Презентация на тему "Физическая культура. Баскетбол"

Баскетбол - одна из самых распространённых игр с мячом во всём мире, в том числе и в России. История этого вида спорта насчитывает не одно столетие, но официально она началась в 1891 году. Именно тогда в городе Спрингфилд штата Массачусетс (США) простой учитель физического воспитания средней школы по имени Джеймс Нейсмит познакомил своих подопечных с новой игрой баскетбол (в переводе с английского - корзина + мяч) и одновременно открыл её всему человечеству. Он же составил и опубликовал 13 правил данной игры.

Развлечение ацтеков

Историки утверждают, что до ещё начала нашей эры древние ацтеки забавлялись закидыванием мяча в кольца, что отдалённо напоминает баскетбол. Прародители мексиканцев любили играть в мяч. У них существовала смесь современного футбола и баскетбола. Две команды выстраивались перед линией, за которую нельзя было заступать на площадке длиной до полутора сотен метров. За спинами игроков находились трибуны, и на небольшой высоте закреплялись каменные кольца друг напротив друга. Цель игры заключалась в том, чтобы угодить каучуковым мячом в кольцо противника.

Так выглядела игра у ацтеков.

Возникновение баскетбола - такого, каким мы его знаем

Упомянутый в начале сообщения педагог Джеймс Нейсмит однажды попытался найти подходящее спортивное занятие для своих учащихся в холодный период, когда уроки по физкультуре переносились в зал. В итоге он придумал игру, в которой участники могли бы побеждать не только за счёт физических данных, но и благодаря игровым навыкам и сообразительности. Так появился на свет баскетбол. Многие правила Нейсмита действуют до сих пор.

Класс делился на две равные по числу участников команды. Каждой из них требовалось закинуть баскетбольный мяч в подвешенную на стене корзину для фруктов своего соперника. Поначалу для игры использовали футбольный мяч, и только спустя какое-то время придумали специальный баскетбольный. Кстати, корзины появились в баскетболе случайно. Первое время Нейсмит использовал для игры коробки, но однажды школьный сторож не сумел их найти, а потому взамен предложил использовать корзины.

Сейчас баскетбол включен в школьную программу уроков физкультуры.

Спустя год был сыгран первый официальный баскетбольный матч. В нём приняли участие две команды - по 9 человек в одной и другой. Забавно, что после любого удачного броска приходилось взбираться по лестнице для извлечения мяча из корзины, поскольку тогда не догадались ещё прорезать её нижнюю часть, чтобы не лазить за ним всякий раз заново. Ведения мяча тоже не существовало, игроки перебрасывали его друг другу, пока один из них решался закинуть спортивный снаряд внутрь тары.

Развитие вида спорта

Постепенно игра стала набирать популярность и получила дальнейшее развитие. Ею увлеклись по всей Америке, а затем о ней узнали в Канаде и чуть позже в Европе:

  1. В 1932 году образовалась международная ассоциация баскетбола - ФИБА.
  2. В 1936-м этот вид спорта была включён в программу летней Олимпиады.
  3. В 1946 году появилась профессиональная лига баскетболистов США и Канады - НБА, в которой играли сильнейшие на тот момент спортсмены. Такое положение сохраняется до наших дней.

Во многих странах были организованы национальные чемпионаты, повсеместно начали открывать спортивные секции для обучения подростков баскетбольным навыкам и правилам.

У мальчишек ответственный матч.

Нынешние правила баскетбола формировались постепенно и часто переписывались. Теперь команды состоят из 12 человек, но на площадку выходят пятеро. Мяч ведётся так, чтобы он регулярно ударялся об пол и возвращался в руку. За попадание в корзину команда наделяется разным количеством очков:

  • штрафной бросок за нарушение приносит 1 очко;
  • за попадание с близкого расстояния начисляется 2 очка;
  • за удачный бросок с 6 и более метров насчитывается 3 очка:

Точный бросок, и мяч летит в корзину!

Игра состоит из четырёх четвертей - по 10 минут каждая - и двухминутными передышками между ними. Между второй и третьей четвертями организуется большой перерыв - 15 минут. Основными нарушениями считаются:

  • аут - когда мяч вылетел за пределы поля;
  • фол - толчок, задержка соперника руками;
  • пробежка - когда игрок сделал лишние допустимые шаги.

Галанов Иван

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №17 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Реферат по физкультуре

на тему:

«БАСКЕТБОЛ»

Выполнил:

ученик 7-б класса Галанов Иван

Руководитель: учитель физической культуры

Балабанова Е.В

Балабанов С.Н

г. Сызрань 2016

1.1 История игры « баскетбол »…………….………………....

1.2 Правила игры «баскетбол» …………..…………………..

1.3 « Баскетбол» - как средство ведения здорового образа жизни ………………..

1.1 История игры «баскетбол».

Итак, зимой 1891 года студенты колледжа Молодежной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, просто изнывали от тоски на занятиях физического воспитания, вынужденные выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодежи к спорту. Однообразию таких занятий необходимо было срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей. Выход из казавшегося тупиковым положения нашел скромный преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит (Он родился в 1861 году в Рэмсэй (Ramsay) городке, близ Элмонта (Almonte), штат Онтарио, Канада…).

