Меч и техника владения мечом во время боя. «Маятник» — раскачка с ломом (укрепление всего корпуса)

Бой на мечах - катана

Меч во все времена был оружием статусным. Во всех странах простолюдин не мог носить меч. И потому бой на мечах был всегда привилегией высшей знати и избранных.

Простой люд носил с собой длинные ножи, дубинки, копья, кистени, топоры, алебарды всех мастей, тяжелые посохи. Но только меч был статусным оружием воина. Меч - не годится, для каких либо хозяйственных работ. Меч - предназначен только для одного - убивать.

Искусство боя на мечах - одно из самых древних воинских искусств в истории человечества. Такой вид битвы требовал немалой ловкости, отваги и умения, причем именно умение было наиболее востребовано. Без умения владеть мечом бой на мечах - гибельное дело для неумехи.

Не остались в стороне от этого и самураи. В Японии мечи появились в 8 веке нашей эры - в 710 году прообраз катаны - меча с изогнутым лезвием применил в Японии фехтовальщик Амакуни. По преданию, этот первоклинок катаны был выкован из нескольких железных пластин. С тех пор бой на мечах претерпел немалые изменения в Японии.

Оговоримся сразу - таким, как его обычно показывают в фильмах бой на мечах, и уж тем более бой с катаной, никогда не происходил. Многочисленные отражения ударов, повороты, бой с десятком человек, разрубание катаной засова ворот (Убийца сегуна) - это из области дешевых мифов о катане. Реальность была куда более прозаичная. Бой на мечах - это обычно один два, ну редко три удара, после чего один из противников выведен из строя. Разумеется речь идет о бездоспешном противнике.

Разрубание противника напополам - еще одна сказка о бое на мечах.


Вообще говоря, разрубить кого то на две половинки, задача практически нереальная, но даже полностью разрубить череп - задача не из легких. Твердость и острота клинка, тут, кстати, не имеют особого значения. Чем тверже клинок, тем он более хрупкий, при хорошем ударе он легко приходит в негодность, тем более, если им рубить кости черепа. Не спасет и зонная закалка клинка - лезвие выкрошиться как раз по линии закалки, натолкнувшись на твердое препятствие.

Во все времена, в Европе и в Японии, наиболее поражаемыми частями тела были кисти рук, запястья, голова, бедра. Это подтверждается и археологическими раскопками мест старых сражений. Как в Европе - отлично раскопаны места массовых захоронений времен войны Алой и Белой роз в Англии, времен датско-шведской войны в 16 веке, и времен воюющих провинций в
Японии.

Везде найдены характерные повреждения на скелетах - отсеченные кисти рук, надрубленные берцовые кости и надсеченные черепа.

Такие повреждения свидетельствуют о выборе целей для удара мечом, о приоритете целей.

Вообще следует отнестись к этим немым свидетельствам со всем вниманием. Ибо правильная оценка цели дает победу в бою. О чем конечно помнили профессиональные воины. Не лишне помнить об этом и при современном бое на мечах и катанах.

Во все времена бойцу с клинковым оружием - будь то меч или нож, нужно, во-первых, либо обезоружить противника, либо серьезно ослабить и замедлить его удар. Это достигается самым простым и эффективным способом - ударом по кисти врага. Такой удар, даже если и не отрубает кисть, все рано делает невозможным продолжение боя клинком. В разрубленной кисти с поврежденными пальцами оружие не удержать и уж конечно не нанести по противнику удар.

Второй по значимости удар - по ноге. Лишить противника возможности двигаться в бою, значит победить его. Подрубив или подрезав ему ногу вы получаете возможность вести бой на нужной дистанции и в нужном темпе, при неблагоприятном исходе, в конце концов, можете просто уйти.

Все разговоры о том, что человек на пораненной ноге бегает и прыгает так же как на здоровой, отметаю как полностью несостоятельные. Удар даже ножом в бедро, без рассечения подколенных сухожилий не только замедляет, но и обезноживает бойца. Не говоря уже о том, что от потери крови человек слабеет. Это - от удара ножом. При ударе мечом даже в мягкую часть бедра, повреждения мышц настолько сильные, что стоять на пораненной ноге воин не сможет.

Кроме бедра есть еще уязвимые части ноги, такие как подколенные сухожилия, коленная чашечка, глень, голеностоп, повреждение которых фатально для возможности ходить.

Не менее действенной целью является и голова противника.

Однако, нужно понимать, что просто так в голову вы никогда не попадете. Вам придется сначала убрать с дороги клинок врага, прежде чем выпадет шанс ударить в голову.

Соответственно это делается либо ударами по кисти, либо блокировкой вражеского меча.

Первый вариант в целом предпочтительнее для завязки боя. При правильном проведении приема вы ничем практически не рискуете, но возможно получаете возможность попробовать либо убрать вражеский клинок с позиции защиты, либо поразить кисть.

Удар по ноге можно в целом совместить либо с ударом по кисти - выполнив классическую двойку, либо с ударом по ноге.

Во втором случае первый удар наносится прямо в лицо, слегка снизу вверх, и когда противник отшатывается, защищаясь мечом, вы бьете его по ноге на собственном отходе. Этот прием одинаков в выполнении с ножом и мечом.

В целом важно понимать сам принцип развертывания боя как такового.


Начинать бой, не прощупав противника быстрыми ударами по кистям, нет особого смысла. В каждом поединке различают завязку боя, центральную часть и завершение. И те приемы, которые годятся для середины и завершения, не обязательно подходят для начала боя. Если противник вам не знаком, неизвестен его стиль ведения боя, то в завязке битвы следует прощупать его, посмотреть как он держит меч, какова его скорость удара и защиты, его манеру ходить и быстроту. Сам он, конечно, вам не покажет и потому для этого выполняются приемы разведки - быстрые удары, прощупывающие оборону врага и его стиль ведения боя.

По сути, в бою на мечах выявляется три основных этапа - завязка, ход боя и окончание. Окончание всегда связано с победой над противником, либо с выходом из боя без потерь или с минимальными потерями. Завязку боя на мечах мы кратко описали. Ход боя - вовсе не длительная фаза, как можно думать. Это надежное поражение противника одним двумя ударами, возможно с предваряющим


Доброго времени суток, Бойцы! Как говорится: «Сколько ведро не трамбуй, а выносить придется». Перефразируя эту народную мудрость;) можно сказать следующее. Пора изложить основу ножевых техник и не только потому что к этому виду спорта(?) в наше время «в народе» наблюдается явно повышенный интерес.

Но еще и по той причине, что умение им правильно действовать, закладывает профессиональную базу боевого искусства и помогает выйти на совершенно иной уровень его понимания, которое заключается, помимо всего прочего, в осознанном тренинге.


Для чего требуется изучать столь специфичную работу: ведь далеко не каждый собирается его таскать с собой, а тем более, применять? Но тут можно вспомнить тех, кто серьёзно изучает бой на мечах: их прикладной момент вообще не интересует, да кто то в наше время по улицам с мечами бегает? Просто такая работа ставит целый ряд важнейших навыков, необходимых в безоружном бою. Выстраивается целостная структура тела - оно начинает двигаться, выстраиваясь оптимальным образом для обеспечения максимального усилия. Закладываются навыки тонкой координации и, в частности, ставится правильная работа пальцев, когда они помогают, причем весьма существенно, ускорять движения рук в целом, что с успехом можно использовать, как в атаках, так и в защитах: без ножа , это было бы затруднительно понять и освоить.

Также помогает расширить технический арсенал рукопашника, поскольку работая с ним, человек очень часто, по аналогии, начинает переносить приемы работы с ножом на безоружный бой, где они и закрепляются: т.е, уже можно говорить о начале творческого процесса.

То есть, как-бы ни «отмазывался» человек, а умение владеть им, экономит буквально месяцы тренировок, «в разы» убыстряя освоение необходимого материала. И реально, можно сказать, что нож и есть та самая основа всех боевых систем древности.

Почему древности? Потому что только в системах, пришедших из того времени, не было четкого разделения на безоружный бой или вооруженный, так как все это дело было одним целым и более того, бой вооруженный несколько превалировал над безоружным. И в самом деле, какой смысл в том, чтобы тратить долгле время на подготовку к бою без применения спецсредств, если взяв, к примеру, тот же нож , шансы на выживание в бою тут же увеличиваются в десятки, если не в сотни, раз?

В наше же время, вооруженный бой и бой без оружия пошли различными путями-дорожками и рассмотриваются, как отдельные дисциплины, практически никак между собой не связанные, а если и пытаются их увязать между собой, то стараются переложить уже освоенные навыки безоружного боя на совершенно неизвестные моменты владения оружием, что приводит к несколько странным результатам. Поставит некто удар кулаком, возьмет в руку нож и лупит точно также, абсолютно игнорируя те нюансы, которые присущи ножевым техникам! Отсюда, на Востоке и такие странные базовые удары ножом, которые нормальный человек никогда и изучать то не будет, только под принуждением каких-то канонов школ боя.

Вот вы будете наносить удары им в такой «мертвой» манере, да ещё и так размашисто? А в Японии они есть и потому, что здесь идут от безоружного тренинга к вооруженному». Дзюдо, каратэ, айкидо: эти системы обучают работе против вооруженного человека, который типа «и будет работать в такой непонятной манере»:)

А ведь неработоспособность освоенного арсенала противодействия, потому что напавший работает не так «как надо» — это первое, с чем столкнется человек, подготовленный по стандартным схемам обучения. И его в лучшем случае режут хорошенько, в результате чего, после такого боя, возможны следующие варианты: человек, если выжил, бросает изучать ; человек игнорирует и продолжает тренироваться, как привык («закрывает глаза» и делает вид, что все нормально); человек пересматривает и корректирует свои занятия, чтобы «соответствовать».

Так что, знать основы и уметь ими пользоваться, крайне важно для человека. Невозможно качественно защищаться от ножа , не зная фехтовальных техник. В самом деле, как можно просчитать действия противника, работающего им в манере «расписывания», если любое его действие является «тайной за семью печатями»?

С чего же нужно начинать искусство противодействия противнику, вооруженному колюще-режущим предметом? Всегда сначала изучается атакующая техника и в работе против ножа это не исключение.

В такой базовый курс «ножевика» входит, собственно, координационная база, передвижения, разнообразные способы смены хватов, базовые удары ножом, вспомогательные удары руками и ногами. Ну а самое, самое первое, это простейшие привыкание к ножу: к его виду, весу, температуре, запаху, угрозе лезвия и прочему.

На первых порах, нужно психологически привыкнуть к ножу , привыкнуть настолько, чтобы его присутствие в руке не мешало, более того, о нем забывали. Для этого рекомендуется в повседневности держать его в руке, делать какие-то бытовые работы, не выпуская его из рук и где-то, даже, используя его, например, в приеме еды или в разделке мяса. Так узнается ощущение от вхождения ножа в тело, пусть это хоть курица или баранина – мясо есть мясо. Также, повесив какой-нибудь предмет, не специально, а просто проходя, потыкать ножом, удобство расположения его в руке, узнать, нет ли неприятных ощущений в кисти от ударов, что сигнализирует о неудачном хвате.

На тренировках, для отработки ударов и порезов, лучше сделать специально тренажер. По живым деревьям работать не рекомендую – жизнь надо уважать в любом проявлении, дерево тем более беззащитно: лучше, подвесте какое-нибудь бревно. Отрабатывайте кувырки и перекаты, удары и выведения из равновесия, работайте на воздухе и с партнером – чем больше разнообразия, тем лучше и быстрее выработается соответствующий навык: навык чувствования ножа, навык его применения и не просто к чему-то конкретному, а вообще.

Потихоньку, появится некоторый опыт, какой-то багаж знаний и умений. Все время, работая «по кругу» с одними и теми же упражнениями на тренировках и в быту, занимающийся каждый раз будет делать их на более высоком уровне, вследствии растущего личного опыта. Кроме того, выработается навык работы «под себя», так как удобно занимающемуся, исходя из его конституции и физических возможностей.

Полученный опыт в дальнейшем, чтобы не было застоя в прогрессе и техника все время росла, будет развиваться и совершенствоваться в различных разноплановых заданиях: один на один, один против группы, на земле и т.д.

Ну и, параллельно, идет чисто конкретная работа, например, координационная. Она необходима по многим причинам, хотя бы потому, что человеку будет легче ориентироваться в существующих секциях боя на ножах. Посмотрите, сколько таковых развелось: сразу и не сосчитать! И человеку на первый взгляд кажется, что все они совершенно разные, но это только «на первый взгляд». Что бы они там не вытворяли с оружием, как бы не двигались бойцы, и какие-бы приемы защит и нападений ни отрабатывали, все равно, основа всего этого дела одна и имя ей — движение по универсальным схемам.

Да, да, я много раз уже упоминал про эти универсальные двигательные схемы, но что поделать: очень они мне нравятся;) Нравятся экономией времени, творческим процессом при их отработке, постоянно открывающимися перспективами в их применении. Так что, я очень рекомендую начинать изучать искусство боя именно с них, с координационной разработки !

Этих схем существует как-бы достаточно; первичные же навыки прикладной работы с ножом следует начинать осваивать с движений по восьмилепестковой фигуре, которая находится прямо перед исполнителем, с центром, находящимся примерно на уровне солнечного сплетения. Вот соответствующее видео (уважаю этого гражданина!)

Видео, конечно, хорошо «весит» и длится почти пятнадцать минут, но в нём подробно излагается координационная работа и различные тонкости, не знание которых сильно снижает эффективность боевой работы ножом . При работе ножом, эту фигуру можно видоизменять в пространстве, удлинять или укорачивать, как по длине, так и по ширине, а также изгибать за спину исполнителя или к противнику, в результате чего, и рождаются абсолютно любые удары ножом и виды защит. Разработанное координационно тело, умение перемещаться в пространстве, а также проработанные манеры сброса силы типа «хлестовые» или ещё какие, позволяют так поставить базу, уровень которой будет недостижим для стандартных методик подготовки.

Кстати, любое физическое упражнение сначала разучиваем левой рукой, так время на разучивание сокращается в несколько раз. В процентном соотношении, примерно 65-70% на левую руку и 35-30% на правую. По времени, тренировка длится, примерно, минут 45-60.

Хваты ножа стандартные, здесь ничего нового нет: прямой, обратный, диагональный. Нет смысла спорить о том, какой вид хвата лучше – каждый хорош для своей ситуации и предпочитая какой-то в ущерб другому, рискуем быть побежденными и, кроме того, никогда не научимся правильным ударам кистью без оружия. По освоении их можно изучить и нестандартные хваты, чтобы не быть застигнутым врасплох, если противник будет их применять. Сама же работа ножом может быть как линейной (при сильных вытягиваниях лепестков к противнику), так и круговой. Линейная работа напоминает манеру фехтовальщика, а фигуры, которые рисует нож, напоминают разнообразные геометрические фигуры. Такую манеру боя можно использовать при небольшом количестве врагов, т.к. она не имеет возможности быстрой перестройки по – ходу боя. Опять же, много холостых движений и стандартность движений – только вперед укол, движение назад в основном в качестве защиты. Кто работает в этом стиле, всегда маскирует либо отвлекает противника, чтобы нанести окончательный удар. Плюс этой манеры – в легкости подготовки человека.

Круговая манера – манера непрерывного движения, расписывание, напоминает восьмерку, восьмерку живую – постоянно меняющую свои размеры. Здесь атака и защита сливаются в одно. Движения с легкостью обтекают конечности противника, проводящие стандартные защиты и создают поражающую сферу. Основная поражающая зона здесь – это и ещё ближе к телу исполнителя.

Необходимо уметь работать в двух манерах при работе «по лепесткам фигуры».

Человек, хорошо тренированный, с легкостью работает со скоростью 5-8 ударов в секунду и к этому, он должен уметь двигаться в запланированном направлении и бить конечностями. Но здесь следует заметить, что цель – не в количестве наносимых в единицу времени ударов, которые частенько наносятся бессмысленно, абы как и совершенно не вдумываясь в процесс, а в развитии умения нестандартно работать ножом , уметь с его помощью проводить абсолютно любые виды приемов, а также, суметь перекинуть «мостик» от действий с ножом к действиям без ножа, но, тем не менее, основанных на нем.

Наработав базовые координационные движения, можно начинать на её основе строить свою систему работы и начинать прорабатывать физическую составляющую для того, чтобы движения были сильными и тут я хочу привести несколько таких упражнений, помогающих сформировать сильный вектор удара (при уколе ножом) и траекторию (это при круговой работе).

Наработка прямой траектории . Партнер складывает руки ладонями перед собой, между ними нож. Человек, нарабатывающий траекторию, берет нож за рукоять и медленно продвигает нож вперед и назад. Силу сброса можно нарабатывать путем силы сжатия ладоней друг с другом. Можно сделать специальный тренажер, состоящий из двух дощечек и скрепленных чем – то, но так, чтобы между ними можно было просунуть лезвие. Укрепляем его так, как требует та или иная ситуация и начинаем работать.

Наработка силы хвата ножа, путем подтягивания. Взяв по железному макету ножей в каждую руку прямым либо обратным хватом, попытаться подтянуться или хотя бы повисеть на турнике.

Наработка мощи хвата ножей, перемещением по полу на них. В каждой руке ножу, принимаем положение, аналогичное перед отжиманиями – упор остриями в поверхность. Выполнять разнообразнейшие варианты перемещений и отжиманий. Можно поменять упор с остриев на сами лезвия.

Если тренировки проходят на открытом пространстве, можно нарабатывать таким образом и силу траектории. Лежа на земле, на животе, вытягиваем вперед руку и втыкаем нож в землю и как – бы подтягиваемся к нему, потом втыкаем другой нож и подтягиваемся уже к нему и таким хитрым:) способом ползем по земле.

Для наработки навыка постоянного чувствования силы в руке , умения её не терять, при переменах поз в бою практикуется упражнения на прилипание, суть которого состоит в том, что человек упирается тупым макетом ножа или короткой палочкой в тело партнера, а тот начинает уходит, менять своё положение. Давление можно сбрасывать через любой участок оружия. Нужно добиться того, чтобы сила, которая берется из земли, без зажимов и прерываний изливалась в партнера постоянно. Навык нарабатывается хорошо и нужное чувство в руках появляется довольно быстро.

Увеличение мощи удара ножом . Упражняющийся с ножом в руке стоит в боевой стойке. На ноже ножны. Партнер берет нож за полотно. Упражняющийся начинает имитировать разнообразнейшие удары, партнер оказывает сопротивление движению ножа. Нужна небольшая сработка друг с другом, но потом все идет очень хорошо. Это упражнение невозможно отработать одному, только частично, способами, описанными выше.

Увеличение скорости . В принципе, скорость наработается и в предыдущих упражнениях, но можно и увеличить эффект, если работать через резину на скорость. Для этого надо прикрепить резиновый жгут к ножу и имитировать боевые движения. Также о том, как увеличить скорость, говорилось .

Идем далее. Также в базовую подготовку освоения работы с ножом, входит: манера движения рук, пальцевые перехваты, перемещения, вспомогательные удары с использованием ножа, а также, вспомогательные удары невооруженной рукой и ногами.

О контакт-контроле и интуитивной работе немного уже говорилось в статье, посвященной . О том, как выворачивать нож, немного говорилось (кстати, совсем скоро, на моем блоге появятся 3D анимационные учебные видеоролики, так что, ни в коем случае, не пропустите уникальный материал: подписывайтесь на обновления обновления по e-mail ).

О вспомогательных ударах вооруженной рукой, выбиваниях и саморезах речь ещё обязательно будет идти в дальнейшем, пальцевые перехваты ножа основываются на манипуляциях ручкой, что умеет делать любой офисный работник, а сейчас хочется заострить внимание на интуитивной разработке защит. Такие тренировки часто игнорируются (не знаю, правда как сейчас: вроде бы ситуация несколько изменилаь), но в них есть своя логика. Партнер – нападающий, работает без зажимов, так как требует тело, с учетом сложившейся ситуации и изобретательно, чтобы коснуться человека. Защищающемуся требуется только одно – по возможности не допустить касания и сделать так, чтобы нападающий потерял нож или не мог им действовать. Как результат, защищающийся начинает работать интуитивно, спасаясь от боли, которую причиняет макет оружия, сам « » останавливается в результате чего, возникающие ситуации боя начинают решаться подсознанием. Конечно, это работа ещё грязная, ещё не шлифованная, но в обусловленных боях, медленных боях, ситуационных боях, должны прорабатываться эти создавшиеся положения. И, поскольку они коренным образом отличаются от надуманных, от того, чему обучают в залах, невозможно проводить какие – то заученные шаблоны ответных действий, а требуется высокая приспособляемость и быстрота вместе с наработанной способностью мгновенного выполнения нужного технического элемента.

Изучив эти пять моментов, можно переходить к их шлифовке, но сначала, в статике: не в движении, а в неких ситуациях, например, имитации угрозы ножом . Потом идет работа на медленных скоростях и быстрых. Чередование необходимо для того, чтобы позиции тела, принимаемые в поединках на медленной скорости, соответствовали позициям в скоростных боях. Именно этот момент упускают многие, в результате чего техника и динамика, нарабатываемая там и там, получаются различными, а это приводит к неработоспособности системы в уличных ситуациях. Яркий пример этому, школа Кадочникова, где не умеют работать на скоростях, в результате чего и проигрывают.

При парной работе, необходимо использовать разнообразные макеты ножей – деревянные, железные, острые, тупые. Так защищающемуся придется все время приспосабливаться к ножам, а «не спать» во время обучения. Также нужна небольшая боль – только так можно встряхнуть организм и активизировать его инстинкт защиты. Особенно хочу заострить внимание на железных макетах ножей. Это именно макеты, но выглядят они впечатляюще, да и пропущенный ими удар весьма болезненнен, та что занимающийся начинает работать более добросовестно.

И только, пройдя начальную подготовку во владении ножом и получив первичные навыки, можно переходить к искусству противодействия ножу.

Упражнение выполняется как в вертикальной плоскости, так и по горизонтали. Возможно выполнение различных «восьмерок» и имитаций ударов двуручным мечом.

Постепенно упражнения по развитию спины сокращаются, а вместо них увеличивается доля работы в полном доспехе. Таким образом сохраняя форму и наращивая нагрузку, вы просто заменяете укрепляющие упражнения теми, которые необходимы по ходу занятий.

РАБОТА «ПО ВЕТРУ» (координация, гибкость суставов)

Работой «по ветру» врываются упражнения, выполняемые бойцом самостоятельно - без мишени и партнера, т. е. по воздуху. Чаще всего это вращательные маховые движения с разнообразной траекторией (знаменитые киношные вертушки). Выполняются на месте, в движении и во вращении вокруг своей оси.

Помимо наработки «чувства рукояти», эти упражнения укрепляют сухожилия, способствуют развитию гибкости суставов, координации движений и чувства равновесия. Сами упражнения описывать не стоит, их с избытком у киношных ниндзя, самураев, казаков и т. п. Кроме того любой человек в силе составить и наработать собственные подобные упражнения. Главный принцип: клинок не должен останавливаться. Его движение должно быть ровным, без задержек и рывков. Скорость выполнения произвольная и зависит от веса и габаритов клинка.

Следующий раздел будет посвящен методикам, которые не увидишь на экране и не услышишь от соперников. Некоторые клубы стараются не раскрывать секретов мастерства, думая, что несколько их «секретных» наработок обеспечат преимущество перед соперником. Это наивное заблуждение неоднократно опровергнуто практикой турниров. Боец, делающий ставку на хитрый прием, быстро достигает своего потолка и начинает безнадежно проигрывать противникам с гибким мышлением и творческим подходом к фехтованию. Да, можно иметь в арсенале 2-3 основных удара или комбинации, но делать из них секрет просто смешно, ибо наблюдательный противник без труда «рассекретит» их и выработает неожиданные контрмеры. Мы убеждены, что развитие исторического фехтования сможет продолжаться лишь при ознакомлении большинства бойцов с существующими наработками. Это позволит запустить механизм «прием-контрприем», являющийся основным двигателем развития всего направления ИФ.

Не секрет, что многие самые свежие идеи зареченской школы пока остаются в разработке, однако базовыми и опробованными методиками мы делимся без сожаления!

«БАЛДА» (охота за пятью зайцами)

Можно проводить часы и дни в тренажерном зале, накачивая массу мышц но, выйдя на ристалище, удивляться тому, что меч от усталости вываливается из руки, в то время как сравнительно поджарый соперник сохраняет свежесть, силу и скорость ударов.

Причиной тому напрасное развитие тех групп мышц, которые не отвечают за движение оружия.

На данный момент разработана и опробована методика, позволяющая решить эту и другие тренировочные проблемы. Немаловажно и то, что сама методика не требует особых материальных затрат, а тренировочные снаряды могут быть смонтированы как на улице, так и в сравнительно малых помещениях.

Заяц 1. Вместо монотонных и бесконечных толчков штанги или гантели полезнее провести полчаса с тренировочным клинком в 2 кг, нанося удары по «балде» - подвешенному на веревке блоку автопокрышек.

Адаптируются сухожилия, работает ударная группа мышц, рука привыкает к встрече препятствия. Переложив меч в другую руку, получаем равномерное развитие плечевого пояса. Настоятельно рекомендуем отрабатывать приемы обеими руками. Кроме известных преимуществ, такой подход позволяет полноценно работать с партнерами в роли левши.

Заяц 2. Работа на «балде» с утяжеленным оружием, помимо повышения силовых характеристик, способствует и эффективному развитию координации, точности и темпа ударов. На определенной стадии отработки приемов бывает необходимо работать именно тяжелым снарядом в полную силу.

Заяц 3. Легко убедиться, что активно поработав 15 минут у «балды» в полном доспехе с оружием, человек чувствует себя точно так, как если бы он пробежал кросс 3-5 км (в зависимости от персональной тренированности). Однако параллельно с развитием выносливости оттачивается техника, ставится сила и точность удара, чего не достигнуть никакими беговыми тренировками.

Заяц 4. Упражнения с «балдой» в паре по своей эффективности вдвойне уникальны. Объясняется это очень просто. Одноклубники даже в самом жестком тренировочном бою не бьют друг друга в полную силу, и это правильно (если они психически здоровы). Незачем создавать травмоопасную ситуацию, способную вывести бойца из строя, особенно перед соревнованием. Побочный эффект этого проявляется в привыкании сдерживать удар и останавливаться после каждого сильного попадания.

Работа же с «балдой» в паре позволяет полностью избежать этих моментов (подробности упражнений изложены ниже).

Заяц 5. Работа с качающейся «балдой» формирует навыки силовой борьбы: толчки корпусом или щитом, контрдействия на активное перемещение противника. Именно с качающейся «балдой» спортсмен имеет возможность оттачивать чувство дистанции в боевом режиме.

Вывод приходит сам собой: большая доля физической подготовки может и должна проходить «на балде», с применением турнирного снаряжения и тренировочного (утяжеленного) оружия.

Исторический прототип «балды» - чучело-истукан изготавливался из куска бревна или толстой вязанки хвороста. Однако и то и другое не совсем удобно: хворост в процессе работы оставляет на полу массу крошева, а твердое дерево утомляет руку жесткой отдачей и быстро разрушает оружие. Автопокрышки в данном случае удобней, чем исторические аналоги. Причем суть упражнений остается без изменений, в то время как лучезапястный сустав я ресурс оружия сохраняются максимально!

Очевидным плюсом является и то, что на основе минимального набора конкретных упражнений каждый тренер и спортсмен может разработать свои упражнения, необходимые для решения персональных задач.

ОДИНОЧНАЯ «БАЛДА»

Постановка ударов с места (наработка техники, силы, скорости, точности).

Заняв исходное положение перед снарядом, боец осваивает прием, изучает дистанционные условия его успешного применения и специфику поведения меча в момент удара.

Тренер имеет возможность увидеть ошибки реального выполнения приема, а не его бесконтактного изображения. Боец ощущает слабые и сильные стороны каждого приема применительно к своим возможностям и конституции.

Постановка ударов с движения (боец, двигаясь вокруг «балды», наносит удары и меняет направление движения).

Приобретается легкость и раскованность движений. Вырабатывается навык нанесения ударов навскидку, с любой опорной ноги, с шага или прыжка, с движения вперед и назад и т. д.

ПАРНАЯ «БАЛДА»

Бой на опережение (бойцы с противоположных сторон «балды», видя друг друга, стараются нанести по «балде» удар быстрее соперника).

Боец привыкает постоянно видеть перед собой реального противника, следить за его действиями, независимо от своего положения.

Бой на ответ (следя за противником, бойцы стараются отреагировать на его удар по «балде» и нанести свой по схеме «защита-удар»).

Вырабатывается естественная реакция, умение переключаться с оборонительного на атакующее действие.

Бой на выживание (марафон, когда бойцы наносят оговоренное количество ударов на скорость, либо бьют по «балде» оговоренное время в максимальном темпе и в полную силу).

Одновременная работа на выносливость, силу, технику, экономичность движений. В подобном марафоне хорошо проявляются персональные особенности каждого бойца. Становится понятным, что следует корректировать и на что каждому бойцу лучше сделать ставку в турнирных боях.

КАЧАЮЩАЯСЯ «БАЛДА» (силовая борьба, толчки, подсады со снарядом, висящим на 2-3-метровом шнуре)

Адаптация к подвижности соперника, коррекция ударов в движении, выработка контрдействий на толчки щитом и плечом. Все упражнения могут выполняться как в одиночку, так и парами. Качающееся движение может задать сам спортсмен или его напарник. В случае же работы с партнером «балда» движется более непредсказуемо, имитируя ситуации, когда противник может неожиданно остановиться или атаковать не по прямой.

Контакт должен проходить жестко, так чтобы снаряд останавливался мгновенно. Лучше, если «балда» при столкновении отлетает назад или в сторону.

Маневрирование (уходы от «балды» в скоростном режиме).

В момент наступательного движения «балды» боец отрабатывает уход от силового контакта. Прием выполняется правильно, когда уход осуществляется на минимальной дистанции, но без касания со снарядом.

Встречные удары (в отходе с линии атаки).

Движущаяся «балда» встречается жестким ударом или серией. Оптимальный вариант исполнения совмещает встречный удар и защитное действие: уход, отработка щитом и т. д.

Толчок щитом (с тяжелой «балдой»).

Раскачивающаяся «балда» встречается мощным толчком щита или плеча. Оптимально выполненное движение удерживает бойца на месте и не дает ему отлетать при ударе.

КОНСТРУКЦИИ «БАЛДЫ»

Конструкций данного снаряда может быть великое множество. Все зависит от величины, количества и способа скрепления автопокрышек. Это позволяет варьировать вес и подвижность «балды»: от самой легкой - из одной легковой покрышки на веревке, до самой тяжелой и стационарной - собранной на врытом в землю столбе по типу детской пирамидки.

На рисунке даны средний и тяжелый типы «балды». На основе общего принципа любой может изготовить свой вариант, наиболее подходящий в каждом персональном случае.

Стоит серьезно отнестись к механизму подвески «балды». Общий вес полного снаряда может достигать 60-90 кг, поэтому крепеж должен быть особо надежным. Нет смысла объяснять, что произойдет в случае падения на ногу груза в полцентнера. Поэтому крепление лучше делать с запасом, особенно если учесть, что при работе к массе «балды» прибавляется сила удара или толчка корпусом.

У бойцов, регулярно тренирующихся на «балде», довольно быстро ставится мощный и жесткий удар. При всех очевидных плюсах этот факт имеет один большой минус: при отработке ударов в полную силу турнирным мечом наблюдается быстрый износ рукояти оружия. Первый симптом проявляется в изгибе рукояти относительно оси клинка. Однако чаще всего рукоять просто неожиданно ломается. Усугубляет тенденцию к излому и слишком плотная посадка перекрестья и навершия, отчего в рукояти постоянно сохраняется большое напряжение. Сильный удар увеличивает это напряжение в несколько раз и металл попросту не выдерживает. 3.4* I *

Бороться с этими неприятностями можно несколькими способами.

По факту поломки оружия:

Разобрать рукоять; наварить сломанный фрагмент и собрать ручку заново.

Превентивно:

Завести в арсенале тренировочный (усиленный) клинок. В тренировочном клинке не обязателен глубокий дол, тонкое лезвие и узкий хвостовик рукояти, поэтому его можно сделать более мощным (особенно в области перехода клинка в рукоять). Такой клинок послужит долго даже при постоянном использовании его на твердой «балде» из грузовых покрышек, которые более жестко принимают удар и резко гасят его энергию.

Использовать для изготовления «балды» более мягкие и пластичные покрышки. Если же в вашем арсенале нет тренировочных (грубых) клинков, то лучше собрать «балду» из легковых покрышек. Они отличаются более тонкой резиной и большей мягкостью. Энергия ударов в них гасится достаточно плавно, без запредельных перегрузок в стыке клинок-рукоять. По таким покрышкам можно работать и сбалансированным боевым клинком. Стоит добавить, что мы бы не советовали нарабатывать силу и резкость удара антуражными клинками, у которых дол уходит под перекрестье в рукоять. Ослабленный стык таких мечей гораздо хуже переносит ломающие нагрузки сильных ударов.

Это лишний раз подтверждает, что не все «историчные» вещи применимы при серьезных турнирных боях и тренировках.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!

Данная методика достаточно эффективна, и многие замечают резкий прогресс уже через 1-3 недели. Однако руководителю следует придерживать прыть начинающих бойцов, пытающихся форсировать достижение высоких результатов, ибо:

Только ровный и стабильный тренировочный процесс способен, без срывов и серьезных травм, привести к вершинам мастерства.

Мастерство поединщика способно формироваться лишь на фундаменте персонально отточенной базовой техники! 90% - шлифовка действий и 10% - спаррингов.

Преждевременное же стремление слабо подготовленного спортсмена к настоящему жесткому спаррингу - прямая дорога к разочарованиям и травмам!

Суть этого предостережения не в том, чтобы удерживать учеников от реальных поединков, но в том, чтобы плавно и последовательно вводить новичков в полновесный тренировочный цикл.

Необходимо напомнить, что у опытных бойцов на соревнованиях травм почти не бывает. Если расположить ситуации по возрастающей уровня травмоопасности, то получится выразительный список:

Чемпионаты российского масштаба - минимум (мелкие и легкие);

Турниры регионального масштаба - малый уровень (легкие);

Тренировочный процесс - средний уровень (средние);

Репетиции и показательные выступления - максимальный уровень (легкие, средние, серьезные и тяжелые).

Хотя это может показаться вам странным, но тренировки и показательные выступления наиболее травмоопасны. Находясь в кругу знакомых, любой человек, сам того не желая, несколько расслабляется. Появляется некоторое пренебрежение защитой, ослабляется внимание и осторожность. Удары же иной раз не уступают по силе турнирным, и как результат - травмы.

На турнирах наоборот - боец находится в состоянии повышенной алертности, собран и насторожен. Поэтому даже жесткие удары не застают врасплох и не причиняют особого вреда.

К сказанному следует добавить, что опытные бойцы с большой неохотой работают с новичками. Объясняется это тем, что начинающий боец не имеет достаточной техники и плохо контролирует движение клинка. Слишком велика опасность непредсказуемых попаданий кончика лезвия в область лица и схода режущей кромки ниже колена. - Прим. авт.

НЕМНОГО АЗБУКИ

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ПРИЕМА

1. Визуальное ознакомление с приемом.

2. Разучивание приема боевым клинком на «балде».

3. Наработка мышечной памяти с тренировочным (тяжелым) клинком на «балде».

4. Оттачивание скоростного исполнения приема в доспехе с боевым клинком на «балде».

5. Шлифовка приема боевым или облегченным клинком в парах.

Рассмотрим подробней каждый из этапов.

1. Показ приема начинается с четкого названия, в соответствии с терминологией.

Затем прием демонстрируется 2-3 раза в боевом темпе с объяснением назначения приема и ситуаций для его применения.

После того как спортсмен понял, о чем речь, прием повторяется по фазам в замедленном темпе с объяснением каждой фазы.

2. Сначала все внимание уделяется точной траектории приема, правильной постановке рук и корпуса. Прием выполняется по частям и слитно в медленном темпе с исправлением возможных ошибок. Клинок не должен быть очень тяжелым, чтобы боец не отвлекался лишними усилиями.

3. После освоения основной структуры удара, его закрепляют в «мышечной памяти». В процессе работы с «балдой» от статичной позиции переходят к выполнению ударов в движении. Приемы выполняются тяжелым клинком, многократно, в спокойном темпе.

4. По мере оттачивания элемента переходят к скоростным ударам в полном доспехе. Главное внимание обращается на точность и резкость.

5. Когда правильное выполнение не вызывает затруднений, прием «оттачивают» в паре с партнером. Начав с умеренного, темп постепенно наращивают. На этой стадии возможно применение легкого оружия (пластиковой трубки, палки)

БАЗОВЫЕ УДАРЫ И ЗАЩИТЫ

Как правило, базовыми считают 5-6 наиболее распространенных ударов, на основе которых строится вся дальнейшая техника фехтовальщика. Прочие удары - это, в принципе, всего лишь разновидности основных. Каждая школа отличается своими терминами и нюансами выполнения, однако все это будут варианты одних и тех же ударов.

(Колющие удары в данном случае не рассматриваются. - Прим. авт.)

1. Диагональный верхний удар справа вниз (уключный уровень).

2. Диагональный верхний удар слева вниз (уключный уровень).

3. Вертикальный удар (уключный уровень).

4. Горизонтальный удар справа-слева (уключный и подольный уровни).

5. Диагональный нижний удар справа вверх (подольный уровень).

6. Диагональный нижний удар слева вверх (подольный уровень).

Меч, как обоюдоострое оружие, позволяет использовать противоположную (лучевую) грань клинка. Отсюда добавляется еще два обратные удара.

7. Удар обратный уключный.

8. Удар обратный подольный.

В данной терминологии уключные - удары в верхнюю часть корпуса и голову, полольные - удары в нижнюю часть корпуса и бедро.

В оригинальной терминологии зареченской школы удары справа называют одесными (от десница - правая рука), соответственно удары слева - ошуйными (от шуйца - левая рука). Некоторые названия, как наиболее соответствующие сути, заимствованы из терминологии славяно-горицкой борьбы. В приводимом перечне даны термины, которые будут употребляться в видеоверсии зареченской школы.

На схеме даны основные направления базовых ударов (в скобках - названия приемов, описываемых ниже, с рисунками и схемами исполнения).

а) засечный одесный;

б) засечный ошуйный (накрут);

г) обратный колун (фортель);

д) обратный одесный; е) обратный ошуйный (обратка); ж) подъем одесный (подрез); з) подъем ошуйный (подъем).

БЫСТРОТА И ТОЧНОСТЬ

Мелом на разных уровнях «балды», отмечаются «пятаки» (участки диаметром 10-20 см), являющиеся основными зонами поражения.

На начальной стадии боец наносит одиночные удары, отслеживая точность поражения «пятаков». В процессе тренировок «пятаки» уменьшаются до 5-10 см, а «балде» придается вращательное и маятниковое движение.

При этом зоны поражения то появляются, то пропадают, что имитирует реальную ситуацию, когда противник открывается на разной дистанции и непредсказуемо.

ФИНТЫ

Освоив базовые удары в движении, приступают к освоению атак с использованием ударов-финтов. Сначала удары отрабатываются на подвесном снаряде «балде», а затем во взаимодействии с партнером (тренер проводит попутную коррекцию движений).

На начальной стадии все приемы выполняют в безопасном темпе, акцентируя внимание на правильности движений.

К финтам относятся обманные движения с целью дезориентации противника. Это может быть «восьмерка» с резким выходом на удар, или ложный замах с переводом направления удара, или другое действие, вводящее противника в заблуждение.

Не увлекайтесь «красивостью» приема. Замороченные арабески, выписываемые клинком, могут сбить с толку лишь зеленого новичка. Финт необходимо делать быстро, чтобы не дать противнику контратаковать или распознать в вашем движении сам финт.

Исключением из этого правила будут редкие случаи, когда замедление-пауза необходимо по замыслу финта (к примеру, когда после ложного замаха делается пауза, чтобы вытянуть противника на ответное движение, после чего проводится реальная атака). Но даже в этом случае сам финт для пущей убедительности должен быть быстрым.

При разучивании финтов сначала выполняются подводящие упражнения и «подоплеки». Затем приступают к выполнению финтов целиком и с ходу (с кругового движения или с места).

Характерными финтами являются:

б) обманка;

в) восьмерка верхняя;

г) восьмерка нижняя;

д) петля-затрещина.

СБИВЫ (сливы)

Под этим подразумевается движение оружия (реже щита), когда удар противника отводится по скользящей траектории или сталкивается с линии атаки.

Характерными сбивами являются:

а) веерная защита;

в) слив внешней;

г) слив внутренний.

Немного азбуки

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРЕНИРОВОК

По ряду причин существует объективная необходимость дифференцировать тренировки по нескольким аспектам. Как правило, все они имеют некоторые сходные моменты, но ставящиеся конкретные задачи максимально акцентируют ту или иную цель.

Обычно, недельный тренировочный график содержит различные виды тренировок, чередующиеся определенным образом. Привычная система может с течением времени изменяться или приобретать форму усредненных занятий, каждое из которых включает в себя этапы различных тренировок.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ

Направлены на оттачивание отдельных приемов и комбинаций, выработку автоматизма действий и расширение персонального технического арсенала бойца.

По мнению многих популярных постапокалиптических фильмов, например, «Последний Самурай» , - когда-нибудь у вас закончатся патроны. Как вы собираетесь выжить, когда рядом нет голливудских Арнольда Шварценеггера или Тома Круза? Читайте дальше.


Обратите внимание: Чтение этой статьи не сделает вас экспертом во владении мечом. Хотя в этой статье мы пытаемся подвести итог основам боя на мечах, многие тонкости обработки меча нельзя передать на бумаге (или экране компьютера). Таким образом, постоянная практика является ключом к приобретению навыков, необходимых для того, чтобы выжить (не говоря уже о победе) в бою на мечах. Если вы действительно заинтересованы в обучении, найдите местного мастера или (http://www.sca.org SCA) руководителя (все, что подходит вам на ум) и отдайтесь в руки эксперту. Запомните, что обучение будет отличаться от стиля к стилю, школы к школе и от меча к мечу, а некоторые моменты в этой статье не будут на вас распространяться. Обязательно боритесь только с теми людьми, которые используют совместимые с вашим мечи. Никогда не смешивайте в бою широкий меч и меч самурая. Если перед вами возникает перспектива драться с кем-то, у кого несовместимый тип меча, либо убегайте, либо стреляйте в стиле Индианы Джонса.

Шаги

    Научитесь для начала вытаскивать меч из ножен, прежде чем тренироваться. Это займет больше времени, чем получить удар. С другой стороны, если ваш меч в ножнах подходит для быстрого выхватывания, это может быть отличным шансом для внезапного нападения. Отметим, что это главным образом применимо к японским мечам, которые имеют стили нападения на людей во время рисования лезвием под названием иайдо и батто-джицу.

    Расслабьтесь! Вполне понятно, что в бою придется напрягаться, но вы должны приложить все усилия, чтобы оставаться спокойным, держать мышцы свободно и регулировать свое дыхание. Если вы напряжены, вы не сможете действовать быстро и это может привести к смертельным последствиям.

    Держите свое тело сбалансированным, так, чтобы вы могли наносить удары или парировать их без попадания. Всегда держите ноги на ширине плеч и при перемещении двигайтесь так, чтобы ваши ноги раздвигались. Никогда не приставляйте ноги близко друг к другу. Держите меч так, чтобы вы могли с легкостью с ним справиться. Смотрите на движения оппонента, чтобы узнать, когда он идет атаковать, и нанесите упреждающий удар (счетчик). Будьте быстры. Когда вы парируете удар, держите меч рядом с собой, чтобы не пришлось тянуться, блокируйте и всегда старайтесь противостоять атаке оппонента. Ваша опора и правильное размещение ног являются ключевыми для баланса. Чем больше подошвы ног касаются земли, тем больше будет сила ваших атак. Чтобы сохранить равновесие, попытайтесь двигать ими скорее, а затем поднимайте их вверх и активизируйте. Наклонившись вперед и подняв пятку, вы также уменьшите заземление, так что будьте осторожны с тем, как ваши ноги размещаются и используются во время каждого удара, потому что вы даете большую возможность своему противнику вас свалить. Держитесь прямо, грудь и туловище вперед. Это удержит вас от потери равновесия во время вашего раскачивания и позволит с легкостью избежать любые удары простым поворотом. Затем поворачивайте торс боком, блокируя себя. Только так вы сможете избежать атаки в одном направлении.

    Оцените ситуацию. Лукавые бойцы всегда стремятся быть в курсе активов и пассивов своих и своего противника. В идеале, вы должны заранее принять к сведению местность и окружающую среду, например, места, где солнце будет светить вам в глаза, и попытаться встать так, чтобы оно светило в глаза оппоненту, попытаться получить представление о том, как ваш оппонент бьется. Он смелый или осторожный? Квалифицированный или новичок? Каждый человек имеет слабости, например, низкого противника часто можно притеснить, у высокого длиннее удары, но он часто оставляет выставленными ноги и т.д. Но у вас просто может не быть времени, чтобы придумать план, поэтому постарайтесь сделать это как можно быстрее.

    Вступайте в бой с осторожностью. Если вы начинаете опрометчиво, особенно против обученного бойца, он может просто ждать, когда вы сами наткнетесь на его меч. Вступая в бой осторожно, вы можете сохранить контроль и сфокусироваться. Это также позволит лучше защищаться, потому что большую часть времени просто обходя (с боку) своего атакующего оппонента, вы потенциально спасете жизнь и откроетесь для выигрышного удара. Уклонение работает очень хорошо на открытом пространстве или, если вы быстры, в крытом зале.

    У вас должна быть сильная защита. Отсутствие одного блока или парирования может быть смертельным, поэтому защищайте себя хорошо. Поддерживайте свой меч в положении, которое идет от нижней части туловища к верхней части головы. Это среднее положение подходит для любого уровня квалификации, что позволит вам отвечать на атаки с разумной скоростью, а также даст вам много углов для собственных ударов.

    Держите оружие наготове. Как правило, ваш меч должен находиться на удобном расстоянии от тела и быть направлен к горлу противника, или, возможно, к его глазам. Это называется положить его "на точку". Она служит опекой против противника (который должен, в конце концов, пройти через ваш меч первым) и может быть довольно пугающей, особенно для неопытного бойца. .

    Держите локти согнутыми и ближе к телу. Неопытный боец стремится протянуть руки, чтобы держать своего противника подальше от себя, но это повредит вашей способности быстро толкать и парировать удары. Тяните свой меч к сопернику, а не к своим рукам.

    Два раза отмерьте, один раз отрежьте. Исторически сложилось так, что в подавляющем большинстве случаев, реальный бой на мечах – это быстрое принятие решений и может закончиться нанесением первого удара, что часто занимает менее 30 секунд. Будьте уверены в своей атаке, вполне вероятно, что если вы пропустите первый удар, ваш оппонент этим воспользуется, и вы сами в результате получите смертельный удар.

    Найдите и поддерживайте дистанцию, основанную на балансе вашего и его меча. Если у вас более короткий меч, входите в близкий контакт и оставайтесь в пределах действия своего меча. Если вы используете более длинный меч, держите дистанцию. Вы должны находиться на расстоянии одного большого шага от противника. Держите дистанцию, чтобы суметь ударить противника. Ваши дистанции будут очень индивидуальны, потому что ваш рост, длина меча, его стиль и стиль боя, все это повлияет на надлежащее расстояние.

    Сохраняйте спокойствие и уверенность. Пуаза может решить исход боя так же, как драка мечом, и является эффективной хитростью. Если вы нервничаете или испугались, ваш оппонент может попытаться воспользоваться вашей неуверенностью и вынудит вас на роковую ошибку. Спокойные воины, как правило, склонны делать других настороженными или даже нестабильными. Вы также можете показать агрессивность и запугать оппонента или сделать вид, что вам страшно в надежде усыпить бдительность врага и вынудить его на совершение фатальной ошибки.

    Самое главное, как только начинается борьба, найти поток боя и пытаться его контролировать. Это - просто необычный способ суммировать все остальное в этой статье в одном предложении, но это очень важно. Если вы преуспеете в поиске потока и умении его контролировать, у вас есть очень хороший шанс почти прямо повлиять на весь бой непосредственно через свои действия. Это трудная концепция, чтобы понять, но попробуйте ощутить это во время практики. Найдите закономерности и перетекайте из одного движения к другому, пытаясь контролировать противника. Пройдет много лет и много практики для достижения этой цели, но если вы сделаете это, то битва уже наполовину ваша.

  1. Никогда не используйте ненужные эффекты просто для красного словца, например, не вращайтесь по кругу, так как это оставляет спину открытой для ударов. Если вы в дуэли новичок, такие шаги не служат никакой практической цели. Против новичка такие эффекты могут использоваться только на расстоянии для запугивания.

    • Распространенная ошибка - позиционировать свои ноги как легкую мишень, - такая возможность никогда не должна быть пропущена. Если один из противников опускается, то борьба, как правило, заканчивается.
    • Обучение является жизненно важным. Если вы тренируетесь очень тяжело, может быть, 10% того, что вы знаете, будет доступно для вас во время боя. Вы должны быть в состоянии действовать инстинктивно, не задумываясь. Основные методы хорошо поддаются изучению и именно поэтому они называются «Основы». Будьте уверены, чтобы приучая себя к этим движениям, нужно все время к ним возвращаться. Чтобы узнать все технику полностью, вам понадобится около двух месяцев, но только один месяц вам понадобится на то, чтобы потерять эти знания.
    • Экономьте свою энергию. От сторожил нам хорошо известно, что борьба на смерть требует невероятных усилий, так что не тратьте свое время на причудливые маневры или ненужные движения. От этого может зависеть ваше выживание.
    • Тщательно выбирайте оружие, и, по возможности, более одного. Может быть неправильный изгиб оружия, разрыв или неправильный выбор стали. Обязательно имейте при себе комбинацию оружия, которое может помочь в нескольких ситуациях и дополнить друг друга, а также вашу силу. Не смешивайте такие вещи, как два палаша и полуторный меч, попробуйте рапиру и полуторный меч, чтобы они дополняли друг друга.
    • Помните о местности вокруг вас и используйте ее в своих интересах. Опрокинуть противника назад на препятствие позади него/нее, несомненно, поможет. Кроме того, размещение спиной к солнцу может заставать врага на мгновение ослепнуть, что открывает вам возможность для нанесения фатального удара.
    • Если есть возможность заранее узнать оружие своего оппонента, узнайте. Если идете на соперника с меньшим мечом, не позволяйте его внешнему виду вводить вас в заблуждение. Оружие, вероятно, имеет умеренный изгиб и специализируется на сжатии между отверстиями. С другой стороны, если ваш оппонент использует большой тяжелый меч, он/она, вероятно, планирует закончить бой одним или двумя ударами. Оставайтесь как можно дальше от оппонента, насколько это возможно, и ждите его/ее, пока он устанет.
    • Используйте оружие и знакомые приемы, которые удаются вам с особой силой. Пытаться применять что-то новое во время боя - хороший способ, чтобы вас убили.
    • Точность может быть важнее силы.
    • Там, где вы стоите, умирать не стоит. Если вы всегда двигаетесь линейным способом или просто останавливаетесь, вы ограничиваете себя, и хитрый враг может использовать это в своих интересах. Будьте готовы использовать ландшафт полностью и использовать движения, к которым располагает ситуация.
    • Помните, что каждая часть вашего меча является оружием, в том числе лезвие, каждый край на цевье и рукоятка. Наряду с этим ваше тело является оружием и все вокруг вас может тоже быть оружием. Нет причин, по которым вы будете использовать только лезвие. Используйте все возможное, чтобы победить.
    • Если это вообще возможно, избегайте борьбы более чем с одним человеком. Если вы должны бороться со многими противниками, попробуйте маневрировать так, чтобы они мешали друг другу, и, таким образом, вы сможете иметь дело с каждым из них в отдельности.
    • Никогда не увертывайтесь как маньяк. Смотрите туда, куда стремится ваш оппонент, и двигайтесь как можно меньше. Если он бросается в бой, а вы отступаете, скорее всего, это будет удачный выпад. Отбейте его. И не бойтесь двигать мечом от руки. Это не обман, просто практично.
    • Позиционирование тела имеет важное значение. Держите тело перпендикулярно и плечом руки, в которой находится меч, указывайте на своего противника (как это делает фехтовальщик). Это делает ваш торс меньшей целью и будет защищать многие из ваших жизненно важных органов.
    • Заботьтесь о вашей одежде. В хорошем состоянии оружие и доспехи обеспечат вам меньше повреждений, и вряд ли соперник попадет вам в жизненно важные места.
    • Внимательно следите за противником. Обратите внимание, куда он/она смотрит, - это может быть область, куда он/она готовится нанести удар. Когда противник собирается атаковать, его/ее кулаки и плечи могут напрячься за секунду.
    • Поддерживайте свой баланс. Держите свой вес равномерно сбалансированным на обе ноги; только иногда стойте на одной ноге. Никогда не скрещивайте ноги, так как это будет выводить вас из равновесия; малейшая сила может вас свалить. Почти все боевые искусства основаны на балансе (за исключением одного или двух странных, где вы постоянно падаете и встаете), это дает вам больше возможностей для перемещения.
    • Вы должны знать свой меч и его стиль, для чего он разработан и на что способен. Меч является инструментом и предназначен для определенных целей. Меч не является волшебным и не превысит способности своего дизайна. Планируйте заранее на основе этих знаний. Ваш меч легкий и проворный, предназначенный для того, чтобы колоть? Или тяжелый, способный разрубить тело, но потенциально более медленный? Или лезвие сделано для обрезки? Каждый из них имеет сильные и слабые стороны, как и стили, сопровождающие их. Знать свои пределы и возможности и пределы и возможности своего врага - это ключ к победе.
    • Если вам не нужно блокировать, не делайте этого, - намного проще выйти, чем использовать грубую силу. Ваш оппонент (ы) может быть сильнее, чем вы, но он не может причинить вам вред, если вас там нет. Однако надлежащая форма отражения также необходима, так как вы не можете избежать всех нападений. Учитесь парировать, выставляя как можно меньше жизненных целей на своем теле. Вы также должны знать, для чего предназначен ваш меч. Некоторые мечи не могут эффективно блокировать без разрушений (Катана), а некоторые, в основном, для блокирования (китайский ловец меча). По этой причине есть небольшие блоки, которые объединяют китайский и европейский стили боя на мечах. Также, помните, что продвижение из линии нападения и затем отведение оружия противника в сторону, являются не только эффективной защитой, но и позволяют хорошо открыться для нападения.
    • Исследование очевидцев показывают, что многие поединки были выиграны наносящимися разрезами руки или бедра противника. После чего остается только ждать, пока потеря крови не сделает их слабыми и в этот момент они будут полностью в руках нападающего. Руки, ноги являются законными и полезными целями, по которым легче попасть, чем по туловищу или в голову.
    • Друзья могут оказаться большой помощью или большой помехой. Если вы можете, тренироваться с другими, то работайте вместе как группа. Кроме того, постарайтесь выбрать союзников, оружие и методы, которые дополняют друг друга, например, использование копий, щитов и мечей.
    • Помните, что если вы направляете свой меч, будьте готовы его наклонить и блокировать атаку или уклониться, чтобы не стать уязвимым.
    • В обороне, когда этого достаточно, двигайте только запястьем. Когда запястья не хватает, двигайте локтем. Когда локтя не хватает, двигайте плечом. Когда всего этого не достаточно, отступайте.
    • Всегда помните, что любой из этих трюков может быть использован против вас.
    • При столкновении с любым противником, даже если он/она более слабый боец, попытайтесь дотянуться до любого его бока. Это включает в себя и умственные стороны. Используйте песок в глаза или оскорбление, или что-нибудь другое, что сделает его/ее слабее. Не становитесь нахальным, потому что он/она слабее, так как вы все еще можете получить от него/нее удар или вас могут убить. Накопление многих из этих малых преимуществ является признаком хорошего бойца. Кроме того, знайте, что ваш оппонент будет пытаться делать то же самое. Вместо того чтобы беспокоится об этом, думайте о том, как противостоять и убрать его преимущества, и попытайтесь предотвратить их с самого начала.
    • Комбинированные удары являются более эффективными, чем отдельные. В расширенной битве хороший боец будет атаковать с более чем одной атакой. Это даст гораздо больше шансов на успех, чем просто один удар. Ведение соперника под давлением увеличивает возможность ошибки с его/ее стороны.
    • Хотя это не может быть эффективным на все 100% времени, используйте меньшие и более легкие мечи. Бастард мечи и клейморы тяжелые и не очень подвижные. Они будут утомлять вас быстрее, чем если бы вы использовали тати или короткие мечи, которые легче и гораздо более маневренны. Гибкость в мече – это все. Наличие большого меча просто утомит вас и не имеет смысла, если вы не можете им ударить. Помните, что это мечи, а не клюшки: они режут, а не давят, так что наличие большого тяжелого меча не является необходимым (имейте в виду, что, хотя большие мечи тяжелее одноручных мечей, полуторных и двуручных, весят они не менее 3,6 кг. Реальные двуручные мечи сделаны не просто так, а потому что их вес и балансировка впечатляют: они - специализированное оружие. См. очерк ARMA по двуручному большому мечу в источниках для получения дополнительной информации)
    • Большинство бойцов, как правило, отделяет защиту от атак, что значительно ограничивает их технику. Лучшие воины объединяют их, так что блок или парирование превращаются в естественный контрудар. Их бой становится гладким и течет в виде прогрессирующего движения.
    • Практикуйтесь именно так, как вы будете биться, потому что вы будете сражаться так, как вы обучались. Если вы накладываете ограничения, которых обычно не существует в бою, вы рискуете развить плохую привычку, что, в конечном счете, может оказаться фатальным.
    • Если вы используете обе руки, чтобы схватить меч (бастард или ручной и полуторный мечи), держите сильную руку прямо под рукояткой и другую руку (от руки) прямо для удара. Держите руки согнутыми в локтях (но не жестко), с сильным кулаком перед солнечным сплетением и мечом, как написано выше. При защите ваша сильная рука не должна двигаться далеко от этой позиции.
    • Пусть ваш оппонент делает прыжки и бегает вокруг. Если вы будете делать то же самое, то быстро устанете, что может закончиться смертельным исходом.
    • Вы должны знать длину своего меча. Если оба бойца знают длину своих мечей, только тогда будет возможность лучше попадать по цели, на 15 см или около того. Следите постоянно за своим мечом и мечом оппонента. Однако ориентироваться только на меч соперника не рекомендуется, так как вы можете быть введены в заблуждение. Квалифицированный борец должен уметь угадывать направление следующего удара соперника, исследуя его/ее осанку.
    • Никогда не прыгайте и не отрывайте от земли обе ноги. Попробуйте стоять все время на обоих. В то время как прыжки могут выглядеть круто, это приведет к поражению, поскольку вы не можете изменить направление в воздухе и вы потеряете баланс. Вы используете меч и, следовательно, вам нужна дополнительная стабильность и равновесие. Ноги на земле очень важны. Кроме того, при продвижении скользите ногами вместо их подъема, таким образом, вы сможете изменить направление или быстро приземлиться.
    • Если вам нужно потренироваться на мечах или вы в этом новичок, поможет борьба на палках, деревянных мечах или металлических прутьях. Вы также можете устроить дружеские соревнования с друзьями.
    • Если есть возможность, надевайте доспехи. Все, что сохранит вашу жизнь от первого разреза, является хорошей инвестицией. Будьте уверены, что одежда хорошо облегает и долговечна. Знайте, что, в то время как легкая броня дает вам больше свободы маневрировать и легче бороться, более тяжелая броня может защитить от серьезных повреждений. Знайте, что тяжелая броня, такая как стальные пластины, изменяет все: то как вы двигаетесь, смотрите и даже как вам нужно держать свое оружие.
    • Не смотрите. Это может происходить интуитивно, но слишком интенсивные взгляды могут "сказать" противнику, что вы собираетесь делать. Это может заставить вас сильно на чем-то фокусироваться и, в результате, пропускать удары.
    • При парировании используйте плоскости клинка, чтобы не повредить лезвие.
    • Меч - это оружие. Кэндзюцу (искусство меча) - это искусство убийства. Это истинная природа кэндзюцу, даже если вы используете красивые слова, чтобы описать это. (Rurouni Kenshin) Искусство меча заключается в следующем: убить или вывести из строя вашего оппонента в кратчайшие сроки, с наименьшим количеством усилий. После того как вы вступили в бой, вы боритесь за победу. Сострадание, рыцарство и хорошее спортивное поведение – замечательные понятия, но если это выбор между вами или вашим врагом, выбор очевиден. Часто, боец, который более беспощаден, остается живым. Печально, но, правда.
    • В бою на мечах (борьба с мечом, предназначенным для толчков, а не для разрезов) всегда держат острие меча непосредственно на своем оппоненте. Если вы парируете (блокируете) точно до конца стороны своего тела, он не будет в состоянии поразить вас. Перенапряжение (парирование мимо этой точки) делает вас уязвимым.
    • Обычно ваш меч тонкий и легкий. Вы должны задействовать только одну руку, если он не предназначен для обоих.
    • Если ваш меч правильно сбалансирован, он будет работать в качестве рычага. Используйте свою левую руку, чтобы направлять его, и ваша сильная рука придаст силы для нападения или парирования.
    • Никогда не запугивайте своих оппонентов постоянными шагами вперед и качелями. Я называю это "смертельным шагом", когда соперник имеет больше силы и пугающе быстро раскачивается, заставляя вас сделать шаг назад. Всегда помните, не имеет значения, как сильно он раскачивается, вы всегда можете блокировать и защищаться. Даже если его оружие больше или сильнее (как какой-то гигантский топор), вы можете использовать это и, шагнув вперед, нанести смертельный удар.

    Предупреждения

    • Когда бьются на мечах (для забавы, как дети с палками), ошибка №1 большинства людей - они пытаются ударить по мечу, а не по человеку. Имейте это в виду, удар по человеку (его руке, телу или голове) это не по мечу. Вы можете легко победить кого-то, кто нападает на ваш меч (или палку), - порежут или еще хуже. Воин, беспокоящийся о собственной шкуре, как правило, погибает в середине боя.
    • При использовании двуручного клиника не давайте рукам пересекаться. Вы теряете много своей маневренности, которая может иметь катастрофические последствия. Используйте "рычаг" сцепления, описанный выше.
    • Говорят, что величайший воин это тот, кто никогда не достает свой меч. Это может означать, что боец может сам определять, с кем ему нужно испытывать себя. Более практически, если вы находитесь в настоящем бою на мечах, серьезно рассмотрите вариант побега. Боевой меч - это хороший способ, чтобы вас убили, и это очень трудно объяснить властям (следовательно, поэтому поединки являются незаконными). Семисантиметровый разрез в районе шеи/лица приводит к летальному исходу или смерти в 80% случаев. Это означает, что наиболее вероятным исходом реального бой на мечах будет быстрая смерть "неудачника" и медленная смерть победителя. Если вы выжили в бою на мечах без травм, считайте себя счастливчиком и попытайтесь избежать таких вещей в будущем. Если несчастье произойдет, срочно обратитесь к врачу.
    • Пребывание в обороне эффективно только частично. В историческом немецком стиле боя сохранить оппонента в обороняющейся позиции - это лучший способ удержать его от нападения. Используйте это с осторожностью.
    • В реальной боевой обстановке эти правила не применяются. Там нет остановок или тайм-аутов и нет никакого кодекса чести за исключением личных пристрастий. Это тот случай, когда вы можете получить преимущество над противником, зная, что он за человек, и играть в персональный кодекс чести или на его эго.
    • Это клише, но всегда ждите неожиданностей. Никогда не было никаких четко определенных правил боя на мечах, кроме выживания. Ваш оппонент может пнуть вас, бросить в лицо грязь или сделать что угодно, чтобы отвлечь вас. Помните, что это тактика, и вы тоже можете ее использовать.
    • Самое главное - помнить, что бой на мечах не "игра". Это очень серьезное дело. Мечи были предназначены для убийства и ни для чего другого. Рассматривайте меч с таким же уважением, как огнестрельное оружие, и другие будут относиться к вам с уважением.
    • Вращение меча, как правило, используется только в парадных оркестрах. В бою вращение меча может привести к потере над ним контроля, а также оставить вас вне атаки. Тем не менее, делая "ветряную мельницу" с двуручным лезвием, можно запугать менее опытного бойца, хотя это утомительно и не рекомендуется против более опытного оппонента.
    • Помните, что в бою на мечах нет награды за 2-е место. 1-е место означает, что вы до сих пор стоите, когда битва окончена. 2-е место - вы мертвы. Это означает, что как только вы встанете на бой с мечом, - ваша конечная цель - выживание, а не приз.
    • Никогда, никогда отпускайте свой меч. Один удар сделает вас беззащитным. Если у вас нет больше одного меча, держите его в руках.
    • Никогда не оборачивайтесь. Хотя это роскошно и круто, но в основном неэффективно и не работает. Становясь спиной к противнику, даже на секунду, вы можете нарваться на фатальные последствия, поэтому не делайте этого!

Для ясности здесь опущены обычаи всех японских искусств, таких как, проявление уважение к своему оружию или завязывание хакама (самурайских штанов). Если не указано иначе, «вид искусства», «искусство» и «форма» относятся к искусству владения японским мечом.

Шаги

    Выберите вид искусства. Поскольку каждый имеет свои особенности боя, вы должны найти вид боевого искусства, в котором вы компетентны. Если вы не знакомы с японскими боевыми искусствами, то вот несколько самых известных:

    Соберите необходимое снаряжение. Снаряжение зависит от вида искусства. Среди видов оружия известны такие:

    Возьмите книги. После того, как вы выбрали вид искусства, в котором заинтересованы и подобрали необходимое снаряжение, подберите учебники по теме и проведите некоторые исследования. Книгами нужно пользоваться В СОЧЕТАНИИ с квалифицированным учителем! Пытаться самостоятельно изучить приемы настоятельно не рекомендуется, поскольку это может разрушить ваши основы.

    Найдите сенсея (боевого наставника). Невозможно обучиться искусству без учителя. Найдите додзё или школу для изучения желаемого искусства.

    Тренируйтесь. Практикуйте ката, или последовательность движений, до того, как вы сможете выполнять их быстро и эффективно. При необходимости, найдите себе партнера для тренировки. Затем, если разрешено, переходите на других. Не забывайте о старых.

  1. Приобретайте настоящее (или, по крайней мере, лучшее) оружие. Как только вы почувствуете в себе уверенность, приобретите лучшее (которое обычно означает более опасное) оружие.

    • Боккен является очень эффективным инструментом для обучения. Он на самом деле облегчит размахивание настоящим мечом во многих случаях.
    • Правильно изъятие шинкена, или боевого клинка, не производит никакого звука. Плохое производит все виды звуков. Работайте с новым клинком или используйте новые техники пока вы не научитесь не царапать сая (ножны). Самая большая ошибка при изъятии оружия – это когда оно вынимается вверх, выходит наружу и может порезать сая-ножны.
    • Не торопитесь. Наспех изучая технику и виды без освоения понятия в целом, приведет к целому ряду проблем. Рубить быстро не настолько важно, как рубить правильно.
    • Отступайте. Не все твердо, как камень. Если вы находите что-то особенное некомфортным, экспериментируйте, пока не найдете то, что вам подходит, но не изменяйте это настолько, что будет далеко от оригинала.
    • Держите меч правильно. Правая рука (или ваша рабочая рука) должна находиться непосредственно под цуба (металлическая пластинка-защита), а левая (или нерабочая) рука должна быть как можно дальше от правой. Самые маленькие пальцы должны сжимать крепче, давление должно уменьшаться вверх по руке и наконец, указательный палец должен просто опираться на рукоятку, а не схватывать ее. При размахивании левая рука должна выполнять тяговое движение, в то время как правая направлять левую. Когда вы размахиваете мечом, плотнее схватите его рукой, превращая руку с рукояткой в одно целое. Если все сделано правильно, это одновременно создаст разрубающее и распиливающее движение.
    • Наличие хай (пазов) на мече сделает его легче, таким образом, ставя под угрозу целостность плохо выполненного разреза. Пазы присутствуют, т.к. материал был удален.
    • Катана не предназначена для блокирования и может обрубить при ударе, поскольку ее край сделан из твердой стали. Единственный способ, которым вы могли бы повредить режущий край – это блокировать им удар. Блокирование при использовании катаны осуществляется с помощью мун, или задней кромки клинка. Лучше всего отойти, когда вы отклоняете удар мечом. Нужно пытаться использовать его для отражения удара и дать ему соскользнуть, вместо того чтобы остановиться вместе, соприкасаясь лезвиями, что действительно искорежит вашу катану, если вы неосторожны. Для каждого типа кири-режущего движения или цуки-нападения существует защита с помощью скользящего блокирования.
    • Поищите кого-нибудь, чтобы потренироваться, это очень помогает при спарринге.
    • После обращения со своим мечом, лучше всего протереть его чистой тряпочкой и нанести тонкий слой масла. Исходя из традиционной точки зрения, вы можете использовать масло чожи, хотя минеральное масло тоже хорошо действует. Несколько капель масла на чистую тряпочку сделают свое дело – не надо промачивать катану. Будьте осторожны при чистке вашего меча – сконцентрируйте на нем все свое внимание и продолжите свой разговор по окончанию чистки. Люди поймут.
    • В действительности овладение любым видом боевого искусства может занять более 50 лет. Наберитесь терпения, если вы действительно хотите изучить искусство.

    Предупреждения

    • Не пытайтесь «поймать» падающий меч. Если вам не повезло, и вы уронили клинок, отойдите немедленно – он может отскочить в каком-угодно направлении. Если вы попытаетесь схватить падающий меч, вам может понадобиться помощь, чтобы собрать свои пальцы с пола.
    • Не покупайте катаны из «нержавеющей стали». Они обычно являются декоративными и предрасположены к разламыванию, что может быть потенциально опасно для любого, находящегося на линии прицеливания, когда (и это СЛУЧИТСЯ) она ломается. Если необходимо купить, то возьмите катану из твердой стали.
    • Настоящая катана, как известно, способна полностью уничтожить другие виды оружия. Как правило, каждая цель, пораженная катаной, имеет летальный исход. Не используйте настоящую катану для состязания, если вы и ваш партнер не являются профессионалами, или не намерены умереть.
    • Не провоцируйте и не угрожайте другим своим искусством. Помимо того, что угроза может быть уголовным преступлением, многие другие владеют или даже превосходят вас в одном или нескольких боевых искусствах. Провокация потенциально вредна для вашего здоровья. Наконец, не стройте из себя крутого или мачо только потому, что у вас есть меч.
    • Не нападайте, пока на вас не нападут, в этом случае последующее убийство (вами) будет оправдано. Используйте здравый смысл.
    • Проверяйте свой меч! Если какая-то его часть не зафиксирована, дайте взглянуть кому-нибудь с большим опытом. Если вы не знаете никого, напишите письмо в местное додзё и спросите, не согласятся ли они проверить ваш меч. У вас не получится остановить клинок, вылетающий из рукоятки.
    • Не пытайтесь чинить меч, если только поломка незначительна для вас.
    • Катана, вакизаши и танто должны быть легально зарегистрированы. Перед приобретением выясните это у адвоката.
    • Ни при каких обстоятельствах не покупайте настоящее оружие, если вы не знаете, как умело обращаться с учебным оружием. Оружие, даже находясь в вашем распоряжении, может легко обернуться против вас, если вы некомпетентны.
    • Не покупайте оружие, если вы не обращались с ним лично и не знаете, подходит ли оно вам.
    • Не изучайте искусство с целью мести или для исполнения насильственных преступлений. Это крайне позорно и, бесспорно, вы не станете такими же компетентными, как настоящие студенты.
    • Ношение оружия, которое может быть истолковано как угроза или запугивание, является при определенных юрисдикциях, размахиванием оружием. Опять же, прежде чем делать это, посоветуйтесь с адвокатом.
    • НИ ПРИ КАКИХ обстоятельствах не используйте свое лезвие, чтобы проверить, режет ли оно предметы. Возьмите слово с каждого – оно режет. Это касается упаковок воды, продуктов питания, кирпичей, баночных напитков, веток деревьев и любых других предметов, на которых люди, как известно, испытывают режущую силу. На это есть две причины; раз – неумелый разрез непоправимо испортит ваш клинок, два – если вы совершите ошибку, это может привести к потере пальца или глубокой ране прежде даже, чем вы осознаете, что вы истекаете кровью. Даже у мастеров иногда случаются оплошности, но дабы свести к минимуму вероятность травмы и максимально продлить срок службы вашего лезвия, режьте только тщательно подготовленные гоза, или свернутые татами.
    • Не рекомендуется применять любое боевое искусство, когда вы находитесь под воздействием тормозящих средств или наоборот, инкапаситантов, в состоянии болезни, расстройства или инвалидности.
    • Не изучайте искусство самостоятельно. Одна ошибка в процессе обучения приведет к эффекту снежного кома и сделает владение искусством потенциально опасным для вас.


Понравилось? Лайкни нас на Facebook