Православный взгляд на йогу. Восточные духовные практики как основа современной психотерапии Что такое энергетические практики

Каждый человек стремится к стабильной, благополучной жизни, добрым отношениям в семье и социуме, возможности реализовать свои таланты, способности, потребности. Просветлённость, гармония с миром и с собой, постижение тайн Вселенной, состояние покоя и счастья, мудрости - вот те далёкие горизонты, которых мы желаем достичь, проходя свой земной путь. Огромную помощь оказывают нам в этом различные духовные практики. Особое место среди них занимают восточные религии - индуизм и буддизм.

Что такое мантра

В каждой религии есть свои божества, пророки, святые и определённые формы, ритуалы обращения к ним - за помощью, утешением, поддержкой, советом. Мантра - это нечто похожее на молитвы, к которым мы привыкли в христианстве и исламе. Правда, молитвы особенные. Если в православных и католических текстах, равно как и в исламских, важен смысл каждого слова, каждого образа, произносимого молящимся, то мантры действуют несколько по-другому. Обращаясь к Богу или Божьей Матери, мы либо произносим канонический текст, сложенный столетия назад, либо молимся от души и сердца, как получается, выплёскивая боль своими словами. Тут неважно ударение, фонетические особенности произношения, грамотность построения предложений. Важен душевный настрой и искренность верующего человека. Мантра - это тоже молитва, точнее гимн-молитва, обращение к одному из буддийский или индуистских божеств. Но здесь действуют иные правила, чем в привычных нам религиях. В мантре необходимо соблюсти правильность звуковой оболочки каждого слова и тот специальный ритм, в котором они проговариваются. Именно энергетика звука, музыкальность таких молитв помогают человеку настроиться на нужный лад, войти в то состояние, когда душа готовится к общению с Высшим Духом, силами Природы, Вселенной. Недаром подчёркивается, что мантра - это гимн, т.е. торжественная песнь, прославляющая Бога в различных Его воплощениях. Каждый звук в мантрах обладает своим сакральным смыслом. Они не просто проговариваются - они поются, и у каждого такого гимна своя мелодия, интонации, даже тембр. Как в колокольном звоне в Благовест у всякого колокола своя партия, свой тон, так и в каждой мантрической молитве собственная музыкальная тональность. Таким образом, можно сказать, что мантра - это камертон, позволяющий настроить в гармонии с энергетикой Высших Миров и Сфер, которые управляют нашей жизнью, благотворно воздействуя на неё.

За что отвечают мантры

На Востоке, пропевая мантры, человек постепенно погружается в состояние просветления, нирваны. Знающими людьми, монахами они используются для медитаций, духовного очищения и развития. Европейцам, т.е. представителям иного иной культуры, эти гимны интересны с практической точки зрения - для изменения в лучшую сторону собственной личности и качества окружающей жизни. Есть, например, мантры богатства. Они способствуют упрочению материальной стороны бытия, сохранению и приумножению богатства. Такие гимны обеспечивают финансовое процветание, постоянную прибыль, успешность в бизнесе. Есть мантры, отвечающие за здоровье - физическое и душевное. Есть песнопения, привлекающие любовь, налаживающие гармоничные отношения между близкими людьми - родителями и детьми, мужчиной и женщиной. Есть мантра желания - её поют, когда необходимо на тонких уровнях воздействовать на реальность, трансформировать её в соответствии с нашими потребностями и насущными целями.

Желания могут быть разными: кто-то одинок и устал от этого, кому-то фатально не везёт по жизни, у кого-то не складываются те или иные отношения. Словно соответствующие песнопения помогут выплыть на поверхность из создавшихся проблем, притянут те события и тех людей, благодаря которым проблемы разрешатся самым наилучшим образом.

Как работать со священными гимнами

Работа с мантрами - целая наука и искусство одновременно. Она требует глубокой погружённости в «материал», умения отрешиться на какое-то время от всего, что находится и делается рядом. Только сосредоточившись на моменте, произнося максимально точно и правильно слова священных песен, их ритм и темп, можно достичь реальных результатов. Работайте над собой, старайтесь - и жизнь ваша постепенно придёт к гармонии.

В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на йогу.

Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, научит владеть собой, влиять на других, а также дарует приток жизненных сил.

Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона - лечебные позы, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем - пищеварения, потенции, давления, памяти и других органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика - хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают «трансцендентальная медитация», мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и прочее.

Что же несет в себе эта мудрость солнечной Индии?

Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой Индии. Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога с ее системой психофизических упражнений ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.

Физические упражнения, развитые в йоге, по сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской «духовности». Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами (допустим, «поза кобры», «коровьей головы», «собаки мордой вниз» и другие). Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация - такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ и со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо. Некоторые позы возбуждают сексуальные центры, по представлениям учителей йоги, это нужно, чтобы воспользоваться сексуальной энергией, преобразовать ее и распределить по всему телу для оздоровления и бодрости.

К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды, практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают свои психотехнические приемы, направленные на «расширение сознания», «сверхчувственное восприятие» и «открытие внутренних пространств». Подлинная же цель всех видов йоги - раскрыть в себе скрытую «божественность», слиться с первореальностью и таким образом выявить в себе сверхъестественные духовные силы. Вот как откровенно признается знаменитый апологет йоги, формально принадлежавший к католическому ордену бенедиктинцев, француз Жан-Мари Дешане в своей книге «Христианская йога»: «Цели индийской йоги - духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. <…> Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека - божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать» .

В индуизме многих привлекала как раз мысль о том, что человек сам по себе божествен, что в нем заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен. Надо просто выявить в себе скрытую божественность. Интересно заметить, что одним из распространенных выражений-мантр в Индии является «со-хам, со-хам», то есть «Я - это Он, Я - это Он». Как известно, ощущение собственной значимости, самодостаточности, соединенное с чувством эйфории - самонаслаждения, в христианской аскетике называется прелестью, то есть обольщением, самообманом. Человек мнит себя божественным, в действительности же остается без Бога, зато темные силы льстят его гордости имитацией божественных совершенств. Это повторение древнего соблазна стать «как боги» (Быт. 3: 5 ), обрести божественные знания и силы, что постоянно нашептывает человеку невидимый обольститель.

Приведем пример из жизни, который отражает подлинную подноготную восточных практик. Есть в Сергиево-Посадском районе женщина, которая, будучи крещена в Православии, в какой-то момент увлеклась буддизмом. Причем она совсем не думала, что это как-то противоречит христианской вере. Просто, не имея опыта церковной жизни, лишь изредка обращаясь к молитвослову, она не почувствовала духовной подмены. Ее привлекали нравственные истины буддизма - всепрощение, бескорыстие, отказ от каких-либо пожеланий, нравилась и их медитативная практика, которая, казалось, вносит в смятенную душу долгожданный покой.
Все больше и больше увлекалась женщина восточной духовностью, достигла, как ей самой в то время казалось, уже немалых успехов. Однажды во сне она увидела двух почтенных буддийских наставников - махатм, которые обратились к ней с такими словами: «Ты уже достигла многого. Но чтобы придти к полному совершенству, тебе осталось сделать только одно - отречься от Христа». С изумлением женщина спросила: «Но зачем это нужно, ведь я считала, что христианство не противоречит буддизму?» Она, как и многие наши современники, полагала, что разные религии - пусть и различные, но равноправные пути к Богу, перед Христом же в сердце благоговела.