В декабре 1891 года он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников (именно этим обусловлена высота кольца в 305 см - балконы были на такой высоте). Начало было положено. Мог ли тогда доктор Нейсмит предполагать, какое великое будущее ждет его детище? Вполне прагматично названная «баскетболом» (basket - корзина, ball - мяч), игра, конечно, лишь отдаленно напоминала то феерическое зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало (да и сложно было бы пытаться демонстрировать чудеса дриблинга футбольным мячом с торчащим из него соском для накачивания), игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причем исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере. Уже 12 февраля 1892 года, изучив правила и освоив азы техники, студенты Спрингфилдского колледжа в присутствии ста зрителей провели первый в истории баскетбола «официальный» матч, мирно завершившийся с результатом 2:2. Его успех был настолько оглушительным, а слух о новой игре распространился с такой скоростью, что вскоре две спрингфилдские команды стали проводить показательные встречи, собирая на своих выступлениях сотни зрителей. Их почин подхватили студенты других колледжей, и уже на следующий год весь американский северо-восток был охвачен баскетбольной лихорадкой. Стихийное образование любительских команд и лиг привело к тому, что студенты стремились заниматься исключительно баскетболом, предпочитая его не только таким традиционным игровым видам, как американский футбол и бейсбол , но и горячо любимой попечителями колледжей гимнастике. Чиновники Молодежной Христианской Ассоциации, вняв жалобам противников нового веяния, не стали закрывать глаза на такое вопиющее попирание основ учебного процесса и практически захлопнули перед баскетболом двери студенческих спортивных залов. Однако их стремление запретить стремительно набиравший популярность новый вид спорта было подобно попыткам вручную остановить разогнавшийся поезд.

1.2 Правила игры «баскетбол».

Здесь представлены некоторые выдержки из официальных правил баскетбола.

В баскетбол играют две команды, в каждой из которых по пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе - забросить в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом, и забросить его в корзину.

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков.

Игровая баскетбольная площадка должна представлять собой плоскую прямоугольную твердую поверхность без каких-либо препятствий. Размеры должны быть 28 метров в длину и 15 метров ширину.

Баскетбольные щиты с корзиной должны быть изготовлены из соответствующего прозрачного материала или выкрашены в белый цвет. Размеры баскетбольных щитов должны быть: 1,80 м по горизонтали и 1,05 м по вертикали.

Баскетбольные кольца должны быть из прочной стали, внутренний диаметр 45 см. Пруток кольца должен иметь минимальный диаметр 16 мм, а максимальный 20 мм. На нижней части кольца должны быть приспособления для крепления сеток.

Баскетбольный мяч должен иметь сферическую форму и быть оранжевого цвета с традиционным рисунком из восьми вставок и черных швов. Он должен быть накачан до такой величины воздушного давления, чтобы при падении на игровую поверхность с высоты около 1,80 м, измеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, измеренную до верхней поверхности мяча, не менее чем около 1,20 м и не более чем около 1,40 м. Длина окружности мяча должна быть не менее 74,9 см и не более 78 см. Вес мяча должен быть не менее 567 г и не более 650 г.

По правилпм баскетбола игра состоит из четырех периодов по десять минут с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между половинами игры – пятнадцать минут. Если счет ничейный по окончании четвертого периода, игра продлевается на дополнительный период продолжительностью пять минут или на столько периодов по пять минут, сколько необходимо, чтобы нарушить равновесие в счете. Команды должны поменяться корзинами перед третьим периодом. Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих.

В правилах баскетбола существует понятие живого и мертвого мяча.

Мяч становится живым, когда:
- Во время спорного броска мяч правильно отбит одним из спорящих.
- Во время штрафного броска судья передает мяч в распоряжение игрока, выполняющего штрафной бросок.
- Во время вбрасывания из-за пределов площадки мяч находится в распоряжении игрока, выполняющего вбрасывание.

Мяч становится мертвым, когда:

Любой мяч заброшен с игры или со штрафного броска. Звучит свисток судьи, когда мяч живой. Очевидно, что мяч не попадёт в корзину при штрафном броске, за которым последует:
- Другой штрафной бросок.
- Дальнейшее наказание. Звучит сигнал об окончании каждого периода игры или дополнительного периода. Звучит сигнал устройства 24 секунд, когда, мяч живой. Мяча, который уже находится в полёте при броске в корзину, касается игрок какой-либо команды, после того, как:
- Судья дал свисток.
- Истекло время периода или дополнительного периода.
- Прозвучал сигнал устройства 24 секунд.

Мяч не становится мертвым и бросок с площадки, если он точен, засчитывается, когда:

Мяч находится в полёте при броске в корзину с площадки, когда судья дает свисток или звучит сигнал игровых часов, или устройства 24 секунд. Мяч находится в полете при штрафном броске, когда судья дает свисток при любом нарушении, кроме нарушения игрока, выполняющего штрафной бросок. Соперник совершает фол в тот момент, когда мяч всё еще контролируется игроком, который находится в процессе броска в корзину и который заканчивает свой бросок продолженным движением, начавшимся до того, как был совершен.

