Где был создан международный олимпийский комитет. Международный олимпийский комитет

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ (МОК), высший, постоянно действующий орган современного олимпийского движения. Неправительственная, некоммерческая организация. Штаб-квартира – в Лозанне (Швейцария). Уставной документ МОК – Хартия Олимпийских игр (нынешняя ее редакция действует с 14 июля 2001), официальные языки – французский и английский.

Создан 23 июня 1894 в Париже на международном учредительном конгрессе сторонников олимпизма – по инициативе известного французского общественного деятеля и педагога, основоположника современного олимпийского движения Пьера де Кубертена (1863–1937). Тогда же было принято решение о возрождении Олимпийских игр, задача по организации которых возложена на МОК.

Олимпийские игры (зимние и летние) проводятся раз в 4 года, решение о месте и сроках проведения очередных Игр, а также их программе принимает Комитет. МОК принадлежит исключительное право на Олимпийские игры, а также на олимпийский символ, флаг, девиз и гимн. Непосредственно на время Игр МОК передает право технического контроля за проведением соревнований в том или ином виде программы соответствующим международным спортивным федерациям (МСФ).

В момент создания МОК в 1894 в его состав вошли представители 12 государств (включая Россию: генерал А.Д.Бутовский), которые начали работу по организации Национальных олимпийских комитетов (НОК) в своих странах. Согласно ныне действующему регламенту, член МОК избирается на 8 лет, после чего он может вновь переизбираться на восьмилетний срок. Член МОК не может быть старше 70 лет (если он был (пере)избран до открытия 110-й сессии МОК 11 декабря 1999, то не старше 80). По регламенту, члены МОК являются его представителями в своих странах, а не наоборот.

На начало 2005 в Комитете состояли 120 человек, в том числе россияне Виталий Смирнов (в МОК – с 1971), Шамиль Тарпищев (с 1994) и Александр Попов (с 1999). В состав МОК входят также 25 почетных (из числа лиц, являвшихся ранее членами МОК) и заслуженных («лиц за пределами МОК», которые оказали ему «исключительные услуги») членов, а также имеющий статус почетного пожизненного президента МОК Х.А.Самаранч.

Члены Комитета избирают тайным голосованием президента МОК – сроком на 8 лет. Полномочия президента могут затем продлеваться каждые 4 года. Избранный на этот пост 16 июля 2001 Жак Рогге стал восьмым по счету президентом МОК. В разные годы Комитет возглавляли:

  1. Деметриус Викелас (Греция, 1894–1896)
  2. Пьер де Кубертен (Франция, 1896–1925)
  3. Анри де Боле-Латур (Бельгия, 1925–1942)
  4. Зигфрид Эдстрем (Швеция, 1946–1952)
  5. Эвери Брендэйдж (США, 1952–1972)
  6. Майкл Моррис Килланин (Ирландия, 1972–1980)
  7. Хуан Антонио Самаранч (Испания, 1980–2001)
  8. Жак Рогге (Бельгия, 2001– 2013)
  9. Томас Бах (Германия, 2013– наст. вр.)

В состав исполкома МОК (действует с 1921), помимо президента, входят 4 вице-президента и 10 «рядовых» членов, избираемых тайным голосованием на четырехлетний срок. Раз в год проходит сессия МОК. При Комитете действуют также 22 различных комиссии: финансовая, медицинская, атлетическая, прессы, международных связей и пр. Комиссии изучают конкретные вопросы и готовят соответствующие рекомендации для исполкома МОК.

К олимпийскому движению, помимо МОК и его комиссий, относят Оргкомитеты Олимпийских игр, НОК, Международные спортивные федерации, а также партнеров движения. В настоящее время в мире действуют 202 НОК, в том числе НОК России (президент – Леонид Тягачев), созданный в 1989 и официально признанный МОК в 1993. К числу партнеров олимпийского движения относятся различные организации, получившие официальное признание МОК: Арбитражный спортивный суд, Международный комитет справедливой игры, Всемирная ассоциация олимпийцев, представляющая около 100 000 атлетов, в разные годы участвовавших в Олимпийских играх, Международный Паралимпийский комитет (см . ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ), образовательные структуры соответствующего профиля, крупные информационные агентства, многопрофильные объединения (например, ФИСУ – Международная федерация студенческого спорта) и пр. Особое место среди них занимает Всемирное антидопинговое агентство, сформированное в 1999 и занимающееся одной из самых серьезных проблем современного спорта.

В последнее время МОК упрекают в том, что его деятельность способствует чрезмерной коммерциализации Олимпийских играх – и «спорта высших достижений» в целом. Началось это в ту пору, когда МОК возглавлял Х.А.Самаранч. Ежегодный оборот денежных средств Комитета уже превысил 1 млрд. долл. Огромные доходы приносит ему реализация билетов на Олимпийские игры и продажа прав на ТВ-трансляцию, – а также лицензий на издательскую деятельность, тематических кинофильмов и видеопрограмм, сувенирной и прочей продукции с олимпийской символикой. Не секрет также, что в своих решениях по различным техническим и организационным вопросам МОК не всегда свободен от политической и иной конъюнктуры, а некоторые члены Комитета при голосовании о месте проведения очередных Олимпийских игр действуют отнюдь небескорыстно.

Константин Петров

Международный олимпийский комитет - высший руководящий орган современного олимпийского движения. Создан 23 июня 1894 г. на I Олимпийском конгрессе в Париже по инициативе французского общественного деятеля Пьера де Кубертэна. В конгрессе приняли участие представители 13 стран. Среди основателей МОК была и Россия. Её представитель А. Д. Бутовский был избран членом МОК. Первые члены МОК были организаторами национальных олимпийских комитетов (НОК) в своих странах.

Конгресс одобрил разработанную Олимпийскую хартию (свод правил и требований) и избрал Международный олимпийский комитет. Первым президентом МОК стал греческий поэт Д. Викелас, генеральным секретарем - П. де Кубертэн (с 1896 по 1925 г. он был президентом МОК). В состав МОК вошли 15 членов из 12 стран.

Было решено возобновить Олимпийские игры с 1896 г., а первые Игры провести в Афинах. Официальные языки - французский и английский. С 1964 г. рабочими языками заседаний утверждены также русский, немецкий и испанский. Штаб‑квартира МОК находится в Лозанне (Швейцария).

В задачу МОК входит: регулярное проведение Олимпийских игр, содействие развитию любительского спорта, укреплению дружбы между спортсменами всех стран. МОК принимает решения о признании Национальных олимпийских комитетов (НОК) и международных спортивных федераций. Сейчас МОК признал 139 национальных олимпийских комитетов.

МОК - постоянно действующая организация. Своих членов он избирает из лиц, которые проживают в странах, где созданы национальные комитеты.

От каждой страны, которая участвует в олимпийском движении, в Международный олимпийский комитет избирается один представитель. Два представителя могут быть избраны от крупнейших и наиболее активно участвующих в олимпийском движении стран, а также от стран, где проводились Олимпийские игры. В МОК в настоящее время 89 членов. В числе членов МОК представители социалистических стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, КНДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, СССР (два представителя), Чехословакии, Югославии. С 1972 г. МОК возглавляет представитель Ирландии лорд Килланин.

Верховный орган МОК - сессия. Проводятся сессии ежегодно. В период между сессиями руководство олимпийским движением осуществляет исполком МОК (президент, 3 вице‑президента, 5 членов).

В МОКе создаются постоянные и временные комиссии и подкомитеты для выработки рекомендаций по отдельным вопросам олимпийского движения.

Олимпийский флаг, символ и девиз являются исключительной собственностью МОК.

Со времени своего образования МОК постепенно занял особое место среди международных спортивных организаций, объединив национальные олимпийские комитеты большинства стран мира. Сейчас он сотрудничает с наиболее значительными международными спортивными федерациями, руководящими олимпийскими видами спорта, и оказывает всевозрастающее влияние на широкое распространение олимпийского движения.

По инициативе представителей социалистических стран МОК неоднократно рассматривал общие проблемы международных спортивных связей, демократизации олимпийского движения, выступал против политической и расовой дискриминации в спорте. МОК оказывает помощь национальным олимпийским комитетам развивающихся стран, реализацией которой стала программа «Олимпийская солидарность».

В 1967 г. МОК по предложению НОК СССР принял обращение к спортсменам всех стран с призывом выступать в защиту мира. Однако МОК в отдельных вопросах остается на консервативных позициях, в частности не отказывается от недемократического принципа своего формирования: не все национальные олимпийские комитеты могут послать в МОК своего представителя. Стремясь сохранить монопольное руководство, МОК в течение многих лет не проводил олимпийские конгрессы (с 1930 по 1973 г.),

Под влиянием прогрессивных сил в 1973 г. в Варне (Болгария) был проведен X Олимпийский конгресс с участием членов МОК, делегатов НОК и международных спортивных федераций. Конгресс принял обращение к спортсменам активнее участвовать в деле укрепления мира и определил основные пути совершенствования олимпийского движения.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии


Междунаро́дный олимпи́йский комите́т (сокр. МОК , фр. Comité international olympique , англ. International Olympic Committee ) - международная организация, созданная для возрождения Олимпийских игр и пропаганды олимпийского движения. Штаб-квартира комитета находится в Лозанне , Швейцария .

Миссия и роль МОК

Роль МОК - руководство олимпийским движением и развитие Олимпийских игр, в соответствии с Олимпийской хартией . МОК поощряет организацию и развитие спорта и спортивных соревнований, обеспечивает регулярное проведение Олимпийских игр.

МОК принадлежат все права на Олимпийские игры. В то же время, функции организации проведения Олимпийских игр осуществляет не МОК, а Организационный комитет, созданный в стране проведения игр.

Финансирование МОК

Единственный источник финансирования МОК - это частный сектор. Большая часть средств поступает от телевизионных компаний и спонсоров. Благодаря этим партнерам МОК может существенно помогать организации Олимпийских игр, ежегодной деятельности национальных олимпийских комитетов и международных спортивных делегаций.

По состоянию на начало 2010 года, МОК получает доходы от продажи прав на трансляцию Олимпийских игр (53 % от общего объёма), от спонсоров (34 %), от продажи билетов (11 %) и от лицензирования (2 %). Выручка МОК в 2008 году составила $2,4 млрд.

Процесс принятия решений в МОК

Члены МОК

Членами МОК, вопреки распространенному заблуждению, являются не национальные олимпийские комитеты, а физические лица в количестве не более 115 человек, из которых 70 членов не связаны с какой-то определенной должностью или видом деятельности, 15 членов являются действующими спортсменами, 15 членов представляют международные спортивные федерации или их ассоциации и 15 членов представляют национальные олимпийские комитеты или их ассоциации. Долгое время членами МОК были только мужчины, женщины впервые были избраны членами МОК лишь в 1981 году .

Национальные олимпийские комитеты действуют на основе признания МОК. По состоянию на начало 2016 года всего насчитывается 206 национальных олимпийских комитетов, признанных МОК. Из них 193 представляют государства-члены ООН , а ещё 13 (Американское Самоа , Аруба , Бермудские Острова , Британские Виргинские острова , Виргинские Острова (США) , Гонконг , Гуам , Острова Кайман , Острова Кука , Государство Палестина , Пуэрто-Рико , Республика Косово , Китайский Тайбэй) представляют другие территории с различным статусом. Национальные олимпийские комитеты всех признанных ООН государств имеют и признание МОК. Каждый из национальных олимпийских комитетов подчиняется своим континентальным олимпийским ассоциациям:

  • Африка - ANOCA (англ. Association of National Olympic Committees of Africa - Ассоциация национальных олимпийских комитетов Африки)
  • Америка - PASO (англ. Pan American Sports Organisation - Панамериканская спортивная организация)
  • Азия - OCA (англ. Olympic Council of Asia - Олимпийский совет Азии)
  • Европа - EOC (англ. European Olympic Committees - Европейские олимпийские комитеты)
  • Океания - ONOC (англ. Oceania National Olympic Committees - Национальные олимпийские комитеты Океании)

Исполнительный комитет МОК

Должность Имя Страна
Президент Бах, Томас Германия Германия
Вице-президент Эль-Мутавакель, Наваль Марокко Марокко
Вице-президент Риди, Крейг Великобритания Великобритания
Вице-президент Коутс, Джон Австралия Австралия
Вице-президент Цайцин Ю КНР КНР
Генеральный директор Кеппер, Кристоф де Бельгия Бельгия
Член Ву Чин-куо Китайская Республика Китайская Республика
Член Фазель, Рене Швейцария Швейцария
Член Хики, Патрик Ирландия Ирландия
Член Бокель, Клаудиа Германия Германия
Член Самаранч, Хуан Антонио (младший) Испания Испания
Член Бубка, Сергей Назарович Украина Украина
Член Лухан, Вили Калтшмитт Гватемала Гватемала
Член Дефранц, Анита США США
Член Эрденер, Угур Турция Турция
Член Линдберг, Гунилла Швеция Швеция

Комиссии, комитеты и структуры МОК

Комиссия/комитет Название на английском Год создания Председатель
Исполнительный комитет IOC Executive Board 1921 Томас Бах
Комиссия спортсменов Athletes’ Commission 1981 Клаудия Бокель
Комиссия по взаимоотношениям спортсменов Athletes’ Entourage Commission Сергей Бубка
Комитет по аудиту Audit Committee Пьер-Оливье Бекерс-Вьёжан
Комиссия по коммуникациям Communications Commission Камил Эйрлингс
Координационная комиссия Рио-де-Жанейро-2016 Coordination Commission For Rio de Janeiro 2016 Наваль эль-Мутавакель
Координационная комиссия Пхёнчхан-2018 Coordination Commission For PyeongChang 2018 Гунилла Линдберг
Координационная комиссия Токио-2020 Coordination Commission For Tokyo 2020 Джон Коатс
Координационная комиссия Лиллехаммер-2016 Coordination Commission For The Lillehammer 2016 YOG Анджела Руджеро
Координационная комиссия Буэнос-Айрес-2018 Coordination Commission YOG Buenos Aires 2018 Фрэнк Фредерикс
Комиссия по культуре и олимпийскому наследию Culture and Olympic Heritage Commission Ламбис Николау
Delegate Members Delegate Members Патрик Хики
Комиссия по этике Ethics Commission 1999 Юссуфа Ндиай
Оценочная комиссия ЮОИ-2020 Evaluation Commission YOG 2020 Ян Ян (A)
Оценочная комиссия ЗОИ-2022 Evaluation Commission Olympic Winter Games 2022 Александр Жуков
Финансовая комиссия Finance Commission Ын Сер Мианг
Комиссия по выборам членов МОК IOC Members Election Commission Принцесса Анна
Представители МОК в исполкоме и Совете учредителей ВАДА IOC Representatives on the WADA Executive Committee and Foundation Board Крэйг Риди
Комиссия по правовым делам Legal Affairs Джон Коатс
Комиссия по маркетингу Marketing Commission Цунэкадзу Такэда
Комиссия по медицине и науке Medical And Scientific Commission Угур Эрденер
Комиссия по олимпийскому образованию Olympic Education Commission Филип Крэйвен
Комиссия по олимпийской программе Olympic Programme Commission Франко Карраро
Комиссия по олимпийской солидарности Olympic Solidarity Commission 1981 Ахмед аль-Фахад ас-Сабах
Комиссия по связям с общественностью и социальному развитию через спорт Public Affairs And Social Social Development Through Sport Марио Песканте
Комиссия «Спорт и активное общество» Sport And Active Society Commission 1983 Сэм Рамсами
Комиссия «Развитие и наследие» Sustainability and Legacy Commission 1995 Альбер II
Комиссия «Женщины в спорте» Women In Sport Commission 2004 Лидия Нсекера
Олимпийский канал Olympic Channel Лэрри Пробст
Olympic Channel Services S.A. (Швейцария) Olympic Channel Services S.A. Томас Бах
Olympic Broadcasting Services S.A. (Швейцария) Olympic Broadcasting Services S.A. Ричард Паунд

Президенты МОК

Все президенты МОК были европейцами, кроме Брендеджа.

Президенты Страна Годы президентства Примечания
Деметриус Викелас Греция -
Барон Пьер де Кубертен Франция Франция - и - Почетный Президент МОК с 1925 по 1937
Барон Годфруа де Блоне Швейцария Швейцария - (и. о.)
Граф Анри де Байе-Латур Бельгия Бельгия -
Зигфрид Эдстрём Швеция Швеция - (и. о. -)
Эвери Брендедж США США - Первый президент МОК, ранее участвовавший в Олимпийских играх как спортсмен
Лорд Майкл Моррис, 3-й барон Килланин Ирландия Ирландия -
Маркиз Хуан Антонио Самаранч Испания Испания - Почетный Президент МОК с 2001 по 2010
Граф Жак Рогге Бельгия Бельгия - Первый президент МОК, ранее неоднократно участвовавший в Олимпийских играх как спортсмен ( , и ). Почётный президент с 2013 года
Томас Бах Германия Германия с 2013 года Первый президент МОК, ранее ставший олимпийским чемпионом (1976, фехтование)

См. также

  • Международный олимпийский комитет в Викиновостях
    • (англ.) (фр.)

    Отрывок, характеризующий Международный олимпийский комитет

    – Comment me prouverez vous la verite de ce que vous me dites? [Чем вы докажете мне справедливость ваших слов?] – сказал Даву холодно.
    Пьер вспомнил Рамбаля и назвал его полк, и фамилию, и улицу, на которой был дом.
    – Vous n"etes pas ce que vous dites, [Вы не то, что вы говорите.] – опять сказал Даву.
    Пьер дрожащим, прерывающимся голосом стал приводить доказательства справедливости своего показания.
    Но в это время вошел адъютант и что то доложил Даву.
    Даву вдруг просиял при известии, сообщенном адъютантом, и стал застегиваться. Он, видимо, совсем забыл о Пьере.
    Когда адъютант напомнил ему о пленном, он, нахмурившись, кивнул в сторону Пьера и сказал, чтобы его вели. Но куда должны были его вести – Пьер не знал: назад в балаган или на приготовленное место казни, которое, проходя по Девичьему полю, ему показывали товарищи.
    Он обернул голову и видел, что адъютант переспрашивал что то.
    – Oui, sans doute! [Да, разумеется!] – сказал Даву, но что «да», Пьер не знал.
    Пьер не помнил, как, долго ли он шел и куда. Он, в состоянии совершенного бессмыслия и отупления, ничего не видя вокруг себя, передвигал ногами вместе с другими до тех пор, пока все остановились, и он остановился. Одна мысль за все это время была в голове Пьера. Это была мысль о том: кто, кто же, наконец, приговорил его к казни. Это были не те люди, которые допрашивали его в комиссии: из них ни один не хотел и, очевидно, не мог этого сделать. Это был не Даву, который так человечески посмотрел на него. Еще бы одна минута, и Даву понял бы, что они делают дурно, но этой минуте помешал адъютант, который вошел. И адъютант этот, очевидно, не хотел ничего худого, но он мог бы не войти. Кто же это, наконец, казнил, убивал, лишал жизни его – Пьера со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями? Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто.
    Это был порядок, склад обстоятельств.
    Порядок какой то убивал его – Пьера, лишал его жизни, всего, уничтожал его.

    От дома князя Щербатова пленных повели прямо вниз по Девичьему полю, левее Девичьего монастыря и подвели к огороду, на котором стоял столб. За столбом была вырыта большая яма с свежевыкопанной землей, и около ямы и столба полукругом стояла большая толпа народа. Толпа состояла из малого числа русских и большого числа наполеоновских войск вне строя: немцев, итальянцев и французов в разнородных мундирах. Справа и слева столба стояли фронты французских войск в синих мундирах с красными эполетами, в штиблетах и киверах.
    Преступников расставили по известному порядку, который был в списке (Пьер стоял шестым), и подвели к столбу. Несколько барабанов вдруг ударили с двух сторон, и Пьер почувствовал, что с этим звуком как будто оторвалась часть его души. Он потерял способность думать и соображать. Он только мог видеть и слышать. И только одно желание было у него – желание, чтобы поскорее сделалось что то страшное, что должно было быть сделано. Пьер оглядывался на своих товарищей и рассматривал их.
    Два человека с края были бритые острожные. Один высокий, худой; другой черный, мохнатый, мускулистый, с приплюснутым носом. Третий был дворовый, лет сорока пяти, с седеющими волосами и полным, хорошо откормленным телом. Четвертый был мужик, очень красивый, с окладистой русой бородой и черными глазами. Пятый был фабричный, желтый, худой малый, лет восемнадцати, в халате.
    Пьер слышал, что французы совещались, как стрелять – по одному или по два? «По два», – холодно спокойно отвечал старший офицер. Сделалось передвижение в рядах солдат, и заметно было, что все торопились, – и торопились не так, как торопятся, чтобы сделать понятное для всех дело, но так, как торопятся, чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело.
    Чиновник француз в шарфе подошел к правой стороне шеренги преступников в прочел по русски и по французски приговор.
    Потом две пары французов подошли к преступникам и взяли, по указанию офицера, двух острожных, стоявших с края. Острожные, подойдя к столбу, остановились и, пока принесли мешки, молча смотрели вокруг себя, как смотрит подбитый зверь на подходящего охотника. Один все крестился, другой чесал спину и делал губами движение, подобное улыбке. Солдаты, торопясь руками, стали завязывать им глаза, надевать мешки и привязывать к столбу.
    Двенадцать человек стрелков с ружьями мерным, твердым шагом вышли из за рядов и остановились в восьми шагах от столба. Пьер отвернулся, чтобы не видать того, что будет. Вдруг послышался треск и грохот, показавшиеся Пьеру громче самых страшных ударов грома, и он оглянулся. Был дым, и французы с бледными лицами и дрожащими руками что то делали у ямы. Повели других двух. Так же, такими же глазами и эти двое смотрели на всех, тщетно, одними глазами, молча, прося защиты и, видимо, не понимая и не веря тому, что будет. Они не могли верить, потому что они одни знали, что такое была для них их жизнь, и потому не понимали и не верили, чтобы можно было отнять ее.
    Пьер хотел не смотреть и опять отвернулся; но опять как будто ужасный взрыв поразил его слух, и вместе с этими звуками он увидал дым, чью то кровь и бледные испуганные лица французов, опять что то делавших у столба, дрожащими руками толкая друг друга. Пьер, тяжело дыша, оглядывался вокруг себя, как будто спрашивая: что это такое? Тот же вопрос был и во всех взглядах, которые встречались со взглядом Пьера.
    На всех лицах русских, на лицах французских солдат, офицеров, всех без исключения, он читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце. «Да кто жо это делает наконец? Они все страдают так же, как и я. Кто же? Кто же?» – на секунду блеснуло в душе Пьера.
    – Tirailleurs du 86 me, en avant! [Стрелки 86 го, вперед!] – прокричал кто то. Повели пятого, стоявшего рядом с Пьером, – одного. Пьер не понял того, что он спасен, что он и все остальные были приведены сюда только для присутствия при казни. Он со все возраставшим ужасом, не ощущая ни радости, ни успокоения, смотрел на то, что делалось. Пятый был фабричный в халате. Только что до него дотронулись, как он в ужасе отпрыгнул и схватился за Пьера (Пьер вздрогнул и оторвался от него). Фабричный не мог идти. Его тащили под мышки, и он что то кричал. Когда его подвели к столбу, он вдруг замолк. Он как будто вдруг что то понял. То ли он понял, что напрасно кричать, или то, что невозможно, чтобы его убили люди, но он стал у столба, ожидая повязки вместе с другими и, как подстреленный зверь, оглядываясь вокруг себя блестящими глазами.
    Пьер уже не мог взять на себя отвернуться и закрыть глаза. Любопытство и волнение его и всей толпы при этом пятом убийстве дошло до высшей степени. Так же как и другие, этот пятый казался спокоен: он запахивал халат и почесывал одной босой ногой о другую.
    Когда ему стали завязывать глаза, он поправил сам узел на затылке, который резал ему; потом, когда прислонили его к окровавленному столбу, он завалился назад, и, так как ему в этом положении было неловко, он поправился и, ровно поставив ноги, покойно прислонился. Пьер не сводил с него глаз, не упуская ни малейшего движения.
    Должно быть, послышалась команда, должно быть, после команды раздались выстрелы восьми ружей. Но Пьер, сколько он ни старался вспомнить потом, не слыхал ни малейшего звука от выстрелов. Он видел только, как почему то вдруг опустился на веревках фабричный, как показалась кровь в двух местах и как самые веревки, от тяжести повисшего тела, распустились и фабричный, неестественно опустив голову и подвернув ногу, сел. Пьер подбежал к столбу. Никто не удерживал его. Вокруг фабричного что то делали испуганные, бледные люди. У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть, когда он отвязывал веревки. Тело спустилось. Солдаты неловко и торопливо потащили его за столб и стали сталкивать в яму.
    Все, очевидно, несомненно знали, что они были преступники, которым надо было скорее скрыть следы своего преступления.
    Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело. Один из солдат сердито, злобно и болезненно крикнул на Пьера, чтобы он вернулся. Но Пьер не понял его и стоял у столба, и никто не отгонял его.
    Когда уже яма была вся засыпана, послышалась команда. Пьера отвели на его место, и французские войска, стоявшие фронтами по обеим сторонам столба, сделали полуоборот и стали проходить мерным шагом мимо столба. Двадцать четыре человека стрелков с разряженными ружьями, стоявшие в середине круга, примыкали бегом к своим местам, в то время как роты проходили мимо них.
    Пьер смотрел теперь бессмысленными глазами на этих стрелков, которые попарно выбегали из круга. Все, кроме одного, присоединились к ротам. Молодой солдат с мертво бледным лицом, в кивере, свалившемся назад, спустив ружье, все еще стоял против ямы на том месте, с которого он стрелял. Он, как пьяный, шатался, делая то вперед, то назад несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело. Старый солдат, унтер офицер, выбежал из рядов и, схватив за плечо молодого солдата, втащил его в роту. Толпа русских и французов стала расходиться. Все шли молча, с опущенными головами.
    – Ca leur apprendra a incendier, [Это их научит поджигать.] – сказал кто то из французов. Пьер оглянулся на говорившего и увидал, что это был солдат, который хотел утешиться чем нибудь в том, что было сделано, но не мог. Не договорив начатого, он махнул рукою и пошел прочь.

    После казни Пьера отделили от других подсудимых и оставили одного в небольшой, разоренной и загаженной церкви.
    Перед вечером караульный унтер офицер с двумя солдатами вошел в церковь и объявил Пьеру, что он прощен и поступает теперь в бараки военнопленных. Не понимая того, что ему говорили, Пьер встал и пошел с солдатами. Его привели к построенным вверху поля из обгорелых досок, бревен и тесу балаганам и ввели в один из них. В темноте человек двадцать различных людей окружили Пьера. Пьер смотрел на них, не понимая, кто такие эти люди, зачем они и чего хотят от него. Он слышал слова, которые ему говорили, но не делал из них никакого вывода и приложения: не понимал их значения. Он сам отвечал на то, что у него спрашивали, но не соображал того, кто слушает его и как поймут его ответы. Он смотрел на лица и фигуры, и все они казались ему одинаково бессмысленны.
    С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога. Это состояние было испытываемо Пьером прежде, но никогда с такою силой, как теперь. Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, – сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах и остались одни бессмысленные развалины. Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь – не в его власти.
    Вокруг него в темноте стояли люди: верно, что то их очень занимало в нем. Ему рассказывали что то, расспрашивали о чем то, потом повели куда то, и он, наконец, очутился в углу балагана рядом с какими то людьми, переговаривавшимися с разных сторон, смеявшимися.
    – И вот, братцы мои… тот самый принц, который (с особенным ударением на слове который)… – говорил чей то голос в противуположном углу балагана.

МОК является высшим руководящим органом олимпийского движения современности. По юридическому статусу МОК является международной неправительственной организацией, созданной не для извлечения прибыли, в форме ассоциации со статусом юридического лица, признанной Швейцарским федеральным советом. МОК – постоянно действующая организация, срок деятельности которой не ограничен. МОК постоянно находится в Лозанне (Швейцария).

Миссией МОК является руководство олимпийским движением в соответствии с Олимпийской хартией. Его роль в ОД – развивать спорт высших достижений и спорт для всех в соответствии с ОХ. МОК обеспечивает регулярное проведение ОИ, принимает меры в деле развития женского спорта, спортивной этики и защиты спортсменов.

Решения МОК, принятые на основе положений Олимпийской хартии, являются окончательными. Любой спорный вопрос, касающийся их применения или объяснения, может решаться исключительно Исполкомом МОК и, в некоторых случаях, арбитражем в Суде спортивного арбитража (САС).

Штаб-квартира МОК размещена в Лозанне на дворцовой площади Плас дю Пале.

Официальные языки МОК – французский и английский. На сессиях МОК ведется синхронный перевод на русский, испанский, немецкий и арабский языки.

В случае расхождений между французским и английским текстами Олимпийской хартии и всех других документов МОК предпочтение отдается тексту на французском языке, если только на самих документах нет иного четкого письменного указания.

За счет каких средств МОК ведет свою деятельность?МОК может принимать подарки и наследства, а также изыскивать все другие средства, позволяющие ему выполнить свои задачи. Он получает доходы от использования прав, включая телевизионные права, а также от проведения Олимпийских игр.

МОК может выделять часть доходов от телевизионных прав в пользу МСФ, НОК и оргкомитета (ОКОИ).

Цели и задачи МОК определены Олимпийской хартией и состоят в следующем:

1. Поощрение координации, организации и развития спорта и спортивных соревнований, во взаимодействии с международными и спортивными организациями обеспечение поддержки и проведения в жизнь мер, направленных на укрепление единства олимпийского движения.

2. Сотрудничество с компетентными общественными, частными и государственными организациями в стремлении поставить спорт на службу человечества.

3. Обеспечение регулярного проведения Олимпийских игр.

4. Участие в мероприятиях, направленных на укрепление мира, в действиях, направленных на защиту прав членов олимпийского движения и в действиях против любых форм дискриминации, наносящих ущерб олимпийскому движению.

5. Оказание с использованием соответствующих мер решительной поддержки участию женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах, особенно в исполнительных органах национальных и международных спортивных организаций, в стремлении к строгому соблюдению принципа равенства мужчины и женщины.

6. Содействие соблюдению и поощрение соблюдения спортивной этики.

7. Направление своих усилий на то, чтобы дух честной игры превалировал на спортивных площадках и чтобы насилие было изгнано с них;

8. Руководство борьбой с допингом в спорте.

9. Принятие мер, цель которых – не допустить возникновения угрозы здоровью спортсменов.

10. Противостояние любым политическим и коммерческим злоупотреблениям в спорте.

11. Поддержка спортивных организаций и общественных органов управления в их усилиях по осуществлению мер, обеспечивающих социальное и профессиональное будущее спортсменов.

12. Поддержка распространения массового спорта, являющегося одной из основ спорта высших достижений, который, в свою очередь, способствует развитию массового спорта.

13. Наблюдение за тем, чтобы Олимпийские игры проводились в условиях соблюдения охраны окружающей среды, поддержка олимпийского движения в его стремлении к заботе о сохранении окружающей среды, принятие мер для того, чтобы отразить эти положения в своей деятельности, ведение просветительной работы среди людей, объединенных олимпийским движением, по вопросам расширения совместной деятельности в этой области.

14. Поддержка Международной олимпийской академии (МОА).

15. Поддержка других учреждений, которые посвящают себя олимпийскому образованию.

Поддержка спортсменов МОКом.

МОК уделяет пристальное внимание вопросам защиты спортсменов, ветеранов ОИ, и в связи с этим предпринял следующие действия:

· В 1981 году создана Комиссия МОК по спортсменам . Данная комиссия направляет представителей во все другие Комиссии МОК, участвует в процессе выбора города – организатора ОИ и встречается с Исполкомом не менее 1 раза в год для внесения предложений и рекомендаций.

· Во время ОИ Медицинская Комиссия МОК проводит исследования в области травматологии и двигательной системы с целью уменьшения количества травм спортсменов и оптимизации нагрузок во время выступления.

· В 1983 году создан Спортивный Арбитражный Суд (CAS ), который стал полностью независимым в 1993 году. Это международная организация, занимающаяся юридическими проблемами, с которыми сталкиваются спортсмены. Процедуры, проводимые данной организацией универсальны в своем применении, просты, быстры, гибки и недороги.

· В 1999 году создано Всемирное Антидопинговое Агентство (WADA ) с целью борьбы с применением допинга и защиты здоровья спортсменов. ВАДА – независимая организация, но МОК выделил 25 млн долларов на ее создание и покрывает 50% ее бюджета.

· В 1995 году создана Всемирная Ассоциация Олимпийцев (WOA ) с целью развития связей спортсменов-олимпийцев всего мира и распространения олимпийских ценностей.

МОК также уделяет внимание защите окружающей среды через внесение специальных требований к городам-претендентам на проведение ОИ.

Миротворческая инициатива МОК:

В 1992 году по инициативе МОК, в содействии с ООН, спортсмены бывшей Республики Югославии были допущены к участию в ОИ.

В 2000 году во время церемонии открытия ОИ, южнокорейская и северокорейская делегации появились на Олимпийском стадионе вместе под флагом Корейского полуострова.

МОК проповедует равенство в спорте и несколько раз вступал в борьбу с апартеидом (расовой изоляцией):

1988: создана комиссия «Олимпизм и апартеид».

1992: многорасовая делегация ЮАР участвует в играх 25 Олимпиады в Барселоне.

В настоящее время продолжают вестись различные консультации и обсуждения по широкой тематике вопросов, связанных с борьбой со спортивной дискриминацией.

Членство в МОК.

МОК выбирает своих членов из числа лиц, обладающих соответствующей квалификацией. Они должны быть гражданами страны, где постоянно проживают или где сконцентрированы их интересы и где существует НОК, признанный МОК. Кроме того, они должны говорить на одном из языков, используемых на сессиях МОК.

Обычно от страны избирается один член МОК , но от стран, в которых проводились Олимпийские игры, могут быть избраны два члена МОК .

В соответствии с уставом МОК сам выбирает своих членов. Такой принцип самопополнения предполагает обеспечение МОК полную независимость.

Члены МОК являются представителями МОК в своих странах, а не делегатами своих стран в МОК , что не позволяет им получать никакие поручения от правительств, организаций и частных лиц, которые могли бы препятствовать свободе их действий и независимости при голосовании.

Члены МОК собираются на ежегодной Сессии МОК . Они исключаются из числа членов в конце года, в котором им исполняется 70 лет , а если они были избраны до 110 Сессии (11 декабря 1999г.), то 80 лет . Члены избираются на 8 лет, с возможностью продления членства.

МОК принимает своих новых членов во время церемонии, на которой они дают согласие исполнять свои обязанности, приняв следующую клятву:

«Удостаиваясь чести быть членом Международного олимпийского комитета и представлять его и осознавая свои обязанности в данном качестве, я готов служить олимпийскому движению в полную меру своих возможностей, соблюдать и требовать уважения всех положений Олимпийской хартии и решений МОК, которые я принимаю безоговорочно, оставаясь свободным как от всякого политического или коммерческого влияния, так и от всех соображений расового или религиозного характера; бороться против любых форм дискриминации и защищать при любых обстоятельствах интересы МОК и олимпийского движения ».

В первый состав МОК входило всего 15 человек, все они были людьми обеспеченными, имели довольно высокий общественный статус . По своему общественному положению это были бароны, графы, князья, дипломаты, адвокаты, приближенные к монархическим особам, дворам.

Создавая МОК, Кубертен пытался обеспечить Атлетическому конгрессу покровительство со стороны царствующих особ различных государств.

Таким образом, Кубертен создал своеобразный королевский щит , чтобы придать МОК независимость, создать надправительственную, надгосударственную международную организацию , которая была бы способна не только возобновить Олимпийские игры, но и создать новое современное явление, олицетворяющее стремление человека к миру и содружеству с одной стороны, к состязательности, победе и общению – с другой.

Этим феноменом должны были стать Олимпийские игры и МОК – организация способная независимо ни от кого готовить и проводить эти Игры.

В настоящее время любой гражданин своей страны в возрасте 18 лет и старше может быть избран членом МОК при условии что:

· его кандидатура представлена в соответствии с процедурами, изложенными в Хартии;

· он отвечает условиям, изложенным в соответствующем параграфе ОХ;

· его кандидатура рассмотрена Комиссией по номинациям;

· избрание его предложено сессии Исполкомом МОК.

Члены МОК избираются сроком на 8 лет. Они могут быть переизбраны по окончании данного срока.

Процедура избрания членов МОК.

Следующие лица или организации имеют право предложить одну или две кандидатуры на выборы в члены МОК:

- Члены МОК : каждый член МОК имеет право предложить одну или несколько кандидатур на выборы в члены МОК.

- Комиссия спортсменов МОК: комиссия членов МОК имеет право предложить одну или несколько кандидатур на выборы в члены МОК.

- Международные федерации олимпийских видов спорта: Ассоциация международных федераций летних олимпийских видов спорта (АСОИФ), Ассоциация международных федераций зимних олимпийских видов спорта (АИОВФ) и все международные федерации – члены АСОИФ и АИОВФ – имеют право представить одну или две кандидатуры на выборы в члены МОК.

- Национальные олимпийские комитеты : Ассоциация национальных олимпийских комитетов (АНОК), Ассоциация национальных олимпийских комитетов Африки (АНОКА), Европейские олимпийские комитеты (ЕОК), Олимпийский совет Азии (ОСА), Панамериканская спортивная организация (ПАСО), Национальные олимпийские комитеты Океании (ОНОК), совместно с любым НОК, признанным МОК, имеют право представить одну или более кандидатур на выборы в члены МОК.

Для допуска к выборам, все кандидатуры должны быть представлены в письменном виде президенту МОК. Кроме того, они должны в каждом случае отвечать нижеследующим требованиям:

· Если кандидат предлагается в качестве действующего спортсмена, он должен быть спортсменом-членом Спортивной комиссии МОК. Такой спортсмен должен быть избран или назначен в Спортивную комиссию МОК до начала проведения летних или Зимних Олимпийских игр, следующих за играми, в которых он участвовал последний раз.

· При представлении одной или более кандидатур Спортивная комиссия спортсменов МОК должна соблюсти условие, при котором должно быть равенство кандидатов как летних, так и зимних видов спорта. Общее количество членов, избираемых в МОК на основе выдвинутых кандидатур, не должно быть более 15 одновременно.

· Если предлагаемый кандидат исполняет функцию в международной федерации или ассоциации, он должен быть президентом или занимать пост в Исполкоме или руководстве одной из международных федераций, АСОИФ или АИОВФ. Общее количество членов, избираемых на основе выдвинутых кандидатур, не должно превышать 15 одновременно.

· Если предлагаемый кандидат занимает пост в НОК, всемирной или континентальной ассоциации НОК, он должен занимать пост президента НОК, АНОК, АНОКА, ЕОК, ПАСО, ОНОК или быть в Исполкоме, или в руководстве одной из этих организаций. От страны может быть избран не более чем один член из представленных кандидатур. Общее количество таких членов, избранных в МОК на основе представленных кандидатур, не должно быть более 15 одновременно.

· Предложение по любой другой кандидатуре должно касаться человека, который является уроженцем страны, в которой он проживает, или центр его интересов находится в этой стране и в ней находится НОК, признанный МОК. От страны может быть избран не более чем один кандидат. Общее количество членов, избранных таким образом, не должно превышать 70 человек.

Непосредственное участие в рассмотрении кандидатур принимает Комиссия по номинациям. Данная комиссия учреждается в составе семи членов, три из которых избираются Комиссией по этике МОК, три на сессии МОК и один – Спортивной комиссией МОК. Члены Комитета по номинациям избираются сроком на четыре года, они также могут переизбираться.

Комиссия по номинациям МОК является самоорганизованной структурой; она назначает председателя, секретаря (последний может быть избран не из членов Комиссии).

Целью Комиссии по номинациям является рассмотрение кандидатур в соответствии с нижеуказанной процедурой и предоставление Исполкому МОК письменного отчета по каждой кандидатуре.

По получении кандидатуры президент МОК направляет ее председателю Комиссии по номинациям. По получении кандидатуры, поступившей от президента МОК, председатель Комиссии по номинациям немедленно информирует соответствующим образом членов Комиссии и советуется с ними. Комиссия по номинациям собирает все необходимые данные на кандидата, в частности по его профессиональному и материальному положению, а также по его карьере и спортивной деятельности. Комиссия может попросить кандидата представить поручительства лиц, от которых она может получить информацию. Комиссия может пригласить кандидата на собеседование. Комиссия может проверить происхождение всех кандидатур и, если необходимо, статус кандидата как действующего спортсмена или функцию, выполняемую кандидатом.

Когда Комиссия по номинациям посчитает, что она располагает всей необходимой информацией, она представляет письменный отчет Исполкому, в котором излагает причины, позволяющие сделать вывод: обладает или не обладает данный кандидат качествами, необходимыми для избрания в члены МОК.

Исполком МОК сам по себе также полномочен представлять кандидатуры на рассмотрение Сессии.

Получив отчет Комиссии по номинациям и изучив его содержание, Исполком МОК на своем заседании решает, представлять или нет кандидата на выборы в качестве члена МОК. Исполком может при необходимости заслушать кандидата (кандидатов). Исполком может представить несколько кандидатур для выборов одного члена.

Процедура рассмотрения кандидатуры, предложенной из действующих спортсменов, может быть ускорена.

Только Сессия МОК компетентна избирать любого члена МОК. Все кандидатуры для выборов в члены МОК, предложенные Исполкомом МОК, представляются для голосования на Сессии. Голосование тайное, решение определяется большинством голосов.

Процедура переизбрания членов МОК, имеющих право на переизбрание, сроком на восемь лет, осуществляется в соответствии с положениями, изложенными в соответствующих разделах ОХ. Она может быть ускорена и упрощена.


Потеря статуса члена МОК.

Любой член МОК может прекратить свое членство в МОК в любое время, подав президенту МОК свое письменное заявление об отставке. Перед тем, как предпринимать практические шаги в отношении отставки, Исполком может прибегнуть к заслушиванию выходящего в отставку члена.

Любой член МОК теряет свое членство без дальнейших формальностей, если он не переизбран.

Почетный пожизненный Президент, почетный член, заслуженный член, исключенный из МОК, не может быть членом НОК, ассоциации НОК или ОКОИ. Ни при каких обстоятельствах он не может больше стать членом, Почетным пожизненным Президентом, почетным членом или заслуженным членом МОК.

Обязанности членов МОК:

· Участвовать в Сессиях МОК.

· Обеспечить представительство МОК в своей стране.

· Участвовать в работе комиссий МОК, в состав которой он введен.

· Способствовать развитию олимпийского движения в своей стране.

· Следить на местах за реализацией программ МОК, включая «Олимпийскую солидарность».

· Не менее одного раза в год информировать президента МОК о ходе развития олимпийского движения и его потребностях в своей стране.

· Безотлагательно информировать президента МОК обо всех событиях, которые могут помешать в данной стране соблюдению Олимпийской хартии или каким-либо образом отразиться на олимпийском движении – будь то события внутри НОК или вне его компетенции.

· Выполнять задания, поручаемые ему президентом МОК, включая и представительство МОК в другой стране, территории или организации.

· Соблюдать при любых обстоятельствах Кодекс этики, изложенный в статье 25 ОХ.

Руководящие органы.

Основными органами управления олимпийским движением являются:

· Сессии МОК;

· Исполком МОК;

· президент МОК.

В случае сомнений при определении компетенции того или другого органа МОК термин «МОК», используемый без других уточнений или дополнений, понимается как «Сессия», за исключением возможных случаев передачи полномочий Исполкому.

Сессия МОК – общее собрание членов МОК, проводимое не менее одного раза в год. Может быть проведена внеочередная сессия, которая созывается президентом или по письменному требованию не менее одной трети членов МОК.

Место проведения Сессии определяет МОК, а внеочередной Сессии – президент. Уведомление о проведении Сессии или внеочередных Сессий рассылаются президентом как минимум за месяц до заседания, вместе с повесткой дня.

Организация Сессий, включая все относящиеся к ней финансовые вопросы, осуществляется согласно «Инструкциям» и другим документам, выработанным по этому поводу Исполкомом МОК.

Сессия является:

· Верховным органом управления МОК. Она утверждает, изменяет и истолковывает Олимпийскую хартию.

· Решения сессии являются окончательными.

По предложению Исполкома Сессия избирает членов МОК. В некоторых случаях сессия может передавать полномочия Исполкому.

Необходимый кворум на Сессии – половина от общего числа членов МОК плюс один.

Исполком МОК основан в 1921 году. Он является исполнительной властью МОК.

Исполком состоит из президента, четырех вице-президентов и десяти других членов. Во время каждых выборов Сессия следит за тем, чтобы указанная пропорция соблюдалась.

Все члены Исполкома выбираются сроком на 4 года на сессии МОК большинством голосов посредством тайного голосования.

Исполком созывается президентом или по запросу большинства членов МОК.

Необходимый кворум для заседаний Исполкома МОК – восемь человек.

Мандат членов Исполкома вступает в силу по окончании Сессии, на которой они были избраны, однако с момента своего избрания они могут участвовать (в консультативном качестве) на заседаниях Исполкома. Действие их мандата истекает по окончании последней очередной Сессии, состоявшейся в течение года, в котором оканчиваются их полномочия.

Вице-президент может быть повторно избран на этот пост только после минимального перерыва в четыре года. Более того, в течение четырех лет после окончания его полномочий он не может быть избран в состав Исполкома, если только его не изберут президентом.

Помимо президента и четырех вице-президентов ни один член Исполкома не может быть вновь избран в состав Исполкома в течение четырех лет после окончания их мандата, если только он не будет избран президентом или вице-президентом.

Если вице-президент по какой-либо причине не может выполнять свои обязанности, то соответствующая вакансия вице-президента заполняется на следующей Сессии, и вновь избранный вице-президент находится в должности до истечения мандата вице-президента, которого он заменяет. После завершения срока его могут перевести в любую структуру Исполкома.

Данное правило касается и членов Исполкома.

Исполком управляет делами МОК. В частности, он выполняет следующие функции:

· Следит за соблюдением Олимпийской хартии.

· Отвечает за административную работу МОК.

· Отвечает за финансовую деятельность МОК и подготовку ежегодного отчета.

· Утверждает организационную структуру МОК и внутренние организационные правила и принципы.

· Представляет Сессии отчет касательно любого предложенного изменения правил, устава или Официальных разъяснений.

· Следит за процедурой принятия и отбора кандидатур городов для организации Олимпийских игр.

· Учреждает и распределяет почетные награды и знаки отличия МОК.

· Разрабатывает программы проведения и повестки дня Сессий МОК.

· По предложению президента назначает генерального директора и генерального секретаря и увольняет их. Решения об их должностном продвижении, наказаниях и заработках принимает президент.

· Ведет записи МОК.

· Хранит архивы МОК.

· Исполком вводит в действие все документы, необходимые для надлежащей реализации Олимпийской хартии и организации Олимпийских игр, в той форме, которую сочтет наиболее подходящей (постановления, положения, нормы, директивы, основные направления, инструкции и пр.).

· Рассматривает и утверждает маркетинговую стратегию, разработанную и представленную на Сессии Маркетинговой Комиссией.

· Осуществляет другие виды деятельности, порученные ему Сессией.

Президент избирается из числа членов МОК тайным голосованием на восьмилетний период, с дальнейшей возможностью переизбрания на четырехлетние сроки. Кандидатуры выдвигаются за три месяца до даты открытия Сессии, во время которой должны состояться выборы.

В июне 2001 года в Москве прошла очередная сессия МОК, на которой состоялись выборы очередного президента. Большинством голосов восьмым президентом МОК стал представитель Бельгии Жак Рогге .

Если президент не способен исполнять свои обязанности, вице-президент заменяет его до следующей Сессии, на которой будет избран новый президент. Новый президент завершает срок полномочий заменяемого президента.

Помимо особых случаев, выборы президента проводятся на Сессии, проводимой в течение второго года Олимпиады.

Президент председательствует на всех мероприятиях МОК и постоянно представляет его.

Президент создает постоянные комиссии или комиссии, созываемые по мере необходимости, и рабочие группы там, где это необходимо, определяет круг их обязанностей и назначает их членов. Президент также принимает решение о роспуске комиссий и групп, когда сочтет, что они выполнили свою миссию. Никакие заседания комиссий и рабочих групп не могут проводиться без предварительного согласия президента МОК. Президент является членом всех комиссий и рабочих групп по должности и имеет приоритет, когда присутствует на их заседании.

Администрация МОК выполняет текущую работу. Она состоит из 80-ти сотрудников, 60 из которых работают в штаб-квартире МОК в Лозанне и 20 в Олимпийском музее.

Администрация МОК служит интересам ОД. Она день за днем готовит, воплощает и следит за выполнением решений, принятых главными организациями ОД.

Во главе администрации МОК стоит генеральный директор, который, отвечая перед президентом, управляет администрацией с помощью директоров. Директора возглавляют отделы, ведущие дела каждый в своей области:

· международное сотрудничество;

· координация ОИ;

· отношения с МСФ, НОКами и ОКОИ;

· финансы;

· маркетинг;

· юридические вопросы;

· технологии;

· контроль и координация операций;

· коммуникации;

· медицина.

25 ноября 2002 в Мехико Исполком МОК утвердил новую организационно-функциональную структуру администрации.

Основные функции администрации МОК:

· Подготовка, воплощение и контроль выполнения решений Сессии, Исполкома и президента.

· Координация работы всех Комиссий.

· Постоянная связь с МСФ, НОКами и ОКОИ.

· Координация подготовки ОИ.

· Организация и подготовка других мероприятий, связанных с ОД.

· Оборот документов и информации внутри ОД.

· Консультации с городами-претендентами на проведение ОИ.

· Взаимоотношения со многими организациями, занятыми в областях спорта, образования и культуры.

· Контакты с участниками программы Олимпийской солидарности.

· Выполнение многих других текущих и специально подготовленных заданий президента и Исполкома.

Олимпийский конгресс в принципе созывается один раз в 8 лет для обсуждения наиболее актуальных вопросов по решениям МОК и президента. Место и дату конгресса устанавливает МОК. Президент МОК председательствует на конгрессе и решает процедурные вопросы. Олимпийский конгресс носит консультативный характер.

Олимпийский конгресс составляют члены и почетные члены МОК, делегации МСФ, НОК и других организаций, признанных МОК. Также в работе Олимпийского конгресса принимают участие спортсмены и лица, приглашаемые МОК индивидуально или в качестве представителей организаций.

Меры или санкции, которые могут принять Сессия или Исполком в отношении участников ОД.

В контексте олимпийского движения:

В отношении членов МОК, Почетного пожизненного Президента, почетных членов и заслуженных членов:

а) замечание, объявленное Исполкомом;

б) отстранение на определенный период, объявленное Исполкомом. Отстранение может распространяться на все или часть полномочий, прерогатив и функций, вытекающих из членства соответствующего лица.

Санкции могут быть наложены на членов МОК, Почетного пожизненного Президента, почетных членов и заслуженных членов, которые своим поведением ставят под угрозу интересы МОК.

Меры и санкции, предусмотренные выше, могут быть совмещены.

По решению Исполкома член, Почетный пожизненный Президент, почетный член или заслуженный член, которого это касается, после рассмотрения его дисциплинарного проступка может быть лишен всех или части полномочий, прерогатив и функций, вытекающих из его членства.

Исключение члена МОК, Почетного пожизненного Президента, почетного члена, заслуженного члена предусмотрено соответствующими статьями ОХ.

В отношении МСФ:

а) исключение из программы Олимпийских игр:

Вида спорта (Сессия);

Дисциплины (Исполком);

Соревнования (Исполком);

б) лишение признания (Сессия).

В отношении ассоциаций МСФ:

Лишение признания (Сессия);

В отношении НОК:

а) лишение права заявлять участников на Олимпийские игры (Исполком);

б) временное исключение (Исполком). В этом случае Исполком отдельно определяет последствия для соответствующего НОК и его спортсменов;

в) временное или постоянное лишение признания (Сессия). В случае постоянного лишения признания НОК теряет все права, полученные им в соответствии с Олимпийской хартией;

г) лишение права организации Сессии или Олимпийского конгресса (Сессия);

В отношении ассоциаций НОК:

Лишение признания (Сессия).

В отношении олимпийского города, оргкомитета или НОК:

Лишение права организации Олимпийских игр (Сессия).

В контексте Олимпийских игр:

В отношении индивидуальных участников и команд: временное или постоянное лишение допуска или исключение из Олимпийских игр; в случае исключения все полученные медали и дипломы должны быть возвращены в МОК (Исполком);

В отношении официальных лиц, руководителей и других членов любой делегации, а также судей и членов жюри: временное или постоянное лишение допуска или исключение из Олимпийских игр (Исполком).

В отношении всех других аккредитованных лиц: лишение аккредитации (Исполком);

Никаких решений не может быть принято в контексте проведения Олимпийских игр по прошествии трех лет с даты церемонии их закрытия.

Прежде чем применить любые меры или санкции, компетентный орган МОК может объявить предупреждение.

Каждое лицо, команда или какое-либо юридическое лицо имеет право быть заслушанным компетентным органом МОК с тем, чтобы принять меры или санкции к данному лицу, команде или юридическому лицу. Право быть заслушанным включает в себя право ознакомиться с предъявленными обвинениями и право выступить лично или предъявить письменный документ в свою защиту.

О любой мере или наказании, принятых Сессией МОК или Исполкомом, заинтересованная сторона должна быть уведомлена в письменной форме.

Все меры или санкции должны иметь силу до тех пор, пока компетентный орган не примет иного решения.

Комиссии МОК.

Комиссии МОК служат идеалам олимпизма в своих специфических областях.

Президент создает специализированные комиссии с целью изучения определенных предметных областей и формирования рекомендаций для Исполкома.

Некоторые из них формируются по смешанному принципу, включают членов МОК, представителей МСФ по олимпийским видам спорта и НОКов, спортсменов, технических специалистов, консультантов и специалистов в области спорта.

25 февраля 2005 года президент МОК объявил состав 24 комиссий МОК, чья роль заключается в содействии МОК и ОКОИ в выполнении их миссий.

Основным изменением стали прекращение деятельности Координационной комиссии Игр 28 Олимпиады (Афины-2004) и создание оценочной комиссии для ОИ-2012.

Все 24 комиссии МОК:

1. Исполком.

2. Комиссия по культуре и Олимпийскому образованию.

3. Комиссия спортсменов.

4. Комиссия по этике.

5. Комиссия по номинациям.

6. Комиссия по участию женщин в спорте.

7. Финансовая комиссия.

8. Юридическая комиссия.

9. Маркетинговая комиссия.

10. Медицинская комиссия.

11. Комиссия по прессе.

12. Комиссия по Олимпийской программе .

13. Комиссия по радио и телевидению.

14. Комиссия Олимпийской солидарности.

15. Комиссия по спорту и закону.

16. Комиссия по спорту и окружающей среде.

17. Комиссия по спорту для всех.

18. Координационная комиссия по ЗОИ-2006.

19. Координационная комиссия по ОИ-2008.

20. Координационная комиссия по ЗОИ-2010.

21. Оценочная комиссия по ОИ-2012.

22. Комиссия по Олимпийским сувенирным и коллекционным программам (включая филателистскую и нумизматическую программы).

23. Комиссия по международным отношениям.

24. Комиссия по ТВ и новым медиатехнологиям.

В составе комиссий МОК отдельное место занимает Комиссия по этике.

Комиссия МОК по этике наделяется правами разработки и совершенствования этических принципов, включая Кодекс этики, основанный на ценностях и принципах, изложенных в Олимпийской хартии. Кроме того, она расследует жалобы, связанные с несоблюдением такого рода этических принципов, включая нарушение Кодекса этики и, если необходимо, предлагает санкции Исполкому МОК.

Для нас особый интерес представляет Маркетинговая комиссия МОК.

Маркетинговая Комиссия была основана в 1983 году с целью обеспечения финансовой стабильности ОД и называлась тогда Комиссия МОК по новым источникам финансирования . Комиссия была переименована в 1997 году.

Олимпийский маркетинг должен способствовать работе ОД, обеспечивая ресурсы и финансовую поддержку, искать способы максимизации потенциальной прибыли ОД от ассоциации с маркетинговыми партнерами.

Все программы и действия партнеров должны быть направлены на продвижение и защиту олимпийских ценностей и символики.

Комиссия рассматривает возможные источники финансирования и прибыли для МОК и ОД, предоставляет рекомендации относительно программ, связанных с маркетингом Исполкому.

Комиссия также ведет мониторинг воплощения маркетинговых программ МОК и предоставляет в Исполком соответствующие доклады.

Председатель: Gerhard Heiberg , Норвегия.

В настоящее время в членах данной комиссии нет россиян.

Эволюция МОК и современное состояние.

За время своего развития система управления олимпийским движением претерпела значительные изменения и приобрела сложную многоуровневую структуру, включающую большое количество организаций. Развитие олимпийского спорта идет по двум основным направлениям.

· Первое связано с деятельностью Олимпийских комитетов или организаций, выполняющих их функции на различных уровнях.

· Второе – с деятельностью спортивных федераций.

Но это лишь общая схема. На практике все гораздо сложнее, т. к. олимпийская система с ее структурой и функциями является лишь частью международной системы управления спортом; кроме этого, ее деятельность тесно переплетается с такими международными организациями как ООН, Юнеско и др.

На Олимпийских Конгрессах и Сессиях проходили обсуждения различных вопросов, ставшие причинами изменений в системе управления ОД:

· Вопросы организационного характера, такие как:

o вопросы законодательства;

o вопросы программы ОИ;

o вопросы допуска участников;

o вопросы представительства стран;

o взаимоотношения МОК, НОК и МСФ.

· Вопросы теоретического характера:

o вопросы педагогики;

o вопросы спортивной медицины;

o вопросы спортивной психологии;

o вопросы этики;

o вопросы истории физических упражнений.

На конгрессе 1994 г. обсуждались четыре основных направления , определяющих дальнейшее развитие ОД:

· Вклад олимпийского движения в современное общество и перспективы его дальнейшего развития в новых современных условиях.

· Роль и место спортсмена в современном олимпийском движении.

· Социальное значение олимпийского движения.

· Спорт и средства массовой информации их взаимное влияние и дальнейшее развитие взаимоотношений.

После выявления фактов коррупции в ходе выбора Солт-Лейк-Сити в 1998 году организатором ОИ-2002 Президент Самаранч немедленно создал комиссию для расследования и сбора доказательств.

В результате последовало 4 отставки, 6 увольнений и 10 официальных предупреждений.

Данный инцидент показал членам МОК, что модернизация организации неизбежна. Она была осуществлена в самые кратчайшие сроки. В 1999 году на 110 Сессии МОК были приняты следующие радикальные решения:

· упрощена процедура выбора кандидатов на проведение ОИ-2006;

· отменены визиты членов в города-претенденты на проведение Игр;

· создана Комиссия по кандидатам в члены МОК;

· в члены МОК включаются 15 действующих спортсменов, выбранных самими спортсменами во время ОИ, 15 членов от МСФ, 15 от НОКов, 70 других индивидуальных членов;

· мандат членов МОК действует 8 лет и продляется посредством перевыборов;

· максимальное число членов – 115;

· мандат президента ограничивается 8 годами, с возможностью однократного продления на 4 года;

· ограничение по возрасту снижено до 70 лет;

· создана Комиссия по этике;

· создано ВАДА;

· увеличена финансовая прозрачность деятельности ОД через публикацию отчета об источниках финансирования и направлениях использования доходов ОД;

· на Сессию МОК впервые допущена пресса.



Понравилось? Лайкни нас на Facebook