Открытый урок по физической культуре "обучение элементам тактики лыжных гонок". Тактически рациональное распределение сил в лыжных гонках Элементы тактики лыжных ходов

Муниципальный район «Таттинский улус»

МОУ Уолбинская средняя общеобразовательная школа

имени В.И.Ленина

ДОКЛАД


ПОДБОР ПРИЕМОВ ТАКТИКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ДЛЯ ТРАССЫ «УОЛБА».

Выполнила: ученица 8 класса

Егорова Александра

Руководитель: Кусатова О.И.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. Процесс тактической подготовки лыжников- гонщиков………………………………………………………………………...5

1.1. Сущность понятия «тактическая подготовка

лыжников- гонщиков»…………………………………………………5

1.2. Способы передвижения на лыжах……………………………………11

ГЛАВА 2. Подбор приемов тактики прохождения дистанции лыжников - гонщиков………………………..…………………………………….………..14

2.1. Приемы тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков..14

2.2. Оптимальные приемы прохождения дистанции на лыжной трассе «Уолба»………………………. …………………………………..…………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..21

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...23

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность : Тема лыжной гонки интересует меня с 4-го класса. Потому – что тогда я начала выступать на лыжных соревнованиях.

Например у нас каждый год проводятся соревнования по лыжным гонкам на призы 9-кратной чемпионки РС (Я) А.С.Михайловой, нашей землячки. И являюсь их постоянной участницей, завоевывала призовые места. Я хотела бы узнать побольше способов улучшить свой результат, лучше подготовиться к соревнованиям.

Из литературы я узнала о приемах тактики прохождения дистанции лыжников – гонщиков. В школе мы в основном изучаем технику лыжных ходов, а хотелось бы подобрать приемы тактики.

Проблема: как правильно подобрать приемы тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

Объект: Процесс тактической подготовки лыжников-гонщиков.

Предмет: Приемы тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

Цель: Подбор приемов тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков на трассе «Уолба».

Гипотеза: Подбор приемов тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков может повысить эффективность их подготовки.

1. Раскрыть сущность понятия процесса тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

2. Рассмотреть способы передвижения на лыжах.

3. Подбор приемов тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

4. Анализировать приемы тактики прохождения дистанции лыжников – гонщиков для трассы «Уолба»

Этапы:


    Подготовительный - изучение литературы о приемах тактики.

  1. Организационный - Подбор и апробация приемов тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

  2. Заключительный - анализировать эффективность приемов тактики прохождения дистанции лыжников – гонщиков для трассы «Уолба»

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА

1.1. Сущность понятия «тактическая подготовка»
Тактика спортсмена – это искусство ведения соревнования с противником. Победа в соревнованиях или достижение высокого результата зависят от уровня тактического мастерства лыжника. Овладев тактикой ведения соревнования, спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность, волевые качества, все свои знания и опыт для победы над противником или для достижения максимального результата. Тактическая подготовка лыжника состоит из двух взаимосвязанных частей – общей и специальной.

Общая тактическая подготовка предполагает приобретение теоретических сведений по тактике в различных видах лыжного спорта. Знания по тактике лыжники получают во время специальных занятий, лекций и бесед, при наблюдении за соревнованиями с участием сильнейших лыжников, просмотре кинограмм, кинокольцовок и кинофильмов, а также путем учебно-тренировочных занятий, в соревнованиях и при анализе накапливаются опыт и знания.

Специальная тактическая подготовка – это практическое овладение тактикой в лыжных гонках путем применения лыжных ходов в зависимости от рельефа и условий скольжения, распределения сил по дистанции и составления графика её прохождения, выбора вариантов смазки в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсменов и т. д. Специальная тактическая подготовка проводится в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

Все это изучается накануне старта при просмотре дистанций и позволяет разработать тактику на предстоящие соревнования с учетом конкретных условий, перспектив противника и своих возможностей. По окончании соревнований необходимо тщательно проанализировать эффективность применяемой тактики и сделать выводы на будущее.

Овладение способами передвижения и применение их в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей имеют наибольшее значение в тактической подготовке лыжника-гонщика. В условиях удовлетворительного и плохого скольжения на равнине и в подъемы различной крутизны наиболее часто применяются попеременный двухшажный иногда попеременный четырехшажный ходы. Кроме этого, попеременный четырехшажный ход используется при глубокой лыжне, когда затруднено отталкивание палками. На пологих спусках широко применяются одновременно ходы – одновременный одношажный и двухшажный; бесшажный – чаще всего на леденистых раскатанных участках лыжни и при спусках средней крутизны. При хорошем и отличном скольжении на равнине широкое применение находят попеременный двухшажный и одновременные ходы, но при первой возможности следует отдать предпочтение одновременным, так как они дают преимущество в скорости при заметной экономии сил.

Выбор хода во многом зависит от степени овладения им и от индивидуальных особенностей лыжника – силы мышц его верхних конечностей и туловища. Скорость передвижения во многом зависит от сочетания ходов и выбора момента перехода с хода на ход в зависимости от состояния и микрорельефа лыжни и условий скольжения. Все это изучается во время учебно-тренировочных занятий.

Одним из главных методов обучения тактике является повторное прохождение отрезков дистанции, специально подобранных в зависимости от задач тактической подготовки и различных по длине и рельефу. Отрезки подбираются заранее на каждое занятие с учетом контингента и подготовленности занимающихся.

Скорость на склоне во многом зависит от правильного выбора стойки спуска. Низкая стойка обеспечивает наименьшее сопротивление воздуха и дает возможность несколько отдохнуть, но на сложном рельефе применять низкую стойку нецелесообразно, так как это не дает возможности быстро выполнить повороты и затрудняет преодоление неровностей. На длинных и очень пологих спусках, когда применении низкой стойки не увеличивает скорость, лучше передвигаться одновременным бесшажным ходом.

Вторым важным моментом в тактической подготовке является умение правильно распределить силы по дистанции. Из практики известно, что равномерное прохождение трассы наиболее целесообразно для достижения высоких результатов в лыжных гонках, особенно у новичков. Но на пересеченных трассах различной сложности невозможно добиться равномерной скорости, поэтому целесообразно стремиться к относительной равномерности, к оптимальной интенсивности с учетом рельефа трассы.

В ходе тренировочных занятий необходимо проводить тактические учения, где лыжники овладевают приемами борьбы с соперником, находящимся в условиях прямой видимости (старт в одной или соседней паре, общий старт), а также с противниками, стартующими много раньше или позднее. В таких случаях они ориентируются на информацию тренера о времени прохождения отдельных отрезков дистанции.

Умение распределять силы приобретается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых контролируется время прохождения отрезков дистанции и частота сердечных сокращений на подъемах, спусках и равнине. Сопоставляя личные ощущения с этими объективными показателями, лыжник овладевает умениями контролировать свою работоспособность.

Рост тактического мастерства неразрывно связан с уровнем развития физических и волевых качеств. В ходе подготовки целесообразно вначале повысить функциональные возможности лыжника применительно к требованиям тактики, а затем попытаться осуществить задуманный план. Так, при борьбе с противником, находящимся в непосредственном контакте (при общем старте), попытка оторваться от него за счет многократных ускорений может привести к обратному результату, если сам спортсмен не подготовлен к передвижению в переменном темпе после резкого старта. Поэтому, прежде чем пытаться осуществить данный тактический вариант, необходимо повысить функциональные возможности лыжника применительно к данному тактическому приему.

При обучении юношей тактике лыжных гонок на первых годах подготовки должны быть решены следующие задачи:

1. Научить правильному выбору способов передвижения в зависимости от внешних условий и индивидуальных данных.

2. Воспитать у лыжника чувство скорости.

3. Обучить умению выбирать и поддерживать скорость передвижения в зависимости от длины дистанции, рельефа местности и уровня подготовленности.

4. Научить лыжников простейшим приемам борьбы на лыжне при непосредственной близости противника (с общего старта, при обгоне и на финише).

Все эти задачи решаются в ходе групповых и индивидуальных занятий, начиная с первого года обучения. Постепенно задачи усложняются. Обучение тактике идет параллельно с освоением техники и ростом уровня подготовленности.

Оздоровительный эффект занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий на лыжах значительно возрастает благодаря тому, что проводятся они, главным образом, в экологически чистой лесной или лесопарковой местностях. При этом создаются уникальные условия для использования целого комплекса целебных оздоровительных факторов природной среды.

Как известно, двигательная деятельность лыжника осуществляется в естественных природных условиях – на лесных трассах, проложенных на местности с различным по степени пересеченности рельефом. Многочисленные переходы с одного хода на другой, различные способы подъемов, спусков, преодоления неровностей, поворотов, торможений. Выбор способа передвижения зависит, прежде всего, от многочисленных внешних природных факторов.