В баскетболе мячом играют только руками. Бежать с мячом, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

Процесс броска начинается, когда игрок предпринимает обычное движение, предшествующее этому броску и по мнению судьи, он начал попытку забросить мяч в корзину соперника броском, броском сверху или добиванием. Процесс броска продолжается до тех пор, пока мяч не покинет руки бросающего. Иногда соперник держит руки бросающего так, что он не может выпустить мяч, однако, даже в этом случае, по мнению судьи, игрок может выполнять попытку броска. В этом случае не важно, покинул ли мяч руки бросающего. Нет никакой связи между числом правильно сделанных шагов и процессом броска.
В случае броска в прыжке, процесс броска продолжается до тех пор, пока не завершится попытка броска, (т. е. пока мяч не покинет руку бросающего и обе ноги игрока не коснутся пола.
Чтобы фол считался совершенным против игрока, находящегося в процессе броска, этот фол должен произойти, по мнению судьи, после того, как игрок начал непрерывное движение рукой и/или телом в попытке броска с игры.
Непрерывное движение:
- Начинается, когда мяч находится в руках игрока и бросковое движение, обычно направленное вверх, уже началось.
- Может включать движение рук и/или тела, используемое игроком в попытке броска с игры.
- Заканчивается, если сделано новое движение.
Если критерии, касающиеся непрерывного движения, перечисленные выше, выполняются, то игрок считается находящимся в процессе броска.

Мяч, заброшенный с площадки, засчитывается команде, атакующей корзину, в которую он заброшен, следующим образом:
- За мяч, заброшенный со штрафного броска, засчитывается одно очко.
- За мяч, заброшенный с игры, из 2-х очковой зоны засчитывается два очка.
- За мяч, заброшенный из 3-х очковой зоны, засчитывается три очка.
Если игрок случайно забрасывает мяч с площадки в свою корзину, очки записываются капитану соперников.
Если игрок умышленно забрасывает мяч с площадки в свою корзину, это является нарушением и очки не засчитываются.
Если игрок заставляет мяч войти в корзину снизу, это является нарушением.

Игрок находится за пределами площадки, когда любая часть его тела касается пола или любого предмета, кроме игрока на, над или за ограничивающими линиями.

Мяч находится за пределами площадки, когда он касается:
- Игрока или любого другого лица, находящегося за пределами площадки.
- Пола или любого другого предмета на, над или за ограничивающими линиями.
- Конструкции, поддерживающей щит, задней стороны щита или любого объекта над и/или за щитом.

По правилам баскетбола ведение мяча начинается, когда игрок, получивший контроль над живым мячом на площадке, бросает, отбивает его в пол или катит его по полу и касается мяча опять, прежде, чем его коснется другой игрок. Ведение заканчивается в тот момент, когда игрок касается мяча одновременно двумя руками или допускает задержку мяча в одной или обеих руках. При ведении мяч может быть подброшен в воздух при условии, что мяч коснется пола раньше, чем игрок снова коснется мяча своей рукой. Число шагов, которые игрок может сделать, когда мяч не находится в контакте с его рукой, не ограничено. Игрок, который случайно теряет, а затем восстанавливает контроль над живым мячом на площадке, считается совершившим случайную потерю мяча.

Игрок не должен вести мяч второй раз после того, как его первое ведение закончилось, если это только не происходит после потери контроля над живым мячом на площадке из-за:
броска по корзине,
касания мяча соперником,
передачи или случайной потери мяча, который затем коснулся или которого касался другой игрок.

Пробежка – запрещенное перемещение одной или обеих ног в любом направлении, во время контроля живого мяча на площадке сверх ограничений, изложенных в этой статье.

Поворот происходит, когда игрок держит живой мяч на площадке и шагает один или несколько раз в любом направлении одной и той же ногой, в то время, как другая нога, называемая опорной, сохраняет свое место контакта с полом.

Если игрок затем скользит, перекатывается, или пытается встать с мячом в руках - это нарушение.

Игрок не должен оставаться более трех секунд подряд в ограниченной зоне соперника, когда его команда контролирует живой мяч на площадке и игровые часы включены. Исключение должно быть сделано игроку, который:
- пытается выйти из ограниченной зоны.
- находится в ограниченной зоне, когда он или его партнер по команде производит бросок и мяч покинул или покидает руки бросающего.
- находясь в ограниченной зоне менее трех секунд, ведет мяч с целью произвести бросок.

Каждый раз, когда игрок устанавливает контроль над живым мячом в своей тыловой зоне, его команда должна в течение восьми секунд перевести мяч в свою передовую зону.

Каждый раз, когда игрок получает контроль над живым мячом на площадке, попытка броска по корзине должна быть реализована его командой в течение двадцати четыре секунд.

Фол - это несоблюдение правил, вследствие персонального контакта с соперником и/или неспортивного поведения.

Здесь приведены лишь некоторые важные выдержки из правил баскетбола. Вообще, официальные правила баскетбола Международной Федерации Баскетбола - это большое стостраничное руководство, в котором изложены все нюансы правил.

