременно наклонить туловище к коленям, а руками захватить голени, и плотнее притянуть туловище к коленям, голова между коленей, подбородок прижат к груди.
Группировка - основное подводящее упражнение к перекатам и кувыркам. В начале обучения выполнять ее следует медленно (13).
Начинать обучение необходимо с упражнений, подготовительных группировкам.
Сильные наклоны туловища вперед, к ногам.
Глубокое приседание на всей ступне с захватом голеней обеими
руками.

Лежа на спине, сгибание ног к груди.
Сидя с прямыми ногами, наклоны туловища вперед, к ногам.
Сидя с прямыми ногами, одновременно сгибание ног к груди и
наклон туловища к ногам.

То же с захватом голеней руками.
Перекаты - движения с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону, применяются как подводящие упражнения и как прием самостраховки при падениях. Перекат в сторону из упора стоя на коленях (с опорой предплечьями) выполняется вправо или влево. Последовательно касаясь пола плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, возвратиться в и. п. При перекате ноги и руки максимально сгибать и прижимать к туловищу, колени держать вместе (кисти тыльной поверхностью должны быть обращены к лицу).
Перекат вправо (влево) из упора стоя на правом (левом) колене, левая (правая) в сторону на носок. Кистями опираться о пол точно под плечевыми суставами. Последовательно опираясь предплечьем и плечом правой (левой) руки, лечь на правый (левый) бок, перекатиться на спину, затем на левый (правый) бок, встать на левое (правое) колено, правую (левую) отвести в сторону на носок; руки опустить вниз.
Кувырок вперед. Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и перевернуться через голову. Внимание учащихся обращать на то, чтобы голова не касалась пола, толчок ногами был бы направлен не вверх, а вперед. Коснувшись лопатками пола, сгруппироваться и, сделав перекат вперед, принять положение упора присев.
Выполнение кувырка вперед достигается энергичной плотной группировкой и быстрой подачей вперед плеч в момент его завершения. Предварительно следует освоить группировку и перекаты в группировке вперед и назад. Целесообразно систематически выполнять кувырки в течение ряда уроков (по 5-6 кувырков в каждом). Во время выполнения кувырков необходимо следить за самочувствием учащихся. Возможны легкие головокружения или даже тошнота. Таким ученикам необходимо временно прекратить выполнение упражнения, а если подобное повторится, то следует посоветоваться с врачом.
Кувырок назад. Из упора присев (руки впереди стоп на расстоянии 15-30 см) перекат назад в группировке, поставить руки на пол на уровне головы (пальцами к плечам), опираясь ими, перевернуться через голову (не разгибая ног) и прийти в упор присев.

1.3. Анатомо-физиологические особенности учащихся начальной школы
Период 6 - 10 лет является сравнительно спокойным в развитии детей. Ежегодное увеличение массы тела составляет в среднем 3 - 4 кг, длина тела увеличивается на 4 - 5 см, а окружность грудной клетки - на 1,5 - 2 см. Изменяются пропорции тела: удлиняются ноги, уменьшается грудной показатель (отношение обхвата грудной клетки к длине тела), т. е. происходит как бы вытягивание тела. Четкой разницы между мальчиками и девочками в росте, массе тела и пропорциях частей тела не отмечается. Сила же мышц кисти у девочек 6 - 8 лет меньше, чем у мальчиков, примерно на 5 кг, а в 11 - 12 лет - уже на 10 кг. Кроме того, до 11 - 12 лет обхват грудной клетки у девочек меньше на 1,2 - 2 см, а жизненная емкость легких - на 100 -200 см по сравнению с мальчиками того же возраста. Поэтому нагрузки в циклических и силовых упражнениях у девочек должны быть несколько меньше (11).
Окостенение скелета происходит неравномерно: к 9 - 11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 12 -13 годам,- запястья и пясти. Кости таза интенсивнее развиваются у девочек с 8 до 10 лет.
При занятиях физической культурой очень важно учитывать особенности формирования скелета. Резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание.
Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, когда процесс окостенения еще не закончился, могут привести к появлению плоскостопия.
Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Постепенно формируются изгибы позвоночника, к 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 - поясничная. Позвоночник обладает большой подвижностью у детей до 8 - 9-летнего возраста. Поэтому у младших школьников нередки случаи нарушений осанки и деформации позвоночника. Длительное сидение на занятиях в школе и при выполнении домашних заданий способствует этому. В связи с этим одной из важнейших задач должно быть обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушений осанки.
В возрасте 6 - 10 лет у детей мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Однако относительные величины силы мышц (на 1 кг массы) близки к показателям взрослых людей. В связи с этим могут широко использоваться упражнения для развития силы, связанные с преодолением собственной массы тела. Но при этом следует избегать больших по объему и интенсивности нагрузок, так как они приводят к значительным энергозатратам, а это может повлечь за собой общую задержку роста.
В младшем возрасте продолжается развитие головного мозга. Морфологическое развитие нервной системы достигает большой зрелости. Однако функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, что может приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, быстрому утомлению. Большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков. Этим объясняется тот факт, что дети 6 - 10 лет легко могут овладевать достаточно сложными формами движений. В то же время у них слабая устойчивость к воздействию посторонних раздражителей. Это следует учитывать особенно при упражнениях на выносливость и чаще практиковать переключения с одного вида мышечной деятельности на другой.
В 6 - 10-летнем возрасте идет дифференциация структуры сердечной мышцы. Она начинает напоминать по структурным показателям сердце взрослого. Однако полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
Возрастные изменения системы кровообращения в этом периоде характеризуются равномерностью и более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Сравнительно больше, чем у взрослых, суммарный просвет капилляров сети. Это является одной из причин относительно низкого артериального давления в этом возрасте.
С возрастом постепенно замедляется частота сердечных сокращений: в 6 - 8-летнем возрасте она составляет в среднем 80-90 уд./мин, в 9 - 10-летнем - 75-85 уд./мин. Возрастное урежение пульса связано с качественными изменениями нервных влияний на сердце. С ростом ребенка усиливается воздействие на сердце блуждающего нерва.
От рождения к 10 годам объем легких увеличивается в 10 раз и составляет половину объема легкого взрослого. При этом увеличение объема легких происходит за счет увеличения объема альвеол.
Частота дыхания, являющаяся одним из показателей внешнего дыхания, с возрастом замедляется: в 6 - 7-летнем возрасте в среднем она равна 23 - 25 раз/мин, в 10-летнем - 19 - 20 раз/мин. А глубина дыхания, наоборот, увеличивается к 10 годам от 160 до 250 мл.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) возрастает с 6 - 7 до 10 лет с 1200 до 2000 мл, причем у девочек средние величины меньше, чем у мальчиков.
Реакции детей на физическую нагрузку особенно заметны по показателям функции дыхания и кровообращения. У них по сравнению с подростками отмечаются более низкие величины максимального потребления кислорода (МПК), характеризующего интенсивность окислительных обменных процессов при продолжительных физических нагрузках. Так, у мальчиков 8 -9 лет МПК достигает в среднем лишь 1500 мл/мин, а у девочек - 1000 мл/мин (у взрослых - 3000 -4000 мл/мин).
При напряженной мышечной деятельности дыхание у детей младшего школьного возраста оказывается более частым, чем у взрослых (соответственно 60 - 70 и 20 - 40 дыханий в минуту).
У детей этого возраста при физической нагрузке артериальное давление повышается меньше, чем у взрослых, что объясняется слабым еще развитием сердечной мышцы, малым объемом сердца и более широким просветом со судов относительно размеров сердца. По сравнению со взрослыми у них меньше коэффициент использования кислорода и менее эффективно снабжение тканей кислородом. У детей 6 - 10 лет также менее интенсивно происходит ликвидация кислородного долга, а потребление кислорода в восстановительном периоде осуществляется при менее экономной функции внешнего дыхания и кровообращения.
Все это дает основание считать, что для детей младшего школьного возраста характерны большая напряженность функции кровообращения и дыхания и менее экономичное расходование энергетического потенциала при мышечных нагрузках по сравнению со старшими учащимися и взрослыми. У них также ниже способность выполнять мышечную работу в условиях недостатка кислорода.
Итак, акробатические упражнения содействуют развитию общей физической подготовленности младших школьников, а также силы, быстроты реакции, ловкости, ориентировки в пространстве.
Благодаря разностороннему влиянию на организм занимающихся, большой эмоциональности и доступности они являются одним из важных средств в физическом воспитании младших школьников.