Условия скольжения охватывают два основных понятия:

1. Качество скольжения (динамическая сила трения), которое замедляет скольжение и тормозит продвижения лыжника. Поэтому необходимо принимать меры по снижению силы трения скольжения путем повышения качества скользящего покрытия лыжи и использования соответствующих лыжных мазей и парафинов.

2. Сила трения сцепления (статическая сила трения) обеспечивает остановку лыжи и дает возможность произвести отталкивание стоящей лыжи, что является обязательным условием полноценного толчка ногой в классических ходах.

Среди лыжников весьма распространена визуальная оценка качества скольжения. Для этого выбирают отлогий склон с хорошо накатанной лыжней, крутизной до 8% и длиной около 30 м, с плавным выкатом на равнинный участок. На вершине скола отмечают время старта, от которого мягким ступанием (без отталкивания) лыжник в стойке лыжника свободно скатывается со склона и скользит до полной остановки. Чем большее расстояние пройдено при скольжении и дальше от старта произошла остановка, тем выше качество скольжения и меньше коэффициент трения скольжения. Для определения качества сцепления этот же склон используют как подъем. И наибольшая высота подъема на склон ступающим шагом без опоры на палки будет соответствовать лучшему сцеплению и большему значению коэффициента трения сцепления.

При использовании классических ходов визуальную оценку качества скольжения и сцепления делают на равнинном участке, условия «отката» лыж осуществляют с применением фотоэлементов и электронных секундомеров. Фотоэлементы с электронным секундомером устанавливают на небольшом расстоянии друг от друга на выкате после горы разгона. Изменяя место старта на горе разгона и, следовательно, скорость движения на контрольном отрезке, корректируется качество скольжения на разных скоростях. Чем меньше время прохождения контрольного отрезка, тем лучше скольжение.

Все многообразие условий скольжения в различных погодных условиях при изменении структуры снежного покрова можно ориентировочно объединить в шесть наиболее выразительных, качественно различающихся между собой разновидностей, которые существенно изменяют двигательную деятельность лыжника.

Тактика в лыжных гонках.

Перед гонкой необходимо проделать соответствующую разминку. Её следует начинать за 30-40 минут до старта спокойным бегом без лыж и упражнениями на растягивание и расслабление основных групп мышц ног, туловища, плечевого пояса. Затем следует встать на лыжи и передвигаться в среднем темпе по лыжне, отведенной для разминки. В разминку включают два-три ускорения по 200-250 метров и заканчивают ее передвижение со средней интенсивностью. Перерыв между разминкой (нужно тепло одеться) и началом гонки не должен превышать 10-15 минут.

После разминки нужно тепло одеться и спокойно ходить около стартовой площадки. Общая длительность разминки 20-25 минут. Гонку начинают с оптимально большой, но привычной для себя скоростью. Старт принимают коротким разбегом (3-4 шага), а затем переходят на подходящие одновременные ходы – бесшажный, обношажный или их сочетание, коньковый ход. При удовлетворительном скольжении и на равнинных участках следует применять сочетание попеременного двухшажного и одновременного двухшажного ходов. Необходимо уметь быстро, без потери скорости переходить от одного способа лыжного хода к другому.

Подъемы в гору обычно преодолевают попеременным ходом (скользящим, беговым, ступающим), реже – «полуелочкой» и лишь в некоторых случаях «елочкой» (крутой склон, проскальзывание лыж). Применение разнообразных способов подъема в гору позволяют лыжнику более равномерно распределять нагрузку на основные мышечные группы, наиболее экономно преодолевать подъемы. На подъемах работают, обычно, интенсивнее, так как выигрыш от этого ощутимее, чем на равнине.
1.2. Способы передвижения на лыжах
Лыжные ходы получили свое название от различных сочетаний движений рук и ног. Лыжные ходы подразделяются на две группы: попеременные ходы (руки работают попеременно), одновременные ходы (руки работают одновременно). Выделяют также переходы с одного хода на другой.

Техника попеременных ходов. Наиболее распространенным способом передвижения на лыжах является попеременный двухшажный ход. Движения рук и ног в этом ходе аналогичны движениям в обычной ходьбе. Цикл движений состоит из двух скользящих шагов и двух отталкиваний палками (одно отталкивание палкой на каждый шаг).

Основой хода является скользящий шаг. С началом скольжения гонщик выносит ногу вперед и переносит на нее массу своего тела. Продолжая скольжение в выпаде, он останавливает движение ноги, производит активное продвижение тела вперед над опорой (перекат) и сгибает ногу в колене – приседание. Из этого положения лыжник начинает разгибание ноги в коленном суставе и производит энергичное отталкивание.

Выполняя шаги, лыжник попеременно отталкивается палками, что позволяет сохранить скольжение и даже несколько увеличить скорость. С началом скольжения на левой ноге правая рука выносит палку вперед. Рука немного согнута в локтевом суставе, кисть на уровне глаз.

Место постановки палки на снег зависит от условий скольжения: при хорошем скольжении - у крепления лыжи, при плохом – ближе к каблуку ботинка. Большое значение для отталкиваний палкой имеет угол постановки ее на снег. Оптимальным считается угол 80-85 0 . С наклоном туловища лыжник нажимает рукой на палку и, не допуская ее поперечных колебаний, сильно давит на снег. Выпрямлением руки на палки в одну линию заканчивается отталкивание палкой, которое выполняется быстро и до конца назад.

Важную роль в попеременно двухшажном ходе играет положение туловища лыжника. На протяжении цикла оно меняется несколько раз: после отталкивания ногой туловище выпрямляется, при начале отталкивания палкой оно наклоняется вперед – лыжник производит «навал» на руку и палку. Попеременная работа рук и ног создает условия для поочередного отдыха работающих мышц, экономного расходования сил.

Попеременный четырехшажный ход (в перекидку) применяется при затрудненном скольжении (оттепель, кустарник, извилистая и занесенная снегом лыжня), при плохой опоре палок (глубокий и рыхлый снег), когда трудно применить попеременный двухшажный и одновременные ходы.

Цикл этого хода состоит из четырех скользящих шагов и двух попеременных отталкиваний палками на третьем и четвертом шагах, которые выполняются также как и в попеременном двухшажном ходе. Первые два шага без толчков палками несколько короче, третий и четвертый шаги длиннее.

Техника одновременных ходов. Одновременные ходы применяют при хорошем скольжении на раскатанной обледенелой лыжне, при движении под уклон и на равнине при твердой опоре для палок, а также в случаях, когда необходимо на малом отрезке развить высокую скорость (обгон). В зависимости от числа скользящих шагов в цикле различают одновременный бесшажный, одношажный и двухшажный ходы.

Одновременный бесшажный ход применяется на пологих спусках, при отличном скольжении на ровных участках местности, обледенелых склонах, укатанных площадках и т.п. Лыжник скользит стоя на двух лыжах, отталкиваясь одновременно обеими палками. Цикл хода состоит из беспрерывного скольжения на двух лыжах (отталкиваясь одновременно обеими палками), переноса и отталкивания палками.

Закончив отталкивание палками, гонщик выпрямляется и вновь выносит палки вперед. Палки вставляются в снег под углом 70-80 0 , после чего начинается давление на них. Лыжник наклоняет туловище вперед, наваливаясь на палки, затем опускает и разгибает руки. Угол между опорой и палками уменьшается и к концу отталкивания доходит до 20-25 0 . Отталкивание заканчивается полным разгибанием рук в локтевых суставах, туловище наклонено вперед.

Одновременный одношажный ход применяется в гонках на хорошо накатанной лыжне с твердой опорой для палок, как на ровной поверхности, так и при небольших подъемах. Цикл хода состоит из скользящего шага, отталкивания палками и скольжения на двух лыжах.


ГЛАВА 2. ПОДБОР ПРИЕМОВ ТАКТИКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИИ ЛЫЖНИКОВ –ГОНЩИКОВ

2.1. Приемы тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков


Успех гонщика на соревнованиях во многом зависит от умения тактически правильно применять различные способы лыжных ходов, наиболее целесообразно распределять свои силы на дистанции.

Изучив трассу во время просмотра (обычно накануне, а лучше за несколько дней до гонок), лыжник составляет план гонки, учитывая состояние трассы, свою подготовленность, мастерство соперников, порядок их стартов. Если же заранее не удалось ознакомиться с трассой, лучшим вариантом плана будет относительно равномерное распределение сил по дистанции. В этом случае спортсмен меньше зависит от тактических приемов других участников.