1.3 Баскетбол - как средство ведения здорового образа жизни.

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования .

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ , школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.

Список литературы :

1. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют.//Физкультура в школе – 2002.

2. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры // Под. Ред. Ю. М. Портнова.-М.: Физкультура и Спорт, 1998.

3. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под. ред. Ю. М. Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1997.-

4. Вальтин А. И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение,1996.

Баскетбол – это игра 2 команд, во время которой забрасывают мяч в кольцо соперника. Задача команд, забросить больше мячей и противостоять сопернику. За забитые мячи дают очки. Баскетбол является самым популярным спортивным развлечением.

Баскетбол прекрасная игра. Она полезна не только для физического состояния, а и для эмоционального. Ведь когда играешь в баскетбол, чувства переполняют тебя. Все отрицательные эмоции будто выходят из тебя.

История возникновения игры

В 1891 году один из преподавателей урока физкультуры в США, по просьбе директора, решил оживить уроки и создать новый вид спортивных занятий. Он предложил забрасывать футбольные мячи в корзины для фруктов. Для этого он прикрепил их к балкону. Никаких правил, существующих сейчас, там не было, поэтому игра едва напоминала современный баскетбол. Игроки менялись и поочерёдно забрасывали мяч в корзины. Победа предоставлялась тем, кто забросит наибольшее количество раз. Только через год создатель игры придумал правила, которые позволили сделать её ярче.

Современные правила баскетбола

  • Официально игра начинается спорным броском.
  • Играют на поле 2 команды. Количество участников 12 человек. Из них 5, которые непосредственно играют, а 7 поставлены для замены.
  • Игроки, ведущие мяч, должны передвигаться, набивая его об пол.
  • Матч игры состоит из 4 таймов. Время каждого тайма отличается в зависимости от того, в какой ассоциации играют.
  • Мяч, который забросили, может привести команде разные очки. Это зависит от того в каком месте поля забросили и при каком периоде.
  • Если во время основной игры, команды получили одинаковое количество очков, может назначаться повторные овертаймы, пока не определят победителя.
  • 2 шага в баскетболе и игрок должен либо передать мяч, либо забросить.

Интересные факты:

  • Существует довод, что в баскетбол лучше всего играть, имея высокий рост. Но как показало время, в баскетболе насчитывается множество игроков, которые имеют рост не выше 170 см или даже 160 см, например как самый низкий игрок Магси Богз.
  • Раньше, как придумали баскетбол, правил было всего лишь 13. Но в современное время их насчитывают более 200.
  • Некоторые данные полагают, что по правилам создателя баскетбола, мяч нужно было не набивать, а катить.

Вариант 2

Начнем с того, что баскетбол - это популярная спортивная дисциплина. Задача игры очень проста: закинуть мяч в кольцо соперника. А команда состоит из 5 человек.

История создания.

В 1891 году в США Джеймс Нейсмит придумал игру, дабы разбавить уроки: требовалось закинуть мяч в стоявшую корзину. Это, конечно, далеко от современного баскетбола, но именно данная игра зародила первые "ростки". Позднее доктор формирует первые правила игры. С каждой игрой вводились и корректировались все новые правила. Шли годы - игра набирала своих кумиров. После США игра завоевала Восток, а позже - Европу. С каждой новой игрой в тех или иных странах начинали формироваться свои чемпионы, а так же открывались дополнительные заведения по обучению игры. В США формируется профессиональная лига НБА, год формирования - 1946.

Правила раз за разом переписывались и переписывались. Сейчас же команда должна состоять из 12 человек, только вот на поле ведут борьбу все также 5. Что касается продолжительности игры, то она состоит из четырех четвертей длительностью в 10 минут.

Правила баскетбола.

Стоить заметить, что данная игра может быть как простой, так и сложной. Все зависит от упорства игрока и его навыков. И вот именно знание правил - это фундамент игры баскетбола.

Основное правило: баскетбол - это не футбол! Здесь не допустимо ведение мяча какой-либо другой конечностью, кроме рук. Но! вести можно только одной рукой, чередуя.

Не допустим агрессивный контакт с игроками: не бить, не пинать, не толкать!

Мяч должен находиться в постоянном движении, если конечно игрок не планирует его забросить в кольцо или передать подачу союзнику. Допустимо лишь 2 шага с момента прекращения ведения мяча.

Запрещено совершать прыжки, держа мяч в руках, в тех случаях, если не будет совершен бросок либо в кольцо, либо союзнику. Нарушение последует за прыжок без броска, после чего мяч автоматически переходит во владение соперника.

Этот список начальных правил свободно позволит начинать развивать свои умения в баскетболе как новичкам, так и позволит повторить правила и для профессионалов. Сам по себе баскетбол делится на две группы: Европейский и Американский. Учитывая высоту развития данной игры в Америке, Европа каждый раз пытается догнать и обогнать свои конкурентов, в связи с этим правила каждый год могут изменяться, но именно короткий свод правил выше будет актуален и по сей день еще долгие годы.

