Правильная последовательность выполнения упражнений в утренней гимнастике. Методические принципы организации занятий утренней гимнастикой

Ответы

на билеты по физической культуре

для устной подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9-х классов

Билет № 1


  1. Основные причины травматизма во время занятий физической культурой.

  2. Здоровый образ жизни и его реализация вами.

  3. Правила выполнения утренней гимнастики (составить комплекс утренней гимнастики).

1. Основные причины получения травм во время выполнения физических упражнений в большинстве случаев связаны с правильной организацией занятий. Причинами этого может стать неудовлетворительное состояние места занятий, неисправное оборудование и инвентарь, неблагоприятные погодные условия, неподходящая обувь или одежда, отсутствие страховки и самостраховки, недостаточная тренированность и форсированная (чрезмерная) нагрузка, низкая поведенческая культура занимающихся, отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований.

Таким образом, причины несчастных случаев и травм кроются в нарушениях обязательных правил при проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении.

Эти правила изложены в специальных инструкциях по разным видам физкультурно-спортивной деятельности (по гимнастике, лёгкой атлетике, подвижным играм, спортивным играм, лыжной подготовке и др.). С ними учащихся знакомит учитель физической культуры перед началом занятий.

Несколько конкретных примеров.

Если выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями, то в любой момент можно сорваться и упасть. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов рекомендуется приземляться на гимнастические маты мягко на носки ступней, пружинисто приседая. В результате выполнения приземления в положении «стойка смирно» можно получить травму позвоночника, суставов, сотрясение мозга.

Наиболее частой причиной травм во время занятий бегом являются неровности грунта (бугры, ямки, рытвины), не подходящая обувь. Если вы хотите освоить новый маршрут, сначала надо прогуляться по нему шагом, чтобы узнать, какие неожиданности могут встретиться на пути.

Перед началом соревнований необходимо провести разминку, которая подготовит опорно-двигательный аппарат к предстоящей нагрузке. Во время разминки мышцы приобретают способность совершать работу с большей амплитудой и с большей скоростью, при этом снижается возможность травмы.

Купаться и плавать можно только в специально отведённых для этого местах. Если вы, обнаружив живописное место с водоёмом, решили устроить купание, надо обязательно обследовать выбранный участок. Он должен отвечать следующим требованиям: берег пологий, дно лучше песчаное, а вода чистая. Нельзя купаться в местах, находящихся ниже по течению от мест выхода сточных труб и водопоя скота.

Необходимо строго придерживаться рекомендаций врача о возобновлении занятий физкультурой после перенесённых заболеваний. Так, например, при воспалительном процессе в бронхах, лёгких под действием сильных лекарств смазывается клиническая картина. Человек чувствует себя здоровым, а процесс болезни скрыто продолжается, при высокой физической нагрузке (особенно соревновательной) может дать молниеносное обострение с явлением острой сердечно-сосудистой недостаточности.
2 . Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» включает в себя: соблюдение рационального режима дня, чередование труда и отдыха; следование правилам личной гигиены, закаливание; рациональное питание; оптимальную двигательную активность (занятия физическими упражнениями и спортом). Двигательная активность – это естественная потребность человека в движении. Количество движений, которые совершает человек в течение какого-либо периода времени, составляет объём двигательной активности. Учёные установили: если потребность в движении не удовлетворяется, то наступает гиподинамия (недостаточная двигательная активность). Она отрицательно сказывается на деятельности всех органов и систем организма, на физической и умственной работоспособности.

Систематические занятия разнообразными физическими упражнениями, воздействующими на различные группы мышц, оказывают положительное влияние на все системы организма и тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний. Сочетание физических упражнений с закаливанием повышает защитные функции организма. Большое значение в отношении ведения здорового образа жизни имеют семейные традиции. Если же этого в вашей семье нет, то вы сами должны позаботиться о своём здоровье и вовлечь в занятия физическими упражнениями своих близких.


3. Утренняя гимнастика (зарядка) выполняется ежедневно в домашних условиях (при открытой форточке) или на свежем воздухе. Комплексы упражнений, как правило, разучиваются на уроках физической культуры под руководством преподавателя. Ежедневная утренняя гимнастика воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Она состоит из общеразвивающих упражнений, которые можно выполнить без предметов, либор с предметами (резиновыми бинтами, гантелями, скакалками). Примерная продолжительность занятий: для учащихся 1-4 классов – 8-10 минут, 5-9 классов – 11-15 минут. Упражнения утренней гимнастики выполняются в определённой последовательности. Вначале потягивание, которое улучшает дыхание и кровообращение. Затем упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног. Далее выполняется бег и прыжки, которые положительно влияют на обменные процессы в организме. Заканчивается утренняя гимнастика упражнениями, нормализующими деятельность органов дыхания и кровообращения. После утренней гимнастики необходимо принять душ. Комплексы упражнений нужно регулярно менять. При этом следует постепенно повышать нагрузку, усложняя упражнения, увеличивая их количество и темп выполнения. Дозировка нагрузки должна быть такой, чтобы занимающиеся испытывали бодрость, а не усталость. Примерная продолжительность использования одного и того же комплекса 12-15 дней.

Билет № 2


  1. Требования безопасности при проведении соревнований по спортивным играм: баскетболу, футболу, волейболу (на выбор).

  2. В чём состоит функциональное значение режима дня и что необходимо учитывать при его организации?

  3. Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека и основные способы формирования правильной осанки (выполнить несколько упражнений на формирование правильной осанки).

1. К спортивным соревнованиям допускаются учащиеся только основной медицинской группы, прошедшие дополнительно медицинский осмотр накануне соревнований и ознакомленные с мерами безопасности. Присутствие врача или медсестры на соревнованиях обязательно. Должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой медицинской помощи.

Баскетбол. Наиболее типичные травмы: вывихи, переломы кисти и пальцев, разрывы ахиллова сухожилия, повреждения коленного и голеностопного суставов. Чтобы исключить травмы, следует придерживаться следующих рекомендаций:


  • Соревнования проводить на спортивных площадках и в залах стандартных размеров, отвечающих требованиям правил игры;

  • Все участники должны быть в спортивной форме;

  • Перед игрой необходимо снять все украшения (браслеты, кольца, серьги). Ногти на руках должны быть коротко острижены. Очки должны быть закреплены резинкой и иметь роговую оправу;

  • Во время игры следует строго соблюдать дисциплину, выполнять требования и указания судьи, тренера, преподавателя, капитана команды;

  • Игра должна проходить на сухой площадке;

  • Все острые и выступающие предметы должны быть заставлены матами и ограждены;

  • Не только соревновательные, но и тренировочные игры должны проходить в соответствии с правилами.