Способы передвижения на лыжах подразделяются на следующие группы:


  • строевые упражнения с лыжами и на лыжах;

  • лыжные ходы;

  • переходы с хода на ход;

  • стойки спусков;

  • способы подъемов;

  • повороты на месте и в движении;

  • прикладные упражнения на лыжах;

  • преодоление неровностей на склонах при спуске.
По способу отталкивания ногами лыжные ходы подразделяются на две группы: классические и коньковые.

Лыжные ходы можно подразделить в зависимости от сочетания движений руками и ногами и количестве шагов в цикле хода.

Они подразделяются на две группы: попеременные ходы, толчки руками выполняются на бесшажные, одношажные, двухшажные и четырехшажные.

Таким образом, к классическим ходам относятся:

1. Попеременный ход – двухшажный.

2. Одновременный ход – полуконьковый.

3. Коньковый ход без отталкивания палками.

Вынося палки вперед, лыжник переносит массу тела на одну ногу и несколько сгибается, после чего, выпрямляясь, выполняет быстрое отталкивание ногой. К окончанию отталкивания ногой палки проходят вертикальное положение. Гонщик наклоняет туловище вперед, как бы подтягиваясь к палкам, немного сгибает руки и резко отталкивается палками, после чего скользит на двух лыжах, затем цикл движений повторяется. В этом ходе важно выполнять отталкивание поочередно правой и левой ногами.

Одновременный двухшажный ход применяется в гонках на ровных участках при умеренном скольжении и твердой опоре для палок, а также на длинных, отлогих склонах при затруднительном скольжении. Цикл хода состоит из двух скользящих шагов и отталкивания палками. Выполнив два скользящих шага (на двух лыжах), лыжник одновременно отталкивается палками и скользит на двух лыжах. Вынос и отталкивание палками выполняется также как и в одновременном одношажном ходе.

Правильная техника передвижения на лыжах – это система движений, с помощью которой лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. Правильная техника помогает лыжнику наиболее полно реализовать свои возможности для достижения результата, соответствующего уровню его физической подготовленности. Показательными качествами техники передвижения на лыжах являются естественность, эффективность и экономичность.

К основным действиям, который выполняет лыжник и от которых зависит скорость его передвижения, относятся: отталкивание лыжами, отталкивание палками, прокат лыж.

Отталкивание лыжами создает поступательное движение. Отталкивание палками увеличивает (или сохраняет) скорость скольжения на лыжах. Скольжение осуществляется попеременно на одной лыже или на двух лыжах одновременно за счет приобретенной скорости. Во время движения лыжник должен стремиться к тому, чтобы не потерять скорость.

Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с хода на ход, подъемы и спуски со склона, торможения, повороты на месте и в движении.

В классификации техники передвижения лыжника насчитывается более 50 способов, среди которых доминирующее положение, как по количеству, так и по значимости занимают лыжные ходы, которые подразделяются на две группы: классические и коньковые.

Лыжные ходы получили свое название от различных сочетаний движений рук и ног. Они подразделяются на две группы: попеременные ходы (руки работают попеременно), одновременные ходы (руки работают одновременно). По количеству скользящих шагов в цикле движения лыжные ходы подразделяются на бесшажные, одношажные, двухшажные, четырехшажные.

При изучении способов передвижения на лыжах на уроках школьники должны в совершенстве овладеть всем арсеналом лыжной техники. Что позволит им передвигаться с высокой скоростью в любых условиях и обеспечить безопасность в разнообразных условиях скольжения и рельефа местности

Лыжники высокой квалификации пользуются ограниченным количеством лыжных ходов, так как выбор способов передвижения у них определяется главной задачей соревнований – достижением высоких скоростей. Поэтому они используют, в основном, лыжные ходы, позволяющие развивать максимальную скорость. Это прежде всего коньковые ходы, а из классических – попеременный двухшажный и одновременный бесшажный и одношажный с его разновидностями. Другие способы передвижения сильнейшие лыжники применяют редко.

Рельеф трасс, условия скольжения и ряд других факторов порой требуют смены способа передвижения. С этой целью используются переходы с хода на ход: с попеременных на одновременные (переход без шага и переход через один шаг); с одновременных на попеременные (прямой переход). Существуют и другие способы переходов, но эти наиболее «быстрые».

При преодолении спусков на высокой скорости применяются различные стойки спусков. Их выбор зависит от цели, условий скольжения, длины, рельефа и крутизны спуска, а также наличия посторонних предметов и неровностей на склоне. В зависимости от высоты расположения общего центра тяжести (ОЦТ) тела применяются следующие стойки: основная (средняя), высокая, низкая. Внешние стойки различаются по степени сгибания туловища и ног, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. В зависимости от проекции ОЦТ на опору указанные стойки имеют разновидности: основная, передняя и задняя.

Основная стойка (средняя) наиболее универсальна, поэтому широко применяется при спусках различной крутизны. Она устойчива, не утомительна, удобна для выполнения поворотов и преодоления неровностей.

Низкая стойка целесообразна для пологих, открытых спусков малой и средней крутизны с целью увеличения скорости.

Высокая стойка применяется для увеличения лобового сопротивления снижения скорости, а также для осмотра незнакомого спуска в начале склона.

В зависимости от ширины ведения лыж различают нормальную, широкую и узкую стойки, возможен спуск в «разножке» (полувыпаде). Эти стойки повышают устойчивость при спуске. В лыжных гонках используются и различные специальные стойки: «аэродинамические», стойка «отдыха».

Все указанные стойки применяются при прямом спуске, а также при спуске наискось (в этом случае лыжи кантуются, чтобы избежать соскальзывания вниз по склону).

При анализе техники лыжных ходов, спусков и подъемов и в процессе обучения используется целый ряд определений, понятий и терминов, что дает возможность понять и правильно оценить действия лыжников при передвижении на лыжах.

2) «прямой переход» - с одновременного на попеременные сразу, без проката, без лишних движений.

3) «Подъем скользящим шагом» - очень похоже на попеременный двухшажный ход, но длина шага короче. Применяется на склонах средней крутизны (4-12 0) при хорошем сцеплении со снегом.

К числу основных тактических задач относится умение выбрать в зависимости от особенностей трассы тот или иной ход. Как мы уже говорили, подъемы средней крутизны, целесообразно преодолевать попеременным ходом, а пологие спуски и ровную трассу – одновременным с хорошим скольжением.

В гонке необходимо наметить наиболее выгодный для себя оптимальный режим действий. Тут нужна золотая середина. Случается, что и опытные гонщики впадают крайность. После вихревых скоростей на спуске при одобрительных криках зрителей они теряют чувство меры и продолжают бег в непосильном для себя темпе, а ближе к финишу совсем теряют силы, их бег превращается в мучение.

Еще одна типичная ошибка, когда по ходу гонки лыжник незаметно для себя начинает снижать скорость. Он как бы засыпает на трассе, идет в невысоком, монотонном темпе.


2.2. Оптимальные приемы прохождения дистанции на лыжной трассе «Уолба»
Наряду с условиями скольжения, структура движения лыжника зависит от длины и частоты шагов, и еще большей степени зависит от рельефа лыжной трассы и длины проложенной на ней тренировочной или соревновательной дистанции.

Пример. На 5-километровой лыжной трассе могут быть проложены дистанции длиной 5, 10, 15 и более километров.

В зависимости от соотношения на лыжных трассах подъемов разной длины и крутизны, равнинных участков и спусков трассы классифицируют на равнинные, слабопересеченные, пересеченные и сильно пересеченные.

Наша трасса проложена через озеро «Уолба». Она является среднепересеченной. На протяженности всей трассы лыжник проходит через пригорки в лес, обходит алас «Булуус». Дистанция имеет четыре подъема и четыре спуска. Старт и финиш находятся на озере.

Главная особенность соревновательной деятельности лыжников на пересеченном рельефе состоит в том, что скорость на различных компонентах рельефа относительно близка к средней соревновательной только на участках равнины, на подъемах она снижается до 4-4,5 м/с и менее, а на спусках может повышаться до 10 м/с и более. Поэтому при небольших различиях в общей протяженности подъемов и спусков общее время на этих участках существенно различается. Более того, степень напряжения организма изменяется в этих условиях диаметрально противоположно скорости, достигая самых больших показателей, чаще всего, именно на подъемах (превышение над подъемами может быть только при ускорении его со старта, обгоне и на финише).

А на спусках, особенно прямолинейных, без поворотов и при современном владении техникой спусков происходит заметное снижение мышечного напряжения, что создает условия для относительного отдыха и для восстановления организма на ходу соревнований. Такое естественное уменьшение двигательной активности на спусках позволяет затем развить более высокую скорость, прежде всего, на подъемах, а также на равнинных участках, на пересеченном рельефе. Наряду с метрическими крайне необходимы и наиболее информативны соответствующие им временные показатели продолжительности работы на различных участках рельефа.