Женщина интуитивно почувствовала, что в этом требовании заключается что-то неправильное, чуждое и плохое. Ночные гости ответили: «Это нужно, чтобы придти к полному совершенству». Вероятно, увлекшись буддизмом, она неглубоко вникла в его философию, где ключевое место занимает отречение от всех желаний и привязанностей, стало быть, и от привязанности ко Христу. «Нет, - произнесла она, - я не смогу отречься». «Ах так, - неожиданно отреагировали посетители, - тогда мы будем тебя мучить». В этот момент оба приняли жуткий образ демонов, стали бросать в голову женщине горящие уголья.

Конечно, можно списать подобное видение просто на кошмарный сон. Но сами истязания воспринимались настолько живо, что страждущая стала кричать. Ее родная мама, услышав крики дочери, и видя, что с ней происходит что-то неладное - какой-то страшный приступ, причем дочь не могла очнуться - вызвала скорую. Врачи бесплодно пытались сделать страждущей укол - мышцы были настолько напряжены, что игла не проникала внутрь. Сквозь сонные истязания женщина вспомнила простую христианскую молитву: «Господи, помилуй!», и демоны со своими мучениями вмиг исчезли. Очнувшись, выпив святой воды, она поняла, что за духовной помощью ей надо идти в храм. Батюшка, вникнув в состояние женщины, рекомендовал ей еженедельно исповедоваться и причащаться.

Постепенно ее духовное состояние поправилось, только появилась после того ночного события одна особенность - время от времени женщина видела бесов. Как-то раз она повстречала свою знакомую, которая начала увлеченно рассказывать, что заинтересовалась буддизмом и что все это любопытно и здорово. Умудренная горьким опытом женщина хотела тут же предостеречь ее от подобного увлечения, но едва собралась открыть рот, как увидела на плечах собеседницы двух хитрых бесов, которые ловко закрыли той уши и, ухмыляясь, как бы говорили: «Посмотрим, что у тебя получится». Женщина поняла, что все, что она сейчас скажет, не дойдет до ее души.

Действительно, часто люди настолько увлекаются восточными практиками, что никакие аргументы ими не воспринимаются, и только набитые шишки заставляют их пересматривать свою жизнь.

К сожалению, многие в наши дни полагают, что учение буддизма по ряду вопросов совпадает с христианским, допустим, в преодолении страстей, искоренении греховных желаний, совершенствовании, любви к ближним и жертвенности. Однако внешнее сходство часто скрывает пропасть, в которую падает и разбивается всякий, желающий одним прыжком соединить несоединимое. Хочется привести размышления исследователя религий Индии князя Н. С. Трубецкого о том внешнем сходстве и глубоком внутреннем различии, которое наблюдается между буддизмом и христианством: «Путь к достижению нирваны Будда указал двоякий. С одной стороны, психофизические упражнения самопогружения, сосредоточенной медитации, задержки дыхания и прочее, по приемам почти тождественные с системой йоги. Но с другой - самопожертвование и любовь ко всему существующему. Однако этот второй путь есть как бы часть первого, особое психофизическое упражнение. Любовь, милосердие, сострадание - все это для буддиста не чувства, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно, а лишь результат, следствие полной утраты чувства своей индивидуальности и своих личных желаний: при таком психическом состоянии человеку ничего не стоит жертвовать собою для ближнего, ибо, не имея собственного желания, он, естественно, с легкостью исполняет желания других. Подавить свою волю настолько, чтобы поступать исключительно по воле другого, рекомендуется именно в виде упражнения. Всепрощение рассматривается как средство уничтожения чувства: равнодушие находит свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен к радости и к боли, к чести и к бесчестию» . Иными словами, такой человек уподобляется роботу, который не имеет ни личности, ни чувств, и потому бесстрастно выполняет любую заложенную в нем программу. Вопреки этому, в христианстве жертвенность, прощение, любовь основываются не на подавлении в себе желаний, не на уничтожении личностного начала, а на чистоте сердца, стяжавшего Божию благодать. Душа, обретшая в Боге свободу от греха, с радостью помогает ближним, она прощает и жертвует, потому что любит - в этом ее сокровенное счастье.

Дешане Жан-Мари. Христианская йога. - Нью-Йорк, 1972. С. 54, 63.

Трубецкой Н. С., кн. Религии Индии и христианство. - М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2000. С. 38 - 39.

Кто из нас не хочет оставаться молодым, здоровым и красивым на протяжении многих-многих лет? Думаю, таких не найдется. Однако образ и условия жизни большинства современных людей вряд ли способствуют этому. Ежедневно наш организм подвергается множеству стрессов, воздействию неблагоприятных экологических факторов, неправильному образу жизни. Конечно, это не проходит без последствий – рано или поздно появляются болезни, организм стареет не в физиологическом, а в ускоренном темпе.

Именно поэтому с каждым годом становятся все популярнее разнообразные системы оздоровления, которые, как заявляют их создатели и почитатели, помогают сохранить молодость и избавить человека от болезней. Их множество, причем практически у каждой из них имеются свои плюсы и минусы, а также ограничения к применению.

Первый шаг к здоровью – образ жизни

Да, все очень банально: ни одна оздоровительная практика не приведет к желаемому результату, если при этом вы будете переутомляться, есть что попало, мало пить и двигаться.

Итак, говоря о здоровом образе жизни, мы подразумеваем:

1. Соблюдение режима труда и отдыха:

  • следует избегать переутомлений;
  • выделить 7-8 часов для полноценного ночного сна;
  • перед сном не нагружать нервную систему работой и даже мыслями о ней, переживаниями по любому поводу, эмоциональными фильмами или ТВ-передачами, компьютерными играми.

2. Правильное питание:

  • полноценное, сбалансированное по основным питательным веществам – белкам, жирам и углеводам, витаминам и микроэлементам;
  • дробное – 5-6 раз в день через равные промежутки времени;
  • способы приготовления пищи – запекание, варка на пару, тушение, но не жарка, копчение или соление;
  • рекомендованные продукты – натуральные, с высокой питательной ценностью;
  • углеводы – в первой половине дня, во второй же – преимущественно белок и некрахмалистые овощи;
  • не есть за 2 часа до сна;
  • чрезмерно калорийные продукты – фаст-фуд, животные жиры, легкоусвояемые сахара – следует исключить из рациона или хотя бы резко ограничить их количество.
  • для поддержания водного баланса организма вам следует выпивать 30-40, а желающим похудеть и до 50 мл чистой воды на 1 кг массы тела в сутки, причем чаи, кофе, компоты, супы и прочая жидкость в расчет не идут;
  • не следует пить во время приема пищи; правильно – выпить стакан воды за 15-20 минут до еды и через 30-45 минут после.

4. Регулярную физическую активность:

  • для любого организма, вне зависимости от состояния его здоровья, жизненно необходимо движение;
  • характер нагрузок варьируется в зависимости именно от общего состояния здоровья: здоровым или относительно здоровым людям можно заниматься практически любыми видами спорта, лицам с какими-либо заболеваниями некоторые виды физической активности противопоказаны – им рекомендованы просто пешие прогулки или, например, езда на велосипеде; даже лицам, прикованным к постели, нужна физическая активность – специалисты разрабатывают для них комплексы специальных лечебно-профилактических упражнений, носящих название «ЛФК», или «лечебная физкультура»;
  • конечно, если ранее вы вели малоподвижный образ жизни, не стоит бросаться в спорт «с головой» – нагрузки следует увеличивать постепенно.

