Описание картины С. Григорьева "Вратарь"

Мал! Да я на воротах стоял бы лучше Кольки. Ишь, как он стоит - насмотрелся на Яшина и так же стал. Как взаправдашний вратарь.

Нет в футболе границ, нет страны на планете,
Где бы каждое лето не гоняли мяча во дворе
Где живут, и растут, и стремятся к победе,
И сраженье на поле не сводят к обычной игре.

Как только окончились занятия, мы пошли на пустырь за недостроенным домом. Мы всегда там играем в футбол. Два портфеля - ворота. Сегодня играем мы - пятый "А", а против нас играют эти - с соседнего двора. Меня не берут в команду, говорят - мал ещё. Мал! Да я на воротах стоял бы лучше Кольки. Ишь, как он стоит - насмотрелся на Яшина и так же стал. Как настоящий вратарь. И перчатки у него и все как у настоящего вратаря. Посмотрим, посмотрим, как он пенальти удержит. Бить то будет Витька, а у него удар "пушечный". Вот Коля и волнуется. Надо же было Сережке толкнуть их нападающего, забыл, как его зовут, да ещё в тот момент, когда он с мячом рвался к нашим воротам. Ну дядя Семен и назначил в наши ворота пенальти. Вон он сидит, в шляпе, в синем костюме. Судья самозваный! Рядом девочки из нашего класса. Волнуются, ещё бы, Витька известный нападающий. А хорошо, что тут у нас и присесть есть где, и поле ровное. Мне сказали, чтобы я не мешал, вот я и зашел за вратаря, посмотреть, что дальше будет. И вчера мы играли и даже выиграли, а сегодня всё от него, от вратаря зависит. Счет то ноль-ноль. Ну, Коля, не подкачай!

Одно из самых популярных произведений художника Сергея Григорьева - картина "Вратарь", которая сейчас находится в Третьяковской галерее. Она написана в 1949 году, после Великой Отечественной войны прошло всего четыре года. Страна к этому времени еще не восстановилась из разрухи, уровень жизни большинства людей был невысокий, но мирная жизнь была наполнена надеждой, оптимизмом. Об этом рассказывает нам картина "Вратарь". Она посвящена увлечению детей футболом, но одновременно передает атмосферу того времени, трудного и вместе с тем счастливого.

Футбол был главной любовью мальчишек тех лет, их самым большим увлечением. В футбол играли во дворах, в парках, просто на пустырях, как изображено на полотне "Вратарь". Главное действующее лицо картины - мальчик, стоящий на воротах. Хотя художник расположил его не в центре, вся эмоциональная нагрузка картины достается ему. Вратарь стоит в напряженной позе, похоже, от его расторопности и ловкости будет зависеть исход матча. По мальчику видно, что роль вратаря для него привычна, он хороший и надежный вратарь.

Ворот - нет, их "изображают" два портфеля, расположенных там, где должны быть штанги. Это говорит о том, что дети после школы не пошли домой, а двинулись на пустырь. Неудобная поверхность поля, которая занимает собой передний план картины, не смущает игроков. В те годы мало кому повезло играть на хороших зеленых полях. Как разворачиваются события на игровом поле мы не видим, художник специально вывел это действо за рамки картины. Лишь по позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы можем догадываться, что игрокам обоих команд приходится бороться за победу, она не дастся просто так.

Зато вон сколько зрителей привлек матч - за игрой увлеченно следят те, кого по возрасту не взяли в команду. Они расположились то ли на поваленном дереве, то ли на штабеле из досок. К детям присоединился и взрослый зритель, может быть, случайный прохожий. Паренек в красном костюме стоит за вратарем, его пока не берут в команду, но он очень хотел бы играть, об этом говорит весь его вид. И только собака, белым комком свернувшаяся у ног одного из зрителей, равнодушна к игре.

События, изображенные на картине, происходят в светлый, погожий день ранней осени, даль просматривается хорошо. На заднем плане мы видим стройки: возводятся высотные здания, которые вскоре станут символами Москвы. Этот строительный пейзаж добавляет оптимизма в общий настрой картины.