На лыжных гонках на призы 9 – кратной чемпионки Республики Саха (Якутия) А.С. Михайловой, проводимых ежегодно, по условиям соревнования от спортсменов требуется умение передвигаться в двух стилях: классическом и коньковом. Хотя наша трасса не очень большая, но имеет много подъемов и спусков. Поэтому ребята, в основном, в классическом стиле на равнинном отрезках используют одновременно одношажный и одновременно двушажный ход, при подъёме – «ёлочку» и «полуёлочку». Спуск требует от каждого лыжника «среднюю стойку». Последний спуск нашей трассы можно пройти одновременно бесшажным ходом, так как он протяжённостью 150 метров и средней крутизны (4-12º). В коньковом стиле, в основном, применяют оновременно двушажный ход; на финишной прямой – одновременно одношажный, потому что этот ход вырабатывает скорость. Попеременный ходы в нашей трассе почти не используют, потому что они применяются при затрудненном скольжении (оттепель, кустарник, извилистая и занесенная снегом лыжня), при плохой опоре палок (глубокий и рыхлый снег), когда трудно применить попеременный двухшажный и одновременные ходы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Раскрыта сущность понятия процесса тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

Общая тактическая подготовка – это практическое овладение тактикой в лыжных горах путем применения лыжных ходов в зависимости от рельефа от условий скольжения, распределения сил по дистанции и составления графика ее прохождения, выбора вариантов смазки в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсменов и т.д.

2. Рассмотрены способы передвижения на лыжах.

Правильная техника передвижения на лыжах – это система движений, с помощью которой лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. К основным действиям, которые выполняет лыжник и от которых зависит скорость его передвижения, относятся: отталкивание лыжами, отталкивание палками, скольжение.

Они подразделяются на две группы:

Попеременные ходы (двухшажный, четырехшажный);

Одновременные ходы (бесшажные, одношажные, двухшажные);

Основой хода является скользящий шаг.

3. Подобраны приемы тактики прохождения дистанции.

1) «Переход с прокатом с одновременного на попеременные ходы» - чтобы удерживать постоянную скорость на равнине после спуска и в пологих подъемах.

2) «Прямой переход» - с одновременного на попеременные сразу, без проката, без лишних движений.

3) «подъем скользящим шагом» - очень похоже на попеременный двухшажный ход, но длина шага короче. Применяется на склонах средней крутизны (4-12 0) при хорошем сцеплении со снегом.

4) «Подъем ступающим шагом», полностью отсутствует скольжение. Этот способ подъема применяется на крутых склонах (13-16 0), когда скольжение невозможно из-за плохого сцепления лыж со снегом.

5) «Выкат после спуска». Выкат замедляет движение лыжника. Для сохранения устойчивости необходимо выдвинуть вперед ногу и отклониться назад.

6) «Преодоление уступа». В момент скатывания с уступа следует быстро выпрямиться, одновременно выполняя компенсаторное движение согнутыми руками вверх до уровня плеч, с тем, чтобы избежать прыжка.

4.Анализированы приемы тактики прохождения дистанции лыжников на трассе «Уолба».

На лыжных гонках на призы 9 – кратной чемпионки Республики Саха (Якутия) А.С. Михайловой, проводимых ежегодно, по условиям соревнования от спортсменов требуется умение передвигаться в двух стилях: классическом и коньковом. Хотя наша трасса не очень большая, но имеет много подъемов и спусков. Поэтому ребята, в основном, в классическом стиле на равнинном отрезках используют одновременно одношажный и одновременно двушажный ход, при подъёме – «ёлочку» и «полуёлочку». Спуск требует от каждого лыжника «среднюю стойку». Последний спуск нашей трассы можно пройти одновременно бесшажным ходом, так как он протяжённостью 150 метров и средней крутизны (4-12º). В коньковом стиле, в основном, применяют оновременно двушажный ход; на финишной прямой – одновременно одношажный, потому что этот ход вырабатывает скорость. Попеременный ходы в нашей трассе почти не используют, потому что они применяются при затрудненном скольжении (оттепель, кустарник, извилистая и занесенная снегом лыжня), при плохой опоре палок (глубокий и рыхлый снег), когда трудно применить попеременный двухшажный и одновременные ходы.
Следующий шаг моего проекта апробировать свои выводы на практике.

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Антонова О. Н. Лыжная подготовка. Методика преподавания. – М.: 1999.-208с.

  2. Красильникова А. А. Проблемы общей теории спортивных соревнований.-
М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 324 с.

3. Бутин И. М. Лыжный спорт. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 192 с.

4. Головкин П. В. Методика подготовки лыжника-гонщика. – М.: РИО ГРАФК, 1993. – 253 с.

5. Евстратов В. Д. Лыжный спорт. – М.: ФиС, 1989. – 228 с.

6. Манжосов В. Н. Тренировка лыжника-гонщика (очерки теории и методики). – М.: ФиС, 1986. – 145 с.

7. Раменская Т.И. Организация многолетней подготовки лыжников-гонщиков в спортивных школах. – М.: РИО ГЦОЛИФК, 1989. – 280 с.

8. Раменская Т. И. Лыжная подготовка школьников. Спорт в школе. – М.:

9. Ромин С. К. Лыжный спорт. – Киев: ФиС, 1988. – 86 с.

10. Суслов Ф.П., Тышлер Д. А. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. – М.: СпортАкадемПресс, 2001 – 480 с.

Статья представляет собой компиляцию собственного соревновательного опыта. Рассмотрена тактика прохождения подъемов, спусков, равнины. Дана общая картина и основные принципы.

Ни для кого из любителей лыжного спорта не секрет, что проводят по сложному рельефу. В нормативных документах, которые регламентируют требования к лыжным трассам, четко прописаны допустимые наборы высот на конкретно взятых дистанциях. Так, на 5- ти километровой гонке допустимым считается перепад высот не более 200 метров. На 15- ти километровой – 450. Цифры эти очень большие, особенно если вспомнить, какие требования предъявляет лыжная техника, особенно коньковая, к организму спортсмена.

Общая картина
В своей книге «чсс, лактат и тренировки на выносливость» Петер Янсен указывал, что оптимальной тактикой прохождения дистанции является идея придерживаться одной интенсивности нагрузки во время всей гонки. Однако тяжелый рельеф, высокие требования к силовой компоненте в подготовке спортсмена накладывают глубокий отпечаток на тактику прохождения гонки в лыжном спорте.

С одной стороны, в подъемы сложно не «выскочить» из безопасной зоны интенсивности, с другой- на спусках приходится сидеть в стойке и почти полностью отдыхать. Если нагрузка выше «безопасной зоны» (анаэробного порога) длится не более 5- 7 секунд, то усталости не последует.

Равнинные ходы, что коньковые (одновременный двушажный – как на скоростных лыжероллерах, одновременный одношажный «под каждую ногу»), что классические- бесшажный и одновременный двушажный (когда мы толкаемся поочередно то одной ногой то двумя руками) имеют одну особенность. Они обладают длинной фазой проката, во время которого можно отдохнуть.
Подъемные ходы менее «напряжные», тоесть менее требовательны к силовым показателям, но и менее эффективны. Они также не позволяют как следует расслабиться.

Следите за техникой! Цикл движений должен состоять из двух фаз- отталкивание и скольжение. Во время отталкивания вы должны направить все усилия на продвижение вперед, во время скольжения нужно расслабиться и отдохнуть. Если чувствуете что сильно устали ноги- немного сбавьте на время темп, перенесите по возможности нагрузку на плечевой пояс.

Короткий подъем
Если подъему предшествует спуск- то лучшим решением будет как следует растолкаться перед подъемом и в начале него, чтобы как можно больше пробежать равнинным ходом (но не более 7 секунд!). Если перед подъемом равнина или тягун (это пологий длинный подъем) - идите как обычно.

Далее, с падением скорости, следует перейти на подъемный вариант хода. Причем, если осталась только маленькая макушка подъема, которую вы в состоянии преодолеть за 4- 5 шагов, то следует не «вкатывать», а «вбегать». То есть сделать короткое ускорение.
После преодоления подъема нужно пройти пару- тройку шагов равнинным ходом с длинным отдыхом между отталкиваниями. Так будет легче восстановить силы. Когда почувствуете что снова готовы работать- начинайте наращивать темп. Если после подъема начинается крутой спуск- отдохнете на спуске, предварительно хорошенько растолкавшись.

