Словесный портрет героя успенский рыболов. Сочинение по картине О

Подготовка к сочинению по картине К.Н.Успенской-Кологривовой

«Не взяли на рыбалку»

Цели урока:

    Познакомить учащихся с особенностями построения рассказа на основе ролевой игры;

    Привить навыки построения диалога;

    Обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины и средствами замысла художника.

Оборудование: репродукция картины

Ход урока:

Беседа по картине

Приступая к работе над рассказом, учитель объясняет учащимся, что в основе рассказа лежит какой-то случай.

Сегодня на уроке мы будем составлять рассказ, а основой этого будет эпизод, увиденный художницей и запечатленный на картине.

Где и когда происходит событие? (В деревне, так как вдалеке виднеется лес; летом, рано утром.)

По каким признакам вы определили, что изображено раннее утро? (Солнце только всходит, небо розоватое от его лучей.)

Какое утро изображено на картине? (Веселое, солнечное…)

Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку? (Отец несет весла. В руках старшего мальчика удочки).

Как показано на картине, что рыбаки уходят? (Они показаны в движении).

Кто по-вашему, главный герой картины? (Малыш. Он изображен крупным планом).

Сколько ему лет? (Малыш не умеет как следует одеваться).

Как вы догадались, малыш готовится к рыбалке? В руке держит ведерко с червями).

Какое настроение у малыша и почему? (Он очень обижен).

Как художница показала огорчение мальчика? (Малыш уронил от обиды удочки).

Опишите мальчика подробнее.

Почему же малыша не взяли на рыбалку? (Он еще маленький, устанет).

Кто наблюдает за малышом? (Девочка, наверное, его сестра).

Как вы думаете, чему она улыбается? (Ей смешно смотреть, как курица вытаскивает червей из ведерка).

Нравится ли вам картина? Чем? (Художница показала обиду малыша и нахальную курицу).

Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на картине?

Словарно-стилистическая работа

Рыбак – рыболов – рыбалка - рыболовные принадлежности…

Ситуативно-ролевая игра

Учитель:

А теперь попробуем оживить эту картину: оживить то, что произошло накануне вечером. Задача состоит в том, чтобы ввести слушателей в круг тех событий, которые происходили вечером.

Пример инсценировки

Однажды вечером вся семья собралась ужинать, отец вышел на крыльцо. Погода предвещала на утро быть хорошей. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить утром на рыбалку.

Отец. – Даня, пойдем завтра ловить рыбу.

Даня. – Пойдем, я после ужина накопаю червей.

Малыш. – И я с вами.

Наступило утро. Погода великолепная. Малыш проснулся от какого-то шума. Он увидел, что отец с братом уже собрались на рыбалку. Малыш быстро оделся и побежал вдогонку.

Малыш. – Подождите меня!

Отец. – Нет, ты еще маленький.

Даня. – Мы возьмем тебя на рыбалку в другой раз.

Сестра. – Пойдем играть!

Малыш. – Зря старался.

Сестра. – Андрюша, пойдем кататься на велосипеде.

По окончании игры учитель предлагает составить свои рассказы по заданному сюжету. Однако прежде, чем писать рассказ, автор должен знать законы его построения. Для этого учитель возвращает вновь к тексту инсценировки.

Вспомните, о чем говорил автор в самом начале? (Однажды вечером вся семья собралась ужинать, отец вышел на крыльцо. Погода предвещала на утро быть хорошей. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить на рыбалку).

- Как же развивалось действие? (Андрюша побежал в огород и накопал червей, и лег спать).

Наступило утро. Погода великолепная. Малыш проснулся от какого-то шума. Он увидел, что отец с братом уже собрались на рыбалку. Малыш быстро оделся и побежал вдогонку. Самый напряженный момент в развитии действия – кульминация.

А как вы думаете, чем закончится действие? (Он вспомнил про свой любимый велосипед, забыл о своем горе и побежал кататься. А вечером придут отец с братом, и он их будет весело встречать с рыбалки.