Даже не занимаясь какими-либо специальными практиками, но соблюдая вышеописанные рекомендации, через некоторое время вы заметите, что чувствуете себя лучше и выглядите моложе. А все потому, что правильный образ жизни – полноценный отдых, здоровое питание, физическая активность – нормализует обмен веществ, активирует кровоток, способствует быстрому выведению токсичных продуктов метаболизма, а именно эти механизмы составляют основу нашего здоровья, поддерживают красоту и молодость.

Методики оздоровления

Самыми распространенными на сегодня оздоровительными методиками являются:

  • йога;
  • рейки;
  • система Порфирия Иванова;
  • дыхательная гимнастика Стрельниковой;
  • система Норбекова;
  • анималотерапия;
  • ароматерапия.

В этой статье рассмотрим подробнее системы оздоровления, пришедшие к нам из стран Востока.

Йога

Это практика родом из Индии, имеющая тысячелетнюю историю. Древние буддистские монахи-долгожители умели при помощи йоги правильно распределять жизненную энергию и полностью подчинять тело разуму. Они верили, что все физические и духовные болезни человека возникают из-за того, что в теле неправильно распределяется энергия жизни – прана.

Следовательно, чтобы изгнать болезнь, необходимо делать определенные комплексы упражнений, или асан. Регулярное правильное их выполнение – нужная поза, особое дыхание, фокусировка внимания на определенную точку - приводит к восстановлению физического здоровья и раскрытию заложенных в человеке ментальных способностей. Образно говоря, йога лечит и тело, и душу.

Йоги за века своей практики разработали множество гармоничных комплексов асан, захватывающих каждую мышцу тела человека. Причем нагрузка на мышцы при выполнении этих упражнений распределяется настолько равномерно, что они не перенапрягаются – человек не задыхается, не потеет и не испытывает чувства усталости.

Различные асаны улучшают деятельность кровеносной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, нормализуют обменные процессы в организме. У человека, постигшего эту практику, нормализуется сон, активизируются защитные силы организма, повышается устойчивость к воздействию неблагоприятных внешних факторов – стрессов, холода, жары и прочих. Кроме того, практикующий асаны становится спокойным, учится контролировать свои эмоции, мыслить логично и четко, легко концентрирует внимание на чем-либо.

Йогой может заниматься каждый – противопоказания к занятиям ею не выявлены. Единственное, перерывы в тренировках следует делать женщинам в период критических дней и на позднем сроке беременности.

Если вы решили заняться йогой, следует осознать, что это не просто упражнения, а целая научная система, практиковать которую следует, предварительно внимательно ознакомившись с методикой.

Важно в йоге и качество принимаемой пищи (сбалансированный рацион, богатый растительными продуктами – сырыми орехами, свежими овощами и фруктами, салатами из них, с минимумом специй и приправ). После еды человек не должен испытывать чувства, что он переел – важно, чтобы желудок был заполнен не более, чем на 85 %. Есть следует медленно, пережевывая пищу до полного ее измельчения.

Нельзя забывать о воде! Лицам, практикующим йогу (собственно, как и всем остальным, ею не занимающимся), следует употреблять не менее 2.5 л чистой воды в сутки. Компоты, чаи и молоко не в счет.

Чтобы улучшить здоровье и омолодить свой организм, вам следует регулярно (5-6 раз в неделю по 30-45 минут) выполнять лишь несколько асан. При ряде заболеваний к физическим упражнениям добавляются еще и упражнения дыхательные, или пранаямы, мудры (такие положения тела человека, в которых жизненная энергия циркулирует по замкнутым каналам), медитация и концентрация.

Аюрведа

Аюрведа является древнеиндийской системой медицины, таким себе фундаментом, который составляет основу всех остальных медицинских направлений. Согласно этому учению, каждый человек в течение своей жизни накапливает в теле и уме токсины и различные ядовитые вещества. В результате этого возникают негативные эмоции, которые оказывают разрушительное влияние на внутренние органы. Так, под воздействием страха нарушается функция почек, а гнев отрицательно воздействует на печень и другие органы пищеварения. Из-за этого в пищеварительном тракте скапливаются шлаки, которые проникают во многие органы и накапливаются в них, вызывая те или иные заболевания. Под воздействием болезней организм постепенно разрушается, нарушается и гармоничное развитие личности.

Аюрведа разделяет все болезни человека на 7 категорий:

  • генетические, или наследственные;
  • врожденные;
  • возникающие вследствие травмы;
  • конституциональные;
  • инфекционные;
  • сезонные;
  • естественные.

Философия этой оздоровительной практики основана на гармонии 5 первоэлементов Вселенной – воздуха, воды, земли, огня, эфира, которые объединены в каждом из нас во всевозможных комбинациях, определяя особенности физиологии и личностные качества человека.

Подход аюрведы к оздоровлению, укреплению организма единый и включает в себя 3 этапа:

  1. Оценку конституции обследуемого, определение соотношения в его организме первоэлементов.
  2. Поиск причины нарушения баланса этих первоэлементов, в результате которого возникла болезнь.
  3. Терапевтические мероприятия для восстановления этого баланса.

Диагностикой и лечением болезней в аюрведе занимается исключительно специалист – аюрведа-мастер, который получил свои знания в процессе длительного обучения в специальном аюрведическом центре.

Доктор проводит подробный опрос и осмотр больного, а затем на основании полученных данных разрабатывает индивидуальную схему лечения. Оздоровительная программа, как правило, включает в себя правильное питание (согласно догмам аюрведы), распорядок дня (он не одинаков для всех, а зависит от индивидуальной совместимости первоэлементов), ознакомление больного с аюрведической философией жизни – неуемным желанием исцелиться и всегда быть здоровым.

Диагностика может представлять собой восьмигранное (проверку голоса, языка, глаз, кожи, внешнего вида, характера пульса, стула и мочи) или десятигранное (изучение физической и психической конституции, телосложения, размеров тела, жизнеспособности тканей организма, патологических состояний, способности к выполнению физических упражнений и перевариванию пищи, возрастных изменений, адаптации организма) обследование – ашта-бидху и даша-бидху соответственно.

Аюрведа не только изгоняет заболевания, но и предупреждает их появление. Специалист назначает пациенту особую диету с регулярным применением специальных трав, эфирных масел и других натуральных препаратов. Результатом соблюдения этой диеты становится полное очищение организма от разрушающих его токсинов, и, как следствие, нормализация процессов обмена веществ, избавление от психоневрологических и кожных заболеваний, заболеваний пищеварительного тракта, опорно-двигательного аппарата, других органов и систем.


Рейки

Система природного оздоровления рейки (или рэйки) пришла к нам из Японии. Это древнейшая система лечения путем наложения рук, в процессе которого универсальная энергия жизни поступает в организм больного или перераспределяется в нем.

Древние источники знания о здоровье и исцелении говорят о том, что не случайно, когда у нас что-то болит, мы пытаемся приложить к этому месту руку – мы бессознательно стремимся направить в больной орган энергию для его выздоровления. Во время сеанса лечения целитель рейки на некоторое время прикладывает ладони к определенным местам тела больного.