Длинный подъем
Начало проходите без всяких ускорений. Падению скорости не сопротивляйтесь. Когда перешли на одношажный, немного сбавьте темп. Вы должны подстроить длину шага и некоторые другие параметры под этот конкретный подъем. Когда почувствовали, что идете максимально эффективно- прибавляйте темп. После подъема- короткий отдых.
Внимание! Не допускайте чувства сильной усталости на гонке! Особенно, если не обладаете очень хорошей техникой. Выиграли пять секунд на подъеме- проиграете минуту на остальной дистанции. По моим наблюдениям, сильнейшие лыжники проходят всю дистанцию более- менее с одной скоростью. За исключением финиша. Если у вас первая пятерка за 15минут, вторая за 16, третья за 17- что- то не так! Подъемы - всегда зона риска. Особенно длинные.

Равнина и спуски
Ну тут все ясно. Бегите ориентируясь на ощущения. Темп должен быть быстрым, но терпимым и желательно чтобы был запас сил.

Если есть возможность- спуск не слишком крут и достаточно широк- толкайтесь ногами, если бежите коньком. Толкайтесь мощно и редко, во время проката старайтесь отдохнуть. Не плужите без крайней необходимости! Вы теряете драгоценную скорость! Если подъем заканчивается резким поворотом- проходите его как обычно, а за 10- 15 метров до поворота резко затормозите плугом и войдите в поворот.

Если поворот не требует торможения- проходите его переступанием или даже перепрыгиванием, при этом не изменяя низкой стойке. Помните об аэродинамике!

Основная идея прохождения спусков- как можно дольше сохранять высокую скорость. При этом не выходя за анаэробный порог более чем на 5- 7 секунд. Если длинный спуск прерывается коротким равнинным участком или малюсеньким подъемчиком- отработайте этот короткий участок по полной!

Коньковый стиль
Избегайте идти слишком долго подъемным вариантом. Техника движений при нем несимметрична, ноги полностью не расслабляются между отталкиваниями. По возможности переключайтесь ненадолго на равнинные хода. Эту рекомендацию можно отнести и к классическому ходу. Но там причина иная- попеременный двушажный ход очень затратен. Равнинные хода позволяют ногам отдохнуть, а руки забить до невыносимого состояния опытным лыжникам весьма проблематично.

Классический ход
Как можно меньше используйте елочку! Это сверх интенсивный ход! Если все же без нее никак- по возможности разворачивайте лыжи поменьше. При забегании елочкой в подъем не позволяйте рукам уставать- когда подъем закончится, надежда только на отталкивания руками. Ваши ноги бежать уже не будут. Так пускай устанут только они!
Не толкайтесь слишком часто когда идете по равнине на бесшажным ходом. Лучше толкаться пореже но посильнее. Руки так меньше устанут.

Распределение сил по дистанции — этим так-тическим умением лыжник овладевает на всем протяжении обучения. Темп в учебных забегах и гонках учащиеся выбирают с учетом своей физической подготовленности. Важно научить занимающихся выбирать оптимальную скорость передвижения, хорошо отрабатывать это умение на отрезках лыжных трасс со средней сорев-новательной скоростью.

Выполняя тактический замысел в контрольной или соревновательной гонке, лыжник поддержи-вает выбранный темп на всей дистанции с уче-том различных участков трассы, максимально используя свои знания и навыки, приобретенные на уроках лыжной подготовки.

Старшеклассникам известно, что лучшие ре-зультаты в соревнованиях, в том числе с участием сильнейших гонщиков мира, показываются при относительно равномерном распределении сил в течение всего времени прохождения дистанции. Колебания интенсивности не должны превышать в среднем 3—5 %. Эти границы определяют так называемую оптимальную зону. Значит, очень важно, предварительно посоветовавшись с учителем, найти для себя правильный темп гонки. Если начать гонку со слишком большой скоростью, могут возникнуть ощущения тяжести, характерные для «мертвой точки». Когда лыжник снизит скорость, они постепенно проходят. Чтобы не допустить этих ощущений, следует вначале сдерживать силы, помнить, что при свежих си-лах скорость достигается достаточно легко. Это важно учитывать при обгоне соперника на ди-станции. Догнать соперника — не главная цель соревнования (исключение составляют эстафет-ные гонки). Важно показать возможно лучший свой результат.

Если же приходится обгонять лыжника, то сделать это нужно тактически грамотно. Лучше обогнать его до спуска, на ровном участке лыж-ни, но можно и на подъеме, сохранив запас сил, чтобы сразу же оторваться от него. Если же все-таки он «зацепился», не следует чрезмерно напрягаться, чтобы убежать от него, помня о необходимости сохранить максимум сил.

И вот уж когда не надо жалеть своих сил, так это при финишировании. Начало финишного ускорения нужно выбрать тоже умело. Важно так закончить гонку, чтобы и сил не осталось, и скорость не упала. Продолжительность финиш-ного ускорения зависит от индивидуальных осо- бенностей лыжника. Нужно знать себя и чувство-вать силы. Это приобретается опытом, постоян-ной работой над собой на лыжных трассах. Особенно опасно увлекаться борьбой, когда есть параллельные лыжни. В этом случае незаметно для себя можно израсходо-вать все силы.

Обучать технике передвижения на лыжах мож-но вместе и юношей и девушек. Следует сде-лать два круга: внешний — для юношей, внутрен-ний — для девушек (особенно когда классы не делятся). Как и в VII классах, показ и объяснение техники должны быть краткими. Часть сообщений, а также показ имитацион-ных упражнений лучше сделать в спортивном зале до выхода на лыжню. В морозную и ветре-ную погоду там же нужно провести короткую разминку.

Очень важно прививать учащимся старших классов навыки самостоятельных занятий этим замечательным видом физических упражнений, разъясняя доступность, оздоровительную цен-ность и простоту занятий лыжами. Поэтому здесь же, в зале, нужно сообщить о пульсовом ре-жиме предстоящих заданий, рассказывать, какие способности и качества развивает та или иная интенсивность занятий, какое значение она имеет для будущих воинов, матерей, работников умст-венного и физического труда.

В связи с возрастанием тренировочной работы специальные упражнения на склонах даются ре-же, склоны включаются в тренировочные отрез-ки. Следует с помощью «ситуации разрыва» показывать эффективность технически грамотно-го прохождения спусков и подъемов, фикси-руя время или расстояние.

Учитывая возросшие способности старших школьников к тактическому мышлению и более эффективные возможности обучения в разде-ленных классах, нужно продолжать совершен-ствование в технике не только предусмотренных программой для этих классов способов пере-движения на лыжах, но и изученных ранее.

Требования к домашним заданиям остаются такими же, как и в IV — VII классах. Юноши и девушки VIII классов должны дома вы-полнять такой же объем работы, какой они вы-полняли на сдвоенном уроке лыжной подготов-ки, но в два приема, с интервалом через день-два.

ГЛАВА II. Тактика лыжных гонок

2.1 Факторы, определяющие соревновательную тактику

лыжника-гонщика

Главная задача тактики в лыжных гонках - наиболее целесообразно использовать функциональные , физические, технические, теоретические и волевые возможности спортсмена для победы в соревнованиях. (4,7,10)

Техническая, физическая и волевая подготовка лыжников находится, как правило, на высоком и примерно одинаковом уровне. Поэтому, при прочих равных условиях, достижение победы, в конечном итоге, часто зависит от уровня тактического мастерства. (4,16) Тактическая подготовка в лыжном спорте имеет ряд особенностей в связи с большим влиянием внешних условий на ход борьбы в соревнованиях.

Так, неверный выбор способа передвижения, мази или толщины ее слоя в зависимости от условий скольжения, рельефа местности и состояния лыжни может лишить спортсмена возможности бороться за победу в данных соревнованиях. (7,15)

Тактика представляет собой совокупность средств, способов и форм ведения игры (борьбы) и целесообразное их применение против конкретного противника, в конкретных условиях для достижения поставленной задачи. (11) Правильно выбранная тактика - это максимально выгодное использование собственных положительных сторон и отрицательных сторон противника.

Изучая вопросы тактики, лыжник развивает свое тактическое мышление, создает ясное представление о своих действиях в предстоящих соревнованиях. Для общей тактической подготовки и развития тактического мышления спортсмены должны теоретически и практически изучать тактические основы индивидуальных действий, должны уметь строить тактический план и осуществлять его во время состязаний.

Все качества спортсмена неразрывны, они одинаково необходимы, влияют друг на друга и должны рассматриваться в единстве.

Для того, чтобы избрать правильную тактику , необходимо иметь ясное представление о средствах, способах и формах ведения борьбы, принимаемых соперником, необходимо осмыслить слабые и сильные стороны соперника.