2. Большое значение для полноценной жизни человека имеет определённый распорядок, или режим, дня: правильное чередование трудовой деятельности с физическими упражнениями, с играми, при условии регулярного питания и отдыха. Соблюдение рационального режима дня способствует повышению умственной и физической работоспособности. Происходит это потому, что при соблюдении распорядка дня вырабатывается определённый ритм функционирования организма, благодаря чему у человека возрастают способности выполнять различные виды деятельности с наибольшей эффективностью. При составлении суточного режима необходимо учитывать условия жизни человека и его индивидуальные особенности. По этим причинам нецелесообразно устанавливать единый для всех суточный режим. Однако основные составляющие распорядка дня должны быть едиными. Они перечислены вначале. Режим дня школьников устанавливается с учётом возраста, их индивидуальных особенностей, а также условий, в которых они учатся и живут. Постоянное соблюдение режима дня оказывает большое воспитательное значение.
3. Неправильная осанка нарушает положение внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функций) и способствует раннему появлению остеохондроза. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опрно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках в длину, высоту, выполнении упражнений на спортивных снарядах, занятиях борьбой и другими контактными видами спорта. Школьникам с выраженным нарушением осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник. Специально подобранные физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, ассиметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием в физиологически неудобных положениях). Нагрузки, связанные с сидением, рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками: специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей. Продолжительность выполнения упражнений 1-3 минуты. Детям с нарушением осанки следует спать на ровной и жёсткой постели на спине или на животе. Отдыхать в течение дня (особенно после физической нагрузки) необходимо лёжа, а не сидя, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на позвоночник. Очень полезно для коррекции нарушений осанки оздоровительное плавание стилем брасс на спине.

Билет № 3


  1. Требования безопасности перед началом занятий по гимнастике.

  2. Особенности построения и содержания самостоятельных занятий по общей физической подготовке.

  3. Действия по оказанию первой помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями (выполнить практически: наложить повязку на голову или голеностопный сустав либо наложить шину на руку).

1. Перед началом занятий по гимнастике необходимо:


  • Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой;

  • Протереть гриф перекладины сухой тряпкой и зачистить наждачной шкуркой;

  • Проверить надёжность крепления перекладины, опор гимнастического козла и коня, закрепление стопорных винтов брусьев;

  • В местах соскоков со нарядов положить гимнастические маты так, чтобы поверхность была ровной.
Общая физическая подготовка вместе со специальной составляют единый процесс, организуемый в целях всестороннего физического воспитания и подготовки школьников к трудовой деятельности.
2. Общая физическая подготовка способствует укреплению здоровья, совершенствованию работы всех органов и систем организма человека, развитию основных двигательных качеств (быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы), содействует накоплению двигательного опыта и познанию своих двигательных возможностей. Самостоятельные занятия по общей физической подготовке обеспечивают длительное сохранение физической и умственной работоспособности, создают условия для высокопроизводительного труда.

Самостоятельная подготовка школьников осуществляется в процессе внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту. Основными её средствами являются общеразвивающие упражнения, в том числе гимнастические (для мышц головы, рук, ног, туловища, на гимнастических снарядах), лёгкоатлетические (ходьба, прыжки, бег, метание), а также различные подвижные и спортивные игры, плавание, ходьба на лыжах и т.п.


3. На голову, нос, верхнюю губу и подбородок накладывается пращевидная повязка, которая представляет собой полоску материи или кусочек бинта с разрезанными вдоль концами.

На голеностопный сустав накладывается крестообразная (восьмиобразная)повязка.

При переломе предплечья шины укладывают по внутренней и наружной поверхности предплечья. Руку сгибают под прямым углом в плечевом суставе и подвешивают на косынке.
Билет № 4


  1. Требования безопасности во время занятий по лёгкой атлетике.

  2. Различия между скоростными и силовыми качествами человека. Упражнения, развивающие скоростные и силовые качества.

  3. Особенности организации и проведения индивидуальных закаливающих процедур (рассказать, как это делаете вы).

1. В целях безопасности занятия по лёгкой атлетике следует проводить с соблюдением следующих требований:


  • Бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;

  • В качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;

  • При групповом старте на короткие дистанции бежать следует только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;

  • Во избежание столкновений исключить резкие остановки во время бега;

  • Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки;

  • Перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в секторе для метания;

  • Не производить метание без разрешения учителя;

  • Не оставлять без присмотра снаряды для метания;

  • Не стоять справа от метающего (при метании левой рукой – слева);

  • Не находиться в зоне броска;

  • Не подбирать снаряды для метания без разрешения учителя;

  • Не подавать друг другу снаряд для метания броском;

  • Запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).

2. Обычно выделяют пять видов физических качеств: быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость. В процессе биологического созревания организма человека наблюдаются периоды особенно интенсивных качественных и количественных изменений его органов и структур, которые получили название сенситивных или критических (наиболее благоприятных) периодов развития. Эти периоды развития двигательной функции у детей школьного возраста приходятся: в силе на 9-10, 12-13, 14-15 лет, а в быстроте на 9-10, 11-15 лет.

Чтобы судить о различии между скоростными и силовыми качествами человека, рассмотрим их подробнее.

Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий называется силой. Силовые возможности человека оценивают двумя способами. Первый способ основан на использовании специальных измерительных приборов – динамометров. Второй заключается в выполнении специальных контрольных заданий на силу: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, приседания со штангой и т.д. Для развития силы надо правильно подбирать величины дополнительного отягощения (сопротивления). Его рассчитывают в зависимости Ио конкретных задач силовой тренировки. Вначале определяют максимальные силовые возможности, а затем в соответствии с конкретной задачей определяют вес дополнительного отягощения. Величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным показателям силы занимающихся. Выполнение упражнений с индивидуально дозированной нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть реальные успехи. На начальном этапе силовой тренировки рекомендуется использовать метод непредельных отягощений. По мере повышения тренированности должен преобладать метод максимальных отягощений.

Способность человека выполнять движения в минимально короткий отрезок времени называется быстротой. Быстрота проявляется через скоростные способности, которые выражаются в элементарных и комплексных формах. К элементарным формам относятся быстрота двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Комплексные формы проявляются во всех спортивных движениях. Это быстрота бега, движений боксёра, волейболиста, фехтовальщика, футболиста и т.д. В процессе занятий необходимо развивать все формы проявления быстроты. Так, для совершенствования времени реакции можно использовать подвижные игры с внезапной остановкой, бег из различных исходных положений по внезапному сигналу. Менять длительность пауз между предварительной и исполнительной командами при выполнении стартов из различных исходных положений. Для поддержания высокого темпа движений большое значение имеет умение быстро сокращать и расслаблять мышцы, для чего используется повторное выполнение движений с возможно большей частотой, без излишнего напряжения. Чтобы выполнить эти движения технически правильно надо предварительно хорошо их разучить. Выполнять упражнения, развивающие быстроту, можно не более 6-10 сек. Отдых после выполнения упражнений 20-25 сек. Большое количество повторений надо делить на серии. Отдых между сериями должен составлять 2-3 мин.