Глава 2
Методика обучения акробатическим упражнениям

2.1. Особенности проведения занятий по акробатике в школе
Программой по физическому воспитанию в школе предусмотрено выполнение акробатических упражнений с 1-го по 11-й класс. Перечень основных элементов сравнительно невелик: перекаты вперед и назад; кувырки вперед и назад; полушпагаты, шпагаты, мосты; равновесия, стойки (на лопатках, голове, предплечьях, руках); перевороты (колесом, вперед); упражнения вдвоем (стойки, входы на плечи, поддержки) и различные соединения перечисленных элементов.
Эти упражнения введены в программу в качестве средств воспитания ловкости, силы, гибкости и повышения устойчивости вестибулярных функций.
Наиболее рационально изучать акробатические упражнения на уроках фронтальным методом, при котором весь класс строится на две шеренги по обе стороны акробатической дорожки или матов, уложенных дорожкой). Первые номера выполняют задание преподавателя по счету или сигналу, вторые наблюдают, помогают и подмечают ошибки, а затем ученики меняются ролями. Указанным методом можно изучать большинство упражнений школьной программы (за исключением соединений из нескольких кувырков или переворотов с продвижением в одном направлении). Фронтальный метод позволяет добиться высокой плотности выполнения акробатических упражнений.
За 15 - 20 мин, отводимых в уроке на акробатику, следует выполнить 5 - 8 упражнений, повторяя каждое 4- 8 раз. Примерная схема чередования упражнений: перекаты - кувырки - стойки - соединения кувырков - мосты - прыжки - перевороты - соединения стоек с перекатами и кувырками - выполнение упражнений в виде соревнования или игры.
Различные равновесия, шпагаты, мосты, стойки и общеразвивающие упражнения вдвоем следует вводить в подготовительную часть не только уроков гимнастики, но и игр, легкой атлетики, художественной гимнастики, борьбы, так как эти упражнения наиболее эффективны для воспитания двигательных качеств.
Успех проведения урока и освоения упражнений во многом зависит от проявления учениками интереса к занятиям. Возникновение интереса связано в первую очередь с мастерством педагога. Его требовательность и заинтересованность, умение образно объяснить задание вместе с готовностью ободрить и исправить ошибки гарантируют устойчивый интерес. Не менее важное значение имеет рациональный подбор и чередование упражнений.
Изучение акробатических упражнений осуществляется при помощи методов расчленение-конструктивного и целостного обучения. Более широкое применение имеет расчлененно-конструктивный метод. Он заключается в том, что изучаемый элемент расчленяется на составные части, которые последовательно осваиваются занимающимися.
Метод целостного обучения используется при изучении технически несложных элементов и соединений, а также в случаях, когда формируемый навык не поддается расчленению без существенного искажения структуры действия. В практике нередки случаи, когда этот метод применяется в сочетании с расчлененно-конструктивным (25).
При совершенствовании техники выполнения акробатических упражнений широко используется целостный метод, в том числе многократное повторение элемента без изменения структуры и прилагаемых усилий; варьирование усилий и скорости в различных подходах (прыжки с места, подскок, разбег); введение соревновательной мотивации.
и т.д.................

Освоение новых гимнастических упражнений имеет ряд специфических особенностей:

1. Многие гимнастические упражнения для занимающихся являются совершенно новыми формами движений, незнакомыми им по предшествующему двигательному опыту

2. Обучение упражнениям связано с требованием выполнять движения в гимнастическом стиле.

3. Двигательные навыки в гимнастике должны обладать высокой устойчивостью и стабильностью при выполнении упражнений в меняющихся условиях внешней среды и внутреннего состояния гимнаста.

3. Двигательные навыки в гимнастике должны обладать высокой устойчивостью и стабильностью при выполнении упражнений в меняющихся условиях внешней среды и внутреннего состояния гимнаста. И в то же время навык должен быть пластичным.

4. В связи с многоструктурностью и многофункциональностью гимнастических упражнений приходится учитывать возможности переноса эффекта от выполнения одного упражнения на другое, вновь изучаемое. В зависимости от общности или различий в структуре движений, в их сенсорном, энергетическом или психологическом обеспечении возможен положительный или отрицательный перенос с ранее выполненного упражнения на вновь изучаемое.

Наряду с указанными выше видами переноса выделяют еще так называемое явление последствия – это временное ухудшение точности движений после больших мышечных усилий (даже кратковременных), работы на выносливость, сильных эмоциональных возбуждений или угнетения, умственных напряжений. Например, после упражнений на силу временно ухудшается координация движений и даже такой прочный навык, как почерк.

Для избегания отрицательных последствий этих явлений необходимо:

а) умело планировать изучение новых упражнений, исключая возможность отрицательного переноса и явления последствия;

б) избегать одновременного изучения упражнений, сходных в деталях, но различающихся по своей технической основе. Например, не следует изучать одновременно сальто назад и темповой переворот назад (фляк);

в) не изучать одновременно упражнения, сходные по структуре движений, на двух снарядах (подъем разгибом, махом вперед или назад на брусьях, кольцах, перекладине);

г) при изучении упражнения в одну сторону надо, не доводя его до стадии навыка, изучить и в другую сторону;

д) упражнения со сложной координацией движений, требующие высокой точности, расчета, тонкой ориентировки в пространстве в условиях безопорного положения тела, упражнения в равновесии должны изучаться до выполнения упражнений, требующих больших мышечных усилий, эмоционального напряжения, выносливости и т.д.

5. Выполнение многих гимнастических упражнений связано с необходимостью проявлять смелость, решительность, эмоциональную устойчивость, а в ряде случаев даже идти на риск – все это вызывает большие трудности в овладении упражнениями. Облегчить положение занимающихся можно с помощью следующих методических приемов:

а) создание более четкого представления о характере движений во всех частях и фазах упражнения, потому что недостаток информации является основной причиной помех, неуверенности в своих силах и возможностях, страха;

б) организация своевременной помощи и страховки;

г) воспитание воли, целеустремленности, настойчивости, решительности и смелости, приучение к самостоятельности в действиях.

6. В процессе выполнения многих гимнастических, акробатических и упражнений художественной гимнастики создаются ускорения, являющиеся раздражителями рецепторов вестибулярного анализатора. Чрезмерное воздействие на них может отрицательно повлиять на координацию движений, ориентировку в пространстве, эмоциональную устойчивость, решительность и смелость при выполнении упражнений.

Методы обучения упражнениям

При обучении гимнастическим упражнениям применяются словесный метод, метод наглядной демонстрации, метод упражнения.

Словесный метод практически реализуется в следующих методических приемах: описание, объяснение, рассказ, инструкция, указание и др.

Метод наглядной демонстрации реализуется в показе упражнения, демонстрации различных наглядных пособий, макетов, в использовании внешних ориентиров, ограничителей движений и др. У занимающихся создается зрительный образ упражнения, Чем точнее этот образ соответствует технике показанного упражнения, тем быстрее и правильнее занимающийся его выполнит.

Метод упражнения позволяет воздействовать главным образом на двигательную сферу занимающихся. При этом постепенно формируется двигательный образ упражнения, двигательное умение, а затем и навык. Этот метод применяется в сочетании с рассмотренными выше методами в виде целостного и расчлененного выполнения упражнения.