2.2 Общая и специальная тактическая подготовка лыжника

Общая тактическая подготовка лыжника - это приобретение теоретических знаний в области тактики, в том числе и в смежных циклических видах спорта. (4.9) Лыжники приобретают эти знания из специальной литературы, на лекциях, в беседах с сильнейшими спортсменами и тренерами, в ходе наблюдений за соревнованиями, на практических занятиях, во время просмотра кинофильмов с последующим их анализом и т.д.

Теоретическая подготовка спортсмена заключается в изучении теоретических основ техники передвижения на лыжах, методики обучения, тренировки и тактики в том или ином виде спорта. Она является составной частью других сторон подготовки лыжника и осуществляется на протяжении всего тренировочного процесса в виде лекций и самообразования. Теоретическая подготовка занимает все большее место в общем процессе подготовки и воспитания спортсменов.

Целенаправленный учебно-тренировочный процесс в большом спорте определяется объективными закономерностями. Спортсмен должен знать их, чтобы понимать необходимость увеличения тренировочных нагрузок с ростом спортивного мастерства.

Теоретические знания должны составлять постоянный элемент учебно-тренировочного процесса, непосредственно связанного с решением задач физической, тактико-технической и психологической подготовки.

Специальная тактическая подготовка лыжника заключается в овладении тактикой применения лыжных ходов, распределения сил на дистанции и составления графика движения с учетом конкретных противников в зависимости от внешних условий. (4,10) Специальная тактическая подготовка осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях различного масштаба.

Тактическое мастерство лыжников основывается на большом запасе знаний, умений и навыков , позволяющих выполнять задуманный план гонки (соревнования). Во время соревнований оно проявляется в умении быстро оценить изменившуюся обстановку и принять необходимое решение для достижения победы или высокого результата.

Задачами тактической подготовки лыжника являются (15,23):


  1. Изучение общих положений тактики в спорте.

  2. Изучение тактики лыжного спорта.

  3. Изучение тактического опыта сильнейших лыжников.

  4. Обучение практическому использованию элементов тактики в тренировочных занятиях, прикидках и на соревнованиях:
А) применение лыжных условий скольжения, рельефа местности, состояния лыжни;

Б) выбор стойки спуска и способов поворотов в зависимости от крутизны и неровности склонов, условий скольжения, степени утомления и т.д.;

В) овладение способностью распределения сил на дистанции и выработка чувства времени;

Г) овладение стартовым и финишным ускорением, способом обгона и ухода от противника;

Д) умение правильно оценивать свою подготовленность до составления тактического плана;

Е) изучение своих возможностей в достижении спортивной формы к

Основным соревнованиям.

Следующими задачами тактической подготовки являются:


  1. Изучение условий и места предстоящих соревнований: рельеф,
    состояние и возможные изменения лыжни в ходе соревнований, стартовый
    номер, возможные изменения.погоды.

  2. Изучение возможных противников, их тактической, физической,
    технической и волевой подготовки.

  3. Анализ участия в соревнованиях и эффективность применяемой
    тактики.
Набольшее значение в тактической подготовке имеет овладение техникой способов передвижения и применения их в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Важным средством обучения тактике является повторное прохождение различных по длине и рельефу отрезков дистанции.
Не менее важно в ходе тактической подготовки воспитывать у лыжников умение правильно распределять силы на дистанции. Опыт подтверждает целесообразность равномерного распределения сил на дистанции. Умение распределять силы приобретается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых контролируется время прохождения дистанции и частота сердечных сокращений на подъемах, спусках и равнинах. В ходе занятий лыжник должен овладеть приемами борьбы с противниками , стартовавшими значительно раньше или позже него, используя при этом информацию тренера и свой опыт.

Тактическое мастерство неразрывно связано с уровнем развития физических, моральных и волевых качеств. (2,8,12)

Так, при борьбе с противником, находящимся в непосредственной близости (при общем старте), попытка многократных ускорений может привести к обратному результату, если сам спортсмен не подготовлен к передвижению в переменном темпе после резкого страта. Поэтому прежде чем пытаться осуществить данный тактический вариант, необходимо повысить функциональные возможности лыжника применительно к данному тактическому приему. После каждого старта необходимо провести анализ прошедших соревнований, оценить эффективность применяемой тактики, сделать выводы на будущее. Все это является одним из основных методов совершенствования тактического мастерства.

2.2.1 Тактика передвижения по пересеченной местности

В технике передвижения по склонам средней крутизны (4-12°) появляются существенные изменения по сравнению с равнинны ходом -попеременным двухшансным.

Поэтому целесообразно назвать способ преодоления склонов средней крутизны - подъем скользящим ходом (6,10). Если скольжение отличное, то сильные лыжники могут сменять попеременный или одновременные ходы на подъем скользящим ходом при крутизне склона более 4-5°.

В подъеме скользящим ходом, как правило, после отрыва толчковой лыжи еще продолжается отталкивание одноименной палкой. Значит, загрузка лыжи может быть еще не полная: часть веса приходится на одноименную палку. Появляется новая фаза, которую можно условно назвать «скользящий полет». Это скольжение на одной лыже с завершением отталкивания одноименной палкой. Это фаза частично или даже полностью заменяет собой свободное скольжение. Смысл этой замены в том, что отталкивание одноименной палкой не позволяет телу гонщика отстать от скользящей лыжи, предупреждает проваливание тела назад, несмотря на выдвижение стопы вперед. Постановка разноименной палки часто совпадает с отрывом от опоры одноименной палки. У менее подготовленных лыжников разноименная палка ставится еще раньше - время опоры на обе палки сразу бывает больше.

Надо подчеркнуть, что разобранные здесь особенности являются выводом из изучения очень большого материала техники лыжников высокой квалификации за многие годы в различных условиях. Приводимые факты служат только примерами, и не единственным доказательством справедливости выводов.

Перейдем теперь к разбору способов передвижения по крутым склонам (13-16°). Более сильные лыжники , сохранившие силы, преодолевают такие склоны при помощи способа подъем скользящим бегом. Для подъема скользящим бегом характерна полная замена фазы свободного скольжения фазой скользящего полета с завершением отталкивания одноименной палкой. С момента постановки разноименной палки скольжение на лыже прекращается. Все скольжение сводится к короткой фазе скользящего полета. Далее сразу следует стояние лыжи до выпада, которое всегда имеется на подъемах.

Наконец , на крутых подъемах применяют еще один способ - подъем ступающим шагом. Для этого способа характерно полное отсутствие скольжения. Долго длится опора на одноименную палку и заканчивается она позднее, чем постановка разноименной палки. Подъем ступающим шагом женщины применяют обычно при крутизне склона меньшей, чем мужчины.

Более крутые склоны (более 16°) в гонке преодолевать ступающим шагом трудно.

Во всех способах подъема не бывает, как правило скольжение с выпрямлением ноги. Скользить, выпрямляя ногу и поднимая тело вверх, совершенно нерационально.

2.2.2 Передвижение на уклонах и спусках

Уклоны от спусков имеет смысл отличать потому, что на уклонах лыжник передвигается активно, увеличивая скорость отталкивания лыжами и палками.

Границы между уклоном и спуском зависят от условий трения и способности лыжника достаточно сильно и быстро отталкиваться при достигнутой скорости. Более часто применяют одновременный однолыжный ход. И, наконец, до момента перехода уклона в спуск - бесшажный ход (6,7).
Когда лыжник едва успевает приложить усилия к палкам, теряется смысл отталкивания, при этом прирост скорости незначителен, а затрата усилий на быстрые движения велика.

Спуски различают свободные, заторможенные и с препятствиями (4,15). Заторможенные спуски отличаются от свободных тем, что условия трассы заставляют лыжника тормозить на спуске.

2.2.3 Распределение сил на дистанции

Анализ результатов соревнований сильнейших гонщиков мира позволяет делать выводы, что лучшие результаты показывают спортсмены, которые равномернее распределяют свои силы (4). Это утверждение не означает, конечно, что слабый лыжник при равномерном распределении силы на дистанции выиграет у сильного , который по каким-либо причинам не сумел равномерно распределить свои силы.

На пересеченных рельефах лыжных трасс, на которых подъемы достигают несколько десятков метров, трудно говорить о равномерности скорости, поэтому мы говорим об относительной равномерности.

Исследования показывают, что при равномерной интенсивности вполне допустимы колебания от 3 до 5% от средней скорости (13). Если спортсмен значительно превысил свою среднюю (оптимальную) интенсивность, то через некоторое время его скорость значительно снижается из-за быстро наступившего утомления.