4, 5, 6, 7 класс

Панда относится к млекопитающим. Окрас черно – белого цвета. Несмотря на то, что панда – медведь, он имеет признаки енотовых. Всеяден, но в основном питается бамбуком

  • Вулкан Везувий - сообщение доклад

    Везувий – действующий вулкан на территории Италии, находящийся в 15 км от города Неаполь. Вулкан является единственным действующим в континентальной Европе. Максимальная высота Везувия составляет 1281 м, а диаметр кратера – 750 м.



  • План:

      Введение
    • 1 История
    • 2 Правила
      • 2.1 Нарушения
      • 2.2 Фолы
    • 3 Основные элементы игры
    • Примечания

    Введение

    Баскетбольный мяч

    Баскетбольная площадка

    Майкл Джордан выполняет слэм-данк

    Баскетбо́л (англ. basket - корзина, ball - мяч) - спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды - забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину. Kорзина находится на высоте 3,05 метра от пола (10 футов). От каждой команды на площадке находится по 5 человек, всего в команде 12 человек, замены не ограничены. За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанции, засчитывается 2 очка, с дальней (из-за трехочковой линии) - 3 очка. Штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки 28 метров в длину и 15 метров в ширину. Баскетбол один из самых популярных видов спорта в мире .

    Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года. Джеймс Нейсмит был там в качестве гостя. Регулярные чемпионаты мира по баскетболу среди мужчин проводятся с 1950 года, среди женщин - с 1953 года, а чемпионаты Европы - с 1935 года.

    В Европе проводятся международные клубные соревнования Евролига ULEB, Кубок Европы УЛЕБ, Кубок Вызова.

    Наибольшего развития игра достигла в США, где был организован один из сильнейших баскетбольных чемпионатов - чемпионат Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), также считается национальным видом спорта в Литве (см. ЛБЛ).


    1. История

    Зимой 1891 года студентам колледжа Молодёжной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, вынужденным выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодёжи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей.

    Выход из казавшегося тупиковым положения нашёл скромный преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит. 1 декабря 1891 года он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Начало было положено. Мог ли тогда доктор Нейсмит предполагать, какое великое будущее ждёт его детище?

    Идея этой игры у него зародилась ещё в школьные годы, когда дети играли в старинную игру «duck-on-a-rock». Смысл этой популярной, в то время, игры заключался в следующем: подбрасывая небольшой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру.

    Вполне прагматично названная «баскетбол» (англ. basket - корзина, ball - мяч) игра, конечно, лишь отдалённо напоминала то феерическое зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причём исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

    В 1892 году преподавателем физкультуры Смит-колледжа (англ.) русск. в Нортгемптоне (Массачусетс) Сендой Беренсон были разработаны первые правила женского баскетбола (англ.) русск. .


    2. Правила

    Размеры щита и корзины по правилам ФИБА

    Размеры щита и корзины (вариант)

    Размеры поля по правилам ФИБА 2010

    Изначально правила игры в баскетбол были сформулированы американцем Джеймсом Нейсмитом и состояли лишь из 13 пунктов. С течением времени баскетбол изменялся, изменений потребовали и правила. Первые международные правила игры были приняты в 1932 году на первом конгрессе ФИБА, после этого они многократно корректировались и изменялись, последние значительные изменения были внесены в 1998 и 2004 годах. С 2004 года правила игры остаются неизменными. Правила игры несколько отличаются в НБА и чемпионатах, проводимых под эгидой ФИБА (Чемпионаты мира, Олимпийские игры, Чемпионаты континентов, международные и национальные первенства европейских клубов)

    В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе - забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды.

    Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

    Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.

    За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:

    • 1 очко - бросок со штрафной линии
    • 2 очка - бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёхочковой линии)
    • 3 очка - бросок из-за трёхочковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24 см в Национальной баскетбольной ассоциации)

    Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх периодов по десять минут (двенадцать минут в Национальной баскетбольной ассоциации) с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры - пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами.

    Игра может идти на открытой площадке и в зале высотой не менее 7 м. Размер поля - 28х15 м. Щит размером 180х105 см. От нижнего края щита до пола или грунта должно быть 290 см. Корзина представляет собой металлическое кольцо, обтянутое сеткой без дна. Она крепится на расстоянии 0,15 м от нижнего обреза щита. Установленная стандартами FIBA для мужских соревнований окружность мяча - 74,9-78 см, масса - 567-650 г (для женских соответственно 72,4-73,7 см и 510-567 г).


    2.1. Нарушения

    • аут - мяч уходит за пределы игровой площадки;
    • пробежка - игрок, контролирующий «живой» мяч, совершает перемещение ног сверх ограничений, установленного правилами
    • нарушение ведения мяча, включающее в себя пронос мяча, двойное ведение;
    • три секунды - игрок нападения находится в зоне штрафного броска более трех секунд в то время, когда его команда владеет мячом в зоне нападения;
    • пять секунд - игрок при выполнении вбрасывания не расстается с мячом в течение пяти секунд;
    • восемь секунд - команда, владеющая мячом из зоны защиты не вывела его в зону нападения за восемь секунд;
    • 24 секунды - команда владела мячом более 24 секунд и не произвела точного броска по кольцу. Команда получает право на новое 24 секундное владение, если мяч, брошенный по кольцу коснулся дужки кольца, либо щита, а также в случае получения фола защищающейся командой.
    • плотноопекаемый игрок - игрок держит мяч более пяти секунд, в то время как соперник его плотно опекает;
    • нарушения возвращения мяча в зону защиты (зона) - команда, владеющая мячом в зоне нападения перевела его в зону защиты.