Это развязка действия. Теперь, когда вы уже ознакомились с особенностями построения рассказа, вы можете сами, как настоящие писатели, написать рассказ или сценарий по картине.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассказ

Художник иллюстратор О. Попович создавал забавные рисунки. Их можно было часто встретить на страничках детских журналов или книжек. Одной из популярных его иллюстраций является рисунок Не взяли на рыбалку. Эта работа по названию совпадает со знаменитой картиной Успенской-Кологривовой, что находится в Третьяковской галерее, да и не только название общее, но и много похожих деталей, в том числе и герои картины.

Не взяли на рыбалку сочинение

В отличие от картины Не взяли на рыбалку, которую художница Успенская написала в 1955 году, одноименный рисунок Поповича был написан на несколько десятилетий позже. Об этом свидетельствуют и герои работы художника-иллюстратора, чья одежда более современная. Однако, хоть у картины и иллюстрации разный временной промежуток создания, сюжет у них очень похож. Что же мы видим на рисунке Поповича? Об этом мы и напишем в по рисунку Не взяли на рыбалку, из которого может получится целый рассказ.

Описание картины

Хоть автор и изображает все красочно, даже с неким юмором, мы сразу же замечаем большую обиду у малыша. Не хочется оказаться на его месте. Его горе безутешно, обида огромна, что не помогает даже поддержка старшей сестры, которая пытается хоть как-то успокоить маленького мальчика. А все потому, что его не берут на рыбалку. Мы видим, как на рыбалку идет папа и средний сын. Они взяли рюкзаки, удочки, снасти и стремительно направляются в сторону реки. Их ждет занимательное и увлекательное времяпровождение, во время которого можно не только отдохнуть, но и наловить рыбы. Малыш, по всей видимости, тоже очень надеялся отправиться с братом и отцом на рыбалку. Он даже приготовил ведро, накопал приманки, взял удочку и был готов отправляться в путь, как тут же получил отказ.

Слезы сами собой потекли ручьем, ведь малыш явно не понимает причину, почему его не берут на рыбалку. Скорее всего он слишком мал, ведь ему всего лишь три, а может четыре года. Это возраст, когда хочется бегать, прыгать, кричать, резвиться, а на рыбалке нужна сосредоточенность и тишина. Видимо причина только в этом. Мне кажется, еще какой-то год — другой, и ребенок сможет отправиться удить рыбу, нужно просто подождать. Но, это сложно объяснить ребенку, который плачет и ничего не слышит. Его ведро с червями упало и опрокинулось. Он смотрит вслед удаляющимся рыбакам, которые не обращают никакого внимание на плачущего ребенка.


Урок 18

Сочинение-рассказ по картине К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку»

Цели урока:

1) познакомить учащихся с особенностями построения рассказа на основе ролевой игры по картине;

2) привить навыки составления диалога;

3) обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника.

Оборудование: репродукция картины К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку».
Ход урока:

Беседа по картине

Приступая к работе над рассказом, учитель объясняет учащимся, что в основе рассказа лежит какой-то случай, эпизод, предлагает вспомнить рассказ, по которому недавно писалось изложение, и спрашивает о том, какой случай (эпизод) лег в основу этого рассказа.

Сегодня на уроке мы с вами тоже будем составлять рассказ, а основой этого рассказа будет эпизод, увиденный художницей и запечатленный на картине. Посмотрите внимательно на картину и скажите:

Где и когда происходит действие, изображенное на картине? (В деревне, так как вдалеке виднеется лес, проселочная дорога; летом, рано утром)

По каким признакам вы определили, что на картине изображено раннее утро? (Солнце только всходит, небо розоватое от его лучей. На земле - длинные тени, какие бывают рано утром.)

Какое утро изображено на картине? (Веселое, солнечное, радостное. Небо ясное, безоблачное, высокое)

Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку? (Отец несет весла - значит, рыбу будут удить с лодки. На спине у него рюкзак, наверное, с рыболовными принадлежностями. В руках старшего мальчика удочки.)

Как показано на картине, что рыбаки уходят? (Они показаны в движении, обращены спиной к малышу; старший брат на ходу оглядывается.)