Упражнения, где сочетаются быстрота и сила, называются скоростно-силовыми.

3. С древних времён человек использует естественные факторы природы для закаливания, т.е. для повышения стойкости организма к неблагоприятному влиянию внешней окружающей среды. Закаливание предохраняет организм от гриппа, заболеваний верхних дыхательных путей, ангины, воспаления лёгких и др. смысл закаливания заключается в том, что под влиянием солнца, воздуха и воды организм привыкает к этим воздействиям. Основными принципами при закаливании являются систематичность, постепенность, меняющая интенсивность и разнообразие средств.

Влияние солнечного света на организм многообразно: улучшается обмен веществ, снижается артериальное давление, углубляется дыхание, усиливается потоотделение, увеличивается количество красных кровяных шариков и гемоглобина, повышается поглощение кислорода и выделение углекислоты. При этом появляется чувство бодрости и увеличивается работоспособность. Всё это может произойти при одном обязательном условии – правильном пользовании солнечными лучами. Неумелое и неумеренное использование солнечной энергии приносит вред организму, приводит к тяжёлым заболеваниям нервной системы, внутренних органов, ожогам кожи. При солнечных ваннах надо строго соблюдать ряд правил. Принимать солнечные ванны спустя 2-2,5 ч после еды. Вначале продолжительность солнечных ванн не должна превышать 5-6 минут, затем допустимо прибавлять с каждым днём 3-4 минуты, доводя длительность процедуры до 30 минут. Принимая солнечные ванны, нужно лежать определённое время на спине, затем на одном боку, на другом и, наконец, на животе. Находиться с непокрытой головой на солнце категорически запрещается. При первых признаках недомогания, выражающихся в плохом самочувствии, головной боли, тошноте, сердцебиении и др., надо немедленно прекратить пребывание на солнце. Наиболее подходящее время для приёма солнечных ванн – 9-12 ч утра в южных районах России и 10-13 ч в средней полосе.

Воздушные процедуры основаны на постепенном привыкании организма к температуре окружающего воздуха, его влажности и движению (ветру). Рекомендуется воздушные ванны принимать в движении, например во время утренней гигиенической гимнастики (при температуре воздуха не ниже 16-18 градусов), во время походов или прогулок в лесу, в поле. Эти ванны следует проводить через 1-1,5 ч после еды. При появлении озноба надо быстро согреться с помощью энергичных движений. Принимая ванны, необходимо защищаться от влияния прямых солнечных лучей. Начинать закаливание воздухом следует летом, затем продолжать осенью и зимой, и так круглый год без перерыва. При слишком обильном потоотделении, вызванном высокой температурой воздуха, надо прекратить воздушные ванны.

Вода – прекрасное средство закаливания, дающее быстрый результат. Во время купания в море, приёма душа, при обливании оказывает механическое действие. Вода также обладает способностью растворять в себе минеральные соли и газы. Закаливающее влияние воды начинается с кожи. Через нервный аппарат, заложенный в коже, вода оказывает влияние на всю нервную систему, а через неё на организм в целом, воздействуя при этом на различные процессы, совершающие в клетках и тканях.

Надо избегать наступления озноба, так как он приводит к появлению чувства усталости, общей разбитости, бессоннице, головным болям. Относительно простой формой водного закаливания является обтирание. Губкой или куском грубой материи обтирают сначала руки, затем шею, грудь, живот, спину, ноги. Направление движений при обтирании должно быть от «периферии» (ног, рук) к «центру» (сердцу). После обтирания сухим полотенцем досуха вытереть кожу до появления чувства теплоты. Первые обтирания проводят слегка тепловатой водой, а затем постепенно понижают температуру воды до холодной. Процедура обтирания должна занимать не более 5-8 минут. Подготовив свой организм обтираниями, можно приступить ко второму виду закаливания – обливаниям. Для этого надо встать в ванну или таз с водой и из кувшина медленно обливать сначала спину, а затем грудь. После этого необходимо обтереться сухим полотенцем. После обливания и обтирания рекомендуется провести массаж. При обливании температуру воды следует понижать постепенно. Душ вызывает большее возбуждение, чем обливание, поэтому не рекомендуется принимать его сразу после физической нагрузки. Продолжительность душа должна быть 2-3 минуты в зависимости от температуры воды. К холодному душу привыкать следует постепенно. Сильное закаливающее действие оказывает купание в озёрах, реках, морях. Температура воды должна быть такой, чтобы начинающий мог спокойно её переносить. Продолжительность первого пребывания в воде – до 5 минут. В дальнейшем время купания постепенно увеличивают до 20 минут. Вначале следует купаться один раз в день, а если позволит врач, 2 раза с интервалом между купаниями не менее 4-5 часов.

Билет № 5


  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях (получение травмы, выход из строя снаряжения, инвентаря) при проведении занятий по лыжной подготовке.

  2. Признаки утомления различной степени и способы борьбы с утомлением.

  3. Механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности человека в течение дня (выполнить комплекс физкультминутки).

1 . Травмы во время занятий по лыжной подготовке могут случаться при движении по узким лесным дорогам, на обледенелых склонах, на снегу, покрытом коркой, в местах, где мало снега, где растет кустарник, и торчат пни и камни. Возможны также отморожения лица, рук, ног. Во время лыжной подготовки следует выполнять следующие правила безопасности:


  • При поломке или порче лыжного снаряжения, которую невозможно устранить в пути, сообщить об этом учителю и с его разрешения двигаться к лыжной базе (учебному заведению);

  • При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю;

  • При получении травмы немедленно оказать пострадавшему первую помощь, сообщить о случившемся администрации школы и родителям, при необходимости доставить в ближайшую больницу;

  • При падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу;

  • При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону;

  • При оказании первой помощи при обморожении необходимо внести пострадавшего в тёплое помещение, чтобы исключить повторное обморожение.

2. Принято различать два вида утомления – умственное и физическое. Умственное характеризуется понижением продуктивности интеллектуального труда, ухудшением памяти, трудностью сосредоточиться. Физическое – снижением физической работоспособности, уменьшением силы мышц, ухудшением координации движений.

Небольшое утомление. Жалобы на состояние здоровья. Дыхание учащенное, но ровное. Умеренная потливость и небольшое покраснение кожи. На протяжении всего занятия сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение, ощущение бодрости.

Значительное утомление (переутомление первой степени). Одышка. Значительное покраснение кожи. Большая потливость. Жалобы на усталость, боль в мышцах и суставах. При выполнении упражнений некоторое нарушение координации. Восстановление дыхания и частоты пульса происходит замедленно.

Резкое переутомление (переутомление второй степени). Нарушение координации движений. Жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота. Поверхностное дыхание через рот. Резкое покраснение и побледнение кожи. Подавленное состояние.