    2.2. Фолы

    Судья фиксирует фол

    Фол - это несоблюдение правил, вызванное персональным контактом или неспортивным поведением. Виды фолов:

    • персональный;
    • технический;
    • неспортивный;
    • дисквалифицирующий.

    Игрок, получивший 5 фолов (6 фолов в НБА) в матче должен покинуть игровую площадку и не может принимать участие в матче (но при этом ему разрешается остаться на скамейке запасных). Игрок, получивший дисквалифицирующий фол должен покинуть место проведения матча (игроку не разрешается остаться на скамейке запасных).

    Тренер дисквалифицируется, если:

    • он совершит 2 технических фола;
    • официальное лицо команды или запасной игрок совершат 3 технических фола;
    • тренер совершит 1 технический фол и официальное лицо команды или запасной игрок совершат 2 технических фола.
    • запрещена нецензурная брань и оскорбления

    Каждый фол идет в счет командных фолов, за исключением технического фола, полученного тренером, официальным лицом команды или игроком на скамейке запасных.

    Персональный фол - фол, вследствие персонального контакта.

    Наказание:

    Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то:

    • если команда не набрала 5 командных фолов или фол совершен игроком, команда которого владела мячом, то пострадавшая команда производит вбрасывание;
    • в противном случае пострадавший игрок выполняет 2 штрафных;

    Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то:

    • если бросок был удачным, он засчитывается, и пострадавший игрок выполняет 1 штрафной;
    • если бросок был неудачным, то пострадавший игрок выполняет такое количество штрафных бросков, сколько очков заработала бы команда будь бросок удачным.

    Неспортивный фол - фол, совершенный вследствие контакта, при котором игрок не пытался сыграть мячом в рамках правил.

    Наказание:

    Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то поступают так же, как и в случае персонального фола. Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то пострадавший игрок выполняет 2 броска. После выполнения штрафных бросков мяч вбрасывает пострадавшая команда из-за пределов площадки на продолжении центральной линии. Исключение составляют фолы, совершенные до начала первого периода. В этом случае после штрафных бросков проводится розыгрыш спорного броска (как и в случае нормального начала игры). Если игрок в течение одного матча совершает 2 неспортивных фола, он должен быть дисквалифицирован.

    Дисквалифицирующий фол - это фол, вследствие вопиющего неспортивного поведения. Дисквалифицирующий фол может получить игрок, запасной, тренер или официальное лицо команды.

    Наказание:

    Количество штрафных и вбрасывание после них назначаются аналогично неспортивному фолу.

    Технический фол - фол, не вызванный контактом с соперником. Это может быть неуважение к судьям, сопернику, задержка игры, нарушения процедурного характера.

    Наказание:

    Любой игрок команды, не нарушившей правила, пробивает 2 штрафных броска. После выполнения бросков сбрасывание производится аналогично неспортивному фолу.


    3. Основные элементы игры

    Особое значение в современном баскетболе имеет борьба под щитом. Известная баскетбольная заповедь гласит: «Кто выигрывает щит - выигрывает матч», а одним из основных статистических показателей игры баскетболиста - будь то отдельный матч или весь сезон - является число так называемых подборов и блок-шотов.

    , Баскетбол в Израиле , Еврокубок (баскетбол) , Суперлига (баскетбол) , Очко (баскетбол) , Мини-баскетбол , Евролига (баскетбол) , Перехват (баскетбол) .

    Д О К Л А Д

    по физической культуре

    на тему:

    «БАСКЕТБОЛ»

    1.1 История игры «баскетбол».

    Итак, зимой 1891 года студенты Молодежной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, просто изнывали от тоски на занятиях физического воспитания, вынужденные выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодежи к спорту. Однообразию таких занятий необходимо было срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей. Выход из казавшегося тупиковым положения нашел скромный преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит (Он родился в 1861 году в Рэмсэй (Ramsay) городке, близ Элмонта (Almonte), штат Онтарио, Канада…)