В детстве я увлекался футболом. Стать настоящим футболистом мне не удалось. А вот увлечение осталось. Но не всегда получается попасть на футбольный матч. А иногда так хочется поболеть за любимую команду. И вот не так давно я узнал, что неподалеку собираются на пустыре ребята из соседних домов и устраивают на импровизированном поле настоящие футбольные баталии.

Вот я и решил однажды пойти посмотреть, как играют доморощенные футболисты. Все какое-то развлечение, да и любимая игра все же. Пустырь был немаленьким. Правда на футбольное поле он тоже мало походил. Но для игры годился. Играли ребята сразу же после школы. Границу ворот обозначили собственными ранцами. Я и еще несколько болельщиков устроились на деревянных щитах. За своих друзей пришли поболеть девочки, одноклассницы одного из игроков. Были и ребята помладше. Все мы сидели рядышком. Кое-кто из ребят пришел из дома: настолько интересен был им футбол.

Игра началась довольно вяло. Но постепенно игроки входили во вкус. И вскоре матч так захватил меня, что я забыл о том, что играют простые мальчишки. Я то вставал, то вновь опускался на импровизированную трибуну. Что-то кричал, давал советы. Игра подходила к концу. Наша команда выигрывала. Но соперники не сдавались. Они всячески старались сравнять счет. Но вратарь нашей команды был всегда начеку.

На воротах стоял мой сосед Петя. Я его сразу даже не узнал. Встречая Петю на лестнице или во дворе дома, я думал о том, какой он неопрятный. Вечно растрепанный с изорванным портфелем, он производил впечатление человека рассеянного, несобранного. Но сейчас он преобразился до неузнаваемости. Куда девалась его рассеянность и беспечность. Петя был одет просто: черная футболка, шорты. На ногах обычные ботинки. Он был полностью сосредоточен на игре, внимательно следил за тем, что делалось на поле, и вовремя ловил летящий в ворота мяч.

Наступил решающий момент игры. Все наше внимание было направлено на середину поля, где развернулась нешуточная борьба за мяч. Соперники всячески старались забрать его у наших защитников. Им это не удавалось. Но они не сдавались и шли в атаку вновь и вновь. Петя, согнув ноги в коленях, упершись в них руками в перчатках, ждал, готовый в любой момент отразить удар. Но ему этого делать не пришлось. Старшеклассник, бывший на матче судьей, объявил, что время вышло. Игра была окончена. Расстроенные соперники нехотя побрели домой. А мы радовались нашей победе. Я поздравил Петю с великолепной игрой, и мы вместе направились к дому, обсуждая лучшие моменты. С тех пор я часто бываю на пустыре, болею за команду нашего двора.

    Виктор Михайлович Васнецов - русский живописец, создававший произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок. В выборе сюжета картин Васнецов был совершенно свободен, его фантазия обратилась к богатым образам фольклора. Васнецов...

    Весна – это самая противоречивая пора года, которая напоминает юную кокетку. Весна может побаловать почти летним теплом, а может вылить ведро холодной, осенней воды. И самое страшное – это начало весны, когда она только отвоевывает свои права. В это...

    Сегодня я познакомлю вас с картиной русского живописца XIX века Исаака Ильича Левитана «Берёзовая роща», переносящей нас в тёплые летние деньки. Она была начата в Бабкине и закончена спустя несколько лет в Плесе. На этом полотне берёзы показаны необычайно...

    Картина Пластова «Саня Маликов» - это отражение тяжелого послевоенного детства и символ человеческого страдания. Традиционно и люди, и животные заботятся о своем потомстве, вкладывают в него все силы и душу. Человек как существо высшее, понимает, что...

Футбол на протяжении долгого времени остаётся одной из самых любимых игр не только мальчишек, но и взрослых Для них нет ничего увлекательнее, чем забить мяч в ворота, пройдя через бесконечное количество препятствий. Этой игре посвящено немало фильмов и песен. Не забывают о ней и художники. Интересной является картина "Вратарь". Григорьев Сергей Алексеевич - художник, создавший её в 1949 году, сумел точно передать на полотне весь азарт и эмоции, присущие этой спортивной игре. Сегодня полотно хранится в Третьяковской галерее, увидеть его может любой желающий.