Кто, по-вашему, главный герой картины? (Малыш. Он изображен крупным планом в центре картины)

Как вы думаете, сколько ему лет? (Мальчику от 4 до 5 лет. Он мал ростом, и штанишки у него, как у маленького, с бретельками. Малыш не умеет как следует одеваться: рубашонка у него торчит, плохо заправлена)

Как вы догадались, что малыш готовился к рыбалке? (Рядом с мальчиком на земле лежит его удочка. В руке он держит ведерко с червями)

Какое настроение у малыша и почему? (Настроение у малыша плохое, грустное. Он очень обижен, огорчен, потому что его не взяли на рыбалку)

Как художника показала огорчение малыша? (Малыш уронил от обиды удочку, у него такое выражение лица, будто он вот-вот заплачет. Он так огорчен, что даже не замечает, как курица таскает из его ведерка червей)

Опишите мальчика подробнее. Какова его поза, выражение лица, волосы, одежда? (Он стоит в растерянной позе, наклонил голову, сдвинул брови, надул губы, готов заплакать. У него светлые волосы, загорелые руки и ноги. На нем белая рубашка с короткими рукавами и черные штанишки.)

Почему же малыша не взяли на рыбалку? (Он еще маленький, устанет, может упасть с лодки.)

Кто наблюдает за малышом? (Девочка, наверное, его сестра. Она выглядывает из-за двери.)

Как вы думаете, чему улыбается сестра? (Ей смешно смотреть, как курица вытаскивает червей из ведерка, а братишка этого не видит)

Нравится ли вам эта картина? Чем она вам нравится? (На ней показан очень симпатичный малыш. Мой братишка, когда обидится, очень похож на этого мальчика. А мне нравится, как художница показала обиду малыша и нахальную курицу.)

Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на картине? (Эта история, наверное, началась вечером, когда малыш случайно услышал, что старший брат и отец собираются на рыбалку. Он тоже за хотел идти с ними и побежал в огород копать червей.)
Словарно-стилистическая работа

Рыбалка - рыболов - рыбак - рыболовные принадлежности (снасти); удочка - удить (рыб); червяк (накопать червей); банка (жестяная баночка); рюкзак, весла, калитка, курица, велосипед; малыш (маленький мальчик) расстроен, огорчен, обижен; обида - обидеться - обиделся - обиженный; огорчение - огорчиться - огорчился - огорченный; бежать вдогонку - догонять - догнать; стоять посередине двора; небрежно заправить рубашку (небрежно - неаккуратно - неряшливо - невнимательно - недобросовестно - как-нибудь - кое-как); симпатичный (приятный, милый, располагающий к себе); белокурый (светловолосый); штанишки с бретелька ми; восходящее солнце, безоблачное лазурное небо (лазурный - голубой - небесный - бирюзовый); светло-зеленая травка; картина, произведение живописи, репродукция, художник, живописец, фигура, поза, краски, цвет, композиция.
Ситуативно-ролевая игра

Учитель: - А теперь попробуем оживить эту картину: обыграть то, что произошло накануне вечером, что происходит сейчас и что случится потом. Мы с вами станем участниками события, которое изображено на картине. Будем играть, как артисты на сцене. Это поможет нам составить рассказ по картине «Не взяли на рыбалку», который вы затем напишете дома.

Учитель предлагает учащимся провести ситуативно-ролевую игру на основе сюжета картины, выбрать «артистов», распределить роли малыш, отец, старший брат, сестра и автор. Задача автора состоит в том, чтобы ввести слушателей в круг тех событий, которые происходили вечером, описать то, что изображено на картине (природу, героев их настроение) После чего учащиеся-артисты инсценируют сюжет картины.
Приведем один из возможных вариантов инсценировки

А в т о р - в е д у щ и й. Однажды вечером, когда вся семья собралась ужинать, отец вышел на крыльцо. Он посмотрел на небо. Там не было ни одного облачка. Солнце уже начинало садиться. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить утром на рыбалку. Он вошел в дом, дети уже сидели за столом. Отец подошел к старшему сыну и сказал …

О т е ц. - Коля, пойдем завтра ловить рыбу.

К о л я. - Пойдем, я после ужина накопаю червей.

А в т о р. - Маленький Андрюша, когда услышал о рыбалке, выронил ложку и быстро выпалил:

М а л ы ш. - И я с вами.

А в т о р. - Отец улыбнулся и ничего не ответил. Андрюша стал просить старшего брата взять его на рыбалку. Малыш так долго просил и клянчил, что Коля не выдержал и пообещал взять его.