Примечательно, что согласно учению рейки, в процессе лечения осуществляется воздействие не на какой-то конкретный орган, а на весь организм в целом – потоки жизненной энергии поступают в организм, прочищают каналы, способствуя выведению накопившихся в организме токсичных веществ, приводят в состояние гармонии тело и душу.

Основной источник болезней, как считают целители рейки, - наши негативные мысли. Задача же целителя – помочь человеку обнаружить разрушающие его организм мысли и эмоции, а также дать советы по их устранению. Бороться с ними больному придется уже самостоятельно.

Основными принципами рейки, приводящими в порядок мысли и эмоции, способствующими оздоровлению организма, являются следующие догмы:

  • не злись;
  • не беспокойся;
  • почитай родителей, учителей, всех тех, кто старше тебя;
  • будь честен;
  • всегда будь добр ко всему живому.

Система рейки является альтернативным методом лечения, она не исключает традиционную медицину, а может быть использована параллельно с ней. То есть человек пытается изменить образ мыслей, гонит от себя негативные эмоции, одновременно принимая те или иные, назначенные ему врачом традиционной медицины, лекарственные препараты. Таким образом процесс исцеления ускоряется – человек выздоравливает быстрее.

Кроме того, рейки дарит практикующему его человеку эмоциональный покой, душевное равновесие, полноценный сон, позволяет увидеть новые, яркие краски жизни.

Современная наука, к сожалению, отвергает концепцию существования жизненной энергии, считая систему рейки псевдонаучной. Однако на сегодняшний день существует множество последователей этой системы, якобы, подтверждающих ее эффективность. Так что выбирать вам.

Цигун

Название этой восточной практики произошло от «ци», что в переводе означает «энергия жизни», и «гун», или «управлять», то есть дословно «цигун» означает «управление жизненной энергией». Это известная с древних времен (существует более 7 тысяч лет) китайская методика исцеления, призванная дарить практикующему жизненный тонус, хорошее самочувствие, здоровье и долголетие.

Китайская философия гласит, что весь наш мир, каждый предмет и каждое живое существо в нем наполнено энергией ци. Она не только циркулирует в каждом из них, но и взаимодействует с ци соседствующих объектов.

Что касается человека, считают, что ци в его организме движется по особым линиям, идущим вдоль тела – меридианам, а скапливается в энергетических центрах, или даньтанях. Существует 3 таких резервуара: в голове локализован верхний, в грудине – средний, а в брюшной полости размещен нижний даньтань. 2 верхних резервуара отвечают за наше сознание, духовный мир и творческие способности, а нижний – непосредственно за физическое состояние организма.

Задачей цигун является восполнение нехватки энергии ци, заполнение ею всех даньтаней. Нормализуя, усиливая циркуляцию энергии, мы повышаем жизнеспособность тела, боремся с болезнями.

Противопоказаний у этой системы оздоровления нет. Ею можно заниматься лицам любого возраста в любом состоянии здоровья.

Открыть меридианы помогает полное расслабление в сочетании с глубоким дыханием, а перемещать по каналам энергию – особые движения тела и сила мысли. Цигун требует выполнения специальных физических и дыхательных упражнений (они разрабатывались тысячелетиями, и существует их множество) при мысленной концентрации на своем теле, дыхании и ощущениях, не думая о заботах и неприятностях. Для занятий рекомендуется выбирать свободную, не сковывающую движений одежду, а проводить их – под спокойную, расслабляющую музыку Востока.

Наиболее подходящим временем для проведения занятий цигун считается раннее утро, а местом – свежий воздух, в окружении кипарисов и сосен (эти деревья в странах Востока считаются символами силы, долголетия, физической и моральной стойкости).

Занятия не требуют больших временных затрат – на выполнение комплекса достаточно простых упражнений уходит менее получаса. Важно выполнять упражнения технически правильно (речь и о физических действиях, и о дыхании, и об образе мыслей), регулярно, постепенно увеличивая длительность каждого из них.

Результатом занятий становится бодрость тела и духа, хорошее настроение, активизация функций внутренних органов, устойчивость к воздействию стрессов и иных неблагоприятных факторов, омоложение организма. В числе эффектов цигун – снижение артериального давления, урежение пульса, насыщение каждой клеточки организма практикующего кислородом, стимуляция деятельности головного мозга.

Эта система оздоровления является в КНР национальным достоянием, исследования в данной области финансируются государством. Многие китайские клиники используют цигун как с целью лечения серьезных соматических заболеваний, так и на этапе реабилитации пациентов. Цигун дала начало таким видам боевых искусств, как тай-цзы и ушу. Постоянно разрабатываются новые схемы и комплексы упражнений, объединяющие в себе различные виды методик цигун с целью лечения всевозможных заболеваний.

В Китае практически в каждом парке или сквере можно увидеть людей – и молодых, и пожилого возраста – практикующими цигун. А в последние годы благодаря своей результативности и сочетаемости с другими традиционными и нетрадиционными методами лечения эта система оздоровления завоевала другие страны Востока и даже Запада.

Ушу

Ушу – особая, не сравнимая ни с чем система единоборств родом из Древнего Китая. Это целое искусство, объединяющее в себе боевые приемы и комплексы физических упражнений, результатом выполнения которых становится духовное и физическое самосовершенствование. Путем регулярных тренировок ученик вскоре осознает свое внутреннее «я» и предназначение.

Еще много столетий назад даосские монахи заметили животных, которые обитали близ водоемов, обратили внимание на их величие и грацию. Это стало предпосылкой для создания «звериных» стилей ушу – их на сегодняшний день существует 5: стиль дракона, тигра, леопарда, журавля, змеи. Изначально это искусство являло собой систему знаний, помогающих человеку выжить в любых условиях, тренировало способность быстро принимать решения, реагировать на происходящее.

Сегодня практика ушу насчитывает множество стилей, объединяющих в себе определенные приемы и техники. Все эти стили объединены в 2 большие группы – внутренние и внешние. Целью внутренних является развитие гибкости тела и умения управлять своей ци – жизненной энергией, а внешние – предназначены для усовершенствования ударов и тренировки силы мускулов. Мастера ушу считают, что гармония личности возможна исключительно в условиях единства внутреннего и внешнего, что эти стили связаны друг с другом неразрывно.

Разные школы ушу предлагают различные стили этого вида боевых искусств, делая акцент на удары ногами, движения руками или другие характерные движения.

Общим для всех существующих школ ушу является принцип упорядочивания энергии, согласования работы тела и духа, образа мыслей. Методики этого искусства развивают скрытые способности человеческого организма, способствуют оздоровлению и самосовершенствованию.

По сути, гимнастика ушу – это комплекс физических и дыхательных упражнений, не имитирующих движения в бою, а выполняемых медленно, плавно и мягко (чтобы не допустить растяжения связок).

Существует ряд правил, которые следует соблюдать, если вы решили заняться ушу:

  • заниматься предпочтительно ранним утром или же в вечерние часы, опорожнив кишечник;
  • выполнять упражнения через час-полтора после приема пищи или за час до него, но не натощак или полный желудок;
  • выбрать для занятий удобную, не сковывающую движений одежду из натуральной, дышащей ткани;
  • во время тренировки следует стоять, повернувшись лицом на север (согласно традициям Древнего Китая);
  • нагрузку повышать постепенно, избегать переутомлений;
  • заниматься практикой, соблюдая принцип регулярности – 2 раза в неделю и чаще.