Биография художника

Известный советский живописец, изображавший в своих произведениях жизнь подрастающего поколения послевоенной эпохи. Он родился в 1910 году в Луганске. В 1932 году окончил Киевский художественный институт, после чего занимался в нём преподавательской деятельностью. В своих картинах художник поднимал проблемы морального воспитания советской молодёжи.

Кроме "Вратаря" он написал такие произведения, как "Вернулся", "Обсуждение двойки", "На собрании" и другие. За свои работы живописец был дважды награждён Сталинской премией, а также несколькими медалями и орденами. Несмотря на то что художник жил в советскую эпоху, творчество его не потеряло актуальности и по сегодняшний день. В 7 классе ученикам предлагают написать Григорьева "Вратарь".

Знакомство с творением художника

Приучение детей к творчеству - одно из приоритетных заданий современной образовательной системы. Педагоги предлагают детям составить описание картины "Вратарь" Григорьева для того, чтобы приблизить их к искусству, развить у них умение логически формулировать свои мысли, научить высказывать собственное мнение по поводу увиденного на полотне. Для того чтобы удачно написать сочинение по предложенной теме, ученикам сначала необходимо тщательно проанализировать сцену, изображённую на картине.

Начиная С. Григорьева "Вратарь", необходимо вспомнить, в какую эпоху она была создана. 1949 год - это сложное для советских людей время. После завершения Великой Отечественной войны прошло всего 4 года, и страна быстрыми темпами восстанавливалась. Появлялись новые предприятия и жилые дома. Преобладающее большинство граждан жило бедно, но мирное небо над головой вселяло в них надежду на светлое будущее. Послевоенные дети, помнящие все ужасы лишений и бомбёжек, росли неизбалованными и умели радоваться обыденным вещам. Например, игре в футбол. Именно такой эпизод и передаёт художник в своём произведении.

С. Григорьев "Вратарь": сочинение по картине. С чего начать?

Действие, описанное на полотне, происходит на заброшенном пустыре. Сюда после уроков пришли дети для того, чтобы сыграть в футбол. Главный герой сюжета - обычный мальчишка, стоящий на импровизированных воротах, граница которых помечена ученическими портфелями. Вместо скамеек на пустыре - брёвна, где расположились болельщики: семеро детишек и взрослый мужчина в костюме и шляпе. Ещё один мальчуган наблюдает за игрой, стоя за воротами. Вот и все, кого представляет картина "Вратарь". Григорьев также изобразил белую собаку. Она свернулась у ног самой маленькой болельщицы и спокойно спит, не проявляя никакого интереса к происходящему вокруг.

Делая сочинение-описание картины С. Григорьева "Вратарь", нужно обратить внимание не только на вид футбольного поля, но и на пейзажи, которые виднеются за ним. На дальнем плане отчётливо просматриваются храмы и из чего можно сделать выводы, что действие происходит в большом городе. Футбольный матч проходил осенью, так как пустырь окружают кустарники с пожелтевшими листьями. Судя по тому, во что одеты самые маленькие болельщики, погода на улице стояла прохладная, но окончательно похолодать ещё не успело.

Знакомство с мальчиком-вратарём

Сочинение по картине Григорьева "Вратарь" обязательно должно содержать в себе детальное описание главного героя. Мальчику, стоящему на воротах, на вид не больше 12 лет. Он одет в синюю кофту, из горловины которой виднеется белоснежный воротничок школьной рубахи, шорты и туфли. На руках у юного голкипера перчатки. Его колено перебинтовано, но травма не помешала ему продолжить напряжённую и увлекательную игру. Вратарь слегка согнулся, и всё его внимание приковано к полю, оставшемуся за пределами картины. Зритель не видит остальных футболистов и только по напряжённому лицу голкипера может догадаться, что идёт серьёзная игра и мяч вот-вот окажется в воротах. Судьба матча в руках мальчугана и он, понимая всю ответственность, старается избежать гола любой ценой.