К о л я. - Ладно, возьмем тебя, если ты рано проснешься.

А в т о р. - Андрюша побежал в огород, накопал червей, приготовил удочку и лег спать.

Наступило утро. Лучи восходящего солнца все окрасили в розовый цвет. На небе ни облачка. День обещал быть хорошим. Малыш проснулся от какого-то шума. Он открыл глаза и увидел, что отец и брат уже собрались на рыбалку. Андрюша быстро встал, оделся, натянул штанишки, кое-как заправил рубашку, схватил удочку, банку с червями и побежал вдогонку за рыбаками.

М а л ы ш. Папа, подождите, я с вами. Посмотрите, каких червей я накопал!

О т е ц. - Нет, сынок, ты еще маленький. Подрастешь - тогда и будешь ходить с нами на рыбалку. Оставайся дома.

К о л я. Андрюша, не обижайся, мы возьмем тебя на рыбалку в другой раз.

А в т о р. - Малыш очень обиделся. Он стоял и чуть не плакал. Он даже не видел, что курица таскает из его ведерка червяков. Старшая сестра выглянула за дверь и улыбнулась. Она сказала малышу...

С е с т р а. - Андрюша, пойдем играть!

А в т о р. - А он так обиделся, что даже ничего не слышал. Он шептал про себя...

М а л ы ш. - Зря старался. Я столько трудился, а они не взяли.

С е с т р а. - Андрюша, пойдем кататься на велосипеде, он давно тебя ждет.

А в т о р. - Андрюша вспомнил про любимый велосипед, забыл о своем горе и побежал кататься. А вечером придут отец с братом, и он будет радостно их встречать с рыбалки.
По окончании игры учитель предлагает учащимся сочинить свои рассказы по заданному сюжету выступить в роли писателя. Однако прежде чем писать рассказ, автор должен знать законы его построения . Для ознакомления учащихся с композицией рассказа учитель предлагает им вновь вернуться к тексту инсценировки.

Видите, автор начал со вступления к рассказу, описал обстановку. Вспомните, когда и как началась история, момент которой изображен на картине. (Маленький Андрюша узнал, что отец и старший брат идут на рыбалку. Он решил пойти вместе с ними) С этого момента завязалось действие, и мы стали следить за его развитием. Это завязка.

Как же развивалось действие дальше? Какой диалог (разговор) состоялся между малышом и отцом? (Андрюша приготовил червей, удочку, сам рано проснулся, оделся и просил отца взять его на рыбалку, но отец велел ему оставаться дома.)

Каким был этот момент для малыша? (Очень напряженным, он не ожидал, что его не возьмут на рыбалку)

Самый напряженный момент в развитии действия называется кульминацией. Малыша не взяли на рыбалку, он очень расстроился. В этой части рассказа вы подробно опишете позу мальчика, его настроение, выражение его лица. А как вы думаете, чем закончится действие? (Малыш вскоре забудет о своей обиде и будет весело играть, а когда он вырастет большим, он тоже пойдет на рыбалку)

Это развязка действия. Теперь, когда вы уже знакомы с особенностями построения рассказа, вы можете сами, как настоящие писатели, написать рассказ или сценарий по картине.
Задание на дом

Напишите сочинение-рассказ по картине К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку».
Примеры некоторых сочинений - рассказов учащихся

Текст 1

Вечером маленький Павлик играл со своей сестренкой Ниной. Вдруг он увидел, что его старший брат Саша копает червей. Павлик сразу догадался, что Саша с отцом собираются на рыбалку Малыш так долго ныл и клянчил, что Саша не выдержал и сказал: «Ладно, возьмем тебя». Павлик очень обрадовался, подошел к Нине и похвастался: «Меня возьмут на рыбалку, а тебя нет!»

Весь вечер Павлик готовился к рыбалке. Он накопал червей в огороде, приготовил удочку, положил все под кроватку и, довольный, лег спать.