    В декабре 1891 года он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников (именно этим обусловлена высота кольца в 305 см - балконы были на такой высоте). Начало было положено. Мог ли тогда доктор Нейсмит предполагать, какое великое будущее ждет его детище? Вполне прагматично названная «баскетболом» (basket - корзина, ball - мяч), игра, конечно, лишь отдаленно напоминала то феерическое зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало (да и сложно было бы пытаться демонстрировать чудеса дриблинга футбольным мячом с торчащим из него соском для накачивания), игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причем исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере. Уже 1892 года, изучив правила и освоив азы техники, студенты Спрингфилдского колледжа в присутствии ста зрителей провели первый в истории баскетбола «официальный» матч, мирно завершившийся с результатом 2:2. Его успех был настолько оглушительным, а слух о новой игре распространился с такой скоростью, что вскоре две спрингфилдские команды стали проводить показательные встречи, собирая на своих выступлениях сотни зрителей. Их почин подхватили студенты других колледжей, и уже на следующий год весь американский северо-восток был охвачен баскетбольной лихорадкой. Стихийное образование любительских команд и лиг привело к тому, что студенты стремились заниматься исключительно баскетболом, предпочитая его не только таким традиционным игровым видам, как американский футбол и , но и горячо любимой попечителями колледжей гимнастике. Чиновники Молодежной Христианской Ассоциации, вняв жалобам противников нового веяния, не стали закрывать глаза на такое вопиющее попирание основ учебного процесса и практически захлопнули перед баскетболом двери студенческих спортивных залов. Однако их стремление запретить стремительно набиравший популярность новый вид спорта было подобно попыткам вручную остановить разогнавшийся поезд.

    1.2 Правила игры «баскетбол».

    Здесь представлены некоторые выдержки из официальных правил баскетбола.

    В баскетбол играют две команды, в каждой из которых по пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе - забросить в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом, и забросить его в корзину.

    Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков.

    Игровая баскетбольная площадка должна представлять собой плоскую прямоугольную твердую поверхность без каких-либо препятствий. Размеры должны быть 28 метров в длину и 15 метров ширину.

    Баскетбольные щиты с корзиной должны быть изготовлены из соответствующего прозрачного материала или выкрашены в белый цвет. Размеры баскетбольных щитов должны быть: 1,80 м по горизонтали и 1,05 м по вертикали.

    Баскетбольные кольца должны быть из прочной стали, внутренний диаметр 45 см. Пруток кольца должен иметь минимальный диаметр 16 мм, а максимальный 20 мм. На нижней части кольца должны быть приспособления для крепления сеток.

    Баскетбольный мяч должен иметь сферическую форму и быть оранжевого цвета с традиционным рисунком из восьми вставок и черных швов. Он должен быть накачан до такой величины воздушного давления, чтобы при падении на игровую поверхность с высоты около 1,80 м, измеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, измеренную до верхней поверхности мяча, не менее чем около 1,20 м и не более чем около 1,40 м. Длина окружности мяча должна быть не менее 74,9 см и не более 78 см. Вес мяча должен быть не менее 567 г и не более 650 г.

    По правилпм баскетбола игра состоит из четырех периодов по десять минут с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между половинами игры – пятнадцать минут. Если счет ничейный по окончании четвертого периода, игра продлевается на дополнительный период продолжительностью пять минут или на столько периодов по пять минут, сколько необходимо, чтобы нарушить равновесие в счете. Команды должны поменяться корзинами перед третьим периодом. Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих.

    В правилах баскетбола существует понятие живого и мертвого мяча.

    Мяч становится живым, когда:
    - Во время спорного броска мяч правильно отбит одним из спорящих.
    - Во время штрафного броска судья передает мяч в распоряжение игрока, выполняющего штрафной бросок.
    - Во время вбрасывания из-за пределов площадки мяч находится в распоряжении игрока, выполняющего вбрасывание.

    Мяч становится мертвым, когда:

    Любой мяч заброшен с игры или со штрафного броска. Звучит свисток судьи, когда мяч живой. Очевидно, что мяч не попадёт в корзину при штрафном броске, за которым последует:
    - Другой штрафной бросок.
    - Дальнейшее наказание. Звучит сигнал об окончании каждого периода игры или дополнительного периода. Звучит сигнал устройства 24 секунд, когда, мяч живой. Мяча, который уже находится в полёте при броске в корзину, касается игрок какой-либо команды, после того, как:
    - Судья дал свисток.
    - Истекло время периода или дополнительного периода.
    - Прозвучал сигнал устройства 24 секунд.

    Мяч не становится мертвым и бросок с площадки, если он точен, засчитывается, когда:

    Мяч находится в полёте при броске в корзину с площадки, когда судья дает свисток или звучит сигнал игровых часов, или устройства 24 секунд. Мяч находится в полете при штрафном броске, когда судья дает свисток при любом нарушении, кроме нарушения игрока, выполняющего штрафной бросок. Соперник совершает фол в тот момент, когда мяч всё еще контролируется игроком, который находится в процессе броска в корзину и который заканчивает свой бросок продолженным движением, начавшимся до того, как был совершен.