В практике выступлений лыжников имеется немало подобных примеров, особенно в эстафетных гонках.

Если спортсмен, не оценив своих возможностей, значительно превысит оптимальную интенсивность, окислительные процессы в его организме протекают в три раза быстрее, то есть организм начинает работать в долг. (17)

Умение распределять силы лыжник приобретает на занятиях. Для этого они на тренировках должны чаще (особенно на первых занятиях) измерять частоту пульса в минуту. Сопоставляя свои ощущения с объективными данными частоты пульса на подъеме, на равнине и на спуске, лыжник быстрее научиться сознательно контролировать работоспособность организма.

Лыжник должен овладеть приемами борьбы с противником, когда тот находится в поле его зрения. Приемы тактической борьбы в этих случаях могут быть следующими:

При парном старте - сразу выйти вперед, если противник хуже подготовлен.

При групповом (эстафетные гонки) - необходимо знать место ведущих номеров, если силы лыжников равны.

Когда равносильные спортсмены стартуют в одной паре, для достижения наилучшего результата они часто попеременно лидируют друг друга.

Выбор тактических приемов основан на анализе собственного состояния работоспособности , наблюдения за спортсменами, с которыми гонщик непосредственно вступает в контакт, и сопоставлении своей работоспособности с работоспособностью противников, которые стартовали раньше или позже.

Тот или иной способ передвижения выбирают в зависимости от рельефа местности, состояния снега и качества скольжения.

ГЛАВА III. Экспериментальное обоснование тактики распределения сил на дистанции в лыжных гонках

Как показал анализ специальной литературы (гл. 1-2) , беседы с тренерами и спортсменами, педагогические наблюдения и собственный спортивный и педагогический опыт, одним из способов тактической организации действий в циклических видах спорта на выносливость, в том числе и лыжных гонках, является система распределения сил на дистанции. Под этим подразумевается изменение скорости передвижения спортсмена на различных участках дистанции, активизация или временное снижение психофизических усилий на том или ином ее отрезке.

В лыжном спорте современные трассы отличаются значительной пересеченностью рельефа: затяжными подъемами, участками скоростных спусков, равнинными отрезками и т.д. В связи с этим возникает вопрос разработки модели прохождения той или иной лыжной трассы с дифференцированной активностью лыжника на различных профильных участках дистанции. Решение данного вопроса возможно на основе:


  1. разграничения дистанции на ряд профильных участков (достаточной протяженности);
    регистрация времени прохождения этих участков всеми участниками соревнований;

  2. определение степени взаимосвязи эффективности прохождения различных участков дистанции с конечным спортивным результатом на основе методов математической статистики (вычисление коэффициентов корреляции и детерминации).
Полученная таким образом модель может выступать в качестве предпосылки разработки соревновательного тактического плана прохождения соответствующей дистанции лыжниками-гонщиками в аспекте дискретного изменения степени активизации их двигательных действий.

В соответствии с определившейся идеей нами был проведен
педагогический эксперимент, в котором принимали участие сильнейшие
лыжники Соль-Илецкого района, а также учащиеся Ветлянской средней школы. Эксперимент осуществлялся в течение двух лет - в 2002 и 2003 гг.

На первом этапе эксперимента (зима 2002 г.) решалась задача определения структурной модели прохождения дистанции 10 км в местечке Боевая Гора, где традиционно проводятся многие районные соревнования по лыжным гонкам. Предварительное изучение соревновательной трассы, беседы со старейшим учителем Боегородской средней школы Павленко Ю.Н., учителем Григорьевской средней школы Орловым В.В. позволили выделить на трассе ряд характерных участков (достаточной протяженности, чтобы их вклад в конечный результат был достаточно весом по времени). Изображение трассы представлено на рисунке 1. Сразу следует отметить, что профиль дистанции характеризуется общим уклоном по линии БВ, составляющим 17-20°. Таким образом , процесс прохождения спортсменами дистанции характеризуется постоянной сменой участников спусков и подъемов. Лишь один участок (БГ) отличается относительной пологостью (незначительный подъем 3-5°).

Дистанция была разделена на пять участков по принципу: один спуск -один подъем. Лишь на третьем участке имелся один небольшой дополнительный вираж. Старт и финиш находились в одном месте.
В процессе соревнования на дистанции 10 км участники проходили два круга по 5 км для нашего исследования это представляло дополнительный интерес , так как позволило оценить вклад эффективности прохождения одного и того же участка дистанции дважды - на первом и втором круге.

Определение модели раскладки сил по отмеченным участкам осуществлялось в соревнованиях на первенство области среди учебных

Заведений (вузов и ссузов), в которых принимали участие 17 спортсменов. Среди них 7 участников 2, 3 разряда и 10 спортсменов I разряда. Соревнования проходили 8.02.2002: начало гонки в 11.00, температура воздуха-12°С, снег сухой.

Этапные судьи-хронометристы запускали секундомеры по сигналу стартера, и четверо из них сразу же разъезжались на свои промежуточные пункты контроля: 1-2-3 и 4 (рис. 1). Один оставался в районе старта, так как здесь был промежуточный и конечный финиш дистанции. Таким образом , хронометристы осуществляли регистрацию моментов времени прохождения каждым участником соревнования всех промежуточных пунктов. Спортсмены выпускались на трассу поочередно, через каждые 30 секунд.

Последующие расчеты позволил определить время прохождения испытуемыми каждого участка дистанции (табл.1).

Проведенный затем корреляционный анализ и расчет коэффициентов детерминации показали следующее распределение вкладов участков дистанции в конечный результат:

А) по коэффициентам корреляции:

0,88-0,98-0,98-0,85-0,85-0,96-0,97-0,98-0.94-0,95;

Б) по коэффициентам детерминации:

77,4%-96,0%-96,0%-72,2%-72,2%-92Л%-94,1%96,0%-88,3%-90,2%. Более наглядно вклад эффективности прохождения каждого участка дистанции в конечный результат показан на диаграмме (рис. 2). Видно, что в целом более весомый вклад дает эффективность прохождения второй половины дистанции, а по участкам - на 1 круге - 2 и 3-й участки; на втором круге - 1, 2 и 3-й участки. Эффективность прохождения 4 и 5-го участка на первом круге менее значима, хотя и возрастает на втором круге (финиш).

Рис. 1 Схема лыжной трассы.

Направление лыжной гонки

Таким образом , было определено, что оптимальным модельным вариантом распределения сил на дистанции 10км Боевая гора для

Спортсменов указанной квалификационной категории в условиях сухого снега и слабоморозной погоды можно считать следующий:

А) относительно быстрое, но не максимальное, прохождение первого (стартового) участка дистанции (первый километр);

Б) активизация на втором и третьем участках (2-3-й км);

В) некоторое снижение активности на 4 и 5 участках (поддержание скорости за счет экономизации движения в середине дистанции);

Г) постепенное повышение скорости на 1-м (бывшем стартовом) участка;

Д) вновь максимальна активизация действий на 2 и 3-м участках;

Е) снять некоторое снижение активности на 4-м круге;

Ж) активизация двигательных действий на последнем - финишном участке дистанции.

Таблица 1

Время прохождения участниками соревнований различных участков
дистанции 10 км (Районные соревнования, 8.02.2002)


№ п/п

Участки дистанции

1

2

3

4

5

6

7

8

10

1

196

185

254

138

187

239

199

264

134

200

2

210

204

278

151

2096

251

214

280

153

206

3

197

180

241

127

175

215

191

252

136

4

182

173

231

128

175

212

181

238

134

176

5

181

181

254

139

195

223

197

264

143

191

6

185

174

233

126

183

204

178

241

131

172

180

167

229

126

171

215

179

238

132

173

8

196

198

270

178

168

238

215

290

149

202

9

176

166

219

129

162

202

167

223

120

169

10

177

235

132

176

233

197

253

134

185

11

185

178

249

137

188

228

197

268

145

196

12

208

204

289

156

202

250

214

282

145

197

13

179

237

133

175

215

178

245

134

172

14

177

167

231

126

166

206

180

235

128

162

15

175

172

237

130

173

225

192

250

135

178

16

166

160

122

156

193

168

224

122

155

17

228

217

288

157

215

265

221

301

165

210

Рис. 2 Зависимость результатов в лыжной гонке на 10 км от эффективности прохождения различных участков дистанции

В целом, в тактике распределения сил при прохождении данной дистанции можно выделить 2 и 3-й участки, где спортсмены должны проявить максимум усилий при прохождении каждого круга дистанции, и 4-й участок, где возможно некоторое снижение активности для относительного отдыха с целью устранения метаболических продуктов распада в мышцах и крови спортсмена после предыдущей интенсивной деятельности и для подготовки к последующей активизации действий на решающих участках и финишном отрезке на втором круге.
На втором этапе эксперимента (зима 2003 г.) была организована опытная группа в количестве 6 человек из числа учащихся Ветлянской средней школы (тренер Петров А.Л.), которые в течение нескольких тренировок перед первенством района осваивали вышеуказанную модель прохождения дистанции. В день соревнований (8.02.2003) этим спортсменам перед разминкой была продемонстрирована схема трассы, диаграмма распределения усилий и дана соответствующая двигательная установка по тактике прохождения дистанции.