Наступило утро. Лучи восходящего солнца все окрасили в розовый цвет. На небе ни облачка. День обещал быть хорошим. Малыш проснулся от какого-то шума. Он открыл глаза и увидел, что отец и брат уже собрались на рыбалку Они взяли удочки, весла, рюкзак с едой и собрались уходить. Павлик быстро встал, сам оделся, натянул штанишки, кое-как заправил рубашку, схватил удочку и банку с червями и выбежал во двор с радостным настроением вдогонку за отцом и братом.

Ты куда это собрался? - строго спросил отец.

С вами, на рыбалку - ответил Павлик.

Мал еще, оставайся дома.

Павлик так и остался стоять посередине двора. От обиды он бросил удочку, надул губы, сморщил лицо - вот-вот заплачет. «Ну почему, почему они меня не взяли на рыбалку? Я так старался», - думал он. Павлик так сильно огорчился, что не заметил, как нахальная курица таскала у него из банки червей, которых он накопал с таким трудом. А из-за двери выглядывала Нинка и смеялась: «Что, не взяли?! Не будешь в следующий раз хвастать». Потом ей стало жаль маленького братишку, она подошла к Павлику и сказала: «Хватит дуться, пойдем играть, покатаемся на велосипеде». Павлик вспомнил про любимый велосипед, забыл о своем горе и побежал кататься.
Анализ сочинения

Творческий подход к сочинению-рассказу был подготовлен проведенной ситуативно-ролевой игрой. В результате игры учащийся понял, что один и тот же образ, одно и то же настроение могут быть переданы разными способами: и словом, и цветом, и мимикой, и жестом. Он оказался в ситуации общения, близкой к тем, в которых оказывается ежедневно, и увидел, что в зависимости от того, с кем общается (мать, отец, малыш, старший брат) меняются его слова, мимика, жесты. Он вживался в образы, играл как на сцене, в результате чего рассказ стал восприниматься не просто как описание событий, а как действие, где каждому отведена своя роль. Рассказ получился эмоциональным, живым.
Текст 2

Однажды вечером маленький Андрейка узнал, что отец и старший брат собираются идти на рыбалку. Он подошел к папе, посмотрел на него и спросил:

Папа, ты возьмешь меня на рыбалку?

Знаешь, Андрей, утро вечера мудренее. Иди и ложись спать, а завтра поговорим.

Но не тут-то было. Маленький Андрюшка начал так плакать, что отцу, чтобы успокоить малыша, пришлось пообещать взять его с собой на рыбалку. Андрюша, заплаканный, но очень довольный, пошел спать.

Раннее утро. Солнце ёще не взошло. На мокрой траве бриллиантами светится роса. Вдалеке белой пеленой расстилается туман. Андрюша только проснулся. Кровати отца и старшего брата были уже пусты. Ох, уж эти взрослые! Наобещают всего, а потом возьмут и обманут. Какая досада! А Андрей еще вчера накопал червей и положил их в старый отцовский котелок. Малыш быстро оделся и выбежал на улицу.

Папа! Папа! Подождите меня! - Отец и брат уже выходили за плетень.

Подождите, я с вами!

Но взрослые ничего не отвечали и шли вперед, старший брат только обернулся и посмотрел на малыша. Ему, наверное, вспомнилось, что и он недавно был таким же маленьким и его тоже не брали на рыбалку

А Андрей стоял, как вкопанный. Лучи золотого солнца освещали его и весело прыгали по травке. Но Андрею было грустно. Он даже не замечал, что курица лакомится его червяками.

Ко-ко-ко, какой вкусный завтрак. Я сейчас все съем, - кудахтала курица. Из дверей выглянула сестра. Она улыбнулась и крикнула:

Андрей! Сейчас курица съест всех червей! - Малыш посмотрел на курицу и улыбнулся. Его обида уже прошла. А через некоторое время он совсем забыл о ней. Он весело играл, катался на велосипеде, загорал на солнышке.
Анализ сочинения

Перед нами сочинение пятиклассницы. девочка по старалась передать ту ситуацию, которая родилась в ее воображении. Все элементы этой ситуации уже знакомы ей как из прежнего опыта, так и из ситуативно-ролевой игры, проведенной на уроке. Однако комбинация этих элементов представляет уже нечто новое, творческое, принадлежащее ей самой.