Ушу не требует какой-то особой физической подготовки, заниматься ею можно людям всех возрастов, даже детям, для которых в силу несовершенной координации движений и недостаточно развитой моторики должен быть подобран упрощенный комплекс упражнений.

Об остальных перечисленных нами оздоровительных методиках, которые мы не успели описать в этой статье, читайте .

Программа «Тайны времени», выпуск на тему «Цигун»:

Познавательный фильм «Аюрведа - искусство жизни»:

Допустимо ли христианину заниматься йогой и если нет, то почему? В настоящем сборнике читатель найдет аргументированный ответ на эти вопросы. Авторы материалов знакомы с йогой не понаслышке - один отдал ей в молодости семь лет жизни, а другая, будучи индианкой, происходящей из касты брахманов, практиковала йогу с детства. Во вступительной статье приводится также обзор высказываний других православных авторов.

На Западе - в Европе и Америке, - йога уже давно не чувствует себя «гостьей с Востока», в адаптированном и упрощенном виде она прочно заняла свое место в современной массовой культуре. В последние годы это коснулось и нашей страны. Появилось много центров йоги, в одних она подается как древняя духовная традиция, ведущая к внутреннему совершенству, а в других - как комплекс физических упражнений для оздоровления тела.

Среди посетителей этих центров оказались и люди, называющие себя православными христианами. Многие из них считают занятия йогой не противоречащим своей вере, и болезненно реагируют на слова священнослужителей и богословов, которые говорят о недопустимости увлечения йогой для христианина. Причины столь резкой позиции для них остаются непонятными.

Для того, чтобы обозначить и объяснить православное отношение к йоге, и был составлен настоящий сборник. Поскольку среди многих апологетов йоги распространено мнение, что будто бы критику йоги позволяют себе только люди, толком не знакомые с ней и потому их суждения не могут быть компетентны, в настоящем сборнике представлены работы таких православных авторов, которые знакомы с йогой не понаслышке.

Далее отец Михаил специально останавливается на разоблачении некоторых мифов о йоге, распространяемых ее западными приверженцами: «Мне не раз доводилось слышать или читать утверждения российских адептов йоги, что, дескать, индийские йоги живут долго и счастливо, при этом не болеют тяжелыми хроническими заболеваниями, на них не давит груз стрессов и нерешенных проблем. Это ложь, миф… Всеобщая диспансеризация, которая была в Индии (первый и последний раз) в 1980-х годах, показала, что йогины, которых там несколько миллионов человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают, к тому же, массой заболеваний. Например, катарактой глаз, потому что постоянно концентрируются на солнце, вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения подолгу в противоестественных позах. Йоги страдают букетом заболеваний верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому как каждый день делают клизмы, жгутами очищают носоглотку, что со временем практически уничтожает слизистую оболочку в кишечнике и носовой полости… Не смотря на то, что все они, за исключением женатых шиваитов, дают обет безбрачия, подавляющее большинство йогинов оказались больны хроническими венерическими заболеваниями. Те же йогины, которые не хотят поддаваться блудной страсти, весьма часто оскопляют себя изуверскими способами…»

Отец Михаил делает следующий вывод: «Говоря о духовной опасности от занятий йогой, можно кратко сказать так: если будешь заниматься настоящей индуисткой или буддисткой йогой - впадешь в самообольщение - будешь считать себя «богом», а если будешь заниматься ньюэйджевской йогой также впадешь в прелесть… От занятий фитнес-йогой серьезных духовных последствий нет, впрочем, как правило, фитнесом занимаются люди, которые вообще не живут никакой духовной жизнью… По моему мнению, правильнее сказать, что любой фитнес, не только с элементами йоги, сам по себе не душеполезен. Люди, которые слишком заботятся о своем внешнем виде и здоровье тем самым свидетельствуют, что они не живут духовной жизнью» .

Стоит также привести мнение иеромонаха , который в молодости, до принятия Православия, также немало времени занимался восточными медитативными практиками: «Почти двадцать лет назад французский монах-бенедиктинец Дешане написал о своем опыте превращения йоги в «христианское» учение… Любой понимающий природу прелести, или духовного заблуждения, узнает в этом описании «христианской йоги» точные характеристики тех, кто духовно сбился с пути… То же стремление к «святым и божественным чувствам», та же открытость и готовность быть «восхищенным» неким духом, те же поиски не Бога, а «духовных утешений», то же самоопьянение, которое ошибочно принимается за «состояние благодати», та же невероятная легкость, с которой человек становится «созерцателем» или «мистиком», те же «мистические откровения» и псевдодуховные состояния. Это общие характерные признаки тех, кто впал именно в это состояние духовного заблуждения…»

В заключение хотелось бы процитировать запись разговора, сделанную митрополитом , - по его просьбе один из афонских старцев кратко обозначил основные отличия православной Иисусовой молитвы от индийского типа йоги и медитации:

«Во-первых, в молитве решительно выражается вера в Бога, Который сотворил мир, управляет им и любит его. Он - нежный Отец, Который заботится о спасении Своего творения. Спасение совершается в Боге, поэтому в молитве мы просим Его: «Помилуй мя». От делателя умной молитвы далеко отстоит самоспасение и самообожение, в котором и состоял грех Адамов, грех падения… Спасение совершается не «в себе и через себя», как утверждают человеческие учения, но в Боге.

Во-вторых, в молитве мы стремимся встретиться не с безликим богом. Мы не ставим цель подняться до «абсолютного ничто». Наша молитва сосредоточивается на личностном Боге - Богочеловеке Иисусе. Отсюда и молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий»… Мы любим Христа и храним Его заповеди. Мы подвизаемся в их осуществлении. Он сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (). Любя Христа и храня Его заповеди, мы соединяемся с Пресвятой Троицей.

В-третьих, при умной непрестанной молитве мы не впадаем в состояние гордости. Учения, о которых ты говорил мне ранее, изобилуют гордостью. Нашей же молитвой приобретается блаженное состояние смирения. «Помилуй мя», - говорим мы и считаем себя хуже всех. Не превозносимся ни над каким братом. Любая гордость чужда делателю молитвы. Имеющий ее безумен.

В-четвертых, как уже отмечалось, спасение - не абстрактное состояние, но единение с Триипостасным Богом в лице Господа нашего Иисуса Христа. Но это единение не устраняет человеческого фактора. Мы не ассимилируемся, поскольку каждый из нас - особая личность…

В-пятых, при прохождении молитвы приобретается способность различать искушения. Мы видим и понимаем движения сатаны, но вместе с тем и действие Христово, то есть распознаем дух лести, который столь часто преобразуется в Ангела света, отделяем добро от зла, нетварное от тварного.

В-шестых, борьба за молитву связана с очищением души и тела от разрушительного влияния страстей. Мы стремимся достичь бесстрастия не стоического, но динамического, то есть не умерщвления страсти, а преображения ее. Вне «бесстрастной страсти» нельзя любить Бога и спастись… Мы боремся за очищение от обезображенных состояний, которые создает диавол. Без этой личной борьбы, которая совершается по благодати Христовой, невозможно спастись.