Другие герои полотна

Составляя описание картины "Вратарь" Григорьева, ученикам нужно обратить внимание на напряжение, присутствующее среди болельщиков, где есть как мальчики, так и девочки. Никто из детворы не может оторвать свой взгляд от поля. Мяч совсем уже близко от ворот, и накал страстей достиг вершины. Дети, сидящие на брёвнах, с удовольствием присоединились бы к игре, однако они ещё слишком малы, и старшие ребята их не берут в футболисты. Но поддержка команды - это тоже очень ответственное занятие, и малыши ему отдались полностью. Самый отчаянный из мальчишек не удержался и выбежал за ворота. Понимая, что исход игры от него совершенно не зависит, он всё равно не может усидеть на месте.

На фоне малышни особо выделяется взрослый мужчина, который тоже пришёл поболеть за ребят. Описание картины С. Григорьева "Вратарь" не было бы полным без упоминания этого красочного персонажа. Неизвестно, кем является изображённый мужчина. Возможно, он отец одного из детей, а быть может, просто не смог пройти мимо захватывающего действия. Бросается в глаза то, с каким азартом взрослый и серьёзный мужчина следит за детской игрой, насколько он переживает за её исход. Ничуть не меньше детворы этот человек хотел бы сейчас оказаться на футбольном поле и забрать мяч у противника.

Особенности произведения

Тотальное увлечение футболом передаёт картина "Вратарь". Григорьев смог сфокусировать внимание зрителей на эмоциональной стороне игры, показать, насколько она захватывает всех присутствующих на пустыре. Несмотря на солидный возраст, картина и сегодня очень актуальна, ведь футболом увлекаются миллионы людей на всей планете. Современным ученикам средних школ будет интересно описывать сюжет картины, так как это вид спорта знаком им с малых лет.

Картина Григорьева "Вратарь" написана в довольно сдержанных оттенках. Её цветовая гамма передаёт настроение послевоенной эпохи. Холодные серые тона свидетельствуют о тяжёлой жизни, постигшей народ, который собственными руками был вынужден поднимать страну из руин. И только яркие красные элементы, которые особо явно выделяются на мрачном фоне, придают полотну оптимизм и уверенность в счастливом и безоблачном будущем.

Чтобы учащимся средних школ было легко выполнить задание педагога на тему "Художник Сергей Григорьев. "Вратарь": сочинение по картине", им необходимо перед созданием текста составить его короткий план. В работе нужно сделать вступление, затем кратко рассказать о биографии живописца и уже после этого перейти к описанию сюжета произведения. Любое сочинение должно заканчиваться выводами, в которых ребёнок рассказывает о том, какое впечатление у него осталось после детального изучения картины. Свои умозаключения ему необходимо обосновать.

Подтекст сюжета картины

Почему именно футбол изобразил на своём полотне художник? Как известно, в Советском Союзе популяризовался коллективизм. Футбол - где каждый из участников является частью одной системы и без неё полноценно функционировать не может. Так же и советский человек не был способен жить вне коллектива. Можно сказать, что советскую эпоху как нельзя лучше передаёт картина "Вратарь". Григорьев, запечатлев на полотне командную игру, передал атмосферу, которая царила в обществе в те времена.

Григорьев - Вратарь от первого лица вратаря

Сегодня отличная погода. Листья уже опадают, временами идут дожди. Осень постепенно вступает в силу. Тем не менее, сегодня солнечный день. Теплый. Мы с ребятами сразу после школы пошли на пустырь. Точнее на стадион - пустырем это место могут посчитать только случайные прохожие. Местные же ребята знают, что это не простая строительная площадка, а футбольное поле.

Стадионом это место называют и некоторые взрослые. Один из них - наш учитель, тренер и по совместительству самый преданный болельщик Виктор Геннадьевич. Вот и сейчас он сидит слева от меня и всей душой переживает за исход матча. Вот Виктор Геннадьевич вытянул шею и пытается разглядеть за спинами игроков мяч. Сейчас у противоположных ворот развернулась нешуточная борьба. Мяч переходит от одной команды к другой, но никто не может завладеть им надолго.