В процессе соревнований, также как и на предыдущем этапе эксперимента, судьи-хронометристы регистрировали время прохождения спортсменами промежуточных пунктов. Это позволило в дальнейшем определить, придерживались ли участники опытной группы разработанной тактической модели.

Результаты соревнований показали, что из числа участников опытной группы двое спортсменов стали победителями: один среди старших юношей (Н. Антропов), другой - среди средней группы (Педанов А.) Хорошо также выступили другие участники опытной группы , занявшие 3,5 и 6 места.

Интерес представляет динамика прохождения спортсменами различных участков дистанции. Для анализа мы взяли результаты первых 8 лучших спортсменов, поскольку в числе них находились все участники опытной группы (взрослые), занявшие как уже отмечалось 1,3,5 и 6-е места. Другие четверо из восьмерки выступили в качестве контрольной группы, поскольку не выполняли экспериментальной модельной раскладки сил.

Анализ средних результатов прохождения различных участков дистанции спортсменами опытной и контрольной групп показал (табл.2), что участники опытной группы четко выполнили модельную тактическую установку.

Таблица 2

Среднее время прохождения участниками экспериментальных групп различных участков дистанции 10 км


Группы
Участки дистанции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Среднее время прохождения (сек)

Опытная


200

164

256

135

189

236

188

255

198

133

Контрольная

220

203

279

155

217

263

189

298

211

152

Разность (сек)

20

39

23

20

28

27

1

43

13

19

Так, если на стартовом участке в результате относительно быстрого стартового разгона преимущество опытной группы составило 20 секунд, то на 2 и 3-м участках, где требовалась максимальная активизация действий, положительная разница уже достигла 39 и 23 секунд. На 4-м участке разница уменьшилась до 20 секунд, что свидетельствует о выполнении участниками опытной группы запланированного снижения двигательной активности. Но уже на следующих участках разность опять начала увеличиваться, достигая 28 и 27 секунд. Однако несколько преждевременная активизация двигательных действий участниками опытной группы, на 5 и 6-м участках привела к тому, что на 7 участке (2-й на круге) они не смогли еще более увеличить активность, наоборот несколько снизив ее (экономизация действий после предшествующей длительной активности). Разность между группами здесь составила всего 1 секунду. Однако уже на 8-м (3-м на модельном круге) участке разность резко возрастает в пользу опытной группы, достигая наибольшей величины среди всех участников дистанции - 43 секунды. Это свидетельствует о выполнении участниками опытной группы модельного тактического плана. Подтверждением его выполнения является некоторое снижение активности на 9-м (4-м круге) участке дистанции (уменьшение разницы до 13 сек) и активизация действий на последнем, финишном участке (увеличение разницы до 19 сек).

Таким образом , разработанная модель распределения сил на дистанции, реализованная спортсменами-участниками опытной группы во время ответственного соревнования, подтвердила свою эффективность, что выразилось в достижении спортсменами высоких спортивных результатов.

Выводы

1. Основными формами соревновательной деятельности являются техника и тактика спортсменов.

Тактика, в наиболее распространенном понимании характеризуется как искусство ведения соревновательной борьбы.

В более конкретном определении под тактикой соревновательной деятельности понимаются общие формы ее целесообразного построения в целом, последовательно объединяющие соревновательные действия в соответствии с основными линиями поведения спортсмена (команды) на соревновании.

2. В группе видов спорта циклического характера на выносливость тактические действия сводятся к предварительному составлению графиков скорости преодоления отрезков дистанции с учетом собственного состояния, состояния противников, метеорологических условий.

Выделяют следующие варианты раскладки сил на дистанции:


  1. равномерная скорость передвижения по дистанции ;

  2. высокая скорость в первой части дистанции с постепенным ее снижением к финишу;

  3. высокая скорость в первой и последней частях дистанции и уменьшение ее в средней:

  4. постепенное нарастание скорости в течение всей дистанции;

  5. постоянная вариативность скорости в процессе преодоления дистанции;

  6. постоянная скорость в начале и середине дистанции и резкое возрастание ее на финише и др.
3. Спортивно-тактическая подготовка связана с формированием способностей вести соревновательную борьбу в процессе специфической соревновательной деятельности.

4. Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта.

Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. Основным специфическим методом совершенствования тактического мастерства является метод тренировки как с реальным, так и условным противником.


  1. Тактическая подготовка в лыжном спорте имеет ряд особенностей в связи с большим вниманием внешних условий (состояние снега, рельеф местности, температуры, вид мази и т.д.) на ход борьбы в соревнованиях.

  2. Общая тактическая подготовка лыжника - это приобретение теоретических знаний в области тактики, в том числе и в смежных циклических видах спорта.
Специальная тактическая подготовка лыжника заключается во владении тактикой применения лыжных ходов, распределения сил на дистанции и составления графика движения с учетом конкретных противников, в зависимости от внешних условий. Специальная тактическая подготовка осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях различного масштаба.

7. Для определения оптимального распределения сил на дистанции в лыжных гонках целесообразно деление дистанции на выраженные профильные участки (достаточной протяженности) с регистрацией времени их прохождения спортсменами в процессе соревнований и последующим расчетом коэффициентом корреляции и детерминации.

8. Предварительное овладение спортсменами модельной «раскладки сил» на трассе предстоящих соревнований и реализация ее в условиях официальных соревнований (при аналогичных климатических и прочих условиях) позволяет достичь более высоких спортивных результатов по сравнению с лыжниками, не имеющими четкого, научно-обоснованного тактического плана прохождения дистанции.

Рассказывает Алексей Барышников – лидер команды ABST, тренер, в прошлом профессиональный спортсмен, призер российских и международных соревнований.

Смазка лыж.

На длительные тренировки и сам марафон рекомендую класть базовый и гоночный парафин чуть более холодный, чем погодные условия. Если температура воздуха ниже 10 градусов мороза, то, не задумываясь, кладем самый морозный парафин. Он более жесткий, следовательно, более износоустойчив и смазки хватит на бОльшую часть дистанции, чем если класть по погоде.

Тактика на лыжном марафоне. Самое интересное)

Как показала практика, у нас в стране со старта первые пару километров почти все участники бегут как-будто за олимпийскими медалями, несутся сломя голову. Потом народ успокаивается и продолжает в своем темпе – кто на что готов. При этом на старте все стараются встать, как можно ближе вперед. В Европе несколько иначе – там люди изначально встают по силам и спокойно начинают и продолжают гонку. Это надо учитывать при выборе места (геолокации) старта.

На старте, если вы бежите первый раз или у вас недостаточно опыта, лучше встать с краю, так риск попадания в завал становится меньше. Со старта первые несколько сот метров следует идти более короткими шагами, стараться не отбрасывать далеко назад палки, так как в пылу стартовой эйфории другие участники легко могут их сломать.

Бежать одному 50 километров очень тяжело, поэтому старайтесь найти человека или группу по силам и работать вместе, по очереди выходя вперед. Никто не любит «рюкзаков», кто сидит сзади и не выходит поработать вперед, поэтому старайтесь не уподобляться таким людям и честно отрабатывать свои смены. Это правило работает для тех, кто не борется за победу. В противном случае, можно схитрить и сделать вид, что вы еле держитесь в группе и поэтому выходить на смены вам тяжело и скорость группы будет падать. Но если вы так будете делать регулярно на каждом старте, то отношение к вам у других участников будет соответственным и никто «джентельменится» с вами не будет. Можно договориться с другими участниками и меняться каждые 3-4 минуты, так общая скорость вашей группы будет выше.

Чтобы на финише опередить конкурентов, наблюдайте за ними по ходу дистанции, как у них катят лыжи со спусков по сравнению с вашими, как они проходят равнинные и горные участки трассы, определите сильные и слабые стороны соперников и предпринимайте решающее ускорение в выгодном для вас месте. Но помните, другие участники также могут присматриваться к вам и использовать ваши слабые стороны против вас.

В совокупности, хорошая физическая подготовка, продуманная тактика, хорошо катящие лыжи и качественное питание на дистанции приведут вас к высоким результатам!



Понравилось? Лайкни нас на Facebook