В-седьмых, молитвой мы не стремимся привести ум к абсолютному ничто; мы хотим обратить его в сердце и стяжать благодать Божию в душе, откуда она распространяется и на тело. Царствие Божие внутрь вас есть (). Тело, по учению нашей Церкви, - не зло; злом является плотской разум. Оно не «одеяние души» как говорят философские учения, и его нужно стремиться не сбросить, но спасти. Ибо под спасением всего человека подразумевается и его душа, и его тело. Следовательно, мы не стремимся к гибели тела, но воюем против служения ему. Не хотим гибели жизни. Не стремимся впасть в такое состояние, чтобы ради прекращения страданий не иметь желания жить. Мы упражняемся в молитве потому, что жаждем жизни и стремимся вечно пребывать с Богом.

В-восьмых, в нас нет безразличия к окружающему миру. Те учения, о которых ты упоминал, избегают углубляться в человеческие проблемы с целью сохранить свой мир и безмятежие. Мы же стремимся к иному - непрерывно молимся за всех. Плачем о всем мире. Хотя спасение - это единение со Христом, мы состоим в общении с другими людьми. Не можем спасаться сами по себе. Радость, которая существует только для нас, но не для мира, не является действительной радостью.

В-девятых, мы не придаем большого значения психотехническим методам, а также различным положениям тела, хотя и считаем, что некоторые из них помогают сосредоточить ум в сердце. Но, повторяю, мы стремимся не к апатии (это отрицательное состояние), а к стяжанию Божественной благодати» .

О восточных духовных практиках

«На переломе созревавшей молодости я совершил великий грех: в безумном движении невежественной гордости я «оставил» Его ради иного, воображаемого Сверх-личного Абсолюта. Преодолев добрый навык молиться моему детскому Богу, я в часы медитации стремился к абсолютному Бытию. Я совлекался, как мне казалось, всего относительного, что связано с различными формами: видимыми или невидимыми, чувственными или мысленными. Я упорно уходил во мрак неведения, чтобы чрез совлечение всего преходящего достичь Того, Что или Кто трансцендирует грани всего изменяемого, колеблемого. Случалось, я испытывал некий «покой» и не чувственно-плотски услаждался этим состоянием. При более полном порыве к неименуемому, все-трансцендирующему Бытию-Небытию я видел мой ум как свет. Я не гнался ни за чем на этой Земле, кроме как к вечному. Параллельно с этим я напряженно искал выражения в картине красоты, свойственной едва ли не всякому природному явлению.

Тот период моей жизни кто-либо мог бы счесть полным вдохновения, но я вспоминаю его далеко не с любовью: я понял, что я предавался своеобразному «упокоению», которое было по существу своему самоубийством в метафизическом смысле. Из этого ложного положения я никогда бы не вышел своими силами, но Господь пожалел меня и настиг, быть может, в последний момент. Сотворил Он сие чудо милосердия, посетив мое сердце, которым немалое время я пытался пренебрегать. Не вижу путей рассказать последовательно о духовных событиях того времени. Как бы вдруг - мне стало ясным до очевидности, что мое искусственное погружение в отвлеченную умную сферу не приведет меня к достоверному познанию о Перво-Начале всех начал. Чрез мои аскетические совлечения всего относительного - я не достигал реального единения с Искомым мною. Мои мистические опыты носили негативный характер. Не «чистое Бытие» представало предо мною, но смерть для всего меня, включая мое персональное начало» .

«Медитации приводили к покою от рассеянности заботами земной жизни, - давали мне часы интеллектуального наслаждения, - возносили меня в мнимые духовные сферы, - поставляли меня выше окружающей меня среды. Философски я не мог мыслить Абсолютное Начало - персональным. Причиною тому было отчасти мое следование общему заблуждению тех кругов, в которых я вращался: смешение понятия персоны с понятием индивидуума, тогда как философски они диаметрально противоположны. Ребенком я был научен молиться Бессмертному Отцу Небесному, к Которому ушли все мои деды и прадеды. Тогда, в детской вере (ср.; ), Персона и Вечность легко сочетались. Итак, с младенческого возраста воспринятый мною христианский персонализм в какой-то момент стал самым существенным вопросом: Бытие, абсолютное, может ли быть персональным? Мой искренний «восточный» опыт носил, скорее, интеллектуальную - оторванную от сердца - форму: аскеза умного совлечения со всего относительного. Постепенно я убеждался, что стою на неправильном пути: ухожу от истинного реального Бытия в не-бытие» .

«По моем новом обретении Христа, мой «восточный» опыт, длившийся приблизительно семь или восемь лет предстал моему духу как самое страшное преступление пред любовью Бога, Которого знала моя душа с раннего детства» .

«Наиболее недопустимым является смешение ее [Иисусовой молитвы] с йогой, с буддизмом и даже «трансцендентальной медитацией» и подобное сему. Радикальное различие всех этих уклонений с христианством состоит в том, что в основе нашей жизни лежит Откровение о Боге личном: АЗ ЕСМЬ. Все другие пути отводят ум человека от личных взаимоотношений между Богом и молящимся в область отвлеченного трансперсонального Абсолюта, в имперсональную аскетику. Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу. Это может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым» .

«В этом устремлении к универсальному, трансцендентальному, сверхличному человек, как живая личность, должен исчезнуть. Параллельно с этим и на Востоке ум людской искал слияния с абсолютным Бытием, трансцендирующим все, что характерно миру преходящих явлений. Создавался разрыв между реально сущим и отвлеченным созерцанием человеческого рассудка… Во всех этих случаях мы находимся перед расслоением целостного человека, кончающимся его полным уничтожением» .

«Путь наших отцов требует крепкой веры и долготерпения, тогда как наши современники пытаются схватить все духовные дары, включая даже непосредственное созерцание Абсолютного Бога, нажимом в короткий срок. Нередко среди них встречается склонность провести параллель между молитвою Именем Иисуса и йогой, или «трансцендентальной медитацией», и подобное сему. Полагаю нужным указать на опасность такого заблуждения - опасность смотреть на молитву как на простейшее и легкое «техническое» средство, приводящее к непосредственному единению с Богом. Считаю необходимым категорически подчеркнуть радикальное различие между Иисусовой молитвой и всеми иными аскетическими теориями.

Заблуждаются все те, что стремятся мысленно совлечься всего преходящего, относительного, чтобы таким образом перешагнуть некий невидимый порог, осознать свою безначальность, свое «тожество» с Истоком всего сущего; чтобы возвратиться к Нему, безымянным трансперсональным Абсолютом; чтобы растворить в океане сверхмысленного и свою персональность, смешивая сию последнюю с индивидуализированною формою природного существования. Аскетические усилия подобного рода дали некоторым возможность подняться до металогического созерцания бытия, испытать некий мистический трепет, познать состояние молчания ума по выходе сего последнего за пределы временных и пространственных измерений. В подобных опытах человек может ощущать покой совлечения непрестанно меняющихся явлений видимого мира; раскрыть в себе свободу духа и созерцать умную красоту. Конечное развитие такой имперсоналистической аскетики многих привело к усмотрению божественного начала в самой природе человека, к тенденции самообожению, лежащей в основе великого Падения; прозреть в себе некую «абсолютность», которая по существу есть не что иное, как отражение Божией Абсолютности в созданном по образу; испытать влечение к возврату в то состояние покоя, в котором человек был, якобы, до явления своего в этот мир; во всяком случае, после опыта совлечения может родиться в уме этот род мысленной аберрации.