    В баскетболе мячом играют только руками. Бежать с мячом, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

    Процесс броска начинается, когда игрок предпринимает обычное движение, предшествующее этому броску и по мнению судьи, он начал попытку забросить мяч в корзину соперника броском, броском сверху или добиванием. Процесс броска продолжается до тех пор, пока мяч не покинет руки бросающего. Иногда соперник держит руки бросающего так, что он не может выпустить мяч, однако, даже в этом случае, по мнению судьи, игрок может выполнять попытку броска. В этом случае не важно, покинул ли мяч руки бросающего. Нет никакой связи между числом правильно сделанных шагов и процессом броска.
    В случае броска в прыжке, процесс броска продолжается до тех пор, пока не завершится попытка броска, (т. е. пока мяч не покинет руку бросающего и обе ноги игрока не коснутся пола.
    Чтобы фол считался совершенным против игрока, находящегося в процессе броска, этот фол должен произойти, по мнению судьи, после того, как игрок начал непрерывное движение рукой и/или телом в попытке броска с игры.
    Непрерывное движение:
    - Начинается, когда мяч находится в руках игрока и бросковое движение, обычно направленное вверх, уже началось.
    - Может включать движение рук и/или тела, используемое игроком в попытке броска с игры.
    - Заканчивается, если сделано новое движение.
    Если критерии, касающиеся непрерывного движения, перечисленные выше, выполняются, то игрок считается находящимся в процессе броска.

    Мяч, заброшенный с площадки, засчитывается команде, атакующей корзину, в которую он заброшен, следующим образом:
    - За мяч, заброшенный со штрафного броска, засчитывается одно очко.
    - За мяч, заброшенный с игры, из 2-х очковой зоны засчитывается два очка.
    - За мяч, заброшенный из 3-х очковой зоны, засчитывается три очка.
    Если игрок случайно забрасывает мяч с площадки в свою корзину, очки записываются капитану соперников.
    Если игрок умышленно забрасывает мяч с площадки в свою корзину, это является нарушением и очки не засчитываются.
    Если игрок заставляет мяч войти в корзину снизу, это является нарушением.

    Игрок находится за пределами площадки, когда любая часть его тела касается пола или любого предмета, кроме игрока на, над или за ограничивающими линиями.

    Мяч находится за пределами площадки, когда он касается:
    - Игрока или любого другого лица, находящегося за пределами площадки.
    - Пола или любого другого предмета на, над или за ограничивающими линиями.
    - Конструкции, поддерживающей щит, задней стороны щита или любого объекта над и/или за щитом.

    По правилам баскетбола ведение мяча начинается, когда игрок, получивший контроль над живым мячом на площадке, бросает, отбивает его в пол или катит его по полу и касается мяча опять, прежде, чем его коснется другой игрок. Ведение заканчивается в тот момент, когда игрок касается мяча одновременно двумя руками или допускает задержку мяча в одной или обеих руках. При ведении мяч может быть подброшен в воздух при условии, что мяч коснется пола раньше, чем игрок снова коснется мяча своей рукой. Число шагов, которые игрок может сделать, когда мяч не находится в контакте с его рукой, не ограничено. Игрок, который случайно теряет, а затем восстанавливает контроль над живым мячом на площадке, считается совершившим случайную потерю мяча.

    Игрок не должен вести мяч второй раз после того, как его первое ведение закончилось, если это только не происходит после потери контроля над живым мячом на площадке из-за:
    броска по корзине,
    касания мяча соперником,
    передачи или случайной потери мяча, который затем коснулся или которого касался другой игрок.

    Пробежка – запрещенное перемещение одной или обеих ног в любом направлении, во время контроля живого мяча на площадке сверх ограничений, изложенных в этой статье.

    Поворот происходит, когда игрок держит живой мяч на площадке и шагает один или несколько раз в любом направлении одной и той же ногой, в то время, как другая нога, называемая опорной, сохраняет свое место контакта с полом.

    Если игрок затем скользит, перекатывается, или пытается встать с мячом в руках - это нарушение.

    Игрок не должен оставаться более трех секунд подряд в ограниченной зоне соперника, когда его команда контролирует живой мяч на площадке и игровые часы включены. Исключение должно быть сделано игроку, который:
    - пытается выйти из ограниченной зоны.
    - находится в ограниченной зоне, когда он или его партнер по команде производит бросок и мяч покинул или покидает руки бросающего.
    - находясь в ограниченной зоне менее трех секунд, ведет мяч с целью произвести бросок.

    Каждый раз, когда игрок устанавливает контроль над живым мячом в своей тыловой зоне, его команда должна в течение восьми секунд перевести мяч в свою передовую зону.

    Каждый раз, когда игрок получает контроль над живым мячом на площадке, попытка броска по корзине должна быть реализована его командой в течение двадцати четыре секунд.

    Фол - это несоблюдение правил, вследствие персонального контакта с соперником и/или неспортивного поведения.

    Здесь приведены лишь некоторые важные выдержки из правил баскетбола. Вообще, официальные правила баскетбола Международной Федерации Баскетбола - это большое стостраничное руководство, в котором изложены все нюансы правил.

    1.3 Баскетбол - как средство ведения здорового образа жизни.

    Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

    Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

    Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

    В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и .

    Баскетбол является увлекательной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в , школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.

    Список литературы:

    1. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют.//Физкультура в школе – 2002.

    2. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры // Под. Ред. Ю. М. Портнова.-М.: Физкультура и Спорт, 1998.

    3. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под. ред. Ю. М. Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1997.-

    4. Вальтин А. И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение,1996.



    Понравилось? Лайкни нас на Facebook