Это сочинение отличается соразмерностью всех частей рассказа: завязки, кульминации, развязки. Раскрывая основную мысль рассказа, ученица последовательно передает изображенное на картине событие, удачно домысливает то, что могло предшествовать моменту, запечатленному на картине.

Стремясь передать смену действий, событий, школьница использует глаголы (узнал, спросил, проснулся, забыл, играл ), для описания природы, утра использует прилагательные (мокрая трава, белая пелена, лучи золотого солнца ).

Лексика эмоционально окрашена. Чувствуется авторское отношение к герою, сопереживание ему. Чтобы более ярко передать обиду малыша, ученица указывает на такие «говорящие» детали, как брошенная на землю удочка, курица, которая таскает из ведерка червяков.

Текст характеризуется логической последовательностью предложений, которые связаны между собой как в тематическом, так и во временном плане.

Ученица четко усвоила структуру рассказа. Об этом свидетельствует наличие абзацев, соответствующих каждому композиционному моменту. В сочинении удачно совмещены диалоги и описания, хорошо продуманы переходы от описания природы, от слов автора к диалогам.

Сочинение представляет собой не набор фрагментов, а целостный рассказ, где все композиционные части взаимосвязаны. Данный рассказ не простое описание событий, это своего рода действие, в котором сама школьница не сторонний наблюдатель, а участник (она радуется, переживает вместе с героем).
Текст 3

После ужина в семье Николаевых все занимались своими делами. Мама убирала на кухне, сестра Нина помогала ей. Отец и старший брат готовились к рыбалке. Младший брат Тимошка тоже решил пойти с ними. Он тихонько вышел из дома и побежал в огород. Там Тимошка накопал червей и спрятал их. Потом он вернулся домой и, довольный тем, что никто ничего не заметил, лег спать.

Вот и утро. Еще совсем рано. Восходит солнце, и небо еще розовое. Отец и Петя уже встали, проснулся и Тимошка. Он быстро оделся, сбегал за червями и пошел к отцу проситься на рыбалку. Отец сказал сыну, что тот еще маленький и пообещал непременно взять его с собой, когда тот подрастет.

Отец и брат ушли, а Тимошка остался во дворе один. Малыш был очень огорчен, с досады он даже уронил свою удочку и не слышал, что сестра Нина зовет его играть. Ему было очень грустно, ведь он так хотел наловить много рыбы. Лицо у Тимошки было хмурое, от обиды ему хотелось плакать. Мальчик стоял неподвижно и совсем не замечал, что курица вытащила из его ведерка червяка. Он думал о своем...

Но вот прошло совсем немного времени, и малыш забыл о своей обиде. Он уже весело катается на своем трехколесном велосипедике и ждет отца и старшего брата с рыбалки.
Анализ сочинения

И это сочинение-рассказ, подобно двум предыдущим, носит ярко выраженный творческий характер. Почувствовать себя участником событий, переживать вместе с героем, строить диалоги, домысливать сюжет картины помогла его автору ситуативно-ролевая игра.

Каждый ученик старался придумать свою завязку, развязку действия, сочинить свои диалоги, отличные от тех, какие звучали на «сцене», В классе не было двух одинаковых работ, каждый хотел создать что-то свое, новое, интересное.

Художница Ксения Успенская-Кологривова написала множество сюжетных картин, в которых сочетаются интересное содержание и эмоциональное состояние героев.

Наиболее известная ее работа называется «Не взяли на рыбалку». Она размещена в Государственной Третьяковской галерее. Эта картина была написана через десять лет после Великой Отечественной войны. Здесь изображена деревенская жизнь. Тогда еще у детей было босоногое детство, они одеты в простую одежду. Часто им приходилось донашивать ее после старших братьев или сестер.

У взрослых и детей помимо работы по хозяйству были и развлечения, например, . Особенно приятно, когда отец находил на нее время, и с ним через всю деревню с удочками на плече можно пройти по улице, на зависть другим детям. Тем более не у всех были отцы, многие не вернулись с фронта.

Когда дети узнавали о предстоящей рыбалке, то старались заранее к ней подготовиться. Проверяли состояние удочек, копали червей.

Вот и наш герой, хоть ему всего 4 года, решил пойти с отцом и братом на рыбалку. Его художница разместила в самом центре картины. Но ему отказали. Мальчику стало очень обидно. Он отвернулся, и не стал смотреть на уходящих со двора отца и брата. Ему хотелось плакать, но он сдерживал слезы. Мальчик даже в этот момент не замечал, как наглая курица пытается склевать червяков из банки.

Старший брат обернулся, чтобы понаблюдать за поведением братишки. Он был горд, что его отец забрал с собой. Из двери дома выглядывает веселая сестра. Ей смешно, что младший брат, такой маленький собирался пойти на рыбалку. Ведь нужно немного подрасти, и его обязательно возьмут с собой.

Но мальчику не хочется так долго ждать, ему хочется пойти сегодня, так как он считает себя уже достаточно взрослым. Что еще нужно, ведь он одет в белую рубашку, штанишки на лямках. Самое главное у него есть черви, которые можно наживить на крючок.

Художница настолько реалистично передала настроение и чувства обиженного ребенка, что каждый человек посмотревший на картину, вероятно, вспомнить похожие ситуации из своего детства.

Сочинение: описание иллюстрации О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»

Среди произведений известного художника Олега Владимировича Попова также есть работа под названием «Не взяли на рыбалку». Поэтому многие люди путаются в определении автора. Эта иллюстрация была создана намного позже, что даже заметно по одежде героев. Они одеты в джинсы, рубашки, а на голове старшего брата бейсболка. На спинах двух братьев зеленые рюкзаки.

На обоих картинах изображены четыре героя. Но только на картине Попова вместо отца – старший брат. Скорее всего он студент, приехавший на домой. Он собирается пойти на рыбалку, с другим братом, который учится в школе, а вот братишку помладше им не хочется брать, хотя он подготовил удочку и ведро для рыбы.

Картина вызывает ироническую улыбку. Потому что малыш не сдержался, начал реветь, прикрывая заплаканное лицо рукой, ведро его опрокинулось. Ему было очень обидно, ведь он так готовился: рано встал, нашел удочку и ведро. А тут ему отказывают.

Но братья не собираются его успокаивать. Они считают, что он только будет мешать и отпугивать рыбу. Они не реагируют на его капризы и ведут себя спокойно. Старший брат идет обдумывая, все ли он с собой взял. Держит в одной руке две удочки, а в другой желтую сумку, со снастями и бутербродами. Особенно рад средний брат, ему где-то около двенадцати лет. Он высоко и гордо приподнял голову и удочку.

Сестра относится более доброжелательно, и успокаивает малыша. Хотя, скорее всего, она вообще равнодушна к рыбалке. Но ей как сестре постарше, пришлось встать рано, чтобы присмотреть за своим братишкой. Она даже не сомневалась, а знала точно, что его не возьмут и оставят с ней. Но и ей надоедает реагировать на его капризы. Сестра скрестила руки, держа в руках цветок. Она предполагает, что как только рыбаки уйдут, братишка перестанет плакать.

В своей работе художнику отлично удалось передать настроение героев. Он использовал только яркие краски, которые придают иллюстрации позитива. Даже плач ребенка нами воспринимается лишь с юмором.

Разделы: Русский язык

  • Развивать у учащихся навыки устной и письменной речи.
  • Продолжить работу по формированию навыков описания произведений живописи.
  • Продолжать развивать интерес к произведениям живописи.
  • Пробудить у учащихся желание высказать своё отношение к картине.

Оборудование: репродукция картины К. Н. Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку", фотография художницы.

Ход урока

Беседа о художнице.

Ксения Николаевна Успенская-Кологривова

27 ноября 1922 года родилась Успенская Ксения Николаевна, живописец, член воронежского отделения Союза художников. Родилась в Воронеже. Посещала частные изостудии Н. И. Капер, В. А. Жданова. Закончила Московский институт прикладного и декоративного искусства (факультет керамики, 1949). Живописью занималась под руководством А. А. Дейнеки. После работы в Московском НИИ строительных материалов (1949-1951) возвращается в Воронеж и с 1953 г. становится постоянным участником выставок Воронежской организации Союза художников РСФСР. Художественные занятия К. Успенская на протяжении многих лет совмещала с общественной и научно-педагогической деятельностью. Работала доцентом кафедры сельскохозяйственной архитектуры СХИ, работала в составе разных комиссий Союза художников РСФСР. Имя художницы Ксении Успенской занесено в "Книгу почета" г. Воронежа. Работает в жанрах тематической картины, портрета, пейзажа, натюрморта. Автор произведений: "Портрет профессора Н. А. Успенского" (1952), "Водные процедуры полезны всем" (1953), "Портрет столяра" (1954), "Не взяли на рыбалку" (1955), "Мечтатели" (1963), "Белые лилии" (1964), "Портрет В. П. Криворучко", "Юный художник" (1981), "Разлив на Битюге" (2003) и др. По впечатлениям зарубежных поездок создала серию акварелей, пастелей, гуашей, среди которых: "Дети Мадраса"(1975), "Неприкасаемый" (1975), "Крыши Флоренции" и др. Персональные выставки Успенской прошли в Воронежском областном музее изобразительных искусств (1973, 1983), выставочном зале Союза художников (2000, 2002). Её картины представлены в Воронежском областном художественном музее Крамского, Воронежском областном краеведческом музее, Острогожском историко-художественном музее им. И. Н. Крамского.

II. Беседа по картине.

К. Н. Успенская-Кологривова "Не взяли на рыбалку"

Где и когда происходит действие, изображённое на картине?

По каким признакам вы определили, что на картине изображено раннее утро?

Какое же утро изображено на картине?

(Утро весёлое, радостное, солнечное.)

Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку?

Как показано на картине, что рыбаки уходят?

(Фигуры рыбаков устремлены вперёд. По положению ног и туловища видно, что они удаляются.)

Кто, по-вашему, главный герой картины? (Маленький мальчик.)

Как вы определили возраст мальчика?

(Не умеет как следует одеваться.)

Как художница показала, что малыш - главное действующее лицо картины?

По каким деталям картины можно догадаться, что малыш готовился к рыбалке?

Какое настроение у малыша? Почему?

Как художница показала огорчение малыша?

(Он даже не замечает, как курица вытаскивает из его ведёрка червяков.)

Подробнее опишите мальчика, его позу, выражение лица, волосы, одежду.

А почему именно эти два цвета использованы?

(Этими цветами художница выделяет главного героя картины.)

Как вы думаете, давно ли мальчик стоит в такой огорчённой позе?

(Пожалуй, малыш, действительно, недолго стоит в такой позе, вряд ли он способен долго сердиться.)

А почему же малыша не взяли на рыбалку?

Кто наблюдает за огорчённым мальчиком?

Какое у неё настроение? Сочувствует ли она своему маленькому брату?

Какое впечатление производит на вас картина?

Нравится ли вам картина?

Чем она вам нравится?

Действительно, картина интересная и вполне жизненная.

Теперь попробуем составить рассказ по этой картине.

III. Составление рассказа.

Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой изображён на картине?

Откуда малышу стало известно, что старшие собираются на рыбалку?

Обещали ли старшие малышу взять его с собой на рыбалку?

Что же произошло утром?

(- Папа, можно я пойду с вами?

Нет, сынок, ты ещё очень маленький, подрастёшь - тогда и будешь ходить с нами на рыбалку.)

Подумайте, а как по-другому можно составить диалог?

Как вы думаете, чем закончится эта история?

Как вы озаглавите свой рассказ?

IV. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.

Внимательно прочитайте слова, выписанные на доске. Они помогут вам составить предложения, которыми вы воспользуетесь при написании своего сочинения.

Восходящее солнце, безоблачное лазурное небо, светло-зелёная травка, рюкзак, рыболовные принадлежности, жестяная баночка, вдогонку, велосипед, расстроен, белокурый, огорчённый, обиженный, кое-как, вот-вот, симпатичный, настроение.

V. Составление плана.

1. Кто изображён на картине?

2. Кто, по-вашему, главный герой, почему?

3. Описание главного героя:

а) внешний вид (выражение лица, волосы, одежда);

4. Описание второстепенных персонажей:

б) старший брат;

в) сестра.

5. Цветовая гамма картины.

6. Моё отношение к картине.

VI. Составление устных рассказов по картине.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Запись сочинения в тетрадь.



Понравилось? Лайкни нас на Facebook