Я не ставлю в данном случае пред собою цели перечислить все вариации умственных интуиций, но скажу из моего собственного опыта, что Бога Истинного, Живого, т. е. Того, Который есть «Сущий», - во всем этом НЕТ. Это есть естественный гений человеческого духа в его сублимированных движениях к Абсолюту. Все созерцания, достигаемые на этом пути, суть самосозерцания, а не Богосозерцания. В этих положениях мы раскрываем для себя красоту еще тварную, а не Перво-Бытие. И во всем этом нет спасения человеку» .

Христина Мангала Фрост

Йога и христианская вера

Я родилась в индийской семье, стала христианкой в 22 года и являюсь православной христианкой в течение десяти лет. Воспитана я была в духе йоги. Мой дед был другом одного из основоположников современной йоги Свами Шивананды, который обычно вместе со сладким, травяным, богатым витаминами варевом, которое нам очень нравилось, присылал свои книги по йоге. В детстве родителями поощрялось выполнение определённых поз и дыхательных упражнений, всегда с чётким предупреждением, что существуют различные способы дыхания для мужчин и женщин, так как их тела различной формы.

Когда я вышла замуж и у меня появились дети, я научила их некоторым вещам, которые посчитала полезными и взяла из моих детских уроков йоги, например, выполнять некоторые позы и извлекать пользу из этих упражнений. Мои дети были воспитаны в христианской семье и находились вне опасности впасть в заблуждение индуистских эзотерических духовных идей, таких как, например, «самореализация», которые часто сопровождают современную йогу. Во время поездки в Индию они столкнулись с подобными идеями в ашраме, но быстро отвергли их, как принадлежность идолопоклоннической, культовой атмосферы, царившей в этом ашраме.

Я излагаю всё это, главным образом, для того, чтобы подчеркнуть, что йога - это больше, чем просто упражнения, и что мы сейчас, как никогда, нуждаемся в даре проницательности при знакомстве с йогой. Нам необходимо иметь чёткое представление о том, с чем мы имеем дело.

К йоге когда-то относились с благоговением в Индии, как к таинственной ветви индуистской духовной дисциплины, которая требует большой физической и психологической отваги. К ней обращались искатели, стремящиеся достичь высот индийского представления о духовном совершенстве. Такой искатель должен был придерживаться сурового режима физической и умственной деятельности под строгим руководством почитаемого мастера - гуру. Конечной целью йоги было не что иное, как ощущение божественного в себе.

С девятнадцатого века, во многом благодаря усилиям неустанной пропаганды индийских гуру-миссионеров, таких как Свами Вивекананда, йога лишена своей мистики и сложности. Внешне это выразилось в форме американских школ самопомощи и позитивного мышления и преподносится массам как безопасный и лёгкий путь к блаженству, доступный каждому. Слово «Йога» теперь хорошо известно и на Востоке, и на Западе; пользующаяся большой популярностью определённая программа регулярных упражнений изучается и практикуется большим количеством людей в школьных залах и на спортивных площадках. Пока одни учителя йоги продвигают её как простую технику для обеспечения физического благополучия человека, другие выступают за то, что это универсальный ответ на основные вопросы жизни. Некоторые преподаватели и студенты йоги преуменьшают важность индийского этоса, в котором закреплён духовный язык йоги, другие с готовностью вбирают в себя тот самый этос, особенно те, кто находят православное вероисповедание, его обряды и требования утомительными. Многие христиане занимаются йогой, не обращая внимания на её духовный багаж, в то время как другие чувствуют из-за этого некоторое беспокойство и часто встречают неодобрение со стороны своих священников и епископов.

Характерный случай в англиканской церкви

В газете «Таймс» от 31 августа 2007 года была опубликована статья, которая наделала много шума. «Священники запрещают нехристианскую йогу для малышей» гласил заголовок, и далее говорилось: «Была запрещена детская группа, проводившая занятия йогой в двух помещениях церкви. Группа была разогнана священниками, которые описали Йогу как нечто мошенническое и нехристианское». Точка зрения, представленная в статье, казалось, позволяет предположить, что священники повели себя как неразумные и чрезмерно фанатичные паникёры. Из статьи также известно, что учительница йоги мисс Вудкок была «возмущена» их запретом на её «Юм-Юм йогу для малышей и их мам». Она утверждает, что объяснила церкви, что её «йога носит совершенно нерелигиозный характер». Она, однако, была вынуждена признать, что «некоторые виды взрослой йоги основаны на индуистских и буддийских медитациях».

Употребляя слово «упражнение», а не «медитация», учительница обращает наше внимание на два основных типа йоги, распространённых сегодня: современная физическая йога и современная медитативная йога. Понимая, что медитативная йога часто углубляется в духовные сферы и ставит цели, несовместимые с христианством, мисс Вудкок стремится сохранить «упражнение», без «медитации». Может ли такой отказ сделать йогу «безопасной»?

Священники не согласны: «Философия йоги не может быть отсоединена от её практики, и любой учитель йоги (даже для малышей) должен разделять точку зрения этой философии. Йога может показаться безвредной или даже полезной, но таким образом люди могут начать думать, что есть способ достижения целостности тела и души с помощью человеческих методов, в то время как единственно верный путь к целостности - это вера в Бога, через Иисуса Христа».

Любая надежда исключительно на «человеческий метод» для достижения целостности в отрыве от веры в Иисуса Христа, безусловно, подвергается осуждению со стороны священнослужителей - в том числе англиканских и баптистских.

Но при этом среди мирян есть такие, кто задается вопросом о том, нельзя ли рассматривать методы йоги как средство «для настройки» нашего тела и души, чтобы мы стали лучше воспринимать Божью благодать? Прежде чем попытаться ответить на эти вопросы, мне необходимо вкратце рассказать о видах йоги, которые можно сегодня встретить, и о том индо-буддийском этосе, неотъемлемой частью которого они являются.

Что такое йога

Однако утверждение, что систематический разрыв контактов с внешним миром создаёт единство в человеке, кажется весьма сомнительным. Напротив, как показал Р. Д. Лэйкг в своём «Разделённом Я», начало радикального выхода из внешней реальности вполне может привести к шизофрении. Мало того, что, пускаясь, согласно йоге, в путешествие в себя, человек рискует заболеть психически, так ещё и такая цель поднимает ряд серьёзных проблем для христианина. Иисус призывает нас искать внутри Царство Божие, а не «чистое сознание». Даже в христианской монашеской традиции, которая рекомендует удаление от мира, от объектов чувственного опыта, монах находится в поисках «внутреннего царства». В этом «внутреннем царстве» - Божественная Святая Троица, Господь наш. Мы познаём Христа и общаемся с Ним в Духе Святом и силою этого же Духа мы называем Бога «Отче наш». «Чистое сознание» - это лишь далёкий отзвук того, чем является христианское состояние «Царства Божия».

Влиятельные индийские миссионеры, как Вивекананда и его последователи, приводят в действие определённые методы йоги для продвижения поп-мистики, основанные на понятии «самореализации», которое стало крылатым словом йоги. Путь к «самореализации» с помощью йоги представлен как всеобщий призыв, свободный от догм и строго светский. Тем не менее, тщательное изучение сочинений Вивекананды показывает сильный уклон в сторону одной конкретной индийской традиции, из которой Вивекананда убрал тонкую метафизику индийской недуалистичности (адвайты) и то, что осталось, стал поддерживать на рынке со всем пылом. Случайные цитаты из его работ иллюстрируют его безрассудный синкретизм и опрометчивые, часто нелепые утверждения того, что он сделал для метода «самореализации».

