Организация и методика проведения практических физкультурно-спортивных мероприятий. Методика проведения спортивных соревнований — реферат

Практика - основа формирования всесторонних физических качеств. Требования к организации урока по физической культуре. Последовательность обучения физическим упражнениям. Развитие и совершенствование физических качеств. Содержание, организация и методика урока по физической культуре. Особенности организации комплексного урока. Материально-техническая база - условие организации физкультурно-спортивных мероприятий.

Организация и методика проведения уроков по гимнастике. Общая характеристика гимнастических упражнений. Проведение уроков по гимнастике. Методика обучения гимнастическим упражнениям. Гимнастическая терминология.

Организация и методика проведения уроков по плаванию. Организация уроков по плаванию. Проведение уроков по плаванию. Методика обучения плаванию. Меры предо-сторожности и правила поведения на воде.

Организация и методика проведения уроков по легкой атлетике. Организация уроков по легкой атлетике. Проведение уроков по легкой атлетике. Методика проведения урока по легкой атлетике.

Организация и методика проведения уроков по передвижению на лыжах. Организация уроков по передвижению на лыжах. Методика проведения уроков. Контрольный урок по передвижению на лыжах. Лыжные мази и инвентарь. Профилактика травматизма.

Организация и методика проведения уроков по спортивным и подвижным играм. Организация уроков по спортивным и подвижным играм. Методика проведения уроков по спортивным и подвижным играм. Предупреждение травматизма в спортивных и подвижных играх.

Организация и методика проведения уроков по самообороне. Организация уроков по самообороне. Цель и задачи уроков по самообороне. Психолого-педагогические аспекты подготовки к самообороне. Методика проведения уроков по самообороне. Обучение приемам нападения и самозащиты. Терминология, применяемая на уроках самообороны. Профилактика травматизма на уроках самообороны. Приемы и действия при самообороне. физический гимнастический плавание самооборона

Основные понятия об экстремальных видах спорта. Тенденции развития экстремальных видов спорта и туризма. Водные виды экстремального туризма. Наземные виды экстремального спорта и туризма. Горные виды экстремального туризма. Воздушные виды экстремального туризма.

Организация физкультурно-спортивных мероприятий. Организация и проведение спортивных мероприятий. Методические рекомендации по организации и поведению тренировок. Подготовка и проведение спортивных соревнований. Медицинское обеспечение спортивных соревнований. Особенности организации судейства спортивных соревнований. Смотр физической подготовленности учащихся.

План-календарь спортивных мероприятий - это документ, в котором отражаются наименования мероприятий и состязаний на учебный год, сроки и места их проведения, ответственные за их организацию, а также состав команд. В нем также указываются мероприятия, планируемые на курсах, спортивные соревнования вне учебного учреждения, в которых будут участвовать сборные команды и отдельные атлеты.

Ответственными мероприятиями являются спартакиады среди учащихся, смотр физической подготовленности, учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и командах. Спартакиада - комплексные соревнования по нескольким видам спорта.

Распоряжение о проведении соревнований по отдельному виду спорта за 15-30 дней до их начала готовят педагоги физического воспитания. В нем предусматриваются мероприятия по подготовке соревнований, указываются сроки и места их проведения, состав судейской коллегии, ответственные за подготовку мест, инвентаря, художественное оформление, информацию, медицинское обеспечение, время и место заседания представителей команд и судейской коллегии.

Для реализации своих потенциальных возможностей учащиеся должны сделать выбор, каким видом спорта заниматься.

  • - первенства по отдельным видам спорта (упражнениям);
  • - товарищеские встречи;
  • - уравнительные (гандикапированные), когда заведомо слабому партнеру дается так назы-ваемая фора;
  • - соревнования "с листа", в ходе которых оценивается качество (техника) выполнения упражнений (например, в акробатике и прыжках в воду);
  • - классификационные, в ходе которых отбираются сильнейшие претенденты на звание чем-пиона;
  • - отборочные, которые проводятся в целях комплектования сборных команд;
  • - розыгрыши кубков, матчевые встречи, массовые и эстафеты.
  • - соревнования, проводимые в сокращенное время (блицтурниры), например, в шахматах;

Соревнования могут быть очными или заочными, открытыми или закрытыми, в зависимости от характера зачета - личными, командными и лично-командными.

Кайтсерфинг - смешение древней спортивно-культовой традиции серфинга с необычным и древнейшим искусством запуска воздушных змеев - привел к появлению новой экзотически-экстремальной спортивной дисциплины кайт (англ. - воздушный змей).

Кайтинг - уникальный вид экстремальной активности. Кайттрекинг (буксировка за змеем) или флайсерфинг (воздушное скольжение) - динамичные развлечения. Кайттрекинг позволяет испытать горнолыжные и сноубордистские радости на равнине. Змей ускоряет передвижение роллера и скейтбордиста по асфальту и по бездорожью. Большой популярностью пользуются багги - буксируемые змеем трехколесные тележки.

Бодисерфинг - буксировка спортсмена, погруженного в воду; мунвокинг - высокие прыжки с помощью змея, бодидраггинг - скольжение на пятках по песку. Кайтсерфинг - скольжение по волнам с помощью змея на доске. Кайтинг - занятие для опытных экстремалов, знающих толк и в скольжении, и в аэродинамике.

Парапланеризм (сочетание парашюта и планирования) - популярный, быстрораз-вивающийся и один из опасных видов спорта (рис. 117).

Методика обучения учащихся плаванию способом брасс. Способ брасс на груди - один из прикладных способов плавания, применяется при плавании на большие дистанции, нырянии, а также при транспортировке грузов. Это основной способ в обучении плаванию учащихся.

В исходном положении при плавании брассом пловец лежит на воде почти горизонтально; лицо опущено в воду; руки выпрямлены и соединены перед головой; ладони обращены вниз и в стороны и большими пальцами касаются друг друга; ноги вытянуты, сомкнуты, ступни ног немного повернуты внутрь.

Движения ног пловца производятся одновременно и симметрично и делятся на подготовительные и гребковые. Подготовительные движения осуществляются из исходного положения, ноги плавно и с большим напряжением мышц подгибаются, сгибаясь в тазобедренных и коленных суставах. Во время подтягивания колени, опускаясь вниз, немного разводятся в стороны, а ступни, двигаясь у поверхности воды, поворачиваются пальцами друг к другу. Перед окончанием подтягивания начинается подготовка ступней и голеней к выполнению гребка. При этом ступни поворачиваются носками наружу и берутся на себя (производится тыльное сгибание), а голени разводятся в стороны. В этом положении ступни и голени внутренней поверхностью ставятся навстречу движению, производимому при гребке.

Гребковое движение выполняется за счет последовательного разгибания ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. При разгибании ног голени и стопы движутся по дугам в стороны-назад, вниз, навстречу друг другу к средней линии, бедра перемещаются к поверхности воды. В конце гребка одновременно с полным выпрямлением ног производится захлестывающее движение с опорой стопой о воду. Высокая скорость движений ног создает большую силу тяги, которая поддерживает пловца на поверхности воды и продвигает его вперед.

Движения рук при плавании брассом принято делить на гребковые и подготовительные.

Гребковые движения необходимо начинать прямыми руками под небольшим углом к поверхности воды. Из исходного положения руки, слегка сгибаясь в лучезапястных суставах, производят гребок в стороны-вниз. На расстоянии 35-40 см друг от друга кисти рук разворачиваются в направлении назад-вниз с одновременным сгибанием рук в локтевых суставах. Гребок заканчивается в положении, когда локти находятся у линии плеч. Он выполняется с ускорением, обеспечивающим нарастание движения воды и хорошие условия для выдвижения рук вперед.

Подготовительные движения начинаются после окончания гребка, руки без задержки выводятся вперед, в исходное положение. При движении вперед руки выпрямляются, принимая обтекаемое положение.

Техника дыхания : для выполнения вдоха голова поднимается из воды, чтобы рот оказался над водой, затем производится вдох через широко открытый рот; по окончании вдоха лицо опускается в воду, выдох выполняется через рот и нос.

Согласование движений рук, ног и дыхания осуществляется в такой последовательности: вдох совпадает с гребком руками, выдох - с выведением рук вперед и наплывом.

Обучение технике плавания способом брасс начинается со специальных упражнений на суше и в воде. Формирование двигательного навыка в плавании осуществляется благодаря образованию в ЦНС так называемого динамического стереотипа. Сначала у обучаемого происходит освоение отдельных элементов техники (движение ног, рук и дыхания), затем согласование движений. В последующем элементы техники способа плавания совершенствуются в целом, устраняются лишние движения, скованность и напряжение отдельных групп мышц. Систематические тренировки улучшают регуляцию нервной системой деятельности мышц, увеличивают функциональные возможности пловца, делают его движения раскованными, экономичными и автоматизированными.

Обучение брассу начинается с рассказа учителя об этом способе плавания и его применении. Затем следует образцовый показ в целом и по элементам. После этого учащиеся разучивают движения ног, рук, отрабатывают дыхание и согласование движений.

Разучивание - это формирование у учащихся навыка данного способа плавания. Оно предполагает многократное повторение на суше и в воде упражнений для изучения работы ног, рук. При разучивании движений на суше упражнения выполняются вначале по разделениям и в целом, затем самостоятельно. При изучении движений на воде используются резиновые надувные круги, пенопластовые учебные доски, деревянные шесты и другие приспособления.

На первом этапе обучения отрабатываются подготовительные упражнения для освоения с водой. Они способствуют устранению боязни и неуверенности при выполнении движений в воде, привитию навыка правильного дыхания, задержки дыхания на вдохе и выдохе. Подготовительные упражнения выполняются на малой глубине бассейна. Рекомендуется несколько их видов.

выдох в воду ": стоя на дне или бортике бассейна, присесть, чтобы рот оказался у поверхности воды (рис. 14). Сделать глубокий вдох, опустить лицо в воду или погрузиться с головой и сделать выдох через рот и нос. Поднять голову над водой и снова сделать вдох через рот. Упражнение выполнять в медленном темпе до 50 раз на каждом занятии. скольжение " (рис. 16) выполняется в такой последовательности: стоя на дне или на ступеньке бассейна, наклониться, чтобы подбородок касался воды, одновременно вытянуть руки вперед; сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами от дна или стенки бассейна; после толчка принять горизонтальное положение и скользить вперед до остановки, задерживая дыхание на вдохе.

Рис. 16. Упражнение "скольжение"

Для обучения и совершенствования техники способа плавания брасс применяются следующие основные упражнения на суше и в воде.

На суше . Движения ног (рис. 17, 18) разучиваются в положении лежа и сидя, опираясь руками сзади. На счет "раз" ноги плавно сгибаются в тазобедренных и коленных суставах, "два" - подготовиться к гребку: носки берутся на себя, а голени разводятся в стороны; "три" - ноги имитируют гребковое движение, направляясь по дугам к средней линии тела; "четыре" - опуститься пятками на пол, имитируя скольжение.

Рис. 17.

Рис. 18.

Движения рук (рис. 19) разучиваются в положении стоя с наклоном туловища вперед. Вначале упражнение выполняется с произвольным дыханием, затем движения рук согласуются с вдохом и выдохом. На счет "раз" имитируется гребок руками и вдох через рот; "два" - сгибание и опускание рук вниз-вперед и делается выдох в воду; "три" - движение рук в исходное положение и окончание выдоха через рот и нос; "четыре" - скольжение в исходном положении.

Рис. 19.

В воде . Движения ног (рис. 20) начинаются из положения лежа на мелком месте с опорой о дно или держась руками за поручни. Вначале упражнение выполняется в положении на груди, затем на спине, по разделениям и слитно.

Рис. 20.

Движения рук (рис. 21) начинаются из положения стоя на мелком месте с наклоном туловища вперед или стоя на ступеньке бассейна. Вначале упражнение выполняется с произвольным дыханием, движения рук согласуются с вдохом и выдохом.

Рис. 21.

Затем проводятся следующие плавательные упражнения на технику (рис. 22):

  • - в медленном темпе с учебной доской в руках или поддерживающим предметом на пояснице на дистанцию до 25 м;
  • - на спине с помощью ног с учебной доской на животе и без нее на дистанцию до 25 м;
  • - на груди с учебной доской в руках на дистанцию до 25 м в медленном, среднем и быстром темпе, производя один вдох и выдох на 2-3 гребка ногами;
  • - на дистанцию до 25 м с помощью рук и с поддерживающим предметом на пояснице или зажатым между ног;
  • - на согласование движений с поддерживающим предметом на пояснице и без него до 25 м (выполняется с раздельным согласованием, опущенным лицом в воду и задержкой дыхания на выдохе, обычным согласованием движений).

В ходе занятий возможны различные ошибки, которые устраняются при помощи преподавателя. Например, ошибка, когда тело пловца находится высоко над водой, ноги глубоко в воде, устраняется подниманием подбородка из воды во время выдоха, подтягиванием живота, подниманием выше таза и ног. Если выявлено несимметричное движение, недостаток устраняется плаванием с учебной доской. При широко разведенных коленях в стороны необходимо плавать с доской на груди и на спине, обращая внимание на то, чтобы колени не раздвигались.

Некоторые обучаемые гребок руками выполняют или глубоко вниз или за линию плеч. Чтобы правильно исполнить упражнение, надо проплыть с доской одними руками с укороченным гребком. Неправильный выдох в воду устраняется за счет выполнения энергичного выдоха в воду при скольжении с доской.

Существенным недостатком, часто встречающимся у обучаемых, являются не всегда согласованные движения ног, рук и дыхания. Он устраняется при медленном плавании с учебной доской и без нее: вначале делается гребок ногами, скольжение и выдох в воду, затем гребок руками, поднимание головы и короткий вдох ртом.

При плавании вольным стилем и брассом вход в воду выполняется прыжком с тумбочки.

Технику стартового прыжка можно условно разбить на исходное положение, подготовительные движения, толчок, полет в воздухе, вход в воду, скольжение и выход на поверхность воды (рис. 23). При правильно выполненном стартовом прыжке с тумбочки пловец пролетает по воздуху 3-4 м со скоростью, примерно втрое превышающей скорость плавания. Это сокращает общее время проплывания дистанции и позволяет приобрести необходимую начальную скорость для дальнейшего ее прохождения.

Рис. 23.

Чтобы произвести старт с тумбочки, обучаемые принимают исходное положение по команде или сигналу. По команде "Участники занять места " или звуковому сигналу (свистку) обучаемые встают на задний край тумбочки. По команде "На старт " (или второму свистку) принимают стартовое положение: ступни ног ставят на расстоянии 15-20 см, ноги находятся на переднем крае тумбочки, ноги сгибают в коленных суставах, туловище наклоняют вперед, руки отводят назад и в стороны, голову приподнимают вверх.

Толчок осуществляется по команде или по сигналу. Обучаемые делают замах руками назад и в стороны, разгибая ноги в коленных суставах. Затем производится быстрый вдох через рот, одновременно с движением туловища вперед (падением) ноги сгибаются в коленных суставах для увеличения силы толчка, а руки продолжают маховые движения к туловищу вниз-вперед-вверх. Как только руки пройдут вертикальное положение, осуществляется толчок - происходит ускоренное разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Оптимальный угол вылета со стартовой тумбочки - около 25°. Это обеспечивает более выгодный путь полета в воздухе, наибольшую скорость и правильный вход в воду, способствующий приобретению хорошего скольжения.

В полете пловец выпрямляет туловище, оттягивает носки ног, вытягивая их вперед и соединяя вместе. Полет выполняется с задержкой дыхания на вдохе, средняя его длина колеблется у юношей - 3,5-4,0 м, девушек - 3,0-3,5 м.

При входе в воду сохраняется правильное положение тела и достаточно высокая скорость. Наиболее выгодно входить в воду под углом 15° кролем, 20° - брассом. При этом тело погружается на глубину до 35-50 см. После входа в воду пловец скользит по инерции вниз- вперед-вверх. Длина скольжения, считая от стартовой тумбочки до выхода на поверхность, у юношей составляет 7-8 м, девушек - 6-7 м. Выход на поверхность воды осуществляется за счет небольшого поднимания кистей, гребков руками и ногами и при поднимании головы.

При плавании в бассейне на различные дистанции пловцы для изменения направления движения производят повороты (рис. 24). Повороты, при выполнении которых производится вдох, называют открытыми , если вдох выполняется перед вращением тела (вращение с опущенной в воду головой) - закрытыми . Техника поворота складывается из следующих элементов: подплывания к стенке бассейна, вращения (поворота), толчка, скольжения и выхода из воды на поверхность.

Рис. 24.

В брассе пловец при поворотах касается стенки бассейна двумя руками одновременно, не изменяя горизонтального положения плеч и симметричного расположении кистей. При подплывании к стенке бассейна он сохраняет или увеличивает скорость, что способствует более быстрому выполнению поворота, затем касается полувыпрямленными руками стенки, одновременно с этим группирует ноги, руки сгибает в локтевых суставах. При подплывании и касании стенки бассейна полное погружение головы не допускается.

Поворот происходит следующим образом: пловец, продолжая сгибать ноги, отнимает одну руку от стенки бассейна, делает в сторону свободной руки движение головой и плечевым поясом, помогая этим вращению тела, выполняет вдох через рот и тут же опускает голову лицом в воду. Продолжая вращение, он подтягивает ноги снизу вверх к стенке бассейна, отталкиваясь опорной рукой от стенки, поворачивается на грудь, ставит стопы на стенку, вытягивает руки вперед, принимает горизонтальное положение, удобное для толчка и последующего скольжения под водой. Толчок производится энергично при разгибании ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. При скольжении под водой туловище, голова и руки находятся на одной прямой. Правила соревнований разрешают во время скольжения под водой выполнить один цикл движений: первый гребок руками, второй - ногами, который выводит пловца на поверхность воды.

При плавании кролем на груди (вольный стиль) тело пловца лежит на воде почти горизонтально, голова наполовину опущена в воду лицом вниз. Под влиянием гребковых движений руками и поворотов головы для вдоха и выдоха происходят небольшие повороты

(10-45°) тела вокруг своей оси.

Поступательное движение пловца вперед осуществляется за счет гребковых движений руками. Гребок выполняется согнутой в локтевом суставе рукой после переноса ее вперед в почти выпрямленном положении и опускания в воду. Ноги при плавании совершают попеременные быстрые движения сверху вниз и снизу вверх. При опускании ноги сверху вниз происходит небольшое сгибание в коленном суставе, что создает условия для хлестообразного движения. Амплитуда движений ногами не превышает 25-40 см. Выдох производится в воду.

С упражнениями на суше для разучивания поворота при плавании вольным стилем можно ознакомиться на рис. 24; на суше для разучивания способа плавания вольный стиль - на рис. 25; для разучивания движений ног способа плавания вольный стиль - на рис. 26; для разучивания движений рук способа плавания вольный стиль - на рис. 27.

Рис. 25.

Рис. 26. Упражнения на суше для разучивания способа плавания вольный стиль

Рис. 27.

Техника плавания вольным стилем показана на рис. 28.

Рис. 28.

Ныряние осуществляется в длину, ныряние вниз головой (рис. 29), ныряние вниз ногами

(рис. 30). При нырянии важно сохранить необходимое направление и глубину погружения, что обеспечивается положением головы, направлением гребков и ориентировкой под водой. Наиболее удобным способом плавания под водой является брасс с движением рук до линии плеч или бедер.

Рис. 29.

Рис. 30.

На уроках по легкой атлетике следует давать знания и вырабатывать умения творчески применять освоенные упражнения в спортивной ходьбе (рис. 38), в беге (рис. 39), стартов и стартовом разбеге (рис. 40, 41), финише (рис. 42), в прыжках в длину (рис. 43-45), в прыжках в высоту (рис. 46-50) с тем расчетом, чтобы использовать их во время самостоятельных тренировок, внеклассных занятий и дома. С юношами следует предусмотреть необходимость использования легкоатлетических упражнений для их подготовки к службе в силовых структурах страны.

Рис. 38.

Рис. 39. Бег по дистанции

Рис. 40. Варианты высокого старта

Рис. 41. Низкий старт и стартовый разбег

Рис. 42. Финиширование в беге на короткие дистанции

Рис. 43. Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги"

Рис. 44. Прыжок в длину с разбега способом "прогнувшись"

Рис. 45. Прыжок в длину с разбега способом "ножницы"

Рис. 46. Прыжок в высоту способом "волна"

Рис. 47. Прыжок в высоту способом "перекат"

Рис. 48. Прыжок в высоту способом "перекидной"

Рис. 49. Прыжок в высоту способом "перешагивание"










Рис. 50. Прыжок в высоту способом "фосбери-флоп"

Основная направленность уроков по легкой атлетике может быть следующей. Так, юноши и девушки должны совершенствовать технику высокого и низкого старта, стартового разгона, эстафетного бега, а в беге на 100 м показать для себя наилучший результат. Для формирования выносливости необходимо в равномерном и переменном темпе пробегать дистанцию в течение

20-25 мин. Для развития скоростно-силовых качеств наиболее приемлемы прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов спортивных из различных исходных положений. Многоскоки - прыжковые упражнения на одной или двух ногах для развития прыгучести и силы ног.

На развитие скоростных способностей можно использовать эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов. Чтобы развивать координационные способности, можно использовать варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, барьерный бег, прыжки через препятствия и на точность приземления, метание различных предметов из различных исходных положений в цель и на дальность обеими руками. При этом педагог обязательно поясняет биомеханические основы техники бега, прыжков и м В соревнованиях по лыжным гонкам применяются следующие виды старта: одиночный - участники стартуют по одному с интервалом 30 с или 1 мин; парный - участники стартуют в парах с интервалом 30 с или 1 мин; групповой - участники стартуют группами от 3 до 10 человек с интервалом не менее 1 мин; общий - все участники стартуют одновременно.

При большом количестве участников и для облегчения работы секретариата по подсчету личных результатов рекомендуется групповой старт по 4 человека - "квартетами" с интервалом в 1 мин.етаний, а также основные Выводы

Особое внимание уделяется методике и практике физкультурно-спортивной деятельности как основе формирования всесторонних физических и психологических качеств учащихся в процессе уроков по гимнастике, плаванию, легкой атлетике, передвижению на лыжах, спортивным и подвижным играм, самообороне, а также основным понятиям об экстремальных видах спорта

Организация и проведение спортивно-массовых соревнований

Учащимся рассказывается, что спортивно-массовые соревнования являются одной из самых интересных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями , повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают школьный коллектив.

В начале учебного года определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. Спортивно-массовые соревнования организуются и проводятся учителями под общим руководством директора общеобразовательного учреждения. Лучшие учащиеся-спортсмены старших классов оказывают помощь в подготовке учащихся младших и средних классов к соревнованиям и в проведении их.

Учащиеся должны знать, что каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачёт, порядок награждения лучших участников и команд, форма заявки и сроки её представления. В программу соревнований включаются игры и физические упражнения из школьной учебной программы.

Для подготовки и проведения общешкольных соревнований создаётся организационный комитет. Он решает вопросы о сроках и месте проведения соревнований, об их материальном обеспечении, условиях зачёта, утверждает распорядок проведения соревнований.

Судейскую коллегию возглавляет главный судья. В его обязанности входит подбор судей, распределение между ними обязанностей, контроль за подготовкой мест соревнований, составление расписания проведения соревнований, а также обеспечение проведения соревнований в соответствии с положением и программой. Секретарь соревнований принимает заявки, проверяет их, готовит протоколы, проводит жеребьёвку, выдаёт участникам нагрудные номера. Совместно с главным судьёй он подводит итоги. В состав судейской коллегии могут входить заместители главного судьи, стартёры, судьи-секундометристы, судьи по видам, судьи на старте и финише, начальники дистанции, контролёры и др.

В школе проводятся командные и лично-командные спортивные соревнования . Командные соревнования - это соревнования между командами классов без выявления личных результатов участников. Лично-командные соревнования - это соревнования, в результате которых выявляются командные и личные результаты участников. Соревнования по лыжам и лёгкой атлетике могут быть подытожены и по очковой системе. Соревнования по играм проводятся одним из двух способов: по выбыванию или по круговой системе.

Важная роль в подготовке спортивно-массовых соревнований принадлежит школьному врачу. Он проводит медицинский осмотр всех участников, даёт разрешение или не допускает их к соревнованиям, проверяет ход подготовки к соревнованиям и санитарную пригодность мест соревнований.

Каждое соревнование, проводимое школой, начинается с торжественной части: построение и парад участников, приветствие директора общеобразовательного учреждения, подъём флага. Заканчиваются соревнования также организованно, и производится спуск флага. Итоги соревнований оформляются в бюллетенях и делаются достоянием всех учащихся общеобразовательного учреждения. Торжественное подведение итогов, выдача призов и грамот проводятся сразу после соревнований.

Лях В. И., Зданевич А. А., Физическая культура., 11 кл., Методическое пособие. Базовый уровень / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под общ. ред. В. И. Ляха. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

На основании разработанных студентом-практикантом документах по физкультурно-спортивной работе учреждения базы практики он по заданию руководителя базы практики или закрепленного за ними методиста практики участвует или самостоятельно организует в установленном количестве входящие в Календарный план физкультурно-спортивные мероприятия.

При участии в проведении физкультурно-спортивного мероприятия студент-практикант должен владеть: знаниями теории, правил соревнования и организации данного мероприятия; выполнять роль (по заданию руководителя базы практики или главного судьи соревнования) одного из судей по программе соревнования, секретаря, судьи –информатора, капитана команды, ответственного за материально-техническую часть и т.п.

При самостоятельном проведении физкультурно-спортивного мероприятия одним студентом или бригадой студентов-практикантов они должны знать и уметь: теорию и правила соревнования проводимых видов состязаний; содержание всех необходимых организационных действия до его проведения: информирование участников, подготовка материально-технической части, подбор и расстановка судейской бригады, подготовка мест проведения состязаний и необходимой документации, правила проведения состязаний по отдельным видам программы или всего мероприятия в целом, открытия и закрытия состязаний, составления отчетной документации по его проведения.

По окончании мероприятия проводится методический разбор участия студентов-практикантов в порученной ему роли с определением всех необходимых составляющих его подготовки по данному разделу работы в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа студентов-практикантов включает в себя изучение основной и дополнительной литературы, выполнение заданий по разработке планирующей и отчетной документации, консультаций с методистом и руководителем практики по интересующим его вопросам, подготовку к защите содержания и уровня своей работы в процессе производственной практики.

3.7. Методика разработки и оформления отчетной документации по практике

За период производственной педагогической практики студент обязан в соответствии с имеющимся графиком выполнения всех видов работ подготовить и представить методисту не позднее, чем за неделю до ее окончания, отчетную документацию в рукописном варианте .

1. Титульный лист отчетной документации по установленной форме. 2. Индивидуальный план-график работы на период прохождения практики с отметкой методиста или руководителя о выполнении видов работ. 3. Расписание занятий в ФОГ или ТГ. 3. Ведомость оценок по видам работ за каждую неделю. 4. Ведомость оценок за составление конспектов и самостоятельное проведение занятий. 5. Ведомость оценок за подготовку и проведение физкультурно-оздо-ровительных и спортивно-массовых мероприятий. 6. Годовой план-график распределения учебного материала в ФОГ или ТГ. 7. Поурочный план-график распределения учебного материала в ФОГ или ТГ на период практики. 8. Планы-конспекты проведения практических занятий в ФОГ или ТГ (один из них контрольный). 9. План работы физкультурно-оздоровительной организации на год. 10. Календарный план физкультурно-оздоровительных, туристских и спортивно-массовых мероприятий на год. 10. Положение о проведении физкультурно-оздоровительного мероприятия в учреждении практики. 11. План подготовки физкультурно-спортивного мероприятия. 12. План-сценарий проведения физкультурно-оздоровительного или туристского мероприятия. 13. Дневник самоконтроля одного занимающегося в ФОГ или ТГ (только для студентов ДО). 14. Дневник практиканта с подробным описанием всех видов работ за каждый день практики. 15. Отчет студента о практике с конкретными выводами и предложениями (документы 11-19 ).

4. Учебно-методическая литература

Основная:

ОМФОР

1. УМК по курсу «Организация и методика физкультурно-оздоровительной работы» (электронный ресурс).- Сайт ВГУ, 2014 г.

2. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений/ И.С.Барчуков И.С.; под общ. ред. Н.Н.Маликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. -102 с.

2. Вилькин, Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: учеб-е пособ-е для ин-тов физ. культуры /Я.Р. Вилькин, Т.М. Каневец. –М.: Физкультура и спорт, 1985. – С. 48-138.

3. Кривцун, В.П. Теория оздоровительной физической культуры: курс лекций /В.П. Кривцун, Л.Н. Кривцун-Левшина. -Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М.Машерова, 2007. - 171 с.

4. Кривцун, В.П. Оздоровительная ходьба и бег как эффективные средства оздоровления: Учебно-метод. пособие/В.П. Кривцун, Д.Э. Шкирьянов.-Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – 84 с.

5. Кривцун, В.П. Методические основы физкультурно-оздоровительных занятий: Курс лекций/В.П.Кривцун, Л.Н. Кривцун-Левшина.- Витебск: ВГУ имени П.М.Машерова, 2014.- 48 с.

6. Теоретические основы оздоровительной физической культуры: учебное пособие/авторы.-состав. Л.Н.Кривцун-Левшина, В.П.Кривцун.-Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М..Машерова, 2004.- 101 с.

7. Теория и методика физического воспитания: пособие/ А.Г.Фурманов, М.М.Круталевич, Л.И.Кузьмина; под общ.ред. А. Г. Фурманова, А.Г.Крутале-

вича.- Минск: БГПУ, 2014.- С. 1-92,254-266, 341-380.

8. Теория и методика физической культуры: учебник/Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина.-М.: Советский спорт, 2003.- С. 5-16, 295-311.

9. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: учеб. для студентов вузов/А.Г.Фурманов, М.Б. Юспа. - Мн.: Тесей, 2003.- 528 с.

Туризм:

1. Вяткин, Л. А. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Физическая культура" / Л. А. Вяткин, Е. В. Сидорчук. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2009. - 208 с.

2.Гулидин, П. К. Основы подготовки, организации и проведения спортивных и оздоровительных туристских походов / П. К. Гулидин, В. П. Виноградов, А. Н. Вавилонский; М-во спорта и туризма РБ, Гос. учреждение "Витебский обл. учеб.-метод центр физ. воспитания населения". - Витебск: ВГТУ, 2006. - 58 с. : ил. - Библиогр.: с. 57.

3.Курилова, В. И. Туризм: [по спец. N 2114 "Физ. воспитание" и N 2115 "Нач. воен. обучение и физ. воспитание"] / В. И. Курилова. - Москва: Просвещение, 1988. - 224 с.

Лыжный спорт:

1. Триченков, В. А.Техника лыжных ходов. Анализ техники и методика обучения классическим лыжным ходам: методические рекомендации /В. А. Триченков, О. В. Могильникова; М-во образования РБ, УО "Могилевский гос. ун-т им. А. А. Кулешова". - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2006. - 42 с. :

2. Лыжная подготовка и методика преподавания: методические рекомендации / [сост.: В. И. Шопин, В. М. Киселев]; М-во образования РБ, УО "БГПУ им. М. Танка". - Минск: БГПУ, 2007. - 34 с.

Плавание:

1 . Викулов А.Д. Плавание: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.Д.Викулов. - М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2003. - 268 с.

2. Организация и методика проведения занятий по плаванию в оздоровительных лагерях: Методические рекомендации /Сост.:В.Г. Шпак, Е.Н. Толочко, Т.В. Толочко. Витебск: Изд-во УО «ВГУ им.П.М. Машерова», 2005.- 34 с.

3. Методика обучения технике спортивных и прикладных способов плавания: Методические рекомендации /сост. Е.Н. Толочко, Т.В. Толочко, О.Е. Толочко. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2004. – 35 с.

Легкая атлетика:

1. Легкая атлетика: учеб.для ин-тов физ. культ./Под ред. Н.Г.Озолина, В.Н.Воронкина, Ю.Н.Примакова – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 671 с.

2. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям: уч. пособие для ин-тов физ. культ. и ф-тов физ. воспит./Под общ. ред. М.П. Кривоносова, Т.П. Юшкевича – Минск: Высш. школа, 1986. – 312 с.

3. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике / Сост. В.И. Ляхов. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 336 с.

Атлетизм:

1. Барков В.А. Атлетизм для всех. – Минск: Полымя, 1993. - 153 с.

2. Иванова О.А. Формула красоты. М.: Советский спорт, 1984. - 199 с.

Дополнительная:

ОМФОР:

2. Баранов, В.М. Занятия в группах здоровья/ В.М.Баранов. – Киев: «Здоровье», 1983.– 110 с.

3. Гусалов, А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа/ А.Х Гусалов.-М.: Физкультура и спорт, 1987.- 75 с.

4. Дащинский А.К. Методы оценки уровня здоровья и эффективности физкультурно-оздоровительных занятий лиц зрелого возраста: Методическое пособие /А.К. Дащинский.–Минск, 1999.- 65 с.

5. Казьмин, В.Д.Дыхательная гимнастика/ В.Д. Казьмин. Рос-тов н/Д: «Феникс», 2000.- 80 с.

6. Купер, К. Аэробика для хорошего настроения и самочувствия/К.Купер,1994.–М.:ФиС.- 105 с.

7. Медицинское обеспечение оздоровительной физической культуры: Методическое пособие/ сост. Е.А.Лисицкий, Г.А.Боник.– Минск: ИВЦ Минфина, 2007.- 105 с.

8. Пирогова, Е.А. Принципы программирования оздоровительной физической тренировки для мужчин 40-49 лет/Е.А. Пирогова, Л.Я.Иващенко, С.А. Душанин и др.–Киев,1981.- 206 с.

9. Сидельникова, В.И. Самоконтроль и здоровье /В.И. Сидельникова,В.М.Лифшиц. 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Питер, 2004.- 95 с.

Туризм:

1. Кодыш, Э. Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм / Э. Н. Кодыш. – М.: Физкультура и спорт, 1990. - 175 с.

2. Стародубцева, С. Г. Ориентирование (на занятиях по туризму): Методические рекомендации для студ. факультета физ. воспитания/С. Г. Стародубцева; М-во образования РБ, УО "Могилевский гос. ун-т им. А. А. Кулешова". - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2008. - 35 с.

Лыжный спорт:

1. Копс, К. К. Упражнения и игры лыжника/ К. К. Копс. – М.: Физкультура и спорт, 1969. - 102 с.

2. Правила соревнований по лыжному спорту – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 25 с.

3. Шестакова Т.Н. Здоровье и лыжи / Т.Н.Шестакова.- Мн.; Полымя,

Плавание:

1. Короп, Ю.А. Обучение детей плаванию / Ю.А.Короп, С.Ф.Цвек. – Киев: Рад. Школа, 1985. - 90 с.

2 . Кубышкин, В.И. Учите школьников плавать: Книга для учителя/ В.И. Кубышкин. – М.: Просвещение, 1988. – 112 с.

3. Хазе, И. Игры в воде и под водой. Пер. с нем./ И. Хазе – Минск: Беларусь, 1981. - 63 с.

Легкая атлетика:

1. Попов, В.Б. Легкая атлетика: методические приемы совершенствования в технике соревновательных упражнений/В.Б. Попов //Физическая культура в школе. – 2002. – N3. – С. 52–56.

2. Легкая атлетика: учеб. для студ. по спец. «Физ. культура и спорт» учреждений, обеспечивающих получение высш. образования/под общ. ред. М.Е. Кобринского, Т.П. Юшкевича, А.Н. Конникова; Бел. гос. ун-т физ. культуры.– Минск: Тесей, 2005. – 335 с.

Атлетизм:

1. Петров, В.К. Атлетическая гимнастика для женщин/В.К. Петров.- М.: Советский спорт, 1984. - 62 с.

2. Юровский, С.Ю. Атлетизм дома/С.Ю.Юровский. – М.: Советский спорт, 1989. - 48 с

Министерство образования и науки Украины

Донецкий Университет Экономики и Права

Юридический Факультет

Реферат

По физической культуре

На тему: “Методика организации физкультурно-спортивных соревнований в ВУЗах ”.

Подготовила

студентка 3 курса ПО-2

Яровая Ирина

Преподаватель Клочков А.В.

Донецк – 2010 г.

План

Введение

1. Организация и проведение спортивных соревнований.

1.1. Сущность спортивных соревнований.

1.2. Основные вопросы организации спортивных соревнований.

2. Массовые оздоровительные, физкультурные, спор­тивные соревнования.

4. Планирование и организационные формы.

5. Всемирные студенческие спортивные игры (универсиады).

6. Основные особенности в спорте и физическом воспитании.

Заключение

Список литературы

Введение

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека. Это наиболее ярко выражается в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, не предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах.

1. Организация и проведение спортивных соревнований.

1.1 Сущность спортивных соревнований.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

1.2. Основные вопросы организации спортивных соревнований.

Функции преподавателей физической культуры и спорта, организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей.

Одной из важнейших функций преподавателей физкультуры и спорта является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях. Прежде чем допускать студентов к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться. Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего, относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется в отдельности. Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки студентов.

Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно-методического характера – это составление положения о соревнованиях.

Если соревнования носят командный или лично-командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной. Например, в лыжных гонках командное первенство определяется по сумме времени, или сумме мест, или сумме очков, полученных так называемыми зачетными участниками.

Для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения. В некоторых видах спорта в начале или в ходе соревнований по разрешению главного судьи могут быть сделаны перезаявки, т.е. вместо одного участника может быть выставлен другой и т.п. На основании поданных заявок составляются протоколы соревнований.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом, школа назначает врача и другой медицинский персонал.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа преподавателей физической культуры. Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников, он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

2. Массовые оздоровительные, физкультурные, спор­тивные соревнования.

Массовая оздоровительная, физкультурная и спор­тивная работа является важной формой физического воспита­ния студентов, составной частью всей политико-воспитательной и культурно-массовой работы, осуществляемой в ВУЗе.

Планирование, организацию и проведение этой работы осуществляет спортивный клуб, который является первичным коллективом физической культуры - основным звеном физ­культурного движения.

Практическую и методическую помощь спортивному клубу оказывает кафедра физического воспитания. Профсо­юзная организация принимает активное участие в организа­ции и проведении массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Спортивный клуб является общественной организаци­ей, его работа проводится на основе широкой творческой инициативы, коллегиальности руководства и вы­борности руководящих органов, отчетности их перед членами спортивного клуба. Основой деятельности спортивного клуба является широкая самодеятельность, самоуправление и само­обслуживание его членов с привлечением к работе студенче­ского спортивного актива.

Обязанности спортивного клуба:

    проводить работу по планированию развития физи­ческой культуры и спорта в ВУЗе;

    организовывать систематические занятия студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников физической культуры и спортом в факультетских командах, секциях по различным видам спорта, в группах здоровья и т.д.;

    обеспечить повышение уровня спортивного ма­стерства спортсменов, подготовку спортсменов - разрядников;

    участвовать в проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятиях ВУЗа (спартакиад, спортивных праздников, агитационных пробегов, эстафет, спортивных со­ревнований и др.);

    организовывать спортивно-массовую работу в студен­ческих общежитиях;

    проводить подготовку и обеспечивать участие сбор­ных команд ВУЗа и отдельных спортсменов в соревнованиях, проводимых вышестоящими организациями (первенство райо­на, области, государства).

Конкретные направления и организационные формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий зависит от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, тра­диции ВУЗа и других условий. Можно выделить гигиениче­ское, оздоровительно-рекреативное, восстановительное, обще­подготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, лечебное направление.

Гигиеническое направление предполагает использова­ние средств физической культуры для восстановления работо­способности и укрепления здоровья, как в условиях общежи­тии, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закали­вающих процедур, правильного режима труда, отдыха и пита­ния в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.

Оздоровительно-рекреативное направление предусмат­ривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях после рабочего восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого на­правления относятся туристические походы, экскурсии, по­движные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базах студенческих общежитий, в домах от­дыха, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебной практики и т.д.

Общеподготовительное направление обеспечивает все­стороннюю физическую подготовку и поддержание ее на дол­гое время на определенном уровне. Средствами подготовки по этому направлению являются: утренняя гигиеническая гим­настика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм и другие виды упражнений. Для планомерной работы по этому направлению организуются специальные секции, проводят спортивные соревнования.

Спортивное направление - специализированные систе­матические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спор­тивного клуба или индивидуально, участие в спортивных со­ревнованиях с целью повышения или сохранения определен­ного уровня спортивного мастерства.

Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта для подготовки к работе по избранной специальности с учетом осо­бенностей получаемой профессии.

Лечебное направление предполагает использование физических упражнений, закаливающих факторов и гигиени­ческих мероприятий в системе лечебных мер по восстановле­нию здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Средствами этого направления являются: рациональный ре­жим жизнедеятельности, естественные факторы природы, за­каливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. При­менение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контро­лем и строгим учетом индивидуальных особенностей зани­мающихся.

Содержание Введение 1. Общая характеристика профессионально прикладной подготовки 2. Организация и методика проведения профессионально прикладной физической подготовки 3. Методика самостоятельного освоения отдельными элементами профессионально прикладной подготовки Заключение

Введение Отношение студентов к физической культуре и спорту является одной из актуальных социально педагогических проблем. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции как личностно значимая и как общественно необходимая. Следует признать, что физкультурно спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями далеко недостаточно. Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие мотивы включения студентов в физкультурно спортивную деятельность.

К объективным факторам относятся: состояние спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска и др. Как свидетельствует статистика, физкультурно спортивная деятельность пока еще не стала для студентов вузов потребностью, не превратилась в интерес личности.

1 Общая характеристика профессионально-прикладной подготовки Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально прикладной физической подготовке. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.

Важной частью физического воспитания взрослого населения является ППФП к трудовой деятельности. Это специализированный вид физического воспитания направленный на формирование и поддержание необходимого уровня физической подготовленности применительно к требованиям определенной (конкретной) профессии. ППФП содействует успешному становлению и развитию личности. профессиональному

Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются: а) характер, объем поступающей информации и условия ее восприятия работниками в процессе труда б) характер основных рабочих движений в) особые внешние условия профессиональной деятельности.

Эти факторы обуславливают следующие задачи ППФП: 1. Развитие ведущих для данной профессии физических качеств; 2. Воспитание профессионально важных для данной профессии психических качеств; 3. Формирование и совершенствование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями данной профессии; 4. Сообщение специальных знаний для успешного освоения практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в профессиональной деятельности; 5. Выработка функциональной устойчивости к специфическим условиям трудовой деятельности.

Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность. Известно, что результативность многих видов профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью.

Средствами ППФП выступают физические упраж нения, соответствующие особенностям конкретной профессиональной деятельности и имеющие значи тельные реимущества в сравнении с п трудовыми дви жениями. Подбор средств и методов ППФП практически неогра ничен, то позволяет применять оптимальные ч нагрузки, дозировать их с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и достигать большего, чем при труде, тренировочного эффекта.

Средства ППФП распределяются по их направленности: развитие профессионально способностей; важных физических воспитание волевых и других психических качеств; формирование и совершенствование профессио нально прикладных умений и навыков; повышение устойчивости организма к неблагопри ятным воздействиям внешней среды.

В практике ППФП широко применяются упражнения профессионально прикладной гимнастики (упражнения без предметов и с предметами, . на гимнастической стен ке, скамейке, лестнице, канатах, шестах, бревне и др.) и таких массовых видов спорта, как легкая атлетика, лыж ный спорт, плавание, спортивные игры и другие; туризм; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий и пр.

Формы занятий ППФП могут быть разнообразными: занятия в группах ППФП; профилированные спортивные занятия; занятия спортивно прикладными видами спорта; спортивно прикладные соревнования.

С накоплением положительного практического опыта и научно исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль физической культуры профессионально прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования воспитания подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФП).

Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами: время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.

Сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально прикладной физической культуры, включая ППФП;

В настоящее время ППФП студентов к высокопроизводительному труду в различных сферах народного хозяйства осуществляется в вузах страны последующим основным направлениям: овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта; акцентированное воспитание отдельных физических и специальных качеств, особо необходимых для высокопроизводительного труда в определенной профессии; приобретение прикладных знаний (знаний и умений применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся условий труда, быта и возрастных особенностей и др.).

Первое из направлений связано с проблемой обучения движениям, второе с воспитанием физических (двигательных) и специальных качеств, третье с приобретением прикладных знаний по использованию средств физической культуры в режиме труда и отдыха, а также с проблемой подготовки общественных физкультурных кадров для производства. Указанные направления имеют достаточно глубокое научно методическое обоснование в советской теории и методике физического воспитания и изложены в специальной литературе.

При разработке ППФП студентов конкретной профессии общие положения ППФП, выявленные для группы схожих профессий путем проведения социологических исследований, должны дополняться более углубленными психофизиологическими исследованиями на рабочих местах с применением методик, используемых в физиологии, психологии, гигиене труда и спортивной тренировке. Такие исследования должны носить перманентный характер, обеспечивающий накопление научного материала с учетом тех постоянных изменений, которые происходят во всех отраслях народного хозяйства под влиянием научно технической революции.

2 Организация и методика проведения профессиональноприкладных соревнований Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью, которой является установление общественно значимых и личных результатов.

Основные вопросы организации спортивных соревнований. Функции организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей. Одной из важнейших функций является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях.

К мерам организационно методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется для мужчин и женщин (если последние в них участвуют) и для каждой возрастной группы в отдельности.

Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним, облегчает организацию тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно.

Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки. Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно методического характера – это составление положения о соревнованиях. В нем указывается: 1. Название соревнований. 2. Сроки. 3. Место проведения. 4. Задачи данного соревнования. 5. Программа и порядок проведения по дням. 6. Состав участников. 7. Система зачета (определения победителей) 8. Форма награждения.

Если соревнования носят командный или лично командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной. Например, в лыжных гонках командное первенство определяется по сумме времени, или сумме мест, или сумме очков, полученных так называемыми зачетными участниками. Для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа одной или нескольких организаций Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т. п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть прежде всего безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

Соревнования - важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте. Спортивное достижение - это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах. .

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение - это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт» . Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям. Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.

Спортивное движение в нашей стране и во всем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.

Основными целями и задачами Соревнований являются: популяризация и пропаганды спорта и физической культуры как важного средства укрепления здоровья граждан Республики Беларусь; приобщение граждан к здоровому образу жизни (популяризация и пропаганда здорового образа жизни), повышения эффективности физического воспитания населения; привлечение граждан к занятиям спортом, физической культурой, боевыми искусствами, восточными и спортивными единоборствами;

организация досуга граждан путем привлечения их к занятиям спортом и физической культурой; повышение морального и профессионального уровня занимающихся боевыми искусствами, восточными и спортивными единоборствами; популяризация спортивного движения в Республике Беларусь; укрепление дружеских отношений с представителями различных клубов и направлений;

3 Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки Профессионально-прикладная физическая подготовка это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Методика подбора средств профессионально-прикладной физической подготовки. В практике ППФП большое распространение получили занятия профилированными видами спорта: Виды спорта на выносливость: бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание, туризм, велоспорт, гребля, конькобежный спорт. Виды спорта, требующие сложной сенсомоторной координации: баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби, теннис, хоккей, футбол, все виды борьбы, бокс.

Виды спорта, требующие развития координации движений: спортивная гимнастика, прыжки в воду, батут, акробатика и др. Виды спорта на координацию движений и выносливость: альпинизм, спортивное скалолазание, горный туризм. Виды спорта, требующие напряженной нервной деятельности: стрельба пулевая, из лука, шахматы. Виды спорта с управлением радиотехническими системами: радиопеленгование, многоборье радистов. Многофункциональные виды спорта: многоборье, десятиборье, семиборье и др.

Способность дозировать силовые напряжения: Броски мячей, прыжки, ведение мячей, игры в волейбол, бадминтон, настольный теннис. Формирование общей выносливости: кросс, быстрая/спортивная ходьба, гребля. Статическая выносливость и устойчивость к гиподинамии развиваются в процессе выполнения: ходьба, бег, лыжи, метание диска, ядер, равновесие, мосты, стойки.

Формы самостоятельных занятий: Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) Упражнения в течение учебного (рабочего) дня Самостоятельные тренировочные занятия

Дополнительно применяются: специализированная утренняя зарядка (с включением отдельных приклад ных упражнений), туристские походы по установлен ным маршрутам с выполнением учебных заданий, лыжные переходы, массовые заплывы, лодочные (шлю почные) походы и др.



Понравилось? Лайкни нас на Facebook