Сочинение от лица вратаря

Мне хочется сорваться с места и побежать на выручку своим товарищам. Но я этого не делаю - я знаю, что стоит мне бросить ворота, как кто-нибудь обязательно ударит с далека и мяч окажется в сетке. Нет большего позора, чем пропустить гол «от ворот до ворот».
Многие не любят стоять на воротах, но я не из таких. Мне нравится это занятие. Я понимаю всю важность того, что мне приходится делать. Пускай я и стою на одном месте весь матч, но те моменты, когда мне удается вытащить мяч из самого угла или отбить пенальти, приносят мне массу удовольствия.

Сейчас мы играем на простой поляне, которую за все лето настолько вытоптали, что осталась одна голая земля, но я верю, что нас ждет большое будущее. Сначала мы выиграем у соседнего двора, потом у команды из другой школы, а потом, если наши таланты по достоинству оценят, будем защищать честь страны на лучших аренах мира. Любое, даже самое амбициозное предприятие, начинается с малого.

Вариант 2

Футбол – любимая игра у мальчишек, а еще он для них всегда ответственное командное дело. Все другое, уроки там или уборка дома, вмиг теряют всякую важность, когда можно погонять мяча. Да еще если в настоящем футбольном матче с командой из соседнего двора!

Такие матчи, то жаркие спортивные баталии с бурями эмоций и страстей, свиста и оваций. Главные там, – болельщики, для них все старания мальчишек, вся их прыть и ловкость.

Вот его-то, момент футбольного накала и азарта, несет собой картина Григорьева С.А. «Вратарь».

Хотя и не видно там мяча и гоняющих по полю игроков, а все персонажи выписаны в положении наблюдателей, они чего-то ждут с волнением. Но сколько интереса и восторга в их позах и лицах – в них вся энергия футбольного зрелища.

В этом и есть художественная ценность картины великого мастера, выразившего в статическом эпизоде настоящие эмоции и динамику жизни.

В одном лишь игроке – вратаре, стоящем в напряжении, а еще – в маленькой и выразительной группе болельщиков чувствуется физически весь жар и острота футбольного поединка на полотне.

Время на картине послевоенное, жизнь налаживается, но бедновата еще. Вон ботинки у вратаря избитые, бечевкой подвязаны. Школьные портфели, коими футбольные ворота означены, потрепаны, один з них – военный планшет, видать отцовский, с фронта.

Уже ранняя осень, – дети постарше одеты еще легко, а малышей мамы укутывают уже более тщательно.

Главный персонаж картины – вратарь. Поджарый белобрысый подросток в настоящих вратарских перчатках, весь преисполнен важностью своего поста.

Он нетерпелив, игра где-то на той стороне поля и он ждет, тайком хочет даже, чтобы атаковали его ворота, и тогда он всем покажет свое мастерство.

Сзади за вратарем стоит мальчик в красном, он наблюдает угрюмо, то ли с завистью, то ли с обидой.

Игрок заядлый и вратарь видать. Не взяли, наверное, в игру по малости лет. Ждет, надеется, когда ошибется конкурент и прозевает гол, авось его и возьмут в игру.

Занятные персонажи на картине, конечно же, болельщики, – детвора малая и постарше, но ни одного равнодушного. Они уселись кучкой у ворот, с интересом глядя в сторону противника, – когда уже забьют там гол и можно будет поорать на радостях.

И еще один болельщик – взрослый мужчина с папочкой, может начальник какой. Спешил-де по работе и не удержался, присел и себе посмотреть, – эх, с каким бы удовольствием погонял бы он сейчас мяча, хоть и с мальчуганами.

Присутствие этого персонажа придает колорита, особой реалистичности и живости изображенного на картине.

  • Сочинение по картине Григорьева Вратарь 7 класс (описание 4 шт.)

    На картине «Вратарь» изображена привычная для наших дворов сцена: мальчишки играют в футбол. Художник не стал показывать нам все поле, а сосредоточился только на одном персонаже - голкипере одной из команд.



Понравилось? Лайкни нас на Facebook