Тепловые электростанции на древесном топливе. Кодекс российской федерации об административных правонарушениях Объемно-планировочные и конструктивные решения

Нарушение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций, производящих электрическую, тепловую энергию для потребителей, их должностными лицами нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от восемнадцати месяцев до трех лет; на юридических лиц - в размере стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

Примечание. Под стоимостью предмета административного правонарушения для целей настоящей статьи понимается стоимость топлива, запасов которого не хватает для соблюдения норматива запаса топлива на тепловой электростанции. При этом указанная стоимость топлива определяется исходя из цены такого топлива, учтенной федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и (или) тепловую энергию.

В случае, если указанные цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию, цена топлива устанавливается исходя из рыночной цены данного вида топлива, определяемой в соответствии с официальными источниками информации о рыночных ценах и (или) биржевых котировках.

Приказ
Министерства промышленности и энергетики
Российской Федерации
от 4 октября 2005 г. № 269

Об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 284 "Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2566; № 38, ст. 3803; 2005, № 5, ст. 390) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных.

2. Утвердить прилагаемый Порядок расчета и обоснования нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Врио Министра

ПОЛОЖЕНИЕ Об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных

1. Настоящее Положение определяет порядок рассмотрения и утверждения нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных (далее - нормативы).

2. Утверждению в соответствии с настоящим Положением подлежат нормативы создания запасов топлива (угля, торфа, мазута, дизельного топлива) на расчетный период на тепловых электрических станциях (далее - ТЭС) и котельных, имеющих регулярные поставки топлива. Для электростанций, работающих на газовом топливе, утверждению подлежат нормативы резервного вида топлива.

3. Для утверждения нормативов организация до 1 июня года, предшествующего периоду регулирования, представляет в Минпромэнерго России заявление с обосновывающими материалами в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения.

4. Материалы по обоснованию нормативов в день их поступления в Минпромэнерго России подлежат обязательной регистрации в журнале учета документов по нормативам.

Каждому заявлению, поступившему в Минпромэнерго России, присваивается номер, указывается время, число, месяц и год поступления, а также проставляется штамп Минпромэнерго России.

5. После регистрации материалы по обоснованию нормативов передаются на рассмотрение в Департамент топливно-энергетического комплекса Минпромэнерго России.

Документы, содержащие коммерческую и служебную тайну, должны иметь соответствующую отметку.

6. Процедура утверждения нормативов проводится путем рассмотрения соответствующих дел.

7. Для организации работы по утверждению нормативов образуется Комиссия по утверждению нормативов (далее - Комиссия), а также определяется уполномоченный по делу из числа сотрудников Департамента топливно-энергетического комплекса.

8. По каждому заявлению организации открывается дело об утверждении нормативов, в которое подшиваются следующие материалы:

1) письменное заявление об утверждении нормативов, к которому прилагаются копии учредительных и регистрационных документов, справка налогового органа о постановке на учет.

2) документы, обосновывающие значения нормативов, представленных к утверждению на расчетный период, в соответствии с перечнем и требованиями Порядка расчета и обоснования нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных (далее - Порядок).

Дело содержит опись документов, хранящихся в нем, в которой для каждого документа указываются: его порядковый номер в деле, дата поступления, наименование и реквизиты, количество листов, фамилия, инициалы и подпись работника Минпромэнерго России, внесшего документ в дело.

9. При накапливании в одном деле большого количества документов допускается деление дела на тома. В этом случае на титульном листе тома также указывается порядковый номер тома. Опись документов должна соответствовать фактически находящимся в данном томе документам.

10. В деле об утверждении нормативов производятся записи по следующим графам:

1) в графе "Номер документа" проставляется порядковый номер поступившего документа;

2) в графе "Дата приема" проставляется дата приема (поступления) документов (в том числе по дополнительному запросу);

3) в графе "Поступившие документы" указывается наименование поступившего документа и количество листов;

4) в графе "Документы принял" указываются фамилия и инициалы уполномоченного по делу об утверждении нормативов, и ставится его подпись;

5) в графе "Принятое решение" указываются сведения о результате рассмотрения представленных документов.

11. Уполномоченный по делу в недельный срок с момента регистрации проверяет правильность оформления материалов по нормативам: комплектность; наличие указанных приложений; наличие удостоверяющих реквизитов (подписи, штампа, регистрационного номера, фамилии и номера телефона заявителя), проводит анализ представленных материалов на предмет их соответствия требованиям, указанным в Порядке, и направляет организации извещение об открытии дела с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу, а также даты рассмотрения дела по утверждению нормативов.

12. Минпромэнерго России организует проведение экспертизы материалов, обосновывающих значения нормативов, представленных на утверждение.

13. Срок проведения экспертизы определяется Комиссией в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных материалов, но не должен превышать 30 дней.

14. По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается к делу об утверждении нормативов. Экспертные заключения представляются не позднее, чем за две недели до даты рассмотрения Комиссией дела об утверждении нормативов.

15. Экспертные заключения помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должны содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об утверждении нормативов;

2) анализ соответствия расчета нормативов и формы представления предложений утвержденным нормативно-методическим документам по вопросам утверждения нормативов;

3) расчетные материалы и сводно-аналитические таблицы;

4) обосновывающие документы;

5) иные сведения.

16. Организации за 2 недели до рассмотрения дела об утверждении нормативов направляется извещение о дате, времени и месте заседания Комиссии и проект протокола Комиссии об утверждении нормативов.

17. Комиссия рассматривает на своих заседаниях представленные организациями материалы по утверждению нормативов, экспертные заключения и выносит решения по вопросу утверждения нормативов.

18. В случае если представленные материалы по своему объему, содержанию и обоснованности не позволяют сделать заключение по утверждению нормативов, то Комиссия принимает решение о необходимости дополнительной проработки материалов.

19. В течение 5 дней со дня оформления протокола издается приказ Минпромэнерго России об утверждении нормативов, включающий в себя:

1) величину утвержденных нормативов;

2) дату введения в действие нормативов;

3) сроки действия нормативов.

Выписка из приказа с приложением утвержденных нормативов, заверенная печатью Минпромэнерго России, направляется организации.

20. Приказ Минпромэнерго России об утверждении нормативов публикуется на сайте Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

Утвержден

Приказом Минпромэнерго России

ПОРЯДОК

РАСЧЕТА И ОБОСНОВАНИЯ НОРМАТИВОВ СОЗДАНИЯ ЗАПАСОВ ТОПЛИВА НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ И КОТЕЛЬНЫХ

I. Порядок формирования технологических запасов топлива на электростанциях и котельных электроэнергетики

1. Порядок расчета и обоснования нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных устанавливает основные требования к нормированию технологических запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо) при производстве электрической и тепловой энергии.

2. Норматив создания технологических запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса основного или резервного видов топлива (далее - НЭЗТ).

3. ННЗТ обеспечивает работу электростанции и котельной в режиме "выживания" с минимальной расчетной электрической и тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года и составом оборудования, позволяющим поддерживать плюсовые температуры в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях.

4. НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и тепловой энергии.

5. Регламентирование действий с ННЗТ на тепловых электростанциях и котельных необходимо в целях предотвращения последствий полного останова электростанций или котельных и связанных с ним длительных ограничений и отключений потребителей.

6. Регламентирование НЭЗТ на электростанциях и котельных помимо обеспечения надежной и стабильной работы необходимо также и в целях контроля над созданием запасов топлива при подготовке электростанций и котельных всех назначений к работе в осенне-зимний период (далее - ОЗП).

7. На электростанциях, работающих в единой энергосистеме, в составе ННЗТ учитывается необходимость электроснабжения неотключаемых потребителей, питающихся от фидеров электростанции и не имеющих резервного питания от единой энергосистемы.

8. Расход электроэнергии на собственные нужды электростанции, а также на электроснабжение потребителей, за исключением не отключаемых, расчетом ННЗТ не учитывается, так как питание в этом случае на период достижения электростанцией ННЗТ можно обеспечивать от единой энергосистемы.

9. ННЗТ для электростанций, работающих изолированно от единой энергосистемы, включает запас топлива на электрические и тепловые собственные нужды, а также на тепло- и электроснабжение не отключаемых потребителей.

10. ННЗТ устанавливается на срок 3 года и подлежит корректировке в случаях изменения состава оборудования, структуры топлива, а также нагрузки не отключаемых потребителей электрической и тепловой энергии, не имеющих питания от других источников.

11. ННЗТ по электростанциям электроэнергетики определяется по согласованию с организацией, осуществляющей диспетчерские функции.

12. Расчет ННЗТ производится по каждому виду топлива раздельно.

13. ННЗТ для электростанций и котельных, сжигающих уголь и мазут, должен обеспечивать работу тепловых электростанций (далее -ТЭС) в режиме выживания в течение семи суток, а для ТЭС, сжигающих газ, - трех суток.

14. Топливо, входящее в НЭЗТ, накопленное к 1 октября - началу ОЗП, вовлекается в расход для выработки электрической и тепловой энергии в течение ОЗП в соответствии с энерготопливными балансами для каждой электростанции и котельной.

15. Годовой расчет НЭЗТ производится для каждой электростанции и котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на контрольную дату - 1 октября планируемого года, характеризующую подготовку к работе в ОЗП с 1 октября по 1 апреля следующего года.

16. Расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся согласно главе III настоящего Порядка.

17. ННЗТ и НЭЗТ по объединениям электростанций и котельных определяются как суммарные объемы соответственно по всем электростанциям и котельным, входящим в объединение.

18. Расчеты нормативов создания запасов топлива на контрольную дату (1 октября планируемого года) до их представления в Минпромэнерго России, как правило, рассматриваются:

По электростанциям и котельным электроэнергетики соответствующими объединениями электростанций и (или) котельных;

По организациям жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) соответствующими структурными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

19. Все результаты расчетов и обоснования принимаемых коэффициентов для определения нормативов запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных представляются в виде пояснительной записки на бумажном носителе (брошюруются в отдельную книгу) и в электронном виде: пояснительная записка - в формате Word, расчеты и необходимая для расчетов исходная информация - в формате Excel.

II. Особенности порядка расчета нормативов для теплоисточников муниципальных образований

20. Годовая потребность НЭЗТ для каждого теплоисточника определяется по видам топлива в соответствии с существующими нормативными характеристиками оборудования.

22. НЭЗТ и АЗТ определяются по суммам значений всех отопительных (производственно-отопительных) котельных, входящих в муниципальное образование.

23. ОНЗТ и его составляющие (без учета госрезерва) для каждого теплоисточника или групп теплоисточников муниципальных образований определяются по таблице 1 (для расхода топлива до 150 т/ч) и таблице 2 (для расхода топлива свыше 150 т/ч). Суточный расход топлива определяется для режима самого холодного месяца.

24. Нормативы для групп теплоисточников муниципальных образований определяются с учетом наличия базовых складов хранения запасов топлива.

25. Минимальные запасы топлива на складах теплоснабжающих организаций ЖКХ составляют: уголь - 45, мазут 30-суточная потребность.

26. Разработка нормативов производится с учетом графиков, маршрутов, способов доставки топлива и его закладки на склады теплоисточников или базовые склады в объеме нормативного запаса топлива до начала отопительного сезона.

Таблица 1

Объем ОНЗТ для расхода топлива до 150 т/ч

Вид топлива

Объем запаса топлива

Твердое топливо:

при доставке автотранспортом

На 7-суточный расход

На 14-суточный расход

Жидкое топливо основное и резервное:

при доставке автотранспортом

На 5-суточный расход

при доставке по железной дороге

На 10-суточный расход

Жидкое топливо аварийное для котельных, работающих на газе, доставляемое наземным транспортом

На 3-суточный расход

Жидкое топливо, доставляемое по трубопроводам

На 2-суточный расход

Жидкое топливо растопочное для котельных производительностью:

до 100 Гкал/ч включительно

два резервуара по 100 т

более 100 Гкал/ч

два резервуара по 200 т

Таблица 2

Объем ОНЗТ для расхода топлива свыше 150 т/ч

Вид топлива

Объем запаса топлива

Твердое топливо при нахождении электростанции от района добычи топлива на расстоянии:

На 7-суточный расход

от 41 до 100 км

На 15-суточный расход

свыше 100 км

На 30-суточный расход

Жидкое топливо основное для электростанций, работающих на мазуте:

при доставке по железной дороге

На 15-суточный расход

при подаче по трубопроводам

На 3-суточный расход

Жидкое топливо резервное для электростанций, работающих на газе*

На 10-суточный расход

Жидкое топливо аварийное для электростанций, работающих на газе*

На 5-суточный расход

Жидкое топливо для пиковых водогрейных котлов

На 10-суточный расход

___________________

* Для электростанций, не имеющих второго независимого источника подачи газа.

III. Методика выполнения расчетов нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных электроэнергетики

27. Расчет ННЗТ осуществляется для электростанций и котельных на основе нормативно-технических документов по топливоиспользованию.

28. Расчет ННЗТ для электростанций и котельных оформляется в виде пояснительной записки. Результаты расчета оформляются отдельно, подписываются руководителями этих электростанций или котельных (приложение 1 к настоящему Порядку) и согласовываются руководителем объединения, в которые входят эти электростанции или котельные.

29. Пояснительная записка к расчету ННЗТ включает следующие разделы:

1) Перечень неотключаемых внешних потребителей тепловой и электрической энергии и данные по минимально допустимым нагрузкам. Не учитывается тепловая нагрузка электростанций и котельных, которая по условиям тепловых сетей может быть временно передана на другие электростанции и котельные;

2) Обоснование технологической схемы и состава оборудования, обеспечивающих работу электростанций и котельных в режиме "выживания";

3) Расчет минимально необходимой тепловой мощности для собственных нужд электростанций и котельных, а также электрической мощности для собственных нужд электростанций, работающих изолированно от ЕЭС России.

30. Годовой расчет НЭЗТ на планируемый год (с 1 января планируемого года по 1 января следующего года) выполняется по состоянию на контрольную дату 1 октября для отдельных электростанций и котельных. Итоги расчетов НЭЗТ оформляются совместно с итогами расчета ОНЗТ по образцу согласно приложению 2 к настоящему Порядку. К итогам расчетов НЭЗТ прилагается пояснительная записка.

31. По особенностям схемы выполнения годового расчета НЭЗТ электростанции и котельные делятся на три категории:

Стандартные (типовая схема расчета);

С ограниченными (сезонными) сроками завоза топлива;

Имевшие в предшествующий год критический уровень запасов топлива (менее 60% от ОНЗТ на 1 октября).

32. За основу расчета для стандартной группы электростанций и котельных принимаются среднесуточные в январе и апреле планируемого года расходы угля, мазута, торфа, дизельного топлива на электростанциях или котельных, необходимые для выполнения производственной программы выработки электрической и тепловой энергии планируемого года с учетом коэффициента среднего прироста среднесуточного расхода топлива в январе и апреле за последние перед планируемым три года. Расчет выполняется по формуле:

НЭЗТ = Впр · Кр · Тпер · Кср, тыс. т,

где Впр - среднесуточный расход топлива для выполнения производственной программы в январе и аналогично в апреле планируемого года, тыс. т;

Кр - коэффициент изменения среднесуточного расхода топлива в январе и аналогично в апреле за три года, предшествующие планируемому году, определяется по формуле:

В1, В2, В3 - фактический среднесуточный расход топлива в январе и аналогично в апреле за первый, второй и третий годы, предшествующие планируемому году;

Кср - коэффициент возможного срыва поставки (учитывает условия поставки, создающиеся в зависимости от положения на рынке топлива, взаимоотношения с поставщиками, условия перевозки и другие факторы, увеличивающие время перевозки), принимается в диапазоне 1,5 - 2,5;

Тпер - средневзвешенное время перевозки топлива от разных поставщиков, определяется по формуле:

где Тпер1, Тпер2, ..., Тперn - время перевозки топлива от разных поставщиков, сутки;

Вмес1, Вмес2, ..., Вмесn - расчетные объемы поставок топлива, различных поставщиков за январь и апрель планируемого года.

НЭЗТокт. = НЭЗТянв. + (НЭЗТянв. - НЭЗТапр.), тыс. т.

34. В случаях раздельного сжигания (по очередям или котельным установкам) углей различных месторождений или невзаимозаменяемых месторождений, НЭЗТ определяется по каждому месторождению. Общий НЭЗТ по электростанции или котельной определяется суммированием.

35. НЭЗТ на 1 октября для объединений электростанций и (или) котельных или отдельных электростанций и котельных, имеющих ограниченные сроки завоза, должен обеспечивать их работу с конца одного периода завоза до начала следующего аналогичного периода с коэффициентом запаса Кз = 1,2, учитывающим возможный по реалистическим условиям сдвиг времени начала поставок топлива в районы с ограничением сроков поставок.

36. НЭЗТ для объединения электростанций и (или) котельных или отдельных электростанций и котельных, имевших на 1 октября в предшествующий ОЗП критический уровень запасов топлива, увеличивается на коэффициент аварийности (Кав), равный 1,2 от расчетных величин.

37. ОНЗТ рассчитывается по сумме ННЗТ и НЭЗТ. Результаты расчета оформляются отдельно по образцу согласно приложению 2 к настоящему Положению, подписываются руководителями электростанций и котельных и согласовываются руководителем объединения, в которые входят эти электростанции и (или) котельные.

38. В исключительных случаях возможна корректировка нормативов запасов топлива при значительных изменениях программы выработки электрической и тепловой энергии или смене вида топлива. Процедура изменения нормативов аналогична первоначальному утверждению согласно настоящему Положению.

Приложение № 1


нормативов создания запасов топлива
на тепловых электростанциях
и котельных
(образец)

Неснижаемый нормативный запас топлива (ННЗТ)

электростанции (котельной) ______________________

(наименование)

1. Уголь всего _______ тыс. т

в т.ч. по месторождениям*** _______

2. Мазут _______ тыс. т

Руководитель электростанции

(котельной) Ф.И.О. (подпись)

наименование отдела,

_____________________

** Согласовываются для электростанций.

*** При раздельном сжигании.

Приложение № 2

к Порядку расчета и обоснования

нормативов создания запасов топлива

на тепловых электростанциях

и котельных

(образец)

СОГЛАСОВАНО*:

Руководитель объединения

электростанций и (или) котельных

______________________________

инициалы, фамилия

"__" ___________________ 200_ г.

Общий нормативный запас топлива (ОНЗТ) на контрольную дату планируемого года электростанции (котельной) ___________________

(наименование)

Вид топлива

в т.ч. НЭЗТ

Уголь всего

в т.ч. по месторождениям

Дизельное топливо

Руководитель электростанции

(котельной) Ф.И.О. (подпись)

Исполнитель: Ф.И.О., должность,

наименование отдела,

тел. городской, местный, E-mail

____________________

* Согласовываются при вхождении электростанции или котельной в объединение.

Природный газ, как топливо для электростанций доступен практически во всех промышленных зонах городов России. В 2010 году уровень газификации в России в среднем составил 62%. В городах уровень газификации поднялся за последние годы на 6%, до 67%. В сельской местности уровень газификации вырос на 8% и сегодня составляет 44%.

Строительство тепловых электростанций, работающих на природном газе, требует относительно малых инвестиций - в сравнении с электростанциями, работающих на других видах топлива, таких, как уголь, уран, водород.

Электрический КПД современной газовой электростанции достигает 55–60%, а угольной - всего 32–34%. При этом капитальные затраты на 1 МВт/час установленной мощности газовой ТЭЦ составляют всего 50% от угольной, 20% от атомной, 15% от ветровой электростанции.

Газ экономически эффективнее других видов топлива и альтернативных источников энергии.

Строительство газовой электростанции занимает всего 14–18 месяцев. На строительство современной угольной электростанции уйдет 54–58 месяцев. Для того чтобы воздвигнуть атомную электростанцию (АЭС) потребуется не менее 56–60 месяцев.

Газ - самое доступное и экономически оправданное решение для производителей и потребителей электроэнергии, считающих деньги.

Альтернативные источники энергии или газовые электростанции - кто победит в ближайшем будущем?

Вероятно, что когда-нибудь альтернативные источники энергии заменят ископаемые виды топлива, но это произойдет не скоро. Например, для того, чтобы на энергию ветра пришлось 10% мирового энергопотребления, необходимо от 1 млн. до 1,5 млн. ветровых турбин. Для того чтобы просто разместить эти ветрогенераторы, понадобится площадь размером 550 000 кв. км. Это равно площади Ханты-Мансийского автономного округа или самой крупной европейской стране - Франции.

Проблема не только в площади: альтернативные источники - не самое лучшее решение с точки зрения бизнеса. Альтернативные источники энергии пока экономически несостоятельны. Самый экономически эффективный вид топлива на сегодня - это газ. Газ позволяет получать более дешевую электроэнергию, в сравнении с альтернативной энергетикой.

Газ и экология

Газ - существенно более чистое топливо, чем любой другой углеводородный энергоноситель. При сгорании газа выделяется меньше углекислого газа по сравнению с другими традиционными источниками, например углем. Это, соответственно, оказывает гораздо меньшее негативное воздействие на окружающую среду. Современная газовая электростанция практически не имеет вредных выбросов в атмосферу и в этом смысле ее эмиссии схожи с подобными показателями обычных газовых плит. Заблуждением многих людей является ошибочное мнение о якобы абсолютно чистых альтернативных источниках энергии. Ветровые, геотермальные и гидроэлектростанции тоже наносят свой ущерб окружающей среде и порой немалый.

Для ТЭЦ переход с угля на газ способствует резкому сокращению объемов выбросов углекислого газа в атмосферу. Газ имеет большую теплоту сгорания, чем уголь. Для того чтобы получить равное количество энергии, угля надо просто больше сжечь. Газовые электростанции более эффективны по КПД: при одном и том же количестве тепла, выделяемого при горении, газовая ТЭЦ дает больше электричества.

В результате замена угольных мощностей на газовые ТЭЦ дает снижение выбросов СО 2 на 50–70%.

Газ - экологически адекватное топливо.

Запасы газа - хватит ли их нашим детям и внукам?

Часто можно прочесть, что запасы газа исчерпаемы, но это не так. Газа хватит не только на наш век. Газ не кончится ни при жизни наших детей, ни при жизни их внуков. По оценке Международного энергетического агентства, при существующих темпах добычи газа уже открытых запасов этого топлива хватит на 130 лет добычи. Речь идет о запасах газа, добыча которых возможна и экономически эффективна при существующем уровне технологий. Объем газовых запасов оценивается в 400 трлн. кубометров.

Извлекаемые запасы нетрадиционного газа (такого, как газ в плотных породах, сланцевый газ и угольный метан) составляют еще не менее 380 трлн. кубометров. По мере развития технологий их добыча становится все более реальной. Таким образом, уже обнаруженных запасов газа хватит примерно на 250 лет. При этом постоянно совершенствуются методы разведки, что позволяет наращивать запасы. К сегодняшнему дню США, крупнейший в мире потребитель энергоносителей, обеспечены запасами нетрадиционного газа на 100 лет вперед. Аналогичными запасами газа располагает и второй крупнейший потребитель - Китай.

Газ - решение проблемы энергодефицита в XXI веке.



Понравилось? Лайкни нас на Facebook