Чтобы не уставать, необходимы правильная дозировка нагрузок, чередование упражнений, связанных с напряжением и расслаблением, благоприятный эмоциональный фон. Понятие «утомление» тесно связано с понятием «выносливость». Главным условием развития выносливость является работа до утомления. Если человек всегда прекращает занятия до того, как возникло утомление, то он выносливым не станет. Поэтому небольшое утомление допустимо и необходимо. В случаях переутомления I или II степени надо обратиться к учителю или врачу.


3. Физкультминутка проводится в течение 1-2 минут. Она усиливает обмен веществ в организме, повышает внимание, улучшает осанку. В подборе упражнений для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т.п. упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. В комплексах рекомендуется использовать потягивания, прогибание туловища, полунаклоны и наклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.

Билет № 6

1.Требования безопасности по окончании занятий по плаванию.

2. Факторы, обусловливающие гибкость тела человека; упражнения, рекомендуемые для развития гибкости.

3. Какие приёмы самоконтроля вам известны? Расскажите подробнее об одном из них и продемонстрируйте его выполнение (ортостатическая или функциональная проба, антропометрические измерения).


    1. По окончанию занятий по плаванию следует:

  • При низкой температуре, чтобы согреться, проделать несколько гимнастических упражнений;

  • Выйдя из воды (на озере, на речке, на море), вытереться полотенцем насухо и сразу же одеться, а если есть возможность (в бассейне, местах организованного купания), вымыться в душевой;

  • Строго запрещается заходить в бассейн после окончания занятий.

2. Гибкостью называется способность человека выполнять двигательные действия с большой амплитудой движений. Интенсивно увеличивается гибкость у детей в возрасте 6-11 лет, причём у мальчиков показатели гибкости ниже, чем у девочек. Однако при систематических занятиях можно добиться хороших результатов в развитии этого качества и в 12-15 лет. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость – это способность человека достигать необходимой амплитуды движений за счёт напряжения соответствующих собственных мышц. Пассивная гибкость – это способность достигать наибольшей амплитуды движений под воздействием внешних сил (при помощи партнёра и т.п.). Проявление гибкости зависит от эластичности связок и мышц, а также температуры окружающей среды. К упражнениям для развития гибкости можно приступить только после того, как все мышцы хорошо разогрелись. Чем теплее воздух в помещении или погода на улице, тем меньше затрачивается времени на разминку. Гибкость существенно снижается под влиянием утомления. Для развития гибкости используют маховые движения руками и ногами, рывковые движения руками, пружинистые приседания и наклоны вперёд, назад, в стороны, упражнения с помощью партнёра и с захватом (самопринудительно). Все эти упражнения выполняются в одиночку или с партнёром. Перед выполнением упражнений на гибкость рекомендуется сделать несколько наклонов, приседаний и т.д. Размах движений надо увеличивать постепенно. При появлении болевых ощущений в мышцах упражнение следует прекратить.

3. Чтобы занятия физическими упражнениями приносили пользу, необходимо следить за состоянием своего организма, контролировать своё самочувствие. Наиболее простым показателем самочувствия является частота сердечных сокращений (ЧСС), или пульс. Пульс можно измерить, приложив пальцы к запястью, виску, шее или ладонь к груди в области сердца. Учащённый пульс в состоянии покоя, нарушение его ритмичности или то, что он долго не восстанавливается после нагрузки, может быть следствием перегрузок. Дл я определения состояния сердечно-сосудистой системы используется ортостатическая проба. В положении лёжа подсчитывается пульс за 10 с и умножается на 6. затем следует встать и подсчитать пульс в положении стоя. Разница между двумя подсчётами должна быть в пределах 10-14 уд/мин. если разница более 20 уд./мин., то реакция организма неудовлетворительная. Надо обратиться к врачу за советом. Для самоконтроля можно использовать функциональную пробу с приседаниями: подсчитать пульс за 10 с, затем выполнить 20 приседаний за 30 с и вновь подсчитать пульс (считать пульс следует каждые 10 с до возвращения его к первоначальному значению).

Нормальным считается увеличение пульса в первые 10 с после нагрузки на 5-7 ударов, восстановление его к первоначальному значению за 1,5 – 2,5 мин. увеличение пульса более чем на 7 ударов, а времени на восстановление более 3 мин служит показателем перетренированности или начала заболевания. В условиях медицинского кабинета можно измерить жизненную ёмкость лёгких (ЖЁЛ) – показатель функциональных возможностей дыхания. ЖЕЛ измеряется при помощи спирометра. Для этого надо сделать полный вдох, а затем выдох, обхватив губами мундштук прибора. Делают 2-3 измерения и записывают наибольший показатель. По специальной формуле врач определяет состояние здоровья лёгких. Отклонение от нормы на 15% указывает на патологию (заболевание) лёгких. Ещё один способ самоконтроля – антропометрические измерения: роста(длины тела), окружности грудной клетки, веса (массы тела) и др.

Билет № 7


  1. История, девиз, символика и ритуал Олимпийских игр.

  2. Общие требования безопасности при проведении туристских походов.

  3. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми? (подробно рассказать о порядке организации, проведения, правилах одной или двух подвижных игр; если позволят условия и обстоятельства, провести подвижную игру по выбору аттестуемого).

1. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э. и продолжались один день. Участниками были воины, которые соревновались в беге на одну стадию (около 192 м). С XIV Игр в программу был включён бег на две стадии, с XV – бег на выдержку (на выносливость). На XVIII Олимпийских играх состоялись соревнования по пятиборью. Позднее в программу вошли кулачный бой, бег колесниц, бег в вооружении, панкратион и др. С XXXVII Олимпийских игр (624 г. до н.э.) начались выступления детей в беге, борьбе, потом в пятиборье и в кулачном бою. В V в. до н.э. продолжительность Игр увеличивалась до пяти дней. Олимпийские игры древности проводились в городе Олимпия, на берегу реки Алфей. Стадион вмещал 50 тысяч зрителей. Имелись специальные места для жилья и тренировки участников Игр. Участвовать в играх могли только свободнорождённые греки. Женщин к соревнованиям не допускали. По условиям участники Игр должны были, готовясь к ним, тренироваться 10 месяцев вне Олимпии, а затем 1-2 месяца в Олимпии под наблюдением жрецов храма Зевса Олимпийского, которому и посвящались Игры. На время проведения игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался греческими городами. Указом императора Феодосия I в 394 г. до н.э. Олимпийские игры были запрещены. Решение, возродить Олимпийские игры и проводить их один раз в четыре года, было принято на международном конгрессе в Париже 23 июня 1894 г., на котором присутствовали представители 34 стран. Инициатором возрождения Олимпийский игр выступил французский педагог Пьер де Кубертен. Конгресс создал Международный Олимпийский комитет (МОК). Первые Олимпийские игры нового времени состоялись в 1896 г. в Афинах, а с 1924 г. стали проводиться и зимние Олимпийские игры. Продолжительность летних Олимпийских игр не может превышать 15 дней, а зимних – 10 дней. Русские спортсмены в Играх стартовали впервые в 1908 г. (Лондон, IV Олимпийские игры), где Панин-Коломенкин в фигурном катании на коньках завоевал золотую медаль, а Орлов и Петров завоевали по серебряной медали в классической борьбе. В 1912 г. наши приняли участие в V Олимпийских играх, а затем наступил длительный перерыв. Только в 1952 г. смогли стартовать на XV Олимпийских играх (Хельсинки, Финляндия) советские спортсмены. Наши олимпийцы завоевали тогда 71 медаль (22 золотые, 30 серебряных, 19 бронзовых).

Девиз Олимпийского движения состоит из трёх слов: «Быстрее, выше, сильнее». Он был предложен Кубертеном и в 1913 г. утверждён Международным Олимпийским комитетом.

Непременный символ всех Олимпийских игр – сплетённый из пяти колец знак, обозначающий пять частей света: Австралия- зелёное кольцо, Азиатский материк – жёлтое кольцо, Африка – чёрное кольцо, Америка – красное кольцо, Европа – голубое кольцо.

Ритуал Олимпийских игр предусматривает особый порядок проведения. Олимпийский огонь зажигается на родине Олимпийских игр в Греции от лучей солнца и доставляется к месту проведения. Огонь продолжает гореть в специальной чаше на протяжении всех дней и ночей, пока идёт Олимпиада. Согласно олимпийский традиции, парад участников открывает делегация Греции – страны, подарившей миру Олимпийские игры, а завершает шествие делегация страны – организатора Игр. Спортивную общественность мира в связи с началом Олимпиады приветствует председатель оргкомитета проводившей страны, затем слово предоставляется президенту МОК, который предлагает главе государства Объявить Олимпийские игры открытыми. Над стадионом раздаются торжественные звуки фанфар. Восемь спортсменов в сопровождении почётного эскорта вносят развёрнутый олимпийский флаг. Исполняется олимпийский гимн, флаг поднимается над стадионом. Организаторы прошлой Олимпиады передают официальный олимпийский флаг президенту МОК, а он вручает его главе города, принимающего участников Олимпиады (флаг хранится в этом городе до следующих игр). После этого появляется на арене спортсмен с пылающим факелом, который передаёт огненную эстафету другому, и тот зажигает традиционный священный огонь в специальной чаше. Над стадионом звучит «Ода спорту», написанная Пьером де Кубертеном. Один из лучших спортсменов от имени всех участников Игр произносит клятву выступать в честных соревнованиях, уважая правила. Клятву произносит и представитель от судей (олимпийская клятва судей введена в ритуал олимпиад в 1968 г. по предложению Олимпийского комитета СССР). Затем следуют массовые выступления спортсменов.


2. На туристской тропе встречаются трудности, и даже опасности. Одни из них связаны с реальными препятствиями – прохождением перевалов, болот, порожистых рек, другие зависят от изменений погоды и носят эпизодический или сезонный характер, но наиболее многочисленны третьи, которые вызываются неправильным поведением туристов. Травмы на сложных участках пути связаны с недостаточной общефизической и технической подготовкой туриста. Наиболее частыми повреждениями в пешеходном туризме могут быть ушибы, растяжение связок, потёртости и опрелости ног, ожоги. Для предупреждения потертостей ног следует заблаговременно подобрать обувь и хорошо разносить её. В походе необходимо регулярно следить за чистотой ног, а в период движения обязательно надевать шерстяные носки. Придя на бивуак (ночлег в полевых условиях), следует вымыть ноги, надеть более лёгкую обувь, а если позволяет местность, то походить босиком. Туристы, имеющие нежную кожу на ногах должны в план предпоходной тренировки включать ходьбу босиком. Лицам, страдающим повышенной потливостью, рекомендуется до начала путешествия обратиться к врачу-дерматологу. Чтобы избежать потёртостей в области спины, надо правильно уложить в рюкзак: к спине спальный мешок или одеяло, палатку, на дно рюкзака тяжёлые вещи (консервные банки), затем более лёгкие и те, которые могут понадобиться во время перехода (хлеб, аптечка). Немаловажную роль в походе играют так называемые мелочи: умение открывать консервные банки, разжигать костёр, рубить дрова и т.д. Пренебрежение элементарными правилами личной гигиены и несоблюдение защитных мероприятий в туристическом походе могут привести к острым кишечным и инфекционным заболеваниям. Болезнетворные микробы могут попасть в организм человека вместе с пищей, водой (дизентерия, брюшной тиф), через повреждённую кожу и слизистые (столбняк, сибирская язва) или при укусе некоторых насекомых и животных (сыпной тиф, энцефалит, бешенство). Чтобы это исключить, надо соблюдать следующие правила:

  • Постоянно следить за чистотой рук, регулярно срезать ногти;

  • Воду употреблять только в кипячёном виде;

  • Все продукты, приобретённые на маршруте у местного населения, употреблять в пищу только после термической обработки, овощи и фрукты тщательно мыть или ошпаривать кипятком;

  • После приёма пищи личностную и общественную посуду тщательно мыть, так как в остатках пищи размножаются микробы;

  • По возможности не использовать частные дома для ночлега;

  • При проявлении признаков недомогания заболевший должен питаться отдельно. Прививки против таких заболеваний, как столбняк, дизентерия, тиф, можно сделать в поликлинике по месту жительства. Эти прививки обязательны для каждого туриста.

3. Человек начинает знакомиться с играми почти с рождения. Играя в подвижные игры, можно соревноваться в беге, прыжках, но, в отличие от спортивных игр, подвижные игры не требуют специальной подготовки, для них нет единых правил. Одни и те же игры могут проводиться в разных условиях с большим или меньшим числом участников. Среди игр, в которые сегодня играют дети и подростки, есть и те игры, в которые играли ещё мамы и папы и даже дедушки и бабушки: салочки, лапта, третий лишний и др. Подвижные игры помогают человеку совершенствоваться в беге, прыжках, метком и далёком метании, а также стать более ловким и сильным, быстрым и сообразительным. Все подвижные игры нетрудно организовать на улице, на даче, во дворе, у реки, так как они не требуют специально оборудованных площадок и дорогостоящего инвентаря. Можно использовать для игры флажки, повязки, мелкие камешки, еловые шишки, скакалки, мячи. Любую игру следует объяснять по следующей схеме: название и правила игры, роли играющих и их расположение на площадке, ход игры, цель игры (кто будет назван победителем). Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. Для проведения лучше всего подобрать такую, которую хорошо знаешь сам: её легче объяснить и легче судить. Интересно знакомиться и с новыми играми, которые раньше не были известны.

Открыть глаза, потянуться, выпить воды, сделать зарядку - и наконец проснуться. У каждого по утрам свои способы привести себя в чувство. Однако самым эффективным считается всё-таки утренняя гимнастика. Речь идёт об элементарных упражнениях, которые разбудят тело и помогут собраться с мыслями. Как её делать - узнаем дальше.

Про гигиеническую гимнастику

Увеличить продуктивность, ускорить работу мозга и привести тело в тонус - это всё результат ежедневной утренней гимнастики. Иногда мысль о подъёме даже на пару минут раньше, чем обычно, приводит в ужас. Ведь перед рабочим днём каждая минута сна дорога.

Но если потратить это время на разминку тела, то уже через неделю вы заметите значительные изменения здоровья. А ведь для этого нужно всего лишь 15 минут с утра.

Секрет эффективной тренировки дома - свежий воздух и пополнение водного баланса. Проснулись, открыли окно, а в это время идёте на кухню за стаканом воды. Возвращаетесь в проветренную комнату, закрываете окно и приступаете к делу.

Гигиеническая гимнастика включает в себя упражнения на разогрев, растяжку и укрепление мышц. Начинать стоит с 10 минут работы и увеличивать это время до получаса.

Важно! Главное правило занятия: первые минуты работы - спокойные, далее интенсивность нарастает и держится на протяжении всей тренировки. Ближе к концу темп замедляется.


Как подобрать упражнения - вам подскажут тело и вид деятельности. Тяжесть в голове, зажатая шея и плечи говорят о том, что больше нагрузки потребуется для верхней части туловища. То же касается любых проблем с ногами, тазом и животом - в этом случае работайте больше на низ.

Также стоит отталкиваться от особенностей работы. При сидячей работе нужна более активная разминка с утра для разгона крови по телу. Тем же, кто большую часть дня проводит на ногах, стоит заняться укреплением тазовых суставов и дать нагрузку на верх, чтобы не было болей в спине и шее.

Со временем для упражнений может понадобится инвентарь - гантели, фитбол, скакалка. Это необязательное условие, но такие предметы помогут разнообразить занятия и сделать их интереснее.

Виды гимнастики

Работайте над собой весь день - после пробуждения, во время работы за компьютером и перед сном. На каждый из видов гимнастики существуют свои упражнения, которые помогут проснуться, отвлечься и подготовиться к отдыху. Рассмотрим каждый вид гимнастики отдельно.

Утренняя гимнастика (зарядка)

Подготовиться к новому дню и дать организму запустить все процессы жизнедеятельности - вот основная цель утренней гимнастики. Она помогает поддерживать здоровье и укреплять иммунитет. К тому же упражнения позволяют предотвратить различные проблемы с мышцами и опорно-двигательной системой.

Сделать зарядку эффективной помогут такие правила:

  • всегда занимайтесь в проветренном помещении;
  • надевайте свободную, лёгкую одежду;
  • включайте музыку - с ней тренировка пройдёт веселее;
  • следите за дыханием, оно должно быть ровным.

Важно! Вдох всегда нужно делать через нос, а выдох - через рот. Иначе дыхание может нарушиться, темп - измениться, тело будет быстрее уставать, а мозгу - не хватать кислорода.

После упражнений отправляйтесь в ванную и попробуйте принять . Нельзя включать сразу ледяную воду, просто постепенно каждый день можно понижать её температуру. Это наверняка поможет вам полностью проснуться и зарядиться энергией.

Задача утренней зарядки - нормализовать состояние здоровья. Поэтому при малейшем ухудшении самочувствия стоит сбавить темп. Нужно сделать небольшой перерыв, если вы заметили учащённое сердцебиение, усталость, головную боль.

Это не означает, что лечебную гимнастику стоит бросать - напротив, нужно продолжать заниматься в более медленном темпе и постепенно его ускорять.

Гимнастика в режиме рабочего дня (физкультпауза)

Такую гимнастику ещё называют производственной. Она не требует очень много времени и усилий, поэтому заниматься ею можно прямо в офисе. Более того, она нужна, чтобы отвлечься, дать мозгу отдохнуть от напряжённой работы и избавиться от переутомления.

У физкультпаузы есть много преимуществ:

  • поддерживает работоспособность;
  • при сидячей работе помогает поддерживать работу суставов и мышц;
  • позволяет эмоционально разрядиться;
  • упрощает решение сложных задач - нередко ответы приходят как раз во время гимнастики, когда мозг может «перезагрузиться».

Всего 5 минут - и вы уже готовы возвращаться к работе, полные сил и желания трудиться. За это время обычно можно успеть сделать 7 упражнений, таких как растяжка, приседания, разминка рук, шеи, спины.

Ещё существует такое понятие, как физкульминутка. Это выполнение лёгких упражнений до 5 раз за день. Но для такой тренировки отводится действительно 1 минута, за которую можно сделать не более 3 упражнений. Такой способ разминки подойдёт тем, у кого полностью сидячая работа.

Какой бы вид гимнастики на работе вы ни выбрали - результат увидите очень быстро. Вам будет легче браться за новые задания, вы будете быстрее выполнять старые, пройдут боли в спине и шее, будет меньше болеть голова.

Возможны такие варианты упражнений:

  1. Сидя на стуле, вытяните прямые ноги вперед, а руки - вверх. Тянитесь изо всех сил. Сделайте 5 раз.
  2. Сидя на стуле, вытяните ноги, а руками держитесь за стул. По очереди делайте круговые движения каждой ступнёй, потом - обеими. Выполняйте 5 раз.
  3. Встаньте перед спинкой стула и попробуйте сделать ласточку, не наклоняясь вперед. Отведите ногу назад и разведите руки. Повторяйте по 3 раза на каждую ногу.

Знаете ли вы? Самым эффективным временем для тренировок считается период с 16:00 до 19:00. Это связано с тем, что именно в это время суток была установлена большая часть рекордов олимпийцев.

Вечерняя гимнастика (перед сном)

Если днём мы стараемся давать побольше нагрузки на тело, то вечером её нужно свести к минимуму. Уделите внимание растяжке, и дыхательным практикам.

Это поможет быстрее уснуть, улучшит качество сна и сделает пробуждение более лёгким.

Особенности вечерних упражнений:

  • помогают настроиться на сон;
  • успокаивают тело, мозг и делает засыпание более лёгким;
  • можно выполнять их под музыку, при свечах или аромалампе;
  • после гимнастики и тёплого душа сон придет быстрее, чем обычно.

Варианты упражнений:

  1. Вытягивание спины: соедините пальцы рук в замок и вытяните их вверх. При этом ноги не отрываются от земли, а руки тянутся как можно выше. Медленно выведите сомкнутые руки перед собой и опустите вниз. Повторите 3 раза.
  2. Работа над ногами и спиной: сидя на коврике с широко расставленными ногами, попробуйте схватиться за кончики пальцев ног и медленно потянитесь к ним. Если не дотягиваетесь, просто тяните руки перед собой по полу. Каждый раз, как дотянетесь, оставайтесь в согнутом положении не менее 5 секунд.
  3. Скручивания: ложитесь на пол, руки раскиньте в стороны, ноги согните в коленях и медленно, не отрывая спину от пола, кладите их на пол на каждую сторону.

Дополняйте вечернюю разминку элементами йоги - различные асаны прекрасно растянут тело и подготовят его ко сну.

Комплекс упражнений

По этой схеме можно проводить утреннюю гимнастику, с каждым разом при этом увеличивая нагрузку.

Упражнения простые и эффективные:



Знаете ли вы? Без постоянного движения деградируют даже орангутанги. В 2010 году голландский зоопарк нанял олимпийца, чтобы тот провел для обезьян пару тренировок по акробатике. Ведь в неволе они забыли, как прыгать с ветки на ветку. Но за спортсменом они охотно повторяли каждое упражнение.

Особенности музыкального сопровождения

Музыка во время тренировок не обязательна, особенно если это пятиминутная зарядка. Но всё же она задаст настрой и ритм.

Для чего нужна музыка:

  • тело подхватывает ритм и начинает двигаться в такт, таким образом можно, к примеру, проснуться быстрее;
  • для выработки рефлекса - как только будете слышать весёлую мелодию, вам захочется сделать пару упражнений;
  • если в доме шумно, то музыка в наушниках поможет сконцентрироваться на тренировке;
  • ускорять темп интереснее под задорную, быструю музыку;
  • медленные мелодии успокоят тело, настроят его на отдых и сон.

Создайте плей-лист из любимых треков, чтобы получать максимальное удовольствие от тренировки. Для активных занятий выбирайте быстрые мелодии, а для растяжки и тренировок перед сном - спокойные и медленные.

Как правильно начинать и заканчивать утреннюю гимнастику

Старайтесь заниматься только в хорошем расположении духа. Приучите себя к тому, что утренняя гимнастика должна сопровождаться хорошими мыслями - о продуктивном дне, интересных встречах, удачных проектах. Тогда она поможет настроиться на позитивное настроение на весь день.

Не приступайте к основным упражнениям ( , ) без предварительной растяжки. Разогрейте мышцы и связки, чтобы не травмировать их.

Следите за дыханием, оно должно быть всегда ровным. Любые нарушения темпа говорят о том, что скорость нужно сбавить.

Заканчивайте занятия так же, как и начинали, - с лёгкой, медленной растяжки. А после - в душ. И главное, поблагодарите себя за проделанную работу, тогда её захочется повторить вновь.

Итак, утренняя гимнастика поможет в любом возрасте поддерживать тонус тела, укрепить здоровье и увеличить продуктивность. Если уделять занятиям хотя бы 15 минут в день, то уже через пару недель можно увидеть результат - хорошее самочувствие и тонус мышц во всем теле.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

1. Значение утренней гимнастики, ее задачи

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполнятся непосредственно после сна. Но это можно осуществить только в детских садах имеющих ночные группы. В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.

Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности. .

О пользе утренней гимнастике знают все. Однако далеко не все ее выполняют. Здесь три основных причины: нехватка личной культуры; неумение организовать режим дня; непонимание физиологической ценности гимнастических упражнений по утрам. А ведь утренняя гимнастика - незаменимое средство укрепления здоровья человека.

После сна организм находится в состоянии пониженной работоспособности. Что объясняет наличие остаточного торможения в отдельных участках головного мозга.

С помощью физических упражнений организм быстрее преодолевает тормозные процессы. Нормализуется соотношение основных нервных процессов - возбуждение и торможения.

Утренняя гигиеническая гимнастика ускоряет приведение организма в рабочее состояние, она усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки активизирует и постоянно улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. А также работы желудочно-кишечного тракта, печени, почек усиливает обменные процессы.

Регулярные утренние занятия физическими упражнениями укрепляют двигательный аппарат, способствуют развитию физических качеств, особенно таких, как сила, гибкость ловкость. Кроме того, во время утренней гимнастики можно освоить технику многих спортивных упражнений.

В конечном итоге зарядка поднимает наш организм на более высокий уровень жизнедеятельности, повышает умственную и физическую работоспособность и создает хорошее настроение. Человек получает заряд бодрости на весь день.

Ежедневная утренняя гимнастика, дополняется водными процедурами, - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания.

Эффективность утренней гимнастики основывается на соблюдении гигиенических правил ее проведения, подборе специальных упражнений и их дозировке, сочетании зарядки с другими формами занятий физической культурой.

В комплексы утренней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и подвижность, дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями.

Объем нагрузки и ее интенсивность должны ограничиваться и быть значительно меньшими, чем в дневных тренировках. Упражнения, как и вся зарядка, не должны вызывать утомление.

При выполнении утренней гигиенической гимнастики рекомендуется придерживаться определенной последовательности выполнения упражнений: ходьба, медленный бег, ходьба (2-4 минуты); упражнения типа «потягивание» с глубоким дыханием; упражнения на гибкость и подвижность для рук, шеи, туловища и ног; силовые упражнения без отягощений или с небольшими отягощениями для рук, туловища и ног (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения с легкими гантелями - для женщин1,5 кг, для мужчин 2-3 кг, с эспандерами, резиновыми амортизаторами и др.); различные наклоны и выпрямления в положении стоя, сидя, лежа приседания на одной и двух ногах и др.; легкие прыжки или подскоки (например со скакалкой) - 20 - 3- секунд; медленный бег и ходьба (2 -3 минуты); упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

При составлении комплексов утренней гигиенической гимнастики и их выполнение рекомендуется физиологическую нагрузку на организм повышать постепенно, с наивысшей нагрузкой в середине и во второй половине комплекса. К концу выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.

Утреннюю гимнастику необходимо выполнять на свежем воздухе, а зимой в хорошо проветренной комнате при открытой форточке. При выполнении физических упражнений человеку требуется значительно (иногда даже в 10 раз) больше кислорода, чем в состоянии покоя. При мышечной работе дыхание и кровообращение становится интенсивнее: число сокращений сердца с 70-80 увеличивается до150 и более ударов в минуту, частота дыхания возрастает от 15-20 до 30-40 в минуту.

Упражнения в теченииучебного дня

Введение гимнастики во время учебы представляет собой форму активного отдыха. Под активным отдыхом подразумевается перемена деятельности, приведшей к утомлению, на другую, непохожую на первую. В этом коренное отличие активного отдыха от пассивного.

Задача активного отдыха заключается в снятии утомления, улучшения деятельности нервной системы, органов дыхания, кровообращения и на этой основе повысить умственную работоспособность.

В производственной гимнастике, проводимой во время специально организованных перерывов для отдыха. Различают три основные формы:

1. Вводная гимнастика;

2. Физкультурная пауза.;

3. Физкультурная минутка.

Вводная гимнастика проводится в начале учебного (рабочего) дня. Регулирует функциональные возможности организма. Обеспечивает настройку (врабатывание) на конкретную трудовую деятельность.

Физкультурная пауза в режиме учебного (рабочего) дня применяются при возникновении первых признаков снижения работоспособности, способствует повышению производительности труда.

Физкультурная минутка проводится в течении 1-2 минут и включают 2-3 упражнения общего и локального воздействия. Которые служат для снятия утомления с анализаторных и мышечных систем.

Таким образом; первая задача производственной гимнастики заключается в ее оздоровительном эффекте; вторая - повышение производительности (умственного) труда; третья - воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями как одному из главных условий широкого внедрения физической культуры в быт студентов.


Похожая информация.


Утренняя гимнастика против заболеваний. Утренняя гигиеническая гимнастика имеет особое значение при переходе организма человека от состояния сна к бодрости, способности повышение тонуса нервной и мышечной систем, работоспособности, ее нужно выполнять каждый день всем студентам.

Задачей утренней гигиенической гимнастики является стимулирование ряда физиологических функций организма, которые, конечно, во время сна немного ослабляются, затормаживаются. Это прежде всего касается деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В результате проведения утренней гимнастики быстро повышается общий тонус организма, оживляется деятельность сердечно-сосудистой системы, вследствие чего ликвидируются очаги застойной, депонированной крови, в частности, в брюшной полости. Усиливается функция дыхания: увеличивается его глубина, улучшается легочная вентиляция. Улучшается также и деятельность желудочно-кишечного тракта, почек, улучшаются процессы обмена веществ.

Утренняя гигиеническая гимнастика – это комплекс физических упражнений, характер которых и форма проведения разнообразны и зависят от цели занятий. Если рассматривать утреннюю гимнастику как средство поднятия функциональных возможностей организма были снижены во время сна, то достаточно выполнять ее в течение 10-15 мин, применяя простые упражнения, которые не вызывают чувство усталости.

Общий принцип построения комплекса заключается в том, чтобы обеспечить участие основных мышечных групп в движении, в свою очередь активно влияет на работу внутренних органов. В комплекс утренней гимнастики нужно включать упражнения как на дыхание, так и на гибкость. Нужно избегать выполнения упражнений статического характера, со значительным обременением, на выносливость (например, длительный бег до утомления).

Составление комплекса утренней гимнастики. Составление комплекса утренней гимнастики включает ряд последовательных этапов. Прежде всего, его общую продолжительность согласно физической подготовленности и двигательных возможностей студентов. Наиболее оптимальной является продолжительность 10-15 мин.

1. В начале выполнения упражнений – легкая ходьба, бег трусцой в течение 2-3 мин, упражнения на “потягивание” с глубоким дыханием. При этом важно следить за осанкой. После выполнения предыдущих упражнений усиливается дыхание, согревается тело, активизируется деятельность кардиореспираторной системы, повышается общий обмен веществ и создаются условия для выполнения следующих упражнений.

2. Следующий этап заключается в выполнении упражнений для мышц шеи, плечевого пояса и рук. Это влияет на укрепление мышц верхних конечностей и плечевого пояса, улучшение подвижности суставов.

3. Далее нужно выполнять упражнения для мышц туловища и ног. Это приводит к увеличению эластичности и подвижности позвоночника, укрепление мышц туловища, улучшение условий для деятельности внутренних органов, а также укрепление мышц и увеличение подвижности нижних конечностей.

К упражнениям 2 и 3 пунктов добавляются силовые упражнения без отягощения или с небольшими отягощениями для мышц рук, туловища и ног (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения с легкими гантелями, с эспандером, резиновыми амортизаторами.

4. Четвертая серия упражнений выполняется на развитие гибкости с положениями стоя, сидя и лежа. Они способствуют увеличению эластичности, гибкости и ловкости.

5. Легкие прыжки или подпрыгивание, маховые движения, выполняемые в среднем или быстром темпе с равномерным дыханием, усиливают общий обмен веществ, укрепляют мышцы и суставы ног, улучшают кровообращение. Продолжительность этих упражнений 20-30 с.

6. В заключительной части комплекса применяют упражнения, направленные на расслабление мышц, успокоение дыхания, в свою очередь, приводит к успокоению организма, достижение психической и физического равновесия.

Составляя и выполняя комплексы утренней гимнастики, следует обратить внимание на то, что физиологическая нагрузка на организм следует повышать постепенно, с максимумом в середине и постепенным снижением во второй половине комплекса.

Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать выполнять в медленном темпе и с малой амплитудой движений, постепенно увеличивая их до средних величин.

На каждом занятии, выполняя упражнения, студенты должны получать оптимальную нагрузку. Это в значительной степени зависит от количества повторений и темпа выполнения упражнений. Между сериями из 2-3 упражнений выполняются упражнения на расслабление или в медленном темпе. Путем изменения темпа и степенью мышечного напряжения можно дозировать физическую нагрузку и определять основной характер работы (силовой, скоростной, скоростно-силовой).

Общее количество упражнений, входящих в комплекс утренней гимнастики не должна превышать 10-12 упражнений. Целесообразно через каждые 7-10 дней дополнять комплекс, используя новые упражнения, изменяя исходные положения, учитывая степень физической подготовленности студентов.

Выполнение утренней гимнастики. При выполнении утренней гимнастики, необходимо особое внимание обращать на правильное дыхание. Вдох и выдох рекомендуется сочетать с движениями. Дышать следует через нос или одновременно через нос и рот.

Основным условием положительного влияния занятий утренней гимнастики на организм является их системность. В процессе регулярного выполнения физических упражнений вырабатываются условные рефлексы или определенные двигательные навыки, а затем и динамический стереотип. Длительные перерывы приводят к потере произведенных двигательных навыков. В этом случае возобновления занятий рекомендуется начинать с простых упражнений комплекса. Следует помнить, что течение времени, отведенного на утреннюю гимнастику, нецелесообразно решать много задач. Наиболее рационально на одном занятии использовать упражнения с небольшими отягощениями, к которым добавляются координация движений, гибкость и расслабление.

Учитывая то обстоятельство, что утренняя гимнастика имеет особое значение при переходе организма человека от состояния сна к бодрости, способности повышение тонуса нервной и мышечной систем, работоспособности, ее нужно выполнять каждый день всем студентам. Задачей утренней гигиенической гимнастики является стимулирование ряда физиологических функций организма, которые, конечно, во время сна немного ослабляются, затормаживаются. Это прежде всего касается деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В результате проведения утренней гимнастики быстро повышается общий тонус организма, оживляется деятельность сердечно-сосудистой системы, вследствие чего ликвидируются очаги застойной, депонированной крови, в частности, в брюшной полости. Усиливается функция дыхания: увеличивается его глубина, улучшается легочная вентиляция. Улучшается также и деятельность желудочно-кишечного тракта, почек, улучшаются процессы обмена веществ.



Понравилось? Лайкни нас на Facebook