При целостном методе, упражнение выполняется без применения подготовительных или подводящих упражнений. Этот метод можно использовать для обучения простых упражнений.

Для сложных упражнений применения целостного метода возможно, когда имеются достаточно эффективные средства страховки и помощи, например тренажерные устройства. Они берут на себя функции контроля за движениями гимнаста, и делают возможным разучивание довольно сложных упражнений целостным методом.

С помощью расчлененного метода изучаются технически сложные гимнастические упражнения. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части, и каждая из них изучается отдельно.

При расчленении упражнения не следует дробить его на слишком мелкие части, так как при этом могут возникать ощущения и восприятия, не свойственные целостному исполнению, что затруднит овладение упражнением. Каждая выделенная часть по возможности должна представлять собой относительно самостоятельное упражнение.

При разучивании упражнения расчленённым методом могут использоваться такие методические приемы, как:

а) освоение главного в технике исполнения упражнения;

б) фиксация тела или отдельных его звеньев в той или иной фазе упражнения;

в) проводка в изучаемой части или фазе упражнения;

г) имитация движения;

д) изменение исходных и конечных условий движения;

Целостное и расчлененное выполнение упражнений дополняется следующими методическими приемами:

а) подводящими упражнениями;

б) дополнительными ориентирами для различных сенсорных систем;

в) физической помощью;

г) изменением условий обучения и др.

Подводящие упражнения применяются для создания или уточнения представлений об упражнении. Они помогают прочувствовать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого упражнения.

При подборе этих упражнений соблюдаются следующие правила:

а) подводящие упражнения должны быть сходными по структуре движений с изучаемым упражнением или его основными частями;

б) их следует располагать по возрастающей трудности;

в) только после усвоения предыдущего подводящего упражнения следует переходить к следующему;

г) если возникают ошибки в более сложном подводящем упражнении, нужно вернуться к предыдущему, более легкому подводящему упражнению.

д) чем меньше занимающиеся подготовлены к овладению изучаемым упражнением, тем больше подводящих упражнений они должны выполнить.

Наряду с подводящими упражнениями в учебном процессе применяются, так называемые, подготовительные упражнения. С их помощью у занимающихся развивают необходимые двигательные и психические способности, функции сенсорных систем и систем энергообеспечения, необходимые для выполнения сложных упражнений.

Зрительные и слуховые ориентиры облегчают формирование правильного представления об упражнении, о его пространственных, временных и силовых параметрах, а также о согласовании движений различными звеньями тела. В качестве ориентиров используются различные предметы, метки на стенах, потолке, специально размеченные щиты, установленные у снаряда ограничители движений, подвешенные мячи, линии, начерченные на полу или на матах, и др. Звуковые сигналы применяются для овладения ритмом движений, своевременного приложения мышечных усилий. Все это помогает ученику ориентироваться в пространстве, содействует более правильному выполнению упражнения, позволяет оценить собственные действия.

Помощь и страховка играют важную роль при овладении новыми, сложными для занимающихся упражнениями. Наряду с подсказкой, подачей ритмических сигналов иногда приходится оказывать ученику физическую помощь. Она необходима при плохой ориентировке в пространстве, при недостаточно развитой мышечной силе, координации движений, нерешительности и робости.

При оказании помощи применяют следующие методические приемы:

а) проводка по всему упражнению или отдельной части, фазе, фиксация тела или отдельного звена в определенной точке движения;

б) подталкивание, поддержка и подкрутка. В применении этих методических приемов надо соблюдать определенную меру. Она зависит от уровня общей и специальной физической, технической и волевой готовности ученика выполнить новое упражнение. Надо своевременно предоставлять возможность занимающимся самостоятельно справляться с возникающими трудностями, чтобы они не привыкали к физической помощи. По мере овладения изучаемым упражнением от физической помощи переходят к страховке, а затем исключают и ее.

Специальные приспособления и тренажеры применяются для того, чтобы облегчить занимающимся овладение сложными упражнениями, сделать учебно-тренировочный процесс более производительным, эффективным.

Изменение условий обучения применяется в качестве метода на более поздней стадии формирования навыка, после уверенного овладения технической основой изучаемого упражнения, когда оно уверенно выполняется в комбинации. Когда упражнение выполняется уже достаточно уверенно и точно, переходят к совершенствованию техники его исполнения. Учащихся приучают выполнять упражнение в меняющихся условиях занятий. Методика обучения на этом этапе складывается в основном из методов целостного выполнения изучаемого упражнения с избирательным совершенствованием деталей техники.

В первых попытках исполнения сложного упражнения трудно избежать неточных, ошибочных движений, и здесь большое значение имеет своевременное исправление допущенных неточностей.

Ошибка - это действие, не позволившее достичь поставленной цели. Причинами ошибки могут быть недопонимание техники исполнения упражнения, слаборазвитые способности, недисциплинированность, нерешительность и робость, отсутствие целеустремленности.

Если все же ошибка закрепилась, то для ее устранения могут быть применены следующие методические приемы:

а) вернуться к более простому подводящему упражнению;

б) на время прекратить выполнение упражнения, чтобы затормозить процесс образования ненужных условных связей;

в) переучить упражнение в другую сторону;

г) обучить надежной самостраховке

Этапы обучения упражнениям

В теории и практики физического воспитания принято выделять три этапа обучения двигательным действиям. Первый этап связан с ознакомлением техники двигательного действия. На втором этапе обучения формируется техника исполнения двигательного действия. На третьем этапе происходит стабилизация и совершенствование техники исполнения двигательного действия.

I -й этап -этап начального разучивания упражнения . Он направлен на создание общего представления об изучаемом упражнении и овладение основами техники упражнения. Четкость представления об изучаемом упражнении, его образ служит основой сознательного овладения упражнением. Представление об упражнении формируется на основе информации, поступающей в центральную нервную систему от сенсорных систем. Для создания у учеников предварительного представления об упражнении используются следующие методические приемы: название упражнения, показ, объяснение его назначения и техники исполнения, опробование (если это доступно для занимающихся).

Название упражнения в создании представления о нем играет достаточно важную роль. Называть упражнение надо терминологически правильно. В этом случае оно становится эффективным пусковым фактором для ЦНС, способствует созданию условий для замыкания временных условных связей, необходимых для осуществления движений.

Показ упражнения. Принято полагать, что до 80% информации и отсюда понятна значимость показа, как основополагающего приема создания представления об изучаемом упражнении и соответственно, высокими требованиями к качеству демонстрации упражнения. Показ упражнения должен быть образцовым, близким к идеальному.

В качестве наглядных пособий могут использоваться видеофайлы, компьютерная анимация, кинограммы, схематичное изображение упражнения, шарнирная модель фигурки гимнаста и др.

Объяснение техники исполнения упражнения - наиболее ответственный и сложный методический прием создания представления об упражнении. Объяснение должно быть кратким, основанным на знакомых занимающимся представлениях. Чем сложнее изучаемое упражнение для восприятия, тем в большей мере показ сочетается с подробным и доходчивым объяснением.

При объяснении техники движений обучаемым сообщается наиболее важная для успешного выполнения упражнения информация. Особое внимание уделяется раскрытию закономерностей движений и в соответствии с ними объясняются способы выполнения упражнения.

Опробование упражнения. Этот методический прием применяется только после того, как ученики получили достаточно четкое представление об упражнении и поняли технику его исполнения. При опробовании упражнения отчетливо проявляется способность обучаемых с образа упражнения сотворить само упражнение. В проявлении этой способности важную роль играют координация движений, мышечная сила, гибкость, быстрота двигательных действий, внимание, точность представления об упражнении, запоминание последовательности и закономерностей движений, волевой настрой, общее отношение к занятию.