«Всё есть Я. Говори это непрестанно». «Иди в свою комнату и получи Упанишады из самого Себя. Ты есть величайшая книга, которая когда-либо существовала или когда-либо будет, бесконечное хранилище всего, что есть». «Я сущность блаженства». «Не следуй за идеалом, ты содержишь их все в себе». «Христы и Будды просто случаи, в которых олицетворяются твои внутренние силы. В действительности это мы отвечаем на каши собственные молитвы». «Мы можем называть это Буддой, Иисусом, Кришной, Иеговой, Аллахом, Агни, но это только Я». «Вселенная - это мысль, и Веды - слова этой мысли. Мы можем создавать и уничтожать, пересоздавать целую вселенную» .

Когда Вивекананда понял, что ему нужно нечто большее, чем несвязные философские разговоры о его бренде «самореализации», он написал работу о Раджа-Йоге, которая является практическим пособием для тех, кто ищет так называемую «самореализацию».

Несовместимость йоги и христианства

Существует множество причин, почему духовные основы современной йоги несовместимы с христианством, главной из которых является чрезмерный акцент на себе. Эгоцентризм с христианской точки зрения есть корень зла. В нем - падение человека, его отклонение от Бога в сторону ошибочной, мятежной зависимости от себя. Это разрыв общения с Богом, который заканчивается грехом и смертью.

м Сокол, САО, район Сокол, ул. Песчаная 2-я, 4А, корп.1

Фитнес и аэробика, спортивные игры, восточные практики, единоборства, плавание, художественная гимнастика, танцы, массаж.

«Мне очень понравилось заниматься с тренером Станиславом Канашивым.Он хорошо знает свое дело и с полуслова понимает требования и пожелания.Например...»
Катерина ещё 52 отзыва

м Улица Горчакова, ЮЗАО, район Южное Бутово, ул. Адмирала Лазарева, д. 40/3

Фитнес и аэробика, восточные практики, единоборства, плавание, гимнастика, танцы.

«Удобно, что есть детская комната бесплатно. хорошие тренера, сын доволен, а я успеваю, пока он на уроке, и сама позаниматься! организаторы молодцы!...»
[email protected] ещё 28 отзывов

м Крылатское, ЗАО, район Крылатское, Рублевское шоссе, д.48

Фитнес и аэробика, восточные практики, силовой спорт, единоборства, водный спорт, художественная гимнастика, танцы, массаж.

«Я уже не молодой парень, однако, спорт мне не чужд. Правда, кроме бега во дворе дома и заниматься особо нечем. Как-то привозил сыну ключи в фитнес...»
Сергей Букреев ещё 7 отзывов

м Проспект Вернадского, ЗАО, район Проспект Вернадского, просп. Вернадского, 53

Фитнес и аэробика, настольный теннис, восточные практики, бодибилдинг, единоборства, танцы, массаж.

«Очень хороший клуб с приятной атмосферой и тренерами!»
Анга ещё 26 отзывов

м Речной вокзал, САО, район Левобережный, улица Флотская, 5в

Фитнес и аэробика, спортивные игры, восточные практики, бодибилдинг, бокс, водный спорт, танцы.

«Хороший клуб.Мои рекомендации по выбору тренера - МС международного класса Медведев Владимир.У Владимира высокопрофессиональный подход к проведению...»
Татьяна Сомова ещё 43 отзыва

м Планерная, СЗАО, район Куркино, МКАД 73км, дом 7, ТЦ "Арфа"

Спортивные игры, фитнес и аэробика, танцы, фитнес йога.

«Первой задачей после переезда с мужем и сыном поставили себе найти место, где каждый сможет выбрать спорт по душе. Но сын еще маленький, а детские...»
Ирина все отзывы

м Динамо, САО, Беговой район, Ленинградский проспект, 31ас1

Фитнес и аэробика, восточные практики, водный спорт, единоборства, танцы, массаж.

«Очень достойный фитнесс-клуб с бесплатным полотенцами, бахилами и вкуснейшим морковным фрешем в кафе. В Монархе можно расслабиться и забыть о...»
Naisha ещё 97 отзывов

м Свиблово, СВАО, район Свиблово, Снежная улица, 20с1

Фитнес и аэробика, универсальная йога, единоборства, танцы.

«Отличный спортивный центр! Низкие цены, большой выбор тренажеров, множество программ групповых занятий, молодой коллектив! В общем мысли только в...»
Anastasia Litovchenko ещё 11 отзывов

м Крестьянская застава, ЮАО, Даниловский район, Дербеневская набережная, 7с6

Фитнес и аэробика, спортивные игры, восточные практики, бодибилдинг, единоборства, плавание, акробатика, танцы, массаж.

«Футбол, бассейн, красивые девушки - что еще нужно для счастья?»
Konstantin Piroumian ещё 51 отзыв

м Шаболовская, ЮАО, Донской район, Малая Калужская, 15, стр. 4

Фитнес и аэробика, восточные практики, плавание, единоборства, танцы, здоровье, массаж.

«Новые процедуры в спа стали просто открытием, волшебные чаи в термах... Мммм)))»
Annete ещё 22 отзыва

    • 22 500 год
    • 4 000 руб. месяц
    • 600 руб. одно занятие
    • 1 000 руб. час аренды
  • м Чкаловская, ЦАО, Басманный район, улица Земляной Вал, 33

    Настольный теннис, силовой спорт, единоборства, восточные практики, фитнес и аэробика, танцы, массаж.

    «Честно говоря ходила во многие клубы.. Но этот радует больше всего)) хорошие, новые тренажеры. Позитивные люди)) тренера всегда помогут и...»
    Vera Bryzgalova ещё 62 отзыва

    м Менделеевская, ЦАО, Тверской район, Центральный федеральный округ, Москва, Сущёвская улица, 19с4

    Бодибилдинг, айенгара, аштанга йога, классическая йога, нидра, фитнес йога, хатха-йога, аэробика, танцы, массаж.

    «Обстановка в клубе превосходная. Создана приятная и располагающая к занятиям атмосфера, инструкторы заняты своим делом и готовы всегда прийти на...»
    Сергей Николаев ещё 17 отзывов

    м Рязанский проспект, ВАО, район Вешняки, улица Юности, 15

    Фитнес и аэробика, единоборства, конькобежный спорт, скалолазание, танцы, восточные практики, массаж.

    «Хороший зал за вполне демократичную цену. Никакого аншлага по вечерам в будни, можно спокойно заниматься.»
    Кирилл Ешмеков ещё 6 отзывов

    ЗАО, Можайский район, улица Кутузова, 11к2

    Фитнес и аэробика, восточные практики, единоборства, водный спорт, восточный танец, массаж.

    «Максим Курбатов- самый классный теренер. Я хожу на mix fight. Сбросила 5 кг. а еще хорошо негатив выплеснуть. Всегда интересно и весело заниматься.»
    Любовь Костюнькина ещё 59 отзывов

    м Братиславская, ЮВАО, район Марьино, улица Братиславская, д. 30

    Фитнес и аэробика, восточные практики, бодибилдинг, бокс, водный спорт, танцы, массаж.

    «Сергей,на мой взгляд,лучший инструктор по плаванию для детишек,своего пока к нему не отдавала,но собираюсь это сделать в самое ближайшее время!Пока...»
    Ekaterina Vavilova



    Понравилось? Лайкни нас на Facebook