Федерация спортивного ориентирования республики тыва. Что такое спортивное ориентирование Ориентирование виды ориентирования

Основные понятия в спортивном ориентировании
Чтобы хорошо ориентироваться на незнакомой местности , знать , где находишься , уметь выбрать лучший путь и пройти к намеченной цели , нужно регулярно упражняться с картой и компасом , тренировать зрительную память и наблюдательность . Рассмотрим основные "секреты ", помогающие быстро и уверенно передвигаться по незнакомой местности .

Условные знаки
Познание секретов ориентирования начинается с изучения и запоминания условных знаков . Для изображения местности , обозначения объектов ориентирования , характеристики условий видимости и передвижения на спортивных картах используется более 100 условных знаков . Чтобы "читать " карту , необходимо выучить условные знаки - азбуку карты . Знаки спортивных карт очень наглядны и в большинстве своем напоминают форму изображаемых ими предметов (вид сверху или сбоку ).

Спортивная карта -
хрестоматия для ориентирования , с ее помощью можно представить характер и особенности местности . Спортивная карта посредством условных знаков дает форму и контуры застроенных территорий , расположение отдельных строений , изгородей , навесов , кормушек , колодцев , мостиков и др . На карте нанесены все пути сообщения . Условные знаки дорог и троп показывают , где и в каком направлении они проходят , по каким из них можно выйти к намеченной цели , обойдя реки и овраги , затерянные в гуще леса . По карте можно определить рельеф , увидеть , где находятся лес, поляны , просеки , вырубки , озера , ручьи , но для этого нужно научиться "читать " карту , по совокупности условных знаков уметь создавать картину окружающей природы . Помимо точного взаимного расположения объектов спортивная карта позволяет определять расстояния . Для этого достаточно измерить его на карте зная масштаб карты .

Ориентирование карты
Оказавшись в незнакомой местности , прежде всего нужно сориентировать карту : её устанавливают так, чтобы линии север-юг на карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса. Верх карты должен находиться в том же направлении , куда указывает северный конец стрелки компаса. После ориентирования карты все объекты, изображенные на ней, будут в полном соответствии с объектами местности . После этого можно приступать к "чтению" карты - сопоставлять местность с картой и карту с местностью.

"Чтение" карты
Умение быстро читать и правильно понимать карту - сложный технический навык. Читают карту только в сориентированном положении и только по ходу, т.е. в направлении движения. Движение "по большому пальцу" - большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент - существенно облегчает процесс чтения карты, особенно новичкам. При чтении карты все ориентиры подразделяют на точечные, линейные и площадные. К точечным относятся объекты, изображаемые внемасштабными условными знаками (камни, ямы, родники, группы деревьев и т.п.). У линейных ориентиров - дороги, тропы, просеки, канавы, границы леса и вырубок, овраги, промоины - протяженность превышает их ширину. Площадные ориентиры - пруд, озеро, поляны, вырубки, лес, большие холмы, долы, склоны. Точечные и линейные ориентиры воспринимаются проще, так как в большинстве своем требуют восприятия на плоскости. Рельеф местности невозможно воспринимать без развития объемно-пространственного мышления, он наиболее сложен при чтении карты.

Движение по цепочке ориентиров
Придерживаясь надежных и легко опознаваемых на местности ориентиров, можно пройти к намеченной цели. При таком способе передвижения нужна техника ориентирования: сличение карты с местностью, владение компасом и измерение расстояний. Основное требование такого движения - связь карты с местностью. Потеря ориентировки (точки своего местонахождения) может доставить много неприятных минут: придется найти новый надежный ориентир и "привязаться" к карте. Чтобы этого не случилось, реализуя путь по цепи ориентиров, необходимо постоянно следить по компасу за направлением линейных. В этом случае не будет ошибок и "соскальзываний" на неверный путь, который может быть отмечен на местности ориентирами, аналогичными и подобными выбранным для движения.

Выбор пути
Самая трудная, но в то же время и самая захватывающая проблема в ориентировании - выбор пути. Умение выбрать путь, цепочку опорных ориентиров - основной технический прием, которым следует овладеть, чтобы называться ориентировщиком. На выбор пути влияют многие субъективные и объективные факторы, но важнейшим является способность выделять и запоминать ориентиры-привязки, к которым относятся, как правило, крупные линейные и площадные ориентиры и особо выделяющиеся точечные. Ориентиры-привязки определяются по карте, и выход на них не требует больших физических затрат и высокоточной техники ориентирования. Ориентиры-привязки, расположенные поперек движения, называют тормозящими, вдоль выбранного пути и за целью движения - ограничивающими. Правильно выбранные ориентиры-привязки исключают частое обращение к карте при движении, сокращают продолжительность ее чтения, облегчают запоминание карты, обеспечивают быстрый контроль местонахождения, позволяют использовать "грубое" ориентирование без боязни ошибиться. По какому пути следует двигаться? Однозначного ответа дать невозможно, нельзя составить и полный перечень примеров для обучения. Он может быть прямым - по азимуту, обходным - по цепи ориентиров, или, как чаще бывает, комбинированным. Наикратчайший путь по прямой не всегда наилучший. Зачастую движение происходит обходным путем. При выборе пути действуют два противоположных фактора: надежность и время.
Место старта обозначено красным треугольником. Красная и синяя линии - варианты движения двух спортсменов. Кратчайший путь по расстоянию не всегда быстрый по времени.

"Секреты" ориентировщика.
1. Не превышать скорость передвижения. У каждого человека в зависимости от его физической и технической подготовки существует своя "критическая" скорость. При превышении ее быстро наступает утомляемость, пропадает четкость чтения карты, ухудшается техника ориентирования и даже теряется контроль за направлением движения.
2. Перед уходом с точки своего стояния нужно задать себе вопрос: "Что является ориентиром-привязкой у следующего КП?" и ответить на него - определить ориентир, от которого будет сделан выход на цель движения, и установить по карте путь к нему.
3. Если с первого захода не удалось попасть на КП, то не нужно метаться из стороны в сторону, необходимо внимательно осмотреть вокруг местность, уточнить легенду (пиктограмму) КП. Если есть уверенность, что "привязка" взята правильно, нужно повторить заход. Если была сделана ошибка, то необходимо выйти к новой привязке и сделать заход от нее.
4. Допустив ошибку и потеряв время, не нужно пытаться за счет ускорения процесса ориентирования наверстать упущенное время. Надо помнить о "критической" скорости.
5. При решении ориентировочных задач не нужно отвлекаться от спокойного и терпеливого размышления, неприслушиваться к советам прохожих, зрителей и соперников.
Десять шагов к успеху на дистанции /А.Глушко/
(Некоторые советы о порядке действий спортсмена на дистанции)
1. Сориентируй карту с помощью компаса или окружающих объектов, и определи своё местоположение.
2. Посмотри какой КП будешь брать, его номер и на каком ориентире стоит этот пункт.
3. Посмотри с какой точки (ориентира) удобней зайти на КП.
4. Выбери путь движения и наметь промежуточные привязки (ориентиры).
5. Постарайся всё это запомнить.
6. Теперь можно бежать через намеченные привязки до самого КП.
7. Увидев КП посмотри в какую клеточку на карточке будешь делать отметку, приготовь карточку к отметке заранее.
8. Посмотри в какую сторону будешь бежать дальше.
9. Непосредственно на КП проверь его номер и быстро сделай отметку в нужную клеточку на карточке участника.
10. Отойди от КП в нужном направлении.
11.Смотри пункт 1.
Не обращай внимания на соперников и посторонние КП.
Соперники могут ошибаться или хитрить, а забегая на все КП можно только потерять своё местонахождение.
Бежать старайся равномерно без резких ускорений и остановок.
Советы от Н.Довженко
Ни один из данных советов я не навязываю, если нравится - используй.
Вообще, каждый ориентировщик должен иметь свою систему тактико-технических навыков.
Компас и карту лучше носить в левой руке. Правая рука свободна для хватания за деревья на спусках, для отбивания веток и т.д.
Исключения составляют электронные карточки, их намного удобней носить в правой руке.
Компас должен постоянно находиться на карте.
Стрелка компаса должна, по возможности, находиться на меридиане или на параллельном обрезе карты, тогда даже малейшее отклонение сразу видно.
Если КП стоит на самом верху бугра, то не нужно особо ничего читать. Выбегаешь на самую высокую точку бугра и все.В горку лучше бежать не длинными шагами, так быстрее устаешь, а короткими, но частыми. После хорошей горки лучше пробежать 15-20 м полегче, не упираясь, чтобы "почувствовать в ногах легкость", а затем "валить" дальше.
Первое, что ты должен узнать о следующем КП, это его легенда. Отсюда - необходимо искать не КП, а ориентир на котором стоит КП. И вообще, чем больше ты знаешь о районе КП, тем легче (быстрее) его искать.
На очень «скользкие» КП (типа микроямка в зеленке, вдалеке от дорог), лучше заходить на невысокой скорости и по возможности иметь заднюю привязку.
Прогнозируй ситуации. Метод мышления должен быть не типа "че эта за канава, ага вот она", а "эге, правильно, канава!". Ты должен уже ждать ориентиры, то бишь, полностью контролировать свое передвижение.
Мелкие, несущественные ориентиры не нужно читать, выпускай их.

Чаще всего ошибаются либо в начале соревнования, как правило, из-за плохой сосредоточенности, либо в конце, из-за того, что темп бега настолько высок, что спортсмен уже не в состоянии думать. Другие причины заключаются в появлении бессознательного самодовольства, в недооценке задач и ослаблении сосредоточенности. Это бывает обычно после удачного прохождения нескольких участков трассы подряд. И, наконец, влияют соперники, особенно те, которые хотят "прицепиться". Здесь многое зависит от умения не обращать внимания на конкурентов.
Схема причин ошибок на дистанции:
Субъективные причины
1. Ошибки планирования:
а) отсутствие плана
б) плохой план:
-плохой вариант пути
-плохой способ ориентирования
2. Ошибки выполнения:
а) не выполнен технический прием
б) неточное выполнение приема
3. Остальные ошибки (усталость, влияние других участников и т. д.)
Объективные причины
1. Картографические ошибки:
а) неточная карта,
б) плохая читаемость,
в) ошибки в оформлении
2. Ошибки на дистанции, неточный или непригодный КП и т.д.
Различие между волей легкоатлетов, лыжников и волей ориентировщиков состоит еще и в том, что когда первые теряют надежду, настроение и желание "терпеть", то потеря во времени выражается всего в нескольких секундах или минутах. Когда же ориентировщик теряет волю, сосредоточенность, то растраты времени становятся огромными. Но при этом ориентировщик не знает, что "потеряли" его соперники, и, может быть, еще не все упущено, особенно в командной борьбе.
На вопрос: "О чем ты думаешь после хорошо "взятого" КП?" - следовали ответы: "Что следующее КП нужно "взять" также хорошо"; "Какой я молодец"; "Ни о чем не думаю". На вопрос: "О чем ты думаешь после того, как промазал на КП?" - следовали такие ответы: "О том, что следующее КП нужно "взять" хорошо"; "Какой я глупец"; "Ни о чем не думаю".
Какого спортсмена взять за эталон? Свои микропобеды и микронеудачи каждый воспринимает по-своему. Однако ясно, что во время прохождения дистанции нельзя предаваться переживаниям, безудержно ругать себя или благодушествовать. Вряд ли принесут пользу обиды в адрес начальника дистанции после неудачно пройденного этапа. Эмоции поддаются воспитанию и тренировке, как и физическая или техническая подготовленность. Свои нервы и волю нужно учиться подчинять цели достижения наивысшего спортивного результата в любой ситуации.

Ориентирование для начинающих (на английском, зато наглядно)

Для эффективного обучения технике спортивного ориентирования вначале определим перечень тех знаний, умений и навыков, освоение которых даст возможность считать, что ученик освоил начальный этап и можно продвигаться дальше.

Перечень:

  1. Знание условных знаков.
  2. Привыкание к лесу, к ориентированию.
  3. Понимание схемы, карты.
  4. Определение сторон света без компаса, ориентирование карты.
  5. Определение азимута на ориентир.
  6. Измерение расстояния на карте, контроль расстояния на местности.
  7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок.
  8. Ориентирование с тропинки на тропинку, срезки с тропинки на тропинку.
  9. Подгибание карты, слежение с помощью большого пальца.
  10. Чтение рельефа.

Упражнения для обучения знаниям, умениям и навыкам

1. Условные знаки (далее УЗ) карт спортивного ориентирования, безусловно один из важнейших знаний, без которого спортсмен подобен ученику пытающемуся без знания букв понять, что написано в книге. Для изучения УЗ можно применить следующие упражнения:

1.1 .Объяснить таблицу УЗ – сопоставить графическое изображение с реальными объектами.

1.2. Сделать из УЗ “лото”: на табличках нарисовать условные знаки, на “бочонках” написать название – из мешка достаем название, тот, у кого на таблице нарисован данный УЗ, закрывает клетку, все остальное как в лото.

1.3. Раздать спортивные карты, задание – перерисовать УЗ по группам:
а) гидрография,
б) растительность,
в) рельеф,
г) скалы и камни,
д) искусственные сооружения.

1.4. На одинаковых картах дать задание найти на скорость самую маленькую или большую поляну, то же озеро, то же болото, подсчитать количество микроямок и других точечных ориентиров, назвать знаки, сориентированные вдоль линии магнитного меридиана.

1.5. “Путешествие” по карте вдоль линии магнитного меридиана или произвольно – называем УЗ, ученики называют объект или наоборот.

1.6. Эстафета, в которой на линии поворота вешаем контрольные пункты (далее КП) с УЗ вместо номера, участники передают карточки, в которых пишут название УЗ.

1.7. “Диктант” - тренер словесно описывает путь, ученики рисуют схему с помощью УЗ.

1.8. На карточке нарисованы по пять УЗ, один из которых не соответствует группе, например, четыре точечные, один линейный, ученики должны определить не соответствующий знак.

2. Привыкание к лесу, к ориентированию – данный навык необходим для преодоления естественного страха перед незнакомым лесом и для привыкания детей к процессуориентирования.

2.1. Пробежки группой с тренером по маркированной трассе, вдоль трассы около ориентиров вывесить таблички с рисунком УЗ.

2.2. Пробежки сначала группой, затем по одному по маркированной трассе, отметить на карточке встречающиеся КП или некоторые, например, те на которых изображен УЗ группы “рельеф”.

2.3. В классе, в спортзале или на школьном дворе оборудовать до 20 КП, задание – отметить все КП по порядку, отметить КП с УЗ гидрографии. То же с эстафетой.

2.4. Тренер словесно с карты описывает путь движения, ученики по картам следят, контроль производится на КП – ученики показывают, где находятся.

2.5. Ученики по карте с нарисованной “ниткой” словесно описывают, что они “видят” вокруг себя: “иду по тропинке, слева вижу в двадцати метрах микроямку” и т.д.

2.6. Тренер схематично рисует в увеличенном изображении фрагменты из карты, ученики ищут соответствующие места на карте, вариант – кусочки дистанции.

3. Понимание схемы, карты – навык, необходимый для понимания спортивной карты – что собой представляет, как создается, как используется в спортивном ориентировании.

3.1. Задание нарисовать карту своей руки, назвать пальцы на карте и в реальности.

3.2. Нарисовать карту парты, самим расположив предметы на ней – начало масштабирования.

3.3. Расположив на поле несколько предметов, дать задание нарисовать карту.

3.4. Вместе с группой составить карту класса, спортивного зала, школьного двора, по очереди поставить дистанции с КП.

3.5. Сравнить карты и схемы географические, землеустроительные, лесоустроительные, городские и т.д. Рассмотреть аэрофотоснимки.

3.6. “Мозаика” - карту разрезать на части, для новичков на крупные фрагменты, для более опытных на мелкие, задание – сложить карту, на время или в эстафете.

4. Определение сторон света – этот навык необходим прежде всего для соблюдения безопасности при занятиях спортивным ориентированием, неопытные ориентировщики в лесу иногда теряют ориентацию, компас может потеряться или сломаться, его не может быть вовсе. Ориентирование карты необходимо для успешного выполнения ориентирования – главные навыки: “север” карты должен совпадать с направлением на север, карту нужно читать “от себя”.

4.1. Научить определять направление на север по деревьям, по муравейникам, по солнцу, по звездам.

4.2. На листе в клеточку нарисовать линию север-юг, обозначить старт и провести диктант по направлениям и количеству клеток движения. Например: “на север три клетки, на северо-запад две клетки” и т.д.

4.3. Ученики делятся на две команды, тренер указывает направление на север, вызывает по одному участнику и показывает направление – кто раньше назовет, тот зарабатывает балл для команды.

4.4. В спортивном зале на полу рисуем клетки и маршрут, на руках “карта” - участники ходят по маршруту и при изменении направления движения поворачивают карту, выполняя принцип чтения “от себя”.

4.5. На местности во время прогулки или кросса группа по команде двигается в определенном направлении с контролем расстояния, например, на северо-восток 200 метров, затем тренер меняет направление и расстояние.

4.6. “Диктант” движения по карте, ученики при каждой смене направления меняют положение карты, чтобы читать “от себя”

5. Определение азимута на ориентир – в это умение входит навык пользования компасом, не только определение азимута, но и контроль направления в движении.

5.1. Изучение компаса, обучение определению азимута на ориентир, азимута на КП по карте.

5.2. У каждого учащегося карты с дистанцией и компаса, во время выполнения физических упражнений по команде все берут азимут на следующий КП, показывают тренеру направление движения.

5.3. На местности вокруг старта ставим КП на различном удалении, задание – с помощью азимута найти по очереди все КП, возвращаясь на старт после каждого выполнения.

5.4. На местности ставим по “белой” карте (лист бумаги с дистанцией без условных знаков, с направлением на север) замкнутую дистанцию, все проходят дистанцию по азимуту с учетом указанного масштаба.

5.5. В солнечный день ученики определяют азимут на КП с помощью компаса, но находят КП, оставив компас на старте – используют для выдерживания направления тени от деревьев. Проводится как на “белой”, так и на обычной карте.

6. Измерение расстояния на карте, перевод в метры с учетом масштаба, контроль расстояния на местности – ориентировщик должен по карте точно определять расстояние до ориентира, которое он должен преодолеть и проконтролировать пройденное расстояние на местности.

6.1. На карточку нанести различной длины линии, сначала прямые, затем криволинейные – задание измерить в миллиметрах длины линий, перевести в метры при разных масштабах карт, записать ответ на карточках. Измерения проводить глазомерно, с проверкой себя с помощью линейки.

6.2. По команде тренера учащиеся наносят в тетрадь отрезки различной длины: в сантиметрах, в миллиметрах, в метрах при таком-то масштабе.

6.3. Тренер описывает движение по карте с указанием расстояния в метрах, далее с указанием расстояния в сантиметрах в другом, нежели у учащихся, масштабе.

6.4. Отмерить в различной местности (по дороге, в поле, в лесу, на болоте и т.д.) 100 метров, подсчитать в беге на соревновательной скорости шаги одной ногой (только левой или только правой) – так называемые пары шагов, запомнить каждому свои показатели.

6.5. Во время кроссовых тренировок измерять счетом пар шагов пройденное расстояние, контролировать по карте или взаимно.

6.6. Во время кросса глазомерно определять расстояние до ориентира, контролировать счетом пар шагов.

6.7. КП поставить на учебной дистанции на линейных ориентирах (на расстоянии от них до 10 метров) с указанием на каждом расстояния до следующего.

6.8. Учащиеся проходят дистанцию по словесному описанию, например: по тропе 200 метров, свернуть на юго-запад, по азимуту 195 градусов пройти 160 метров, по ручью вниз 250 метров и т.д.

7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок – задача на этом этапе научить новичка не просто бегать по местности, а двигаться по дистанции с постоянным чтением карты.

7.1. На знакомой местности на 2-3 тропинках поставить КП – на развилках, на пересечении с полянами, с ручьями, возле заметных, однозначных ориентиров, пробегать группой, отметить на карте расположение КП, на следующей тренировке дать задание самостоятельно пробежать ту же трассу и отметить КП (поменять местоположения КП), далее дать карту с другими КП на той же трассе – задание самостоятельно найти КП.

7.2. На карте по тропинкам провести линию – “нитку”, установить КП на ориентирах, учащиеся пробегают по тропинкам, стараясь придерживаться нарисованной линии, отмечают на карте местонахождение всех КП.

8. Ориентирование с тропинки на тропинку – данный навык продолжает развитие мышления ориентировщика, является этапом к постоянному ориентированию.

8.1. Бег по маркированной дистанции с переходом с тропинки на тропинку по маркировке.

8.2. Бег по тропинке с КП на переходе с тропы на тропу, на КП стрелка, указывающая направление перехода, на второй тропе тоже стоит КП.

8.3. Бег группой по тропинкам, взятие КП с ориентиров на тропе, КП находятся не очень далеко от троп.

8.4. Самостоятельная постановка КП, сначала на развилках троп, на местах пересечения троп с полянами, с ручьями, далее на точечных или площадных ориентирах недалеко от троп.

9. Подгибание карты, слежение с помощью большого пальца – при подгибании карты необходимо сохранять максимум информации при удобствах работы с картой (большое рабочее поле - карта рвется, с ней неудобно работать, маленькое рабочее поле – можно не увидеть важную информацию).

9.1. Во время обсуждения дистанций в аудитории следить за складыванием карты, слежением за движением с помощью большого пальца (большой палец руки должен находиться на том месте карты, где спортсмен определился в данный момент, или в последний раз).

9.2. Во время кросса в парах, один рассказывает второму, глядя на бегу в карту, свой оптимальный вариант движения по дистанции, второй контролирует движение по карте, складывание карты и сопровождение с помощью большого пальца первого участника, время от времени меняются ролями.

10. Чтение рельефа – очень много КП ставятся на рельефе местности, поэтому очень важно правильно прочитать рельеф, кроме того, при движении по дистанции практически все время используется рельеф местности как ориентир.

10.1. На карточках нарисовать несколько профилей и горизонталей вершин, задание – найти соответствующие профилю рисунки горизонталей.

10.2. Определить по рисунку горизонталей, какой холм самый высокий, низкий, какой склон крутой, какой пологий.

10.3. Для 5-6 описаний подобрать соответствующие профили и рисунок горизонталей, например: а) холм высотой 15 метров в одной вершиной посередине, б) с двумя вершинами, равными по высоте и т.д.

10.4. На карте закрасить красным цветом выступы рельефа, синим – лощины и впадины.

10.5. На карте с мелким и средним рельефом нарисовать круги диаметром 3-4 сантиметра, внутри круга точкой отметить “солнце”, задание - карандашом нарисовать тени от “солнца” внутри круга.

10.6. Взять карту с дистанцией и чистый лист бумаги, задание – нарисовать профиль по сечению рельефа вдоль прямой линии, соединяющей КП, с соблюдением масштаба и сечения рельефа.

10.7. На карте с дистанцией найти и нарисовать карандашом путь с наименьшим (наибольшим) набором высоты между двумя КП.

Спортивное ориентирование - это вид аутдор спорта, комбинирующий элементы гонки и ориентирования на местности с помощью спортивной карт ы и компаса (как один из элементов спортивное ориентирование входит в состав этапов приключенческой гонки и мультигонки ). Спортивное ориентирование представляет собой ограниченную по времени гонку , во время которой участники используют специальную очень точную спортивную карту для выбора маршрута и навигации по разнообразной и, как правило, незнакомой местности с целью нахождения контрольных пунктов (КП). Соревнования по спортивному ориентированию проводятся для участников разных возрастов и уровней спортивной подготовки с целью оценить их физическую форму, способности к навигации и концентрации внимания. На всех соревнованиях по спортивному ориентированию пользоваться электронными навигаторами участникам запрещено.

  • Спортивное ориентирование на лыжах - это зимний вариант ориентирования бегом.

    Оно проводится в дисциплинах «заданное направление», «маркированная трасса», ориентатлон. Спортсмены, специализирующие ся в этом виде спорта, обладают отличными навыками быстрой езды на лыжах, высокой скоростью распознавания и запоминания карт , равно как и умением быстро принимать решение о приоритетном маршруте, поскольку тактика навигации в спортивном ориентировании на лыжах схожа с велоориентирован ием . Отличие спортивных карт заключается в особых символах - лыжни на карте обозначены зеленым цветом и отображают скорость движения по этим лыжням. Планшеты с картами крепятся к груди участника.

    Точное ориентирование или ориентирование по тропам делает акцент на точном прочтении карт и умении ориентироваться на определенном участке маршрута.

    В отличие от других видов спортивного ориентирования этот вид спорта не делает фокус на гонке от одного контрольного пункта к другому и практически не учитывает умение участников выбрать оптимальный маршрут. Поэтому точное ориентирование доступно даже людям с ограниченными физическими возможностями.

    Виды соревнований по спортивному ориентированию по способам выполнения задач

    Существует множество критериев для классификации соревнований по спортивному ориентированию : время проведения соревнований , характер зачета результатов, способ организации старта и др. Среди наиболее распространенных видов :

    • ориентирование в заданном направлении (задача участников пройти дистанцию в определенном порядке).
    • ориентирование по выбору (участникам ставится задача пройти дистанцию в произвольном порядке),
    • ориентирование на маркированной трассе (участнику необходимо самостоятельно внести в карту расположенные на маршруте контрольные пункты),
    • ориентирование в формате рогейн.
    Также спортивное ориентирование является составляющей других видов спорта, например, таких как приключенческая гонка и мультигонка . Нередко спортивное ориентирование также сравнивают с рогейном .

    Спортивное ориентирование в странах мира и России

    После возникновения как отдельный вид спорта в Швеции спортивное ориентирование получило широкое распространение в странах Скандинавии, затем по всей Европе и в Соединенных Штатах Америки. Сейчас это популярный спорт во многих странах мира как для любителей, так и для профессионалов.

    Проходят в разных странах мира на областном, городском и национальном уровнях, так же с 1966 года регулярно проводятся международные соревнования.

    Наиболее значимые многодневные соревнования по спортивному ориентированию в странах Скандинавии ________________ ________________ ___

    В прибалтийских странах также проводятся крупные «многодневки » по спортивному ориентированию ________________ ________________ ______________

    В Советском Союзе спортивное ориентирование развивалось с середины тридцатых годов прошлого века. В ноябре 1991 года была создана Федерация спортивного ориентирования России. И российские спортсмены стабильно стали достигать высоких результатов на мировой арене, регулярно занимая призовые места во всех видах спортивного ориентирования .

    Значимыми регионами в развитии этого вида спорта в России являются Ленинградская область, Псковская область, Краснодарский край, Пермская область. Здесь регулярно проводятся многодневные открытые соревнования по спортивному ориентированию .

    В Ленинградской области в июне ежегодно проводится серия многодневных соревнований, даты проведения которых в 2014 году:

      12 - 16 июня – 24-я многодневка "Невский Азимут" (Первенство России среди ветеранов бегом принадлежит Н. Волкову из КСО "Азимут")

    В Псковской области соревнования проходят в июле, даты на 2014 год:

      03-14 июля - Фестиваль спортивного ориентирования «Алоль 2014», учебно-тренирово чный лагерь

      04-06 - Международные соревнования по спортивному ориентированию «Иван Купала 2014»

      05-06 июля - Чемпионат и Первенство Псковской области 2014 (Многодневный кросс)

А. С. Домбровский и др.

Чтобы хорошо ориентироваться на незнакомой местности, знать, где находишься, уметь выбрать лучший путь и пройти к намеченной цели, нужно регулярно упражняться с картой и компасом, тренировать зрительную память и наблюдательность. Рассмотрим основные "секреты", помогающие быстро и уверенно передвигаться по незнакомой местности.

Условные знаки. Познание секретов ориентирования начинается с изучения и запоминания условных знаков. Они во многом аналогичны знакам топографических карт. Для изображения местности, обозначения объектов ориентирования, характеристики условий видимости и передвижения на спортивных картах используется 70 условных знаков. Чтобы "читать" карту, необходимо выучить условные знаки - азбуку карты. Спортивные карты в стране выполняются на основе таблицы условных знаков УЗ-81 (стр. 8-9), которая составлена с учетом стандартов Международной федерации ориентирования (ИОФ). Условные знаки - семицветные: черного, серого, коричневого, голубого, зеленого, желтого и красного (фиолетового) цвета. Знаки спортивных карт очень наглядны и в большинстве своем напоминают форму изображаемых ими предметов (вид сверху или сбоку). В них можно разобраться без посторонней помощи.

Спортивная карта - хрестоматия для ориентирования, с ее помощью можно представить характер и особенности местности. Спортивная карта посредством условных знаков дает форму и контуры застроенных территорий, расположение отдельных строений, изгородей, навесов, кормушек, колодцев, мостиков и др. На карте нанесены все пути сообщения. Условные знаки дорог и троп показывают, где и в каком направлении на местности они проходят, по каким из них можно проникнуть в самые глухие уголки леса или выйти к намеченной цели, обойдя болота и овраги, затерянные в гуще леса. По карте можно определить рельеф, увидеть, где находятся просеки, вырубки, лес, поляны, болота, озера, ручьи, но для этого нужно научиться "читать" карту, по совокупности условных знаков уметь создавать картину окружающей природы. Помимо точного взаимного расположения объектов спортивная карта позволяет определять расстояния. Для этого достаточно измерить его на карте и знать масштаб карты.

Компас. Научиться пользоваться компасом нетрудно. Но компас, как правило, наилучшим помощником в ориентировании становится вместе с картой. В спортивном ориентировании пользуются специальными жидкостными компасами. Они позволяют быстро и просто взять с карты нужное направление и двигаться по местности по выбранному азимуту. Жидкость в ампуле компаса обеспечивает требуемую устойчивость стрелки компаса даже при беге. Пластина компаса имеет лупу для чтения насыщенных участков карт и шкалы для угловых и линейных измерений на картах, а также счетчик с цифрами от О до 9

Узнав условные знаки, разобравшись в том, что такое спортивная карта, и имея компас, можно начинать осваивать технику ориентирования: выработать умение ориентировать карту, сличать ее с местностью и местность с картой.

Ориентирование карты. Оказавшись в незнакомой местности, прежде всего нужно сориентировать карту: её устанавливают так, чтобы линии север-юг на карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса. Верх карты должен находиться в том же направлении, куда указывает северный конец стрелки компаса. После ориентирования карты все объекты, изображенные на ней, будут в полном соответствии с объектами местности. После этого можно приступать к "чтению" карты - сопоставлять местность с картой и карту с местностью.

"Чтение" карты. Умение быстро читать и правильно понимать карту - сложный технический навык. Читают карту только в сориентированном положении и только по ходу, т.е. в направлении движения. Особенность спортивных карт - читаемость с любого направления и даже "вверх ногами". Учиться чтению карт лучше всего на местности с хорошей обзорностью, в движении по дорогам или просекам, а также при азимутном ходе. Движение "по большому пальцу" - большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент - существенно облегчает процесс чтения карты, особенно новичкам. При чтении карты все ориентиры подразделяют на точечные, линейные и площадные. К точечным относятся объекты, изображаемые внемасштабными условными знаками (камни, ямы, родники, группы деревьев и т.п.). У линейных ориентиров - дороги, тропы, просеки, канавы, границы леса и вырубок, овраги, промоины - протяженность превышает их ширину. Площадные ориентиры - пруд, озеро, поляны, вырубки, лес, большие холмы, долы, склоны. Точечные и линейные ориентиры воспринимаются проще, так как в большинстве своем требуют восприятия на плоскости. Рельеф местности невозможно воспринимать без развития объемно-пространственного мышления, он наиболее сложен при чтении карты. Важную роль при чтении карты играет "память карты", т.е. способность быстро запечатлевать и сохранять образ карты или местности. "Память карты" позволяет реже обращаться к карте, меньше тратить времени на сличение ее с местностью при определении своего стояния, выборе пути.

Движение по азимуту. Чтобы выдержать на местности азимутный ход, определенный компасом, необходимо периодически делать "проверку" - засечку ориентиров по направлению движения. Для этого требуется научиться фиксировать взглядом возможно более далекий ориентир и пытаться не выпускать его из поля зрения при движении. Это точный азимутный ход. Но бывает и приближенное, грубое азимутное движение по крупным площадным или линейным ориентирам, при движении в "мешок" (к пересечению двух линейных ориентиров). Говоря об азимутном движении, нельзя не сказать о движении с упреждением. Смысл его заключается в том, что движение планируется не в точку, а с заведомым отклонением в ту или иную сторону. Обычно это делается для выхода на линейный ориентир, чтобы затем продолжить по нему движение к цели. При азимутном движении на расстояние больше 200 м. не надо забывать о карте. Необходимо тщательно следить за местностью, пройденным расстоянием; периодически, желательно по памяти, сопоставлять местность с картой, чтобы всегда знать свое местонахождение. "Азимутное чутье" приходит после многочисленных тренировок в течение нескольких лет.

Измерение расстояний. Расстояния измеряются по карте и на местности: на карте - на глаз или по шкале планки компаса, на местности - на глаз, по времени движения и подсчетом пар шагов. Самые точные измерения на карте - линейкой компаса, на местности - парами шагов. Пройденное расстояние можно контролировать по основным ориентирам, встречающимся на пути движения. Контроль расстояний счетом пар шагов требует предварительной подготовки, при которой оценивается длина пар шагов в разных условиях передвижения; по дороге, лесу, в гору, под гору, по пересеченной местности, бегом, шагом и т.д. Для определения длины пары шагов отмеряются и проходятся участки в сто метров или между ориентирами в соответствии с картой.

Движение по цепочке ориентиров. Придерживаясь надежных и легко опознаваемых на местности ориентиров, можно пройти к намеченной цели. При таком способе передвижения нужна техника ориентирования: сличение карты с местностью, владение компасом и измерение расстояний. Основное требование такого движения - связь карты с местностью. Потеря ориентировки (точки своего местонахождения) может доставить много неприятных минут: придется найти новый надежный ориентир и "привязаться" к карте. Чтобы этого не случилось, реализуя путь по цепи ориентиров, необходимо постоянно следить по компасу за направлением линейных ориентиров и за азимутом при пересечении площадных ориентиров. В этом случае не будет ошибок и „соскальзываний" на неверный путь, который может быть отмечен на местности ориентирами, аналогичными и подобными выбранным для движения.

Выбор пути. Самая трудная, но в то же время и самая захватывающая проблема в ориентировании - выбор пути. Умение выбрать путь, цепочку опорных ориентиров - основной технический прием, которым следует овладеть, чтобы называться ориентировщиком. На выбор пути влияют многие субъективные и объективные факторы, но важнейшим является способность выделять и запоминать ориентиры-привязки, к которым относятся, как правило, крупные линейные и площадные ориентиры и особо выделяющиеся точечные. Ориентиры-привязки определяются по карте, и выход на них не требует больших физических затрат и высокоточной техники ориентирования. Ориентиры-привязки, расположенные поперек движения, называют тормозящими, вдоль выбранного пути и за целью движения - ограничивающими. Правильно выбранные ориентиры-привязки исключают частое обращение к карте при движении, сокращают продолжительность ее чтения, облегчают запоминание карты, обеспечивают быстрый контроль местонахождения, позволяют использовать "грубое" ориентирование без боязни ошибиться. По какому пути следует двигаться? Однозначного ответа дать невозможно, нельзя составить и полный перечень примеров для обучения. Он может быть прямым - по азимуту, обходным - по цепи ориентиров, или, как чаще бывает, комбинированным. Наикратчайший путь по прямой не всегда наилучший. Зачастую движение происходит обходным путем. При выборе пути действуют два противоположных фактора: надежность и время. Надежность обеспечивается выбором ориентиров-привязок, временные затраты зависят от числа выбранных ориентиров-привязок, от удлинения пути, создаваемого выбранными ориентирами-привязками, по отношению к прямой, соединяющей исходную и конечную точки движения, от условий передвижения между ориентирами-привязками, от беговой проходимости местности и от техники ориентирования самого ориентировщика. Всегда после обдумывания имеется один наиболее разумный выбор.

"Секреты" ориентировщика.

1. Не превышать скорость передвижения. У каждого человека в зависимости от его физической и технической подготовки существует своя „критическая" скорость. При превышении ее быстро наступает утомляемость, пропадает четкость чтения карты, ухудшается техника ориентирования и даже теряется контроль за направлением движения.

Без знания азов топографии и ориентирования судьба туриста может быть печальна. Подробная карта в маппере, хороший компас и gps-навигатор - вот что необходимо путешественнику.
1. ТОПОГРАФИЯ
Принципиально опустим военную топографию , способы создания и обновления карт, дешифрирование аэро-космоснимков, разницу в проекциях, применение навигаторов и звезд (ночью надо спать), карты акваторий и топопланы (1:5000 и крупнее), ГИС и Янедекс-карты (ресурс loadmap.net изучаем по необходимости). Начнем с простого и главного!
Запоминаем : все топографические карты в России составляют только в проекции Гаусса-Крюгера; длина экватора - 40 075 696 метров; 1 градус = 111 км, а 1 секунда = 31 метр; лист карты 1:1000000 имеет размеры 6 градусов долготы и 4 градуса широты (до широты 60 град); длина коробка спичек 5 см; магнитные полюса двигаются; в сутках 24 часа:) Это вводные данные, оперируя которыми можно получить всё остальное.
Ориентироваться на местности - значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа.
Масштаб - это отношение длины линии на карте к длине соответствующей ей линии на местности (числовой и линейный в зарамочном оформлении карт).
Азимут - угол, отсчитанный от направления на север до направления на данный ориентир по ходу часовой стрелки (от 0 до 360 градусов).
Карта - уменьшенное наглядное, подобное изображение земной поверхности, выполненное в определенном масштабе и проекции.

Учебные карты СНОВ 1973 года достались мне с практики. Содержание абстрактное, такой местности нет. Масштаб 1:50000.

Умение читать карту придет со временем, благо, что условные обозначения интуитивно понятны и унифицированы для каждого масштабного ряда (точечные, площадные, линейные, их подписи).
Границы карты определяются долготой ее западного и восточного меридианов и широтой ее южной и северной параллелей. Каждый интервал по долготе и широте разбит на минутные интервалы, отмеченные каждый темными и светлыми полосами. Минутные интервалы точками поделены на 6 частей, каждая из которых соответствует 10". На поле карты нанесена сетка прямоугольных координат со стороной квадрата, равной 1 км для карт масштабов 1:10000, 1:25000 и 1:50000 и 2 км для карты масштаба 1:100000. Вертикальные линии километровой сетки параллельны осевому меридиану зоны, в которой находится данный лист топографической карты. Углом γ (сближением меридианов) определяется наклон линий километровой сетки к рамкам карты.
Масштаб 1:25000 - основной масштаб для работы (кликабельно).



(Верещака Т.В. - Топографические карты. Научные основы содержания - М., МАИК Наука-Интерпериодика - 2002)

В настоящее время так сложилось в РФ, что простому обывателю не доступны современные (обновленные) топографические карты масштаба 1:25000 и крупнее, это удел военных и специалистов (например, картографов). Поэтому мы будем иметь дело с картами масштабов 1:50000 (1 см - 500 м) и 1:100000 (1 см - 1000 м). А это значит вот что: во-первых, при таких масштабах многое из полезного нам будет генерализовано, т.е. просто будет отсутствовать; во-вторых, при масштабе 1:50000 ваши пройденные с трудом 100 метров это всего лишь 2 мм на карте. Хотя практика показывает, что и этого вполне достаточно, особенно при длинных линейных переходах.
Приступим. Берем любой компас (Silva , Москомпас или хотя бы системы Адрианова), нашу карту и начинаем.. определять свое местоположение .
Это первая проблема. Определить свое местоположение можно по ситуации (пересечение дорог, просек, ЛЭП, сляиние ручьев или рек, по ближайшим населенным пунктам), по рельефу (самое высокое место, обрыв, яма, исток ручья), при развитом глазомере можно позиционироваться методом линейной засечки от 2-3 предметов, также можно включить GPS, снять географические координаты и сделать расчет по рамке карты (если она есть конечно). Внимание! Координаты, которые дает нам наш GPS навигатор, в системе WGS84, а значит разница между ними и координатами рамки карты будет 100 метров. Также при ориентировании по альтиметру навигатора следует учесть, что ошибка в высоте может составлять 10 метров.
Вторая проблема - нанести на карту промежуточные и конечный пункты назначения. Намечаем первую точку маршрута на карте, прикладываем компас, вводим поправку за магнитное склонение. Магнитное склонение не есть величина постоянная. Оно является проявлением магнитных свойств Земли и изменяется в широких пределах. Более того, магнитное склонение даже для одной и той же точки может быть различным, изменяясь из года в год. Если магнитное склонение, указанное в легенде карты, восточное, то следует ввести поправку на этот угол - стрелка компаса должна быть отклонена на восток от линии сетки на восток на n-градусов. Потому что стрелка компаса показывает не на то место, где сходятся все меридианы (географический северный полюс), а на то, где сходятся магнитные силовые линии (магнитный северный полюс). В 2012 году он был расположен в точке с координатами 85°54′00″ северной широты и 147°00′00″ западной долготы (примерно в 450 км от северного полюса). Следует также знать, что большинство просек (юг-север) в лесу прорублены лесниками при помощи буссоли, т.е. они показывают направление на магнитный полюс того времени.
Делаем как показано на рисунке Silva 1-2-3 System:


1. Положите компас на карту так, чтобы его край находился вдоль нужной линии маршрута (линия с точки стояния на первую точку пути).
2. Поворачивайте безель до тех пор, пока отметка "N" на кольце со шкалой делений не будет указывать на север на карте. Проверьте, чтобы линии север/юг безеля были параллельны меридианам на карте.
3. Держите компас перед собой в горизонтальном положении. Поворачивайтесь до тех пор, пока конец стрелки, показывающий север, не будет показывать на отметку "N" на кольце со шкалой делений компаса.

Сущность движения по азимутам (FAQ в pdf) заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте. Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, расстояния измеряют шагами. Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости. На практике все бывает проще - дабы не ломиться через густой лес и воду, движение осуществляют по проселочным дорогам, просекам, опушке леса в нужном направлении. Естественно, что маршрут прокладывают на карте заранее, измеряя его длину курвиметром или циркулем-измерителем, вводя поправки за рельеф. Зная среднюю скорость движения группы в той или иной местности, места и продолжительность привалов, теоретически можно просчитать время прибытия в конечный пункт.

Номенклатура - система обозначения листов топографических карт разных масштабов (пример для 1:10000 - Н-34-67-Г-г-2). В листе 1:1000000 4 листа 1:500000, 36 листов 1:200000 и 144 листа 1:100000. В свою очередь в листе 1:100000 4 листа 1:50000, в листе 1:50000 4 листа 1:25000, в листе 1:25000 4 листа 1:10000. Поиск любой карты начинается с бланковой карты . Поиск соседних карт еще проще - номенклатура смежных листов указана на всех четырех сторонах рамки.


(Чекалин С.И. Топографические и специальные карты. Учебное пособие М РГГРУ им. Серго Орджоникидзе 2007)

Особое умение необходимо для чтения топокарт горных районов (внизу - Альпы, 1:50000). Рельеф отображается не столько горизонталями, сколько специальными условными знаками обрывов, валов, отмывкой рельефа. Гора, котловина, хребет, лощина и седловина - основные элементы рельефа. А какие здесь ледники, гидрография, туннели в горах!

Карта армии США на часть территории Удмуртии. Совершенно другой колор.

В совсем уж безвыходной ситуации нам помогут космоснимки. Благо, что разрешение некоторых из них просто огромно. Это родной Глазов. Совсем недавно такие снимки появились на весь город на сервисе Яндекса. И конечно постоянно пользуемся Google.Земля (SAS.Planet при своей работе использует сервис Google.Карты, но не Google.Земля!)


Четыре 3-х подъездных дома - девятиэтажки, а рядом с ними дома по 16 этажей. Полезно научиться дешифрировать космоснимки, т.е. распознавать и классифицировать изображенные на них объекты. Минус - невозможно для неспециалиста определить рельеф. Нужна стереопара. Порой только на космоснимках есть самая актуальная и достоверная информация о местности.

2. СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Замечательный вид спорта - спортивное ориентирование. Бывает бегом, на лыжах, на велосипеде. Самое сложное, но и самое интересное - ночное ориентирование.
Спортивное ориентирование — вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определенных случаях — с учетом штрафного времени) или по количеству набранных очков.
По способу выполнения задач проводятся следующие виды соревнований по ориентированию: 1. Ориентирование в заданном направлении (ЗН) — прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке. Путь от одного КП до другого участники выбирают по своему усмотрению. 2. Ориентирование по выбору (ВО) — прохождение КП из числа имеющихся в районе соревнований. Выбор КП и порядок их прохождения произвольный, по усмотрению участника. 3. Ориентирование на маркированной трассе (МТ) — прохождение дистанции, маркированной на местности от старта до финиша, с нанесением на карту местоположения КП, установленных на дистанции. Это если коротко.
Вся соль этого вида спорта заключается в том, чтобы соблюдать баланс между скоростью и возможностью не терять ориентацию. Тут даже МС (мастера спорта) иногда допускают ошибки:) Бегут быстро и голова перестает соображать, в следствии чего теряется ориентация, время, очки. Наши "друзья" - компас и планшет, зрительная память, умение читать карту, хороший фонарик ночью и конечно сильные ноги. Любые допинги (алкоголь) и технические средства (навигаторы GPS) вне закона!

Спортивная карта — это крупномасштабная специальная схема местности, на которой отсутствуют координатная сетка, линии истинного меридиана, склонение, точки геодезических привязок и действует особая система точности по плановым, угловым и высотным измерениям в соответствии с требованиями ИОФ и ФСО России, а специальное содержание составляют показ проходимости местности и индивидуальных особенностей изображаемых объектов. Спортивные карты издаются в соответствии с международной системой условных знаков ИОФ, дополненной национальными условными знаками, утвержденными ФСО России.
На карте делаются наколы иголкой в местах расположения КП.

Контрольный пункт (КП) - точка, обозначенная на карте, на местности оборудованная знаком в виде трехгранной призмы со стороной 30х30 см. Каждая грань делится диагональю из левого нижнего в правый верхний угол на белое поле вверху и оранжевое (красное) внизу. КП должны располагаться на ориентирах, обозначенных на карте и четко опознаваемых на местности. Точное расположение КП должно быть описано с помощью легенд. Местоположение КП должно однозначно определяться при помощи карты и легенды.
Главное не забывать, что есть контрольное время, по истечении которого все ваши результаты будут аннулированы. Командная гонка (М+Ж, М+М+Ж и т.д.) интереснее индивидуальной, в дождь интереснее чем в ясную погоду, ночью интереснее чем днем, в лесу интереснее чем в поле, летом интереснее чем зимой, по выбору интереснее чем по маркировке.. хотя.

Легкая карта для ориентирования. Рассчитана на бег по асфальтовым дорожкам или напрямую. Комплекс для биатлонистов под Ижевском.

Если вы решите попробовать себя в этом, то вас ждет следующее: трудности связанные с необходимостью быстрой ориентировки и принятия оперативного решения; трудности выбора образа действий в зависимости от возникающих ситуаций на местности; трудности, связанные с необходимостью выполнения работы при постепенно нарастающем физическом утомлении; трудности, связанные с необходимостью выполнения работы при некорректированной карте, и трудности, связанные с необходимостью выполнения работы при неблагоприятных метеорологических условиях.
Довольно сложная карта для ориентирования с большой дистанцией. Особенно сложна ночью.

Если видите бегущего человека с номером на груди и компасом на шее, то уступите ему дорогу. И да пребудет с вами сила анорака!



Понравилось? Лайкни нас на Facebook