Важно, чтобы первые попытки были удачными. Это вселяет уверенность в свои силы и вызывает интерес к занятию, к овладению изучаемым упражнением. Поэтому опробуются только доступные обучаемым упражнения. В этом случае занимающиеся получают возможность соотнести свои представления об упражнении с его фактической сложностью и со своими способностями, необходимыми для успешного овладения упражнением, выполняют его сознательно, творчески, активно.

II-й этап - этап углубленного разучивания . Этап углубленного разучивания гимнастического упражнения направлен на овладение деталями техники, технически правильное и самостоятельное выполнение упражнения.

При дальнейшем усвоении упражнения уточняются полученные ранее представления о нем по возможно большему числу параметров техники движений, устанавливается самоконтроль за движениями, устраняются ошибки в технике исполнения, совершенствуется культура движений, происходит овладение основами техники упражнения.

Методика обучения на этом этапе складывается в основном из методов целостного выполнения изучаемого упражнения, с избирательным совершенствованием деталей техники. Продолжительность этого этапа зависит от сложности упражнения, от уровня общей и специальной подготовленности занимающихся к овладению им, от методического мастерства педагога и др. Данный этап обычно заканчивается, когда обучаемые смогут самостоятельно и правильно выполнить разучиваемое гимнастическое упражнение, хотя при этом еще возможны отдельные неточности в выполнении некоторых деталей техники упражнения.

III-й этап - этап закрепления и совершенствования техники упражнения . Он направлен на стабилизацию техники и совершенствование выполнения изучаемого упражнения, доведение выполнения до уровня прочного и стабильного навыка.

После устранения ошибок, когда упражнение выполняется уже достаточно уверенно и точно, переходят к совершенствованию техники его исполнения. Учащихся приучают выполнять упражнение в меняющихся условиях занятий, нередко более сложных, чем соревновательные. В этом случае могут использоваться следующие методические приемы:

а) изменение высоты снаряда, на котором выполняется изученное упражнение, выполнение его в ином направлении, выполнение упражнений на другом снаряде;

б) соединение изученного элемента с другими упражнениями или включение его в различные комбинации, искусственное удлинение комбинации за счет включения в нее 2-3 дополнительных элементов;

в) выполнение упражнений на тренировках, в непривычных для занимающихся условиях, например в «чужом» зале, на открытых площадках и др.;

г) выполнение упражнений на фоне утомления, эмоционального возбуждения (присутствие на тренировке зрителей) или угнетения и др.;

д) соревнование на лучшее исполнение упражнений или на количество раз и др.;

Литература

1. Гимнастика: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений // Под ред. Журавина М.Л., Меньшикова Н.К. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 448 с.

2. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе // Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. - 448 с.

Конспект урока по физической культуре для учащихся 6 класса

    Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.

В классе 27учеников – 15 девочек (из них 2004года рождения14 детей и Женіс Ардак 2003 года рождения) и 13 мальчиков – 2004 года.

В целом класс дружный, между мальчиками и девочками конфликтов нет, а если и случаются, то тут же разрешаются. Коллектив сплоченный, дружный.

Основная масса учащихся класса – это дети с высоким и средним уровнем физической подготовленности, 2 ребенка с низким. По состоянию здоровья дети в этом классе относятся к основной группе, двое – к подготовительной.

Все ребята дополнительно занимаются в кружках, в секциях.

Каждый ученик в классе - неповторимая индивидуальность.

Отношения между ребятами строятся на принципах уважения, взаимной помощи и доверия.

Все учащиеся увлечены данным предметом. Особенно с удовольствием выполняют домашнее задание – изготовление презентаций. Ребята умеют работать, как индивидуально, так и в группах, активны в выполнение заданий.

2 . Тема урока: « Обучение акробатическому упражнению мост ».

(Негізгі орта білім беру деңгейінің 5-9-сыныптарына арналған оқу бағдарламасы. – Астана: Ы. Алтынсарин атындағы ҰБА, 2015. – 32 б. .)

3. Цель :

Задачи:

    Разучить технику акробатического упражнения «мост» (самостоятельно и с помощью)

    Увеличение подвижности суставов в позвоночном столбе.

    Формирование интереса и инициативы на занятиях с помощью изучения новых упражнений на развитие гибкости.

    Тип урока : урок с образовательно-обучающей направленностью.

    Вид урока : по разделу «Гимнастика с основами акробатики».

6. План урока.

Части урока

Этапы урока

Частная задача этапа

Дозировка

Организационно-методические указания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

вводно-подготовительная

часть урока

1. Организационный момент:

Мотивация деятельности учащихся

Тема: «Обучение акробатическому упражнению мост»

Знакомство с планом урока.

Активное участие в диалоге с преподавателем.

Построение в шеренгу, проверка готовности: наличие формы.

2. Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока: сообщение учащимся задачи этапа.

Достичь среднего уровня физической нагрузки

Построение в колонну по одному. Форма организации – фронтальная, способ выполнения – одновременный. Учитель располагается в центре зала.

Построение в две шеренги.

Проведение ОРУ в движении:

    Ходьба на носках, на пятках, с перекатом с пятки на носок;

    Медленный бег;

    Бег приставными шагами(правым и левым боком);

    Разновидности беговых упражнений;

    Ходьба с выполнением упражнений на восстановление дыхания.

Сообщение команд и распоряжений к перестроению. Организация выполнения комплекса УГГ. Наблюдение за качеством выполнения. Коррекция действий учащихся.

Выполнение заданий учителя.

Выполнение команд и распоряжений учителя для перестроения.

Проведение комплекса УГГ (один уч-ся показывает перед всеми выполняющими):

    Упр-ия на все группы мышц в положении стоя;

    Упр-ия на все группы мышц в положении сидя;

    Прыжковые упр-ия.

Основная часть урока

3. Самостоятельная работа по карточкам

Разучивание нового акробатического упражнения «мост» по парам.

Учащиеся переходят к месту занятия. Форма организации – парами. Способ выполнения – поочередный.

Проведение краткого инструктажа, общее руководство работой, коррекция действий(по мере необходимости), наблюдение за качеством выполнения работы в парах.

Получение карточек, получение конкретной информации о качестве собственной учебной деятельности, взаимоконтроль; самооценка - критерии оценивания содержатся в карте.

4.Выполнение гимнастических упражнений на развитие гибкости.

Совершенствование техники выполнения гимнастических элементов.

Учащиеся остаются на тех же местах по два человека на гимнастическом мате. Форма организации – фронтальная, способ выполнения – одновременный.

Выполнение гимнастических упражнений:

    Перекаты вперед и назад в группировке и с опорой руками;

    Кувырки вперед и назад;

    Перекат назад из упора присев в стойку на лопатках, перекат вперед в упор присев;

    Лежа на спине коснуться ногами пола за головой

Наблюдая за качеством выполнения, оценивая, корректирует действия (по мере необходимости).

Выполнить тест на гибкость «Наклон вперед из положения сидя».

Выполнение заданий учителя.

Самостоятельно и с помощью партнера. Сравнить разницу результатов.(см)

Форма организации – фронтальная, способ выполнения – одновременный.

Ноги прямые

Форма организации – парами. Способ выполнения – поочередный.

5.Подвижная игра «Море волнуется…»

Воспитание способности управлять своими эмоциями; правильность выбора гимнастических упражнений.

Форма организации – фронтальная.

Выбирает из учащихся водящего. Напоминает правила игры.

Соблюдают правила игры.

6.Подведение итогов игры.

Подводит итоги игры. Поощряет учащихся, сделавших упражнения правильно.

Заключительная

часть урока

7.Подведение итогов урока.

Построение в одну шеренгу. Форма организации – фронтальная.

Сообщает систему выставления отметки (см. карточку). Сравнить результат теста с результатом прошлого урока.

Активно участвуют в диалоге. Высказывают свое мнение.

Развитие логического мышления.

Выставление отметки самими учащимися за урок

8.Домашнее задание.

Формирование умения самостоятельно составлять комплекс упражнений.

Творческий подход.

Построение в шеренгу.

Составить комплекс из изученных гимнастических упражнений самостоятельно. Придумать своё упражнение на развитие гибкости.

9.Организованное завершение урока.

Построение в шеренгу, поворот направо, выход из зала.

Благодарность учащимся за совместную деятельность.

Выполнение команд учителя.

7. Самоанализ урока.

Тип урока : урок с образовательно-обучающей направленностью.

Средством решения первой задачи (оздоровительной) является: выполнение комплекса УГГ и увеличение подвижности в позвоночном столбе.

Средствами решения второй задачи (образовательной) являются:

    выполнение техники акробатического упражнения «мост»;

    выполнение подготовительных и подводящих упражнений;

    выполнение теста на гибкость.

Средствами решения третьей задачи (воспитательной) являются:

    оценивание деятельности на каждом этапе: самооценка, взаимооценка;

    развитие чувства взаимопомощи;

    самостоятельное проведение комплекса УГГ;

    самостоятельное тестирование физического качества гибкость.

    выполнение требований программы;

    расширение знаний по физической культуре;

    формирование интереса к занятиям физической культуры.

Структура урока .

Организационный момент : мотивация деятельности учащихся достигнуто путем четкой логической связи темы, цели и задач урока, доступностью и оригинальностью формулировки.

Средства : словесный метод, ОРУ в движении, комплекс УГГ, проведенный одним из учащихся.

Результат :

    восприятие и осознание учебных задач;

    качественное выполнение упражнений.

Самостоятельная работа была направлена на выполнение:

    комплекс УГГ одним из учащихся;

    разучивание техники нового акробатического упражнения «мост»;

    гимнастических упражнений на развитие гибкости;

    теста «наклон вперед из положения сидя».

Результат : освоение главного упражнения урока, достижение цели урока.

В качестве средств развития гибкости использовались упражнения, которые выполнялись с максимальной амплитудой и методы: повторный и соревновательный.

Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока: средний уровень физической нагрузки достигнут с помощью выполнения физических упражнений в форме комплекса УГГ. Данное средство считаю наиболее целесообразным в данном возрасте. Музыкальное сопровождение способствовало повышению эмоционального фона урока.

Подведение итогов урока : анализ деятельности проводился путем оценивания самостоятельной работы, по результатам теста и выставления оценки в целом за весь урок.

Домашнее задание является логическим продолжением урока: переход от общего к частному.

Карточка №1

Гимнастическое упражнение мост.

    Правильное положение.

Из исходного положения лежа на спине, согнутые ноги ставят на ширине плеч, руки опираются у головы (пальцы к плечам). Разгибаются ноги и руки, голова отводится назад, плечи над кистями, колени слегка согнуты, вес тела равномерно распределен на ноги и руки. По мере овладения упражнением постепенно сокращается расстояние между руками и ногами.

Измеряется расстояние от пяток до кончиков пальцев рук (напарником), чем меньше расстояние, тем лучше результат.

    Неправильные положения.



    Найдите правильное положение.

Рассмотреть рисунок, обсудить и выбрать правильный ответ.


    Критерий оценивания.

а) Мост сделан правильно без ошибок - «5»;

б) Мост сделан, но с небольшими ошибками: согнуты руки, голова не опущена, стоит на носках - «4»;

в) Мост сделан неверно. Ошибки: стоит на руках и голове, стоит на носках, положение рук и ног неправильное, расстояние от пяток до кончиков пальцев очень большое - «3»

Во всех классах описание программного материала по физической культуре начинается с раздела «Гимнастика». В системе физического воспитания гимнастика занимает одно из ведущих мест. Она открывает перед детьми удивительный мир разнообразных движений, новых ощущений, способности управлять своим телом, развивает необходимые навыки и жизненно важные физические качества, способствует развитию морально-волевых качеств характера, а значит и гармоническому развитию личности ребёнка в целом.
Одним из основных средств развития координационных способностей является акробатика. Надеюсь, что предложенные мной упражнения помогут быстрее и легче освоить первые шаги в акробатике, разнообразят физкультурные занятия и просто помогут моим коллегам в работе.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРУППИРОВКЕ И КУВЫРКИ БОКОМ

Упражнение

Методические указания

Группировка (ознакомление)

Колени плотно прижать к плечам, каждая рука держится за одноимённую ногу

Наклоны вперёд ноги вместе и ноги врозь

Совершенствование группировки в упражнениях ("Ёжики")

«Ёжики» должны спрятать от лисы свои животики. – Дети по сигналу учителя быстро принимают положение «группировка»

Перекаты в группировке

«Ёжики» готовят гнёздышко для зимы, накалывают листики на свои иголки. – Дети выполняют перекаты

Стойка на лопатках

Руки должны плотно упираться в спину, локти держать узко.

Положение "лёжа на спине, коснуться носками за головой"

Кувырок боком из положения, лёжа на животе, прогнувшись

Кувырок боком в группировке

Кувырок боком из положения, сидя ноги врозь ("звёздочка")

Кувырок назад через плечо

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КУВЫРКОВ ВПЕРЁД

Упражнение

Методические указания

Кувырок вперёд

И.П. – упор присев. В начале движения колени пола не касаются, смотреть на свой живот или носки ног. Продолжить движение сгибая руки, выпрямляя ноги и не касаясь опоры головой, произвести кувырок вперёд.

Кувырок вперёд с горки матов (сверху вниз)

Кувырок вперёд на горку матов (невысокую)

С небольшого разбега

Кувырок вперёд на горку матов различной высоты с разбега

Несколько кувырков вперёд в группировке подряд

Контролировать группировку

Кувырки вперёд шагом одной с приходом на другую

Кувырки вперёд на одной

Вторую поджать

Кувырки вперёд с опорой одной рукой

Кувырки вперёд в парах, держась за руки

Кувырки вперёд без помощи рук

Кувырки вперёд прыжком (длинный кувырок вперёд)

Кувырки через препятствия различной высоты и ширины

Кувырки вперёд в парах (и.п. – один, лёжа на спине, подняв ноги, держится за ноги партнёра; другой, стоит возле головы партнёра, держится за его ноги)

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КУВЫРКОВ НАЗАД

Упражнение

Методические указания

Группировка

Перекаты

И.п. - стоя спиной к стене, выучить постановку рук внизу и перенос рук за голову

Фото 2
Фото 3

И.п. - лёжа на спине, поставить руки за голову для кувырка назад

Повторять это упражнение в разном темпе

Перекаты из упора присев в упор присев

То же с постановкой рук за голову для кувырка назад

Кувырок назад с горки матов

Обратить внимание на правильную постановку рук

Кувырок назад с горки матов в упор стоя согнувшись, ноги врозь

Заканчивая кувырок, не выпрямляться, а наоборот стараться поставить прямые ноги как можно раньше, можно взять носки на себя.

Кувырок назад из и.п. ноги врозь в упор стоя согнувшись, ноги врозь

Освоить безопасное падение в наклоне вперёд.

Кувырок назад в группировке

Кувырок назад согнувшись

Кувырок назад в стойку на руках

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКОМУ ЭЛЕМЕНТУ "МОСТ"

Упражнение

Методические указания

И.п. – упор лёжа согнув руки
1 – упор лёжа прогнувшись
2 – и.п.

Живот от пола не отрывать, руки выпрямить, плечи опустить

И.п. – Лёжа на животе, захватить ноги руками. Перекаты на животе вперёд – назад

И.п. – упор лёжа прогнувшись. Ногами коснуться головы

И.п. – стойка на коленях, пятки вместе, колени врозь. Наклоны назад

Не стремиться достать головой ног, а тянуться животом вперёд, чтобы развивать подвижность тазобедренных суставов

И.п. – Лёжа на спине – "мост"

Руки выпрямить

Лёжа на горке матов, упор руками о пол, ногами на маты – "мост"

Перенести центр тяжести на руки, завести плечевые суставы вперёд

«Мост», выпрямляя колени с переносом тяжести тела с ног на руки и обратно

И.п. – стоя спиной к стене на расстоянии шага, наклоны назад с постановкой рук на стену и встать

По стене не ходить. Наклон выполнять руками.

То же, но с опорой на горку матов (возвышенность)

По мере освоения выполняется с помощью и без помощи на полу.

В результате использования данной методики ребята с удовольствием занимаются акробатикой на уроках, многие осваивают более сложные элементы, легко справляются с олимпиадными заданиями по физической культуре.

Черток Наталья Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ В I-IV КЛАССАХ
Дата публикации: 13.06.2016
Раздел: начальное образование

4. КОМБИНАЦИИ ДЛЯ СОВНРШЕНСТВОВАНИЯ И

КОНТРОЛЬНОГО УРОКА.

Комбинация №1
И.п.- упор присев- кувырок вперед в и.п.- перекатом назад стойка на лопат- ках- перекатом вперед и.п.- кувырок в сторону в и.п. и о.с.
Комбинация №2
И.п.- О.с.- упор присев- два кувырка вперед в упор присев- перекатом назад стойка на лопатках- перекатом вперед лечь и «мост»- лечь, перекат назад с опорой руками за головой- перекатом вперед упор присев и о.с.
5.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 7-10 ЛЕТ

Упражнения для развития гибкости:
1. Из о.с. наклониться вперед и коснуться грудью прямых ног. 2. Упор стоя согнувшись касаясь ладонями пола около носков ступней. 3. Упор стоя согнувшись ноги врозь пошире с касанием головой пола на линии стоп. 4. Стоя лицом к гимнастической стенке, поставить ногу на рейку на уров- не груди: наклон вперед, притягиваясь руками за рейку до касания грудью прямой ноги. 5. «Мост» из положения лежа у гимнастической стенки.
Упражнения для развития силы:
1. Сгибание и выпрямление рук в упоре лежа, руки на гимнастической скамейке. При выпрямлении рук напрягать мышцы брюшного пресса, держать тело прямым и не прогибаться. 2. Сгибание и выпрямление рук в висе (3-5 раз). 3. Угол в висе (3-4 с.).
Упражнения для развития быстроты и ловкости:
1. Прыжки со скакалкой 3-4 серии в течение 15-20 с., перерыв 20-30 с. 2. Игры с бегом, эстафеты и преодоление препятствий. 3. Лазанье по канату в 3-и приема. 6.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. – М: ВЛА- ДОС, 2003.- 448 с. 2. Лях В.И. Комплексная программа Физического Воспитания 1-11 клас- сы. –М: Просвещение, 2009.- 124 с. 3. Мазуро В.Е. Акробатика методические рекомендации по обучению технике упражнений. – М: БГУ, 1996.- 51 с. 4. Шлемин А.М. Обучение гимнастов классификационным упражнениям. – М: Физкультура и Спорт, 1962. – 184 с.
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

АКРОБАТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

В I-IV КЛАССАХ
УЧЕБНОЕ – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МДК 01.02. «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ» РАЗДЕЛ «ГИМНАСТИКА» Мончегорск, 2015 15

Максименко М.Ф., Черток Н.В.
Техника выполнения и методика обучения акробатическим упражнениям в I- IV классах. Учебное пособие по профессиональному модулю «Базовые и но- вые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой оздорови- тельной тренировки», междисциплинарный курс «Организация физ- культурно-спортивной деятельности различных групп населения», раздел «гимнастика» В учебном пособии излагается раздел «Гимнастика», тема «акробатика». Последовательность и нарастание сложности упражнений в пособии, соот- ветствует комплексной программе физического воспитания учащихся обще- образовательной школы. На основании техники акробатических упражнений излагаются требования к построению и организации занятий с детьми млад- шего школьного возраста, большое значение придается обучению приемам техники, помощи и различным способам самостраховки. Предназначено для студентов очной формы обучения по специальности 050141 «Физическая культура». ГАПОУ МО «СКФКиС», 2015
Последовательность обучения.
1. Предварительно размять мышцы спины и плечевого пояса (наклоны туловища вперед, назад, в стороны, вращения туловищем, круги и рывковые движения руками). 2. Освоить исходное положение и наклон головы назад, стоя ноги врозь у гимнастической стенки, опираясь о нее. 3. Из положения лежа на спине выполнить «мост» с помощью. 4. Из положения лежа на спине выполнить «мост» самостоятельно. Первое время повторять «мост» 3-5 раз, затем увеличивать до 8-12 раз, че- редуя с наклонами вперед, кувырками, стойками.
Типичные ошибки.
1. Ноги в коленях согнуты, ступни на носках. 2. Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей. 3. Руки и ноги широко расставлены. 4. Голова наклонена вперед.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопа- ток, другой под поясницу. Рис. 12. Выполнение упражнения «мост». Рис. 13. Типичные ошибки при выполнении упражнения «мост». 14

Последовательность обучения.
1.Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках со- гнув ноги. 2.Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги - разогнув ноги стойка на лопатках - держать. 3.Из упора сидя сзади перекатом назад стойка на лопатках. 4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.
Типичные ошибки.
1. Сгибание в тазобедренных суставах. 2. Тело отклонено от вертикальной плоскости. 3. Широко разведены локти.
Техника выполнения из положения лежа на спине «мост».
Лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести их (на длину стопы), носки развернуть кнаружи, руками опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрям- ляя одновременно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову назад. Сгибая руки и ноги, наклоняя голову вперед, медленно опуститься на спину в исходное положение. При выполнении стремиться полностью разо- гнуть ноги и перевести массу тела на руки. СОДЕРЖАНИЕ 1.
Вве-

ние
…… …… …… …… …… …… …… …… …… …… …… …… 3 2.
Оборудование мест и организация учебных занятий по ак-

робатике
……………………………………………………………….. 5 2.1 Оборудование мест учебных занятий ……………………… 2.2 Организация учебных занятий……………………………….. 3
Методика обучения акробатическим упражнениям
………. 6 3.1 Группировки …………………………………………………….. 3.2 Перекаты ………………………………………………………. 3.3 Кувырки ………………………………………………………….. 3.4 Стойки ……………………………………………………………. 4
Комбинации для совершенствования и контрольного урока
15 5
Физическая подготовка учащихся 7-10 лет
………………….. 15 6
Литература
……………………………………………………………. 15 Рис. 10. Выполнение стойки на лопатках.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку от ученика у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стой- ку на лопатках дополнительно (по мере необходимости) поддерживать сзади за бедро, добиваясь более точного вер- тикального положения тела с вытянутыми носками. Рис. 11. Страховка при выполнении стойки на лопатках. 13 2

ВВЕДЕНИЕ
Занятия акробатикой способствуют наиболее успешному решению за- дач физического развития человека и совершенствование его двигательных способностей. Акробатические упражнения позволяют развивать и совершен- ствовать такие двигательные качества, как ловкость, быстроту, координацию движений и силу. Перечень упражнений в целом не велик, однако благодаря своей динамичности и эмоциональности они широко используются на заняти- ях гимнастикой в школе и являются эффективным средством физического воспитания учащихся, и с успехом используются для специальной подготовки на занятиях различными видами спорта. Большинство из них являются основ- ным содержанием вольных упражнений спортивной гимнастике. Здесь рассматриваются акробатические упражнения, составляющие ба- зовый компонент комплексной программы для учащихся I-IV классов. Их освоение позволит выполнить требования общегосударственного образова- тельного стандарта по физической культуре учащимися младших классов. Из- вестно, что для младших школьников акробатические упражнения являются новинкой, они с большим интересом, удовольствием и старанием осваивают акробатические упражнения, но затем эти упражнения без больших измене- ний переходят вместе со школьниками из класса в класс, и интерес к ним, пропадает. Так не должно быть. перечной, продольной и переднезадней осей, как в отдельности, так и вокруг всех сразу. затылком подставить руки под поясницу (большими пальцами вперед), ноги согнуты, голени вертикально. Это подводящее упражнение для обучения стойке на лопатках.
Последовательность обучения.
1. Из упора присев перекаты назад и вперед. 2. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги. 3. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги.
Типичные ошибки.
1. Перекат выполняется с откидыванием плеч и головы назад. 2. Руки ставятся под спину рано, локти широко разведены. 3. Туловище не принимает вертикального положения. 4. Голени отклоняются от вертикального положения, носки не оттянуты.
Страховка и помощь.
Помогать, стоя сбоку от ученика, одной рукой поддер- живая под спину, другой за ноги.
Техника выполнения стойки на лопатках согнув ноги перекатом вперед

в упор присев.
Убрав руки с поясницы, начать перекат вперед, одновременно взять группи- ровку. В конце переката выполнить энергичное движение плечами вперед и принять упор присев.
Последовательность обучения.

Акробатика
- одно из основных средств систе- мы физической культуры. В комплексной про- грамме физического воспитания учащихся об- щеобразовательной школы большое внимание уделяется освоению сравнительно несложных акробатических упражнений. Они предусмотре- ны с I по XI класс для мальчиков (юношей), так и для девочек (девушек). Зародив интерес к этим упражнениям, учитель должен не только поддерживать его, но и раз- вивать. Для этого необходимо изучать разно- образные варианты известных школьникам упражнений, усложнять их, видоизменять и со- единять с другими элементами, включать в игры и эстафеты. Акробатические упражнения представ- ляют собой преимущественно движения с переворачиванием через голову. Вращатель- ный компонент может носить частичный или полный характер вокруг по- 3 12
1. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке. 2. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед упор присев. 3. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги (дер- жать), перекатом вперед сед в группировке. 4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги (дер- жать), перекатом вперед, упор присев.
Типичные ошибки.
Аналогичны ошибкам при выполнении стойки на лопат- ках согнув ноги и второй половины кувырка вперед.
Страховка и помощь.
Помогать стоя сбоку в момент перехода в упор при- сев, подталкивая под спину или плечо.
Техника выполнения стойки на лопатках.
Из упора присев, взявшись рука- ми за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснув- шись пола лопатками, опереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выпол- нить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить. через голову. 6. Медленное переворачивание.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, при необходимости, подтолкнуть под спину.
Кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках.
Эта связка состоит из разученных ранее элементов. Поэтому необходимо предварительно повто- рить их отдельно, а затем соединить. Требования к технике выполнения, страховке и помощи те же.
Техника выполнения двух-трех кувырков вперед.
После первого кувырка, который выполняется несколько энергичнее, чем обычно, поставить руки на пол и, не задерживаясь, выполнить второй, третий кувырок.
Последовательность обучения.
1. Из упора присев кувырок вперед в упор присев. 2. Из упора присев кувырок вперед в упор присев и прыжок вверх. 3. Из упора присев два кувырка вперед в упор присев.
Типичные ошибки.
1. Остановка между кувырками. 2. Ошибки, типичные при выполнении кувырка вперед.
3.4. Стойки
Под стойками подразумевается вертикальное положение туловища в упоре ногами вверх. Они относятся к виду ограниченного устойчивого равно- весия. В зависимости от контактной площади опоры, стойки подразделяются к различным категориям трудности. Например, стойки могут выполняться в упоре на лопатках, на плечах, на предплечьях, на голове, на руках и др. Стой- ки наиболее ярко подчеркивают специфику акробатики как вида спорта и ши- роко используются как основные рабочие положения.
Техника выполнения стойки на лопатках согнув ноги.
Стойка на лопатках выполняется перекатом назад в группировке. В момент опоры лопатками и Сравнительный анализ техники выполнения многих акробатических элементов показывает их структурное сходство в безопорных фазах с соот- ветствующими упражнениями на отдельных видах гимнастического многобо- рья, следовательно хорошая акробатическая подготовка имеет прямое отно- шение к освоению упражнений на гимнастических снарядах.
2.ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО АКРОБАТИКЕ

2.1.Оборудование мест учебных занятий.
Уроки в школе с элементами акробатики всегда должны проводиться в условиях, исключающих какие бы то ни было неприятные неожиданности, и не допускающих возникновения травм у занимающихся. Для этого, прежде всего, необходимо вести систематический контроль за местами, где проводят- ся занятия. Содержать места занятий, оборудования и инвентаря в хорошем состоянии, соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Проведение акробатических упражнений в школе не требует использо- вания различных снарядов. Поэтому организация занятий гимнастикой воз- можна в любом спортивном зале школы. Однако, во избежание травм при ра- боте с учащимися, местом занятий могут служить мягкие поролоновые маты, плотно уложенные дорожкой длиной 10-15 и более метров. На открытом воздухе, например, для заня- тий акробатикой могут использоваться специ- ально подготовленные дренажированные опи- лочные и песочные ямы. Отдельные элементы, такие как равнове- сие, полушпагат, стойки разучиваются на полу. Для выполнения акробатических отдельных прыжков можно использовать трамплин или гим- настический мостик стандартного размера. Пар- ные и групповые упражнения Рис. 2 Гимнастический мостик. Рис. 9. Выполнение стойки на лопатках согнув ноги. 11 4
Одним из условий его сохранения является обязательность организо- ванной уборки мест занятий, что позволяет еще раз проверить состояние ин- вентаря и подготовить его для последующего занятия.
2.2.Организация учебных занятий.
Организация учебных занятий акробатикой на современном этапе ее развития придает особое значение личному опыту, примеру и моральному об- лику преподавателя. процесса. Каждое занятие должно начинаться с построения класса и рапорта дежурного о готовности к работе. Перед занимающимися преподаватель ста- вит основную задачу предстоящего занятия, проверяет наличие спортивной одежды, отмечает присутствующих в учебном журнале. Особое значение имеет педагогический контроль за психологическим и функциональным состоянием организма занимающихся. В случае переутом- ления, подавленности, недомогания и апатии необходимо умело применять средства регуляции психических состояний вплоть до временного отстране- ния от занятий. Начальный этап работы с младшими школьниками акробатикой дол- жен быть направлен на выявление уровня их физического развития и физи- ческой подготовленности. Затем следует приступить к развитию основных физических качеств, имеющих огромное значение для эффективного освое- ния техники акробатических упражнений. На уроках гимнастики в школе с уча- щимися I-IV классов следует чаще всего включать упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса, спины, брюшного пресса и нижних конечностей. Особое внимание уделить укреплению связок голеностопного и лучезапястно- го суставов. Ранее хорошо освоенные и несложные акробатические упражне- ния, такие, как равновесия, стойки, «мосты», можно с успехом выполнять в подготовительной части урока, включать в различные подвижные игры, эста- феты, полосы препятствий. Для более успешного решения задач, поставленных перед занимающи- мися, в основной части урока, необходимо пользоваться
фронтальным
,
фронтально-посменным
,
поточным
и
игровым
способами организации, четко придерживаться научно-методических основ процесса обучения. В процессе занятий большое внимание следует обращать на обеспече- ние личной страховки, особенно при выполнении рискованных элементов, должить в том же направлении и, переворачиваясь через спину, прийти снова в упор стоя на коленях или в упор присев.
Последовательность обучения.
1.Группировка из положения лежа на спине. 2. Из упора стоя на коленях перекат в сторону. 3. Из упора стоя на коленях кувырок в сторону. 4. Из упора присев кувырок в сторону в упор присев.
Типичные ошибки.
1. В начале кувырка рука не ставится на предплечье. 2. Неплотная группировка.
Страховка и помощь.
Стоя сзади, помогать переворачиванию, поддерживая около тазобедренных суставов.
Техника выполнения кувырка назад.
Из упора присев, руки несколько впе- реди - тяжесть тела перенести на руки; затем, отталкиваясь руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий момент за счет плотной группи- ровки; в момент касания опоры лопатками поставить кисти за плечами и, опи- раясь на них, перевернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор присев. Рис. 1 Дорожка для занятий. осваиваются на гимнастическом ковре. Акробатический инвентарь всегда необ- ходимо содержать в хорошем состоянии. Перед занятием следует тщательно проверить рабочую поверхность дорожек, мостиков, не допускать на них неровностей и шероховато- сти. Не пользоваться неисправным инвента- рем. Рис. 3 Начало урока гимнастики. Преподаватель-тренер дол- жен заинтересовать своих воспи- танников, прививая им любовь и преданность к акробатике. Такие черты характера, как требователь- ность, справедливость, чуткость, внимательность во многом будут способствовать установлению пра- вильных взаимоотношений в клас- се и успешному построению учеб- но - воспитательного 5 10

Последовательность обучения.
1. Кувырок вперед. 2. Из упора присев перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой. 3. Из упора присев кувырок назад в группировке в упор присев.
Типичные ошибки.
1. Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону кистей, непараллельная постановка кистей и локтей). 2. Разгибание ног в момент постановки рук и переворачивания через го- лову. 3. Неплотная группировка. 4. Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент переворачивания последовательное касание опоры различными звеньями тела. Совершенном владение техникой выполнения кувырков имеет большое значение для успешного изучения акробатических прыжков типа сальто.
Техника выполнения кувырка вперед.
Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и переворачи- ваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группировку. Заканчивая кувырок, принять упор присев.
Последовательность обучения.
1. Группировка из различных и. п. 2. Из упора присев перекат назад иперекатом вперед седв группировке. 3. Из упора присев кувырок вперед в сед в группировке. 4. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед упор присев. 5. Из упора в широкой стойке ноги врозь кувырок вперед в упор присев. 6. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
Типичные ошибки.
1. Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной). 2. Отсутствие отталкивания ногами. 3. Недостаточная группировка. 4. Неправильное положение рук. 5. Опора руками сзади при переходе в упор присев.
Страховка и помощь
. Вбольшинстве случаев это упражнение доступно для самостоятельного исполнения. Обычно помощь нужна только отдельным уча- щимся. При этом партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему наклонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.
Техника выполнения кувырка в сторону.
Выполняется из упора стоя на ко- ленях или упора присев. Первая часть кувырка такая же, как и у пер е к ат а в сторону из упора стоя на коленях, однако вращение тела необходимо про- представляющих некоторую опасность для жизни. Кроме того, уже на самых ранних этапах обучения необходимо прививать у школьников навыки само- страховки, приучать их самостоятельно ориентироваться в пространстве и са- мим выходить из рискованных ситуаций. Окончание каждого занятия должно сопровождаться построением груп- пы, выводами и замечаниями преподавателя. Не допускать неорганизованно- го прекращения урока с классом. Организованное завершение учебного заня- тия имеет большое воспитательное значение и является одним из обязатель- ных компонентов организации урока по гимнастики и условием полноценного решения его задач.
3.МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

3.1.Группировки

Техника выполнения.
Группировка представляет собой серию относительно простых, тесно связанных между собой движений в суставах. Она является существенным фактором выполнения многих акробатических прыжков и ис- пользуется в том случае, когда необходимо переместить тело из одного поло- жения в другое. Группировка, играет исключительно важную роль в нарушении ускоре- ния движения тела в пространстве. В зависимости от плотности группировки изменяется и характер вращения тела. Причем чем плотнее, тем вращатель- ный эффект становится более выраженным. Физический эффект этого явле- ния проявляется именно при выполнении группировки. Рис. 8. Выполнение кувырка назад. Рис. 7. Выполнение кувырка вперед. 9 6
Согласно специальной терминологии, под
группировкой
подразуме- вается согнутое положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, кисти захватывают голени (Брыкин А.Т., 1969).
Последовательность обучения.
1. Лежа на спине руки вверх, быстро согнуть ноги и сгруппироваться. 2. Лежа на спине руки вверх, поднимая туловище, принять группировку сидя. 3. Из упора сидя сзади, быстро согнуть ноги и сгруппироваться. 4. Из стойки руки вверх, быстро присесть, приняв положение приседа в группировке.
Типичные ошибки.
1. Откинутая назад голова. 2. Ноги вместе, не разведены. 3. Ноги разведены слишком широко. 4. Неправильный захват руками голеней (слишком высоко или низко, в «замок»). 5. Неплотная группировка (проверяется подниманием занимающегося на несколько сантиметров от полая, с захватом за лодыжки).
Требование к выполнению.
Каждое упражнение выполнять несколько раз. Постепенно ускоряя движение и фиксируя конечное положение.
3.2.Перекаты

Техника выполнения.
Вращательное движение тела с обязательным последовательным касанием опоры называется перекатом. При перекате не допускаются переворачивания через голову. Несмотря на вспомогательный характер упражнения, перекат является самостоятельным упражнением и вы- ступает в качестве эффективного средства в подготовке начинающих акроба- тов. Иногда перекат может исполнять роль связующего звена между двумя основными элементами, но, в основном, используется как подводящее упраж- нение для обучения кувыркам. Программой предусмотрены перекаты вперед и назад в группировке, в стороны из упора стоя на коленях, прогнувшись лежа на животе, перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой.
Последовательность обучения.
1. Из положения группировки сидя перекат назад-вперед на спине. 2. Из положения группировки сидя перекат назад и перекатом вперед вер- нуться в и. п. 3. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед сед в группировке. 4. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед и. п. 5. Перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа на животе. Лежа на животе, прогнуться, наклонить голову назад и принять упор лежа на бедрах. Быстро сгибая руки, выполнить перекат вперед и, разгибая их, перекат назад. 6. Из упора стоя на коленях перекаты в стороны в группировке. Последова- тельно касаясь пола предплечьем, плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, взять группировку и обратным движением возвратиться в и. п. Рис. 4 Группировка. Для создания более детального пред- ставления о группировке можно доба- вить, что при ее исполнении спина долж- на быть округленной, руками захватыва- ется за середину голени, голова удержи- вается на груди, колени несколько разве- дены. Все вышеуказанное о группировке используется акробатами как подводя- щее упражнение для освоения перека- тов, кувырков и сальто. Рис. 5. Группировка в приседе, сидя, лежа на спине. Рис. 6. Выполнение переката. 7 8
7. Из упора присев перекат в сторону и возвратиться в и. п. 8. Перекаты вперед и назад прогнувшись с различными положениям рук (вверху, за спиной, к плечам). 9. Из положения лежа на спине повторить и. п. для выполнения «моста», т. е. согнуть ноги в коленях и поставить согнутые в локтях руки на пол кистями около головы. 10.Из упора присев перекат назад в группировке с последующей опорой рука- ми за головой и перекат вперед.
Требования к выполнению.
Наиболее сложным из приведенных перекатов является перекат из упора присев в упор присев. Для успешного освоения этого элемента вначале его можно давать из и. п. упора присев спиной к мату, когда ноги находятся на полу около мата, что облегчает возвращение в и.п. Во время выполнения перекатов обращать внимание на правильность и плотность группировки.
3.3.Кувырки
Вращательное движение тела с обязательным переворачиванием через голо- ву называется кувырком. Характерной особенностью кувырков является



Понравилось? Лайкни нас на Facebook