Упражнение «На что похоже мое настроение. На что похоже моё настроение? план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему На что похоже настроение

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает: какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, следует учесть, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Этап. Рефлексивный.

Упражнение «Комплименты».

Сидя в кругу, все берутся за руки, затем, глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, можно за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Психолог обращает внимание детей на то, что в этой игре важен зрительный контакт.

На этом наше занятие завершается, до свидания!

Занятие 26. Хвосты.

Цели

  1. Развитие эмоциональной сферы детей,
  2. Развитие зрительного внимания, логического мышления, зрительной памяти,
  3. Развитие навыков вербального и невербального общения,
  4. Развитие мелкой мускулатуры руки,

5. Развитие произвольности психических процессов.

Материалы

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, стихотворение С.Я.Маршака «О мальчиках и девочках», кольцо.

Этап. Организационный.

Приветствие. Упражнение «Наши помощники»

Психолог: «Давайте поздороваемся, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Затем поздороваемся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами...»

Этап. Мотивационный.

Вводная беседа

Сегодня на занятии мы получше узнаем друг друга и увидим, что каждый из нас особенный. Ну-ка, дайте я на вас посмотрю. У всех есть глазки, по два глазика у всех? У всех есть носик, у всех ротик, зубки, по две ручки, ни у кого нет трех? А-а-а, дети, так вы все оди­наковые.



Психолог выдерживает выразительную паузу на слове «одинаковые», давая детям возможность прийти в себя и воз­мутиться. Когда они возмутились: «Мы разные», психолог говорит: «Да где же вы разные? Вот ноги, вот руки, вот уши, и т. п. А, волосы разные? Характер разный? Хорошо, вы меня убе­дили, давайте разберемся, чем вы отличаетесь друг от друга». Дети вместе с психологом перечисляют, чем отличаются друг от друга: характер, внешность, привычки, мысли, внут­ренний мир.

После того, как дети поделились впечатлениями о том, что каждый из них особенный, ребята-дошколята попадают в лесную школу. Вспоминают, какую сказку слушали на прошлом занятии.

Этап. Практический.

Сказка «Хвосты».

Психолог: «Вначале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

В Лесной школе учились разные звери: Белочка, Зайчонок, Волчонок, Лисенок, Медвежонок, Мышонок, Енот, Кошечка и другие животные и птицы. Звери помогали друг другу, ведь у каждого что-то получалось лучше, чем у другого: Медвежонок был самым сильным, поэтому, когда надо было что-то поднять или передвинуть, то на помощь звали его. У Лисенка лучше всех получались логические задачки, и он помогал другим справляться с математикой. Белочка лучше всех вытирала доску. Все звери были дружелюбными, и хотя споры у них возникали, быстро наступало перемирие. Каждый ученик пытался понять и принять другого таким, какой он есть. К зиме некоторые звери меняли свои шубки. Белочка тоже поменяла и никак не могла налюбоваться своим новым нарядом, а особенно пушистым хвостом. На перемене звери играли в чехарду, и Зайчонок случайно наступил Белочке на хвостик. Раздался громкий крик. Белочка заплакала, а Зайчонок извинился дрожащим голосом:

Я нечаянно, прости меня, пожалуйста.

Нет, не прощу! - с обидой ответила Белочка.

Но почему? - испугался Зайчонок.

Потому что ты это сделал нарочно! Да, да. Ты... завидуешь мне. Ведь у тебя нет такого красивого пушистого хвостика!

Это неправда - закричал Зайчонок. - Я не завидую, и мне очень нравится мой хвостик.

Но ведь у Белочки и у меня хвост лучше, чем у тебя, Зайчонок. Признайся в этом! - вмешался Лисенок.

Зайцу не нужен длинный хвост, - пытался убедить всех Медвежонок.

А у тебя. Медвежонок, тоже хвост не удался, - в один голос крикнули Белочка с Лисенком.

Начался настоящий спор.

Все звери защищали только свои хвосты. Они кричали, пытаясь убедить друг друга. Но прозвенел звонок на урок... И вошел Учитель-Еж. Посмотрев на учеников, Еж заметил, что произошел какой-то конфликт.

Что случилось? - спросил Учитель. - Чем вы рассержены и почему пересели на чужие места?

Я не буду сидеть с Зайцем, потому что у него хвост маленький, - сказала Белочка.

И я не буду сидеть с Волчонком, потому что он обижает мой хвостик, - произнес Медвежонок.

Так вас поссорили хвосты? - удивился Еж.

Мы не дружим с бесхвостыми! - крикнул Лисенок.

А, так, значит, с сегодняшнего дня в классе учатся «хвостатые» и «бесхвостые»? - не спеша продолжал Еж. - Но только вы неправильно поделились.

Почему? - возмутились звери.

Вам надо было делиться на больших и маленьких, на хищников и травоядных, не забудьте про цвет шерсти, глаз и другие различия. - Еж внимательно смотрел каждому ученику в глаза. Он видел там и стыд, и обиду, и грусть. - И много останется у вас друзей после такого раздела? Вы будете одиноки. Все зверята молчали.

Школьный день продолжался. Были уроки, перемены. Но Белочка теперь не играла с Зайчонком, а Медвежонокуже не помогал «хвостатым».

Звучали насмешки и обидные прозвища. Домой хвостатые и бесхвостые ученики пошли разными дорогами.

Волчонок ушел из школы после всех. Он шел не спеша, наслаждаясь солнцем, теплым ветром, запахом растений, цветов...

Пройдя половину дороги, он услышал странный звук. Похожий на лай собак. Звук приближался очень быстро, и Волчонок увидел разъяренных псов. Изо всех сил он бросился бежать. Собаки стремительно приближались к нему. Вот уже чувствовалось их горячее дыхание и слышался лязг зубов. Но дом совсем рядом! Волчонок сделал последний рывок. Он спасен! Волчонок еще сидел с закрытыми глазами и слышал, как от его дома удаляются непрошеные гости. «Неужели я живой?! - подумал Волчонок. - Голова, лапы целы. А хвост? Где же хвост? Как же я буду бесхвостым?» Рыдая, Волчонок с ужасом представлял, как в школе над ним будут смеяться друзья. «Как же быть? С кем мне теперь дружить? А с кем я завтра сяду за парту?» - с этими мыслями Волчонок заснул...

В этом месте нужно прервать сказку и дать детям возможность предположить, чем она может закончиться. Без комментариев и оценок. А после того как школьники выскажут свое мнение, сказку можно продолжить.

Наступило утро. Волчонок медленно приближался к школе.

Иди к нам! - позвал друга Лисенок. Опустив глаза. Волчонок сел к «бесхвостым» зверям. В классе наступила тишина. «Что с Волчонком? Почему он так странно себя ведет? - подумали ученики. - Неужели с ним случилась беда?»

В полной тишине Волчонок рассказал все, что с ним произошло, поделился своими переживаниями и мыслями. Хвостатые и бесхвостые звери с ужасом представили эти события, а потом бросились обнимать своего друга.

Ты живой! Живой! И ты вместе с нами! А все остальное не имеет значения.

Неужели только такая беда может вам доказать, что важнее всего на свете? - спрашивал учеников Учитель.

Мы, хотим, чтобы в Лесной школе все ученики снова стали вместе играть, вместе учиться, помогая друг другу и поддерживая в трудную минуту, - ответил Лисенок, и все ребята полностью согласились с ним.

Я думаю, что в ваших силах выполнить это желание! - улыбнулся Учитель и торжественно произнес:

Так тому и быть!

«Как хорошо, что мы все такие разные, что есть чему поучиться друг у друга», - думали звери, вместе играя и принимая всех такими, какие они есть.

2. Пальчиковая гимнастика (См. Приложение 2)

Комплекс 2. Упражнение «Массаж ушных раковин», «Перекрестные движения», «Качание головой», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные рисунки», «Медвежьи покачивания», «Поза скручивания».

3. Упражнение «Мальчики и девочки». (См. Приложение 1)

Дидактический материал: стихотворение С. Маршака «О мальчиках и девочках», цветные карандаши, бланк с заданием.

Психолог читает детям стихотворение:

Из чего только сделаны мальчики?

Из улиток, ракушек

И зеленых лягушек.

Вот из этого сделаны мальчики!

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных

И сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки!

Психолог предлагает детям пофантазировать и нарисовать девочек и мальчиков в виде конфет, различных игрушек, всевозможных предметов.

После того как рисунки выполнены, психолог рассматривает их вместе с ребятами, отмечает лучшие из них и достоинства каждой работы.

Мальчики и девочки дарят друг другу свои работы.

4. Упражнение «Дорисуй-ка!». (См. Приложение 1)

Дорисуйте ученикам Лесной школы недостающие детали.

Игра «Пять имен»

Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся перед двумя линиями. По сигналу они должны пройти вперёд (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики – имена девочек, девочки – имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имён.

Можно назвать пять других слов (по темам: животные, растения, предметы домашнего обихода и т.п.). Таких слов множество, а подобрать 5 слов и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.

6.Упражнение «Домики». (См. Приложение 1)

Запомните всех животных, и кто в каком домике спрятался. Затем закройте ладошкой левую часть листочка и в правой части соедините каждое животное со своим домиком.

7. Упражнение «Графический диктант». (См. Приложение 1)

Дорисуйте узор по клеткам.

Этап. Рефлексивный.

Тема: На что похоже моё настроение?

Цель:

Установление контактов, сплочение группы

Способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

развивать у детей умение сотрудничать. развитие эмпатии

Оборудование: клубок ниток, наборы цветных карандашей, листы белой бумаги

Ход занятия

  1. Организационный этап

Упражнение «Волшебный клубочек»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово», или задает интересующий его вопрос и т.п.(Как тебя зовут? Чего ты боишься? Хочешь ли ты со мной дружить? Что ты любишь ?...) Затем передает клубок следующему ребенку, тот отвечает на вопрос и задает следующему игроку, пока не дойдет очередь до педагога.

Игра «Повторялки»

Ц-мы цыкаем подчас.

Тихо, дети спят сейчас.

Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.

Мы не будем льву мешать.

Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.

И птенцы хотят поспать.

Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.

Этюд «Спать хочется»

Дети при помощи мимики изображают происходящее: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

Мальчик попросил родителей, чтобы они разрешили ему вместе со взрослыми встретить Новый год. Но чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает.

Игра «Кошечка»

- Закройте глаза и представьте, что у вас на руках кошечка.

Погладьте ее.

Покажи, какая у тебя кошечка? Скажи, какая у тебя кошечка?...

Дети описывают внешнее и эмоциональное состояние своих «кошечек».

  1. Основной этап

Беседа «Как можно понять настроение человека?»

А теперь поговорим о настроении. Настроение - это душевное состояние.

У доброго человека- настроение веселое, доброе, светлое, радостное, прекрасное.

У злого - настроение мрачное, сердитое, угрюмое. (По выражению лица, мимике.)

Взрослый предлагает помочь злому человеку избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка.

Упражнение «Волшебный мешочек»

В мешочек волшебнику предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. Взрослый предлагает детям обсудить их собственное настроение.

Упражнение «Расскажи о своем настроении»

Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений. Сначала педагог выясняет, знают ли дети основные характеристики настроения человека, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребенка. (Вводятся понятия: веселое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чем-нибудь, хочется плакать).

При помощи каких слов вы можете рассказать о своем настроении?

Какое у тебя сейчас настроение?

Какого цвета твое настроение?

С каким запахом можно сравнить твое настроение?

На что похоже твое настроение?

(Плохая погода, холод, дождь, хмурое небо - агрессивные элементы, которые свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.)

Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, взрослый им предлагает все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.

Для образца взрослый может вспомнить ситуации из своей жизни, связанные с плохим настроением, и тоже поместить эти воспоминания в мешочек.

В конце беседы взрослый обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:

Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как веселое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.

Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.

А от чего зависит настроение?

Может ли меняться настроение?

Игра «На что похоже настроение?»

Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше педагогу воспоминанием

Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?

В конце педагог обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Надо учитывать, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Игра «Обиженный кустик»

Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.

Игра «Это –я, когда…»

Детям предлагается вспомнить, как они чувствовали себя. Когда у них было хорошее настроение, рассказать об этом, нарисовать себя в хорошем настроении.

Игра «Успокойся, пожалуйста»

Лена прищемила палец. Ей больно. Найдите слова утешения.

Какое у нее было сначала настроение? А потом? На что похоже ее настроение?

Малыш упал, ушиб ногу и заплакал. Пожалейте его.

Какое у нее было сначала настроение? А потом?

Текст для слушания.

Нюша и Маша играют во дворе. Вдруг Нюша оборачивается:

Маша, послушай, кажется, кто-то плачет.

Около подъезда стоит маленькая девочка и глотает слезы.

Нюша и Маша подбегают к малышке.

Нюша: Что случалось? Почему ты плачешь?

Маша: Скажи, как тебя зовут? Где твоя мама?

Девочка: Моя мама потерялась. Она только что была здесь,и вот - ее нет. А я - Оля.

Нюша: Не бойся, Оля, мама не может потеряться. Сейчас она придет за своей дочкой. Знаешь, мой брат Федя всегда сочиняет веселые стишки. Давайте и мы попробуем. Потанцуй вместе с нами. И не плачь! Ты уже большая девочка.

Девочки танцуют, а Нюша приговаривает:

Ты не бойся и не плачь,

Миленькая Олечка.

Будем вместе маму ждать

И станцуем полечку.

Оля улыбнулась, слезы сразу высохли. А вот и Олина мама. Она спешит к дочке:

Оля, ты здесь! Я же просила тебя постоять у булочной!

Спасибо, девочки, что побыли с моей малышкой. Как я вам благодарна!

Вопросы для беседы с детьми

Что случилось с маленькой девочкой?

Что чувствовала девочка, когда потерялась?

Какими словами можно выразить ее настроение?

Кто помог маленькой девочке?

Изменилось ли ее настроение?

Как Нюша и Маша помогли маленькой девочке?

Как можно успокоить человека, который плачет?

(Чтением или рассказом интересной истории, спокойной или веселой музыкой.)

Как можно развеселить угрюмого, сердитого человека?

Игра «Жмурки».

По считалке дети выбирают «жмурку», потом раскручивают его в кругу, завязав глаза, под слова диалога:

На чем стоишь?

На мосту.

Что продаешь?

Квас.

Ищи малышей, а не нас!

Сыграли кон, поменялся «жмурка», и детям предлагается еще одна вертушка: игроки раскручивают «жмурку» с завязанными глазами и приговаривают:

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой - топ!

А у кошки шарик - лоп!

Дружно топнули, говоря «топ!»; дружно хлопнули в ладоши, говоря «лоп!» - разбежались! Лови, «жмурка»! Игра повторяется 2-3 раза. По ее окончании взрослый обращается сначала к тем детям, у кого, например, в начале занятия было грустное, печальное настроение:

Стало ли вам немного веселей?

Педагог определяет словесно общее настроение детей.

Этюд «Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое».

Игровое упражнение «Почта»

Давайте нарисуем солнышко. Пусть оно улыбается. Пошлите солнышко кому захотите.

  1. Завершающий этап

Упражнение «Речевка»

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!


Цель: формирование навыков рефлексии, развитие творческого мышления.

Продолжительность: 5 минут

Оборудование : мяч.

Инструкция : Ребята, сегодня, как мы уже говорили, мы попытаемся научиться лучше понимать друг друга. Но для того, чтобы начать лучше понимать другого человека, нужно научиться понимать себя: свои мысли, желания, чувства, свое настроение. Итак, сейчас мы попытаемся научиться понимать свое настроение и чувства. Прислушайтесь к себе. Что вы сейчас чувствуете? Вам сейчас весело или грустно, а может быть вы сейчас спокойны или задумчивы, или что-то другое. Подумайте, на что похоже ваше настроение сейчас? Выразите ваше настроение в символической форме – оно может быть похоже на какую-то погоду (оно радостное как теплый летний день), животное (сонное как медвежонок в спячке), предмет (сосредоточенное как компьютер), цветок (воздушное и легкое как одуванчик), на все, что угодно.

Упражнение выполняется по кругу с мячом.

Вопросы для обсуждения:

·

· Какие чувства и эмоции вы испытывали, когда описывали ваше настроение?

Основная часть занятия

Короткая беседа

Доброволец: Ребята, скажите мне, что такое «сильные стороны» человека? Слышали ли вы когда-нибудь об этом в школе, от родителей или друзей? (Выслушать ответы) Кто уже может назвать свои сильные стороны? Теперь давайте подведем небольшой итог: Сильные стороны человека – это те качества, способности, навыки и черты характера человека, которые помогают ему добиваться успеха в жизни, преодолевать препятствия на пути к его цели, добиваться желаемого и не отчаиваться при неудачах. В общем, они бывают разные. Для кого-то быть медленным и вдумчивым – сильная сторона, для кого-то быть осторожным – сильная сторона, для кого-то быть весельчаком и шутником – сильная сторона. В жизни происходит много разных случаев, когда нам нужно проявить те или иные свои стороны. Каждая черта может стать сильной в определенной ситуации.

Особенно хорошо можно увидеть сильные стороны на примере животных.

А сейчас с помощью следующего упражнения мы с вами попробуем определить сильные стороны разных животных.

Упражнение «Сильные стороны животных»

Цель : развитие гибкости мышления.

Продолжительность : 5 минут

Инструкция : Сейчас каждый из вас попробует определить одну или несколько сильных сторон какого-либо животного. Для примера я брошу мячик ________ (имя добровольца) и назову животное (Сова), ________ назовет ее сильные стороны (способность хорошо видеть ночью и длинные острые когти). Далее _________ кидает мячик другому участнику и называет животное, соответственно другой участник также называет сильные стороны этого животного. И так мячик должен побывать у каждого из нас.

*Список возможных животных и птиц: слон, медведь, жираф, акула, медуза, змея, крокодил, обезьяна, колибри т.д.

Вопросы для обсуждения:

· Сложно ли было называть сильные стороны животных?

· Эти сильные стороны, которые вы назвали, могут быть слабыми в некоторых ситуациях?

Упражнение «Стаи животных»

Цель: развитие мимики и пантомимики, снятие эмоционального и физического напряжения.

Продолжительность : 5 минут

Инструкция : Давайте немного подвигаемся и поиграем в следующую игру. Каждому из вас я сейчас дам бумажку с названием животного, которое вам нужно будет изобразить, чтобы найти свою стаю, то есть найти таких же животных среди таких же участников (например, ежей). После команды «старт», все начинаем изображать животных и искать вокруг «себе подобных», то есть собираться в стаи, причем не переговариваясь!

Процедура проведения : На это отводится 2-3 мин. После этого ведущий проверяет правильный состав «стай» и если допущены ошибки или некоторые участники не нашли свою «статью», упражнение повторяется еще раз.

Вопросы для обсуждения:

· Легко ли было собраться в группы своих животных?

· А что вам помогло?

· А есть ли у вас с этим животным что-нибудь общее? Подумайте, что это может быть?

· Как изменилось ваше настроение после этой игры?

Доброволец: Говорить о своих сильных сторонах очень приятно. Мы сразу ощущаем уверенность в себе, чувствуем, что у нас есть очень много полезных для себя качеств. Иногда мы про них забываем, а вот это совсем зря. Важно научиться вовремя о них вспоминать и использовать, когда нам это необходимо. Мы предлагаем вам создать себе «напоминалочку». Этим мы сейчас с вами и займемся. И будем это делать с помощью оригами.

Упражнение «Оригами»

Цель: развитие мелкой моторики, развитие концентрации внимания, снятие эмоционального напряжения.

Продолжительность : 15 минут

Доброволец: Кто знает, что такое оригами? Оригами – очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Предлагаю самим попробовать создать фигурку из бумаги! Может быть, кто-то из вас умеет складывать фигурки из бумаги? Отлично! А для тех, кто не умеет, мы принесли различные простые схемы. Подумайте, какое животное вы хотели бы сделать из бумаги, и какими сильными сторонами оно будет обладать.

Приложение 2.

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось ли вам упражнение?

· Сложно ли было складывать фигурки?

Завершение занятия

Упражнение «Гирлянда»

Цель: сплочение группы.

Продолжительность : 10 минут

Материалы : клубок ниток, дырокол.

Инструкция : По-моему, у нас у всех получились замечательные животные. Подумайте, как вы назовете ваше животное, какой у него характер, какие сильные стороны у него есть, как его зовут? После того, как вы это придумаете, по очереди расскажите нам о своем животном, а я повешу его на ниточку. У нас получится очень необычная гирлянда «силы». И этой гирляндой мы украсим ваше отделение. И каждый раз, когда вы будите проходить мимо гирлянды, ваши животные будут напоминать вам о ваших сильных сторонах, они будут заряжать вас уверенностью и энергией!

После того, как гирлянда готова, нужно выбрать место, подходящее для нее, и повесить.

Вопросы для обсуждения:

· Нравится ли вам гирлянда?

· Как вы думаете, будут ли животные дружить, уважать и понимать друг друга?

Завершающая речь: Отлично! Ребята, у нас получилось очень насыщенное и продуктивное занятие. Теперь мы можем говорить о сильных сторонах животных и людей. Теперь мы умеем быть командой и лучше понимать друг друга. Я надеюсь, что гирлянда будет напоминать вам об этих важных умениях. Вы такие молодцы! (Можно поаплодировать друг другу). Мы все желаем вам хорошего настроения и взаимопонимания, надеемся, что от нашего занятия остались только приятные впечатления. Огромное вам спасибо!

Приложение 2. Простые схемы оригами.

Ольга Габдильнасырова
Психопрофилактическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «На что похоже мое настроение»

Сегодня к нам на занятие пришли гости .

Давайте поздороваемся с гостями, друг с другом

и окружающим нас миром.

Встанем рядышком, по кругу

Скажем : «Здравствуйте!» друг другу.

Здр-й, солнце золотое!

Здр-й, небо голубое!

Здр-й, вольный ветерок!

Здр-й, маленький дубок!

Я живу в родном краю,

Всех я вас приветствую!

Игра «Все мы разные и похожие » .

Посмотрите друг на друга : мы все очень разные и

в то же время, в чем-то друг на друга похожи .

В этом мы сейчас убедимся : я буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.

1. Тот, кто видел разноцветную радугу после дождя : похлопайте в ладоши.

2. Кто любит шлепать по лужам во время дождя : потопайте ногами.

3. Кто любит наблюдать за облаками : поморгайте глазами.

4. Кому нравится смотреть на звездное небо : кивните головой.

5. Кто боится грома и молний : присядьте на корточки.

6. Кто любит купаться в море или на озере : покажите, как вы умеете плавать.

7. Кому нравится золотая осень : покружитесь вокруг себя 1 раз.

8. Кто любит и бережет природу : поставьте руки на пояс.

9. Кто любит путешествовать всей семьей : тихо сядет на стульчик.

Вот видите сколько общего между нами, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет!

«Все мы разные и похожие

Какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро.

Сегодня скучное утро,

И будет хмурый, занудливый день.

Почему же плохое утро?

Сегодня хорошее утро!

Сегодня веселое утро,

И будет светлый,солнечный день.

Сегодня не будет солнца,

Сегодня не будет света,

Сегодня будет серый и пасмурный день.

Почему же не будет солнца?

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце!

И отличный, радостный день!

Скажите пож-та, почему один человек говорит, что сегодня плохое утро (скучное, серое, а второй человек говорит, что сегодня утро (хорошее, веселое, отличное) .

Почему у них такое разное мнение?

(Правильно, п. ч. у одного человека грустное, печальное настроение , а другого – веселое, радостное). Поэтому одно и то же утро воспринимается по-разному, в зависимости от настроения .

Кто знает, что такое настроение ? Как вы понимаете это слово?

Это состояния людей, когда им весело или грустно, тревожно или спокойно.

Настроение – это то , на какое эмоциональное состояние человек настроен . Отсюда и произошло слово «настроение » : на что человек настроен .

Слайд 1 : картинки «Лица» .

Посмотрите на картинку и скажите : «Какое настроение у этих детей

Как вы узнали и правильно определили, какое настроение у этих детей ? (по выражению лица) .

Сейчас я раздам каждому по зеркальцу. Вы внимательно посмотрите в него и найдите там «веселого человечка» .

Слайд 2 : Пиктограмма веселого человека.

Посмотрите на пиктограмму веселого человечка :

Уголки губ поднимаются вверх, глаза немного прищурены.

Лицо светится улыбкой, как весеннее солнышко.

«Все нашли веселого человечка?»

Слайд : пиктограмма грустного человечка.

Люба, опиши пож-та, выражение лица «грустного человечка» :

Уголки губ и глаза опущены вниз.

Кажется, что человечек вот-вот расплачется, как осенний дождик.

Слайд : пиктограмма удивленного человечка.

У удивленного человечка брови, как дуги приподнимаются вверх, как радуга.

Люди говорят : «от удивления глаза на лоб полезли» .

Посмотрите в зеркальце и найдите там удивленного человека.

Слайд : пиктограмма злого человека.

Амир, опиши выражение лица злого, рассерженного человечка : брови нахмурены и сильно сдвинуты к переносице. Челюсти сжаты, рот искривлен от злости. Лицо напряженное,

как будто вот-вот грянет гром и начнется гроза.

Слайд : пиктограмма испуганного человечка :

Глаза широко открыты, округлены : «у страха глаза велики» . Брови приподняты, рот открыт. Человек оцепенел, застыл, как сосулька на морозе.

Всех человечков вы нашли в зеркале? Молодцы!

Мимика лица у вас работает отлично!

Мы устали, засиделись

Нам размяться захотелось.

Слайд : физ. минутка «Злая тучка» .

Садитесь на свои места, примите удобное положение и попробуйте прислушаться к своему внутреннему состоянию, к своему настроению :

Видеоролик о природных явлениях.

- Настроение может быть радостным : когда хочется веселиться, смеяться, петь и танцевать.

И тогда ваше настроение похоже на яркое солнышко , на цветущий луг; на звонкий ручеек. Улыбнитесь, как солнышко, всем вокруг и самому себе.

А может быть у вас очень грустное, печальное настроение , когда на глаза, словно капли дождя, набегают слезы.

И когда на душе тоскливо и одиноко, то такое настроение похоже на дождевую тучу ; серое, хмурое небо, осенний дождь.

Может быть ваше настроение не очень радостное и не очень грустное, а спокойное : прыгать не хочется и слезы лить тоже. Хочется спокойно посидеть , помечтать или вспомнить что-то хорошее, доброе, приятное. И похоже это настроение на листопад , снегопад или заходящее солнце.

Иногда бывает такое состояние, которое можно назвать душевной непогодой. В такие моменты на душе становится тревожно и беспокойно. Возникает предчувствие, что подстерегает какая-то опасность и может произойти что-то плохое. Человек не может найти себе место, не может успокоиться и расслабиться. Тревожное, беспокойное состояние похоже на быстро бегущие облака; низкое, пасмурное небо; быстро сгущающиеся сумерки.

Возможно, что у кого-то удивленное, восторженное настроение похожее на бурлящий водопад , высокие горы, звездное бескрайнее небо, северное сияние.

А кто-то рассердился с самого утра и у него злое, гневное настроение , которое похоже на молнию , грозу, порывистый ветер, ураган, бурю. Гневное, рассерженное настроение похоже на стихийное бедствие.

Еще раз прислушайтесь к себе, почувствуйте свое настроение .

Упражнение «Какого цвета мое настроение

Перед вами разноцветные ленточки. По очереди, вы будете выбирать себе ту ленточку, цвет которой подходит под ваше настроение .

А затем движением ленточки нужно передать свое настроение :

Если ваши движения ритмичные, танцевальные, энергичные : значит у вас веселое, радостное настроение .

Если движения плавные, замедленные : значит у вас спокойное настроение .

Если движения резкие, отрывистые : значит вы ощущаете тревогу и беспокойство.

А если движения очень слабые, еле заметные : это означает, что у вас грустное, печальное настроение или вы чем-то напуганы.

Ребята внимательно смотрят и стараются угадать настроение по цвету и движениям ленточки.

Упр. «Ощути прикосновение цветного дождя» .

Давайте встанем по кругу, взяв с собой свою ленточку. В центр круга встанет тот, кто выбрал себе темную или черную ленточку. Если таких нет, значит встает тот, кто изобразил движением ленточки грустное или рассерженное настроение .

Вам нужно закрыть глаза и представить, как капли цветного дождя нежно прикасаются к лицу, телу, рукам.

Почувствуйте, как улучшается настроение от мягких , нежных прикосновений и поглаживаний «цветного дождя» .

«Цветной дождь» не только расслабляет, но и дарит человеку веселое, радостное настроение и улыбку .

Вам понравился «цветной дождь» ? Прикосновения «цветного дождя» улучшили ваше самочувствие и настроение ?Прекрасно!

Рисование : «На что похоже мое настроение » .

Также свое настроение можно передать при помощи рисунка :

Нарисуйте свое настроение , изобразив погоду или явление природы, которое подходит к вашему внутреннему состоянию.

Перед тем, как приступить к работе, нужно размять пальчики :

В небе солнышко сияет,

Рядом бабочки летают.

Цветут яркие цветочки,

Дует легкий ветерочек.

Ветер вдруг подул сильнее,

Стал он море волновать.

Превратилось все вдруг в бурю.

Ее надо переждать,

Солнце светит нам опять!

Перед вами на столе краски, карандаши. Выберите то, что поможет вам лучше передать свое настроение , сравнивая его с погодой или явлением природы.

Муз. сопровождение «У природы нет плохой погоды» .

Покажите друг другу свои рисунки и по очереди расскажите, что вы изобразили.

Отличные получились работы! Настоящие художники !

Вы хорошо поработали, а теперь можно расслабиться и отдохнуть под тихую, приятную музыку.

Музыка-релакс.

Садитесь на ковер, примите удобное для вас положение. Закройте глаза, руки свободно лежат на коленях. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое, ласковое солнышко и высокое, голубое небо.

Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми.

Вдохните поглубже свежий воздух и прислушайтесь к звукам природы. Может быть, это шумят деревья или завывает ветер. А может быть, вы слышите, как звучит тишина.

Останьтесь там, среди этого прекрасного луга, среди этой красоты и великолепия.

Почувствуйте, как в вас входят новые силы, энергия и прекрасное настроение . Почувствуйте всю прелесть природы, насладитесь ее красотой. Не нужно бояться прихода грусти. Грусть-это важное чувство, но если она задержалась у вас слишком долго, попрощайтесь с ней без сожаления и скажите :

«Что-то ты задержалась у меня в гостях. Всему есть мера» .

И грусть непременно уступит место радости и веселью.

Я сосчитаю до трех, когда я скажу : «3. Вы откроете глаза.

1-каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом.

2-дыхание легкое и свободное.

3-открываем глаза. Оглянитесь вокруг, улыбнитесь и постарайтесь сохранить хорошее настроение на весь день ».

Наше занятие подходит к концу . Скажите, пожалуйста, о чем мы говорили сегодня на занятии ? С чем мы сравнивали наше настроение ? Что тебе понравилось больше всего?

Вы сегодня хорошо поработали! Молодцы! Выберите себе шарик того цвета, который поможет вам сохранить хорошее настроение на весь день !

Основная часть

Упражнение 2."Драка"

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Представьте, что "Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"

Упражнение 3. “ Превращения”

Психолог предлагает ребенку:

· нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;

· позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;

· испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;

· улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

Упражнение 4. Рисование на тему “ Моё настроение”

После выполнения рисунка ребенок рассказывает, какое настроение он изобрел.

Упражнение 5."Подарок под елкой"

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

"Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь".

После выполнения упражнения можно обсудить (если ребенок захочет), о чем он мечтает.

Упражнение 6."Корабль и ветер"

"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!" Упражнение можно повторить 3 раза.

Упражнение 7 “ Закончи предложение”

Детям предлагается закончить предложение:

Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….



Заключительная часть

Упражнение на рефлексию 8. В конце занятия ребенку предлагается ответить на вопросы психолога либо ему лично, либо взять наиболее понравившуюся ему игрушку и ей ответить на эти вопросы:

· Что у тебя получилось лучше всего?

· Что у тебя не получилось и почему?

· Что было самым трудным?

· Что было самым интересным?

· Что нового ты узнал сегодня?


Занятие 4

Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.

Вводная часть

Упражнение 1 . «На что похоже мое настроение» (см. занятие 2, упр.1).

Основная часть

Упражнение 2 «Моя вселенная».

Ребенку предлагается на альбомных листах начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центре написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончание предложений:

Мое любимое занятие…

Мой любимый цвет…

Мой лучший друг…

Мое любимое животное…

Мое любимое время года…

Мой любимый сказочный герой…

Моя любимая музыка…

Упражнение 3. «Я тревожусь в ситуациях, когда…»

Ребенок указывает ситуацию, когда испытывал напряжение.

– Итак, вы указали ситуациитревожности

Как вы думаете? к чему приводит такое состояние? (Растерянность, плач, боязнь, рассеянность и т.д. )

Рисунок 1. «Когда я тревожусь…»

Упражнение 4 .Рисование на тему “ Автопортрет”

Ребенку предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым он уйдет с занятия.

Упражнение 5. «Ассоциации с временами года»

Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с каким либо временем года. Я сегодня похожа на спелое лето: это середина года, когда длинные дни и можно много чего успеть сделать. У меня хорошее рабочее настроение.



Понравилось? Лайкни